Психологические аспекты обеспечения процесса реализации ФГОС как условие профессионального роста психологических и педагогических кадров

Ямщикова Ольга Александровна

Статья посвящена изучению психологических аспектов обеспечения процесса реализации ФГОС как условие профессионального роста психологических и педагогических кадров.  Модернизация системы школьного образования  обозначила острую необходимость в психолого-педагогической подготовке современного учителя. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации кадров, в целом модернизации системы повышения квалификации является  еще одним из психологических аспектов обеспечения процесса реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические аспекты обеспечения процесса реализации ФГОС как условие профессионального роста психологических и педагогических кадров

Бабич О.И., Баранова О.В., Зубцова О.В., Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А.

Иркутский институт повышения квалификации работников образования

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованная необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире [5].

Федеральные государственные стандарты общего образования, принятые для начальной и основной школы, предъявляют высокие требования к уровню психологической компетентности участников образовательного процесса, ориентируют педагогическое сообщество на реализацию программ, построенных на психологических основаниях. ФГОС требуют консолидации усилий педагогов, психологов и родителей.

Перечислим факторы, обусловливающие необходимость содержательной модернизации системы школьного образования и в этой связи обозначить острую необходимость в психолого-педагогической подготовке современного учителя. Это:

- глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране;

- диверсификация системы школьного образования;

- изменения задач школы и роли учителя (ориентация на социализацию школьников);

- возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников;

- информатизация общества, вследствие чего учитель перестает быть единственным источником информации для школьника, а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику и сознание детей;

- социализация учащихся, происходящая внутри школы и вне ее.

Ряд авторов выделяют объективные противоречия, влияющие на обеспечение готовности образовательных учреждений к переходу на новые стандарты:

- между требованиями к организации и результатам образовательного процесса в условиях введения ФГОС и недостаточным уровнем мотивационно-психологической готовности педагогов, профессиональной компетентности в реализации деятельностного подхода к образовательному процессу;

- между широтой и разноплановостью научно-методического обеспечения ФГОС, представленного разработчиками, и недостаточностью организационных механизмов и условий для освоения документов ФГОС педагогическими и руководящими работниками в традиционном режиме формального обучения (ПК) в ограниченные временные сроки [1], [7].

При переходе к «Новой школе» нужно кардинально изменить сложившуюся систему повышения квалификации, взяв за основу новые стандарты педагогического образования. И в рамках этих стандартов менять систему повышения квалификации.

Вопрос профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, в целом модернизации системы повышения квалификации является  еще одним из психологических аспектов обеспечения процесса реализации ФГОС.

Низкая мотивация учителей на профессиональную переподготовку, освоение современных образовательных технологий связана с отсутствием  независимой системы оценки качества их работы в соответствии с современными требованиями.

В этой связи повышается роль психологической службы образовательных учреждений. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Его деятельность становится конкретной и измеримой, что очень важно. Взаимодополняемость позиций специалистов службы и педагогов, их тесное сотрудничество на всех стадиях, необходимое условие плодотворной работы по введению ФГОС [3].

Для новых стандартов характерно рассмотрение процесса обучения и воспитания учащихся как системы условий, обеспечивающих развитие детей. У детей будут формироваться не только предметные, но и так называемые надпредметные и личностные компетенции.
Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.

Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития. В этой школе должно возникнуть дифференцированное отношение к их способностям, склонностям, интересам, возможностям [2].

Здесь встает вопрос об организации инклюзивных процессов в образовании, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться. У него возникает другая зона ответственности: психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям.

Вместе с учителем психолог должен будет отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге — уровень их социализации. Задачи на первый взгляд непростые, хотя и имеют свое решение. Ведь развитие личности — процесс, связанный с формированием ответственной позиции человека по отношению к своей деятельности, к другим людям, к самому себе. И за это в значительной степени должен отвечать психолог.

Совместно с педагогом и другими взрослыми именно психолог обеспечивает контроль за развитием учащихся, дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.
Занимая одну из ключевых позиций в образовательном учреждении, психолог получает новые обязанности. Он будет отвечать за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня формирования компетенций учащихся. Но это лишь одна сторона вопроса, ведь «Новая школа» — школа для всех, в том числе и для детей с особенностями развития [6].

В этой школе должно возникнуть дифференцированное отношение к их способностям, склонностям, интересам, возможностям. Здесь встает вопрос об организации инклюзивных процессов в образовании, поэтому функционал психолога будет кардинально меняться.

У него возникает другая зона ответственности: психолог отвечает за учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям. Психолог вместе с учителем будет выстраивать индивидуальные образовательные траектории и отслеживать развитие каждого ребенка.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Практика развивающего обучения показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с учителем по анализу условий и результатов развития ученика в реальном учебно-воспитательном процессе. Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку учителей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с учителем в деле организации учебно-воспитательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Однако сейчас психологи исчезают из школы в силу различных изменений в нашем обществе.  Павел Астахов, уполномоченный по правам ребенка в России: «На 48 тысяч школ приходится 16 тысяч психологов. Таким образом, один психолог на 800 школьников». (Данные на февраль 2012 г.)

В.В. Рубцов, ректор МГППУ, директор Психологического института РАО, президент Федерации психологов образования России на всех уровнях поддерживает идею сохранения школьных психологов и укрепления психологической службы в системе образования в целом.

Но не секрет, что психологическая служба в том виде, в каком она существует сейчас, сама нуждается в модернизации и серьезном развитии. В частности В.В.Рубцов считает, что как только руководители системы образования осознают, что «Новой школе» необходимы новые кадры, в частности с высоким уровнем психолого-педагогической подготовки и психолого-педагогическими компетенциями, ситуация начнет меняться к лучшему [4].

Для этого следует принять ряд важных решений. В частности, необходимо ставить вопрос о национальной системе диагностики. Пока ее нет. Сейчас у нас действует ЕГЭ. Вопрос, однако, заключается в том, что ЕГЭ позволяет определять только уровень предметных компетенций учащихся. А как быть с другими компетенциями, в том числе личностными и надпредметными?

Ведь их формирование у детей имеет такое же значение, как и формирование компетенций предметных. Кто и как их будет измерять? Возникает потребность в новой системе оценки образовательных результатов, а, следовательно, в новом психологе, который будет владеть необходимыми технологиями этой оценки. Сейчас, к сожалению, квалификация многих специалистов не соответствует новым требованиям.

Литература

  1. Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2011.-№10.-С.38-40.
  2. Гайдукова В.М. Новые стандарты и принцип психологической комфортности: Размышления учителя о подготовке педагогов  к реализации новых стандартов.//Методист.- 2011.-№3.-С45.-47.
  3. Губанова Е.В., Веревко С.А.Новый стандарт: результаты, инновации, риски.//Народное образование.-2011.-№5.-С.25-31.
  4. Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Вестник практической психологии образования. 2010. №2. – C. 19-24
  5. Сабельникова С.И.Подготовка педагогического коллектива к работе по новому стандарту.//Управление начальной школой.-2011.-№1.-С.7-10.-(Новый образовательный стандарт в действии).
  6. Терентьева С.Т.Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования.// Вестник образования.-2011.-№11.-С.29-32.
  7. Умеренный оптимизм: результаты мониторинга готовности учреждений начального и среднего профессионального образования к ведению стандартов нового поколения.// Сибирский учитель.-2011.-№1.-С.52-59.
  8. Усольцева И.В.Некоторые аспекты  организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных стандартов.//Инновационные проекты и программы в образовании.-2011.-№2.-С.22-26.