Школьная программа

Бондарева Анна Николаевна

Современная концепция коррекционно-развивающего воспитания и обучения предполагает разработку технологии психолого-педагогического сопровождения детей в условиях специального школьного образовательного учреждения и оценки ее эффективности на разных этапах работы с ребенком. Для реализации поставленных в "Образовательной программе" задач необходимо осуществлять диагностико-мониторинговую деятельность школы в трёх направлениях:  диагностика, контроль,мониторинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

     

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

естественно-математического цикла

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «26» августа 2015  г. № 1

Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «27» августа 2015 г. № 1

Утверждено

решением педагогического

совета

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «28» августа 2015г. № 1

Введено в действие приказом директора школы от «02»  сентября 2015 г.         № 01-02-95

Программа коррекционно-развивающей

работы педагога-психолога

                             

  Составила:     Бондарева А.Н,

               Педагог-психолог

             

                                               КУРСК – 2015

ЦЕЛЬ: способствовать психологическому развитию обучающихся школы, их адаптации  в обществе.

ЗАДАЧИ:

-  развитие когнитивной сферы обучающихся;

-развитие эмоционально- волевой  сферы обучающихся;

- развитие поведенческой сферы обучающихся;

-  повышение  интереса обучающихся к себе и окружающей действительности;

- формирование положительного образа школы,  положительного отношения учебному процессу, познанию;

- развитие навыков межличностного взаимодействия;

- преодоление трудностей, связанных с учебным процессом.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Главная задача любой школы – дать ребенку знания и адаптировать к жизни в обществе. Ребенку нужно  понять, что он часть социума,  научиться в нем жить и взаимодействовать с ним. Но в то же время, нельзя забывать, что каждый ребенок это индивидуальность, подрастающая личность, необходимо учитывать его темперамент и характерные особенности. «Выращивая » ребенку в обществе, нужно «выращивать» его и как отдельную личность. Слепая комформность- победа социума над личностью (исследования Аша). А социум и личность должны гармонично сосуществовать, а главное разумно.

Коррекционный тип школ отличается от школ общеобразовательного типа, так как рассчитан на детей с особыми потребностями. Им нужно особое внимание, особый подход, постоянное наблюдение специалистов, в том числе психолога.

Но одним наблюдением ничего не изменишь, необходима помощь, конкретная , конкретная по отношению  к каждому ребенку. Тут задействован принцип индивидуального подхода, один из основных в коррекционном типе учебного заведения.

Психологу необходимо не только диагностировать каждого ребенка, работать с ним, но и обеспечить вокруг него комплексный круг, в который будут входить как педагоги, работающие с  детьми, другие специалисты школы, так и семья- родители.

  И только в комплексе и активном сотрудничестве заключается секрет успеха!

Участники программы:

-обучающиеся школы;

- учителя школы;

- специалисты школы;

-родители.

Принципы работы

- индивидуальный подход;

 - принцип гуманности;

 -принцип развития;

 - принцип комплексного воздействия и взаимодействия

Методы и формы работы:

- игротерапия;

- сказкотерапия;

-использование проективных методик;

-арт- терапия;

- релаксация.

Основные виды деятельности:

№ П\П

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

1.

Индивидуальные и групповые беседы с учащимися:

-«Самочувствие  в школе» (0-1кл.);

-« Я и моя  семья» (2-4кл);

-«Мои ценности» (5-6 кл);

- «Тревожность» (4-7 кл.);

-«Курение и его последствия» (5-9кл);

-«Моя  будущая профессия» (9кл.);

-«Здоровый образ жизни» (5-9кл);

-«Наркомания – жизненный тупик» (8-9кл).

В течение года

Формирование  позиции по определенным вопросам , ознакомление с некоторыми основными понятиями, формирование тенденции  к лучшему пониманию детей со стороны их родителей и учителей, нахождение ответов на актуальные вопросы, связанные с личностью ребенка и его пребыванием в школе.

2.

Работа с родителями учащихся по психологической тематике:

-«Адаптация к школе» (0-1кл);

-«Адаптация к изменяющимся школьным условиям» (5 кл.);

-«Взаимоотношения в семье и их влияние на становление ребенка как личности» (2-5кл);

-«Снижение уровня тревожности» (4-9 кл);

- «Помощь в подготовке к  экзаменам» (9 кл)

В течение года

3.

Психологические проблемные семинары для учителей и воспитателей ГПД:

     -«Авторитет»;

-«Здоровье ученика, как педагогическая проблема»;

-«Как помочь первоклассникам?»;

-«Как помочь пятиклассникам?»;

-«Работа с проблемными  детьми»;

«Развитие эффективного стиля общения».

Сентябрь-Ноябрь

   

Декабрь  

Февраль  

Март  

Апрель          

ПСИХОДИАГНОСТИКА

1.

Диагностирование психических особенностей первоклассников и пятиклассников с целью изучения их адаптации.

Сентябрь-Ноябрь

Результаты диагностики способствуют выявлению проблемных сторон в личности ребенка и являются отправной точкой для групповой и индивидуальной работы с ними.

2.

Диагностирование учащихся первого класса, с целью изучения протекания психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и т.д.

Сентябрь-Декабрь

3.

Диагностирование учащихся с глубокими нарушениями умственного развития, с целью изучения протекания психических процессов .

В течение года

4.

Определение предполагаемого круга будущих профессий. (9кл.)

Январь

5.

Выявление межличностных отношений (2-9 кл.)

Октябрь

Февраль

 

6.

Выявления уровня самооценки учащихся (2-9 кл.)

Октябрь

Март

7.

Оценка уровня тревожности у учащихся 4-х,

5-х, 9-х классов.

Апрель

8.

Выявление нарушений эмоционально-волевой сферы учащихся (0-9 кл.)

В течение года

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

1.

Систематические коррекционные занятия с группой детей 1-2, 5 классов.

В течение года

2.

Коррекционные занятия индивидуально и с группой детей, склонных к агрессии.

В течение года

3.

Коррекционные занятия индивидуально и с группой детей с повышенным уровнем тревожности.

В течение года

4.

Психологическая работа по созданию благоприятного микроклимата в детском коллективе.

В течение года

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

1.

Консультирование педагогов по вопросам индивидуального плана, касающегося обучения и воспитания учащихся.

В течение года

Помощь обучающимся, педагогам и родителям в сложных ситуациях.

2.

Консультирование родителей учащихся по вопросам семейного воспитания.

В течение года

3.

Индивидуальные консультации учащихся по различным вопросам, касающиеся обучения, межличностных отношений и т.д.

В течение года

Использованная литература:

1. Пиаже Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. — М.: Международная педагогическая академия.

2. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Академия.

3. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера.

4.Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.

5.Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации. М., 2005.