"Проблема насилия в жизни ребенка"

Лучкова Татьяна Алексеевна

Занятие с элементами тренинга для младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_nasiliya_v_zhizni_rebenka.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

.

Проблема насилия в жизни ребенка

Занятие с элементами тренинга для младших школьников

 

Цель: предупреждение насильственного поведения младших школьников и выработка конструктивных форм поведения в ситуациях, связанных с насилием.

Вводная часть

- Сегодня мы с вами будем говорить о правах.

- Какие права есть у человека?

- Где вы с ними познакомились?

Основная часть.

- Совершенно верно. Мы их узнали в школе, родители нам говорят, от своих старших друзей, из телепередач. Наши любимые мультфильмы тоже нам рассказывают о наших правах. Давайте посмотрим нарезку из мультфильмов и еще раз вспомним наши права.

  • Просмотр мультфильма «Права ребенка»

Работа в группах: каждая группа за 3 мин. должна записать на листочке, какие права они уже знают. Затем каждая группа поочередно называет по одному праву. Задача каждой группы как можно дольше оставаться в игре.

- Всегда ли соблюдаются права людей?

- Кем чаще всего они нарушаются? Почему?

- Что чувствует человек, когда его права нарушаются?

Практическое задание.

  • Чтение сказки

Пересказ сказки В.Г. Капустина «Медвежонок и тот, кто живет в речке»

Ясным солнечным днем шел по лесу медвежонок. Шел и пел веселую песенку.

Удивлялись звери, спрашивали друг у друга, куда это идет Медвежонок один, без мамы? Никто не знал. А шел медвежонок далеко, за речку. Там на большой поляне росли красивые яркие цветы.

Сегодня у его мамы был день рождения, и Медвежонок хотел нарвать ей большой букет.

Шел да шел Медвежонок, пока не встретил дедушку Ежа. Поздоровался.

- Куда ты идешь один, малыш? - спросил Еж.

Медвежонок рассказал Ежу все и пошел дальше.

В тени под кустом лежал Заяц. Медвежонок не заметил его и нечаянно наступил на него. От неожиданности тот подскочил как ужаленный.

- Ты кого испугался? - спросил Заяц.

- Я не испугался, - схитрил Медвежонок. - Я споткнулся. - И рассказал Зайцу, куда и зачем идет.

- А ты не боишься того, кто в речке живет? - удивился Заяц.

Медвежонок не знал, кто в речке живет, но ответил храбро:

- Не-ет, не боюсь.

Пришел Медвежонок на берег реки, заглянул в воду и увидел того, кто в речке живет. Испугался, но виду не подал, а скорчил ему страшную рожу.

Тот, в свою очередь, тоже скорчил рожу. И она была такая страшная, что Медвежонок не выдержал и пустился наутек.

Он бежал быстро, не оглядывался. Снова наступил на Зайца.

- Ты возьми большую палку и покажи ему, что у тебя есть большая палка, - посоветовал Заяц.

Медвежонок так и сделал.

Но у того, кто в речке живет, тоже была палка. Медвежонок замахнулся своей палкой. Тот, кто в речке живет, погрозил ему своей. И маленькому Медвежонку стало так страшно, что он помчался в лес, не разбирая дороги.

Остановился он, увидев Ежа. Сел и заплакал:

- Я боюсь того, кто в речке живет, и не могу перейти через речку на поляну. Я не нарву цветов маме.

- А ты пойди и улыбнись тому, кто в речке живет. Только улыбнись и все, - сказал Еж.

И снова Медвежонок пошел к реке. Здесь он наклонился и робко, приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.

И тот улыбнулся Медвежонку приветливо и ласково.

- Ура! - закричал Медвежонок. - Теперь мы будем с ним дружить! - и обрадованный перешел на другую сторону реки. Медвежонок возвращался домой с большим букетов цветов, пел веселую песенку.

- Он совсем не плохой, тот, кто в речке живет! - сказал Медвежонок Ежу. Помолчал немножко и спросил:

- Дедушка Еж, а кто живет в речке?

Еж рассмеялся.

- Ладно, я спрошу у мамы, - сказал Медвежонок.

  • Упражнение «Отражение в воде»

Упражнение выполняется в парах.

Учитель. Один из вас будет медвежонком, другой - тем, кто живет в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

а) Медвежонок скорчил страшную рожицу.
б) Медвежонок замахнулся своей палкой.
в) Медвежонок приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.

        Заполнение таблицы после выполнение каждой роли.

Медвежонок

Отражение

Вам понравилось?

Что Вы почувствовали?

Что хотелось сделать?

Дети рассказывают о своих чувствах, что они ощущали, будучи в разных ролях.

- Что необходимо делать, что бы ваши права никто не нарушал?

Психолог: Существует ряд документов, защищают права ребенка и дают ему гарантии:

  • Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года)

  • Конвенция о Правах Ребёнка (принята Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года)
  • «Люблянские обязательства по незамедлительным действиям в связи с насилием в отношении детей» (подписано 27 мая 2005г.)

  • Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей» (приняты Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года)

  • Закон Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия"  (4  декабря 2009 года № 214-IV ЗРК)

  • Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (26 декабря 2011 года).
  • Закон о правах ребенка в Республике Казахстан (8 августа 2002 года)
  • Упражнение: "Кулак". Ученики работают в парах. Задача каждого поочередно сделать так, что бы его партнер разжал кулак.

- Какие способы Вы применяется для защиты себя от насилия? (Дети называют приемы и способы: слова,  улыбку, «заву на помощь», крик, «даю сдачи», сказать «нет» и т.п.)

  • Рассмотрение конструктивных форм поведения в ситуациях, связанных с насилием.

Как сказать «НЕТ» тому, кто тебя донимает:

1)      посмотри прямо в глаза;

2)      скажи спокойно и четко «НЕТ»;

3)      скажи о том, что тебе неприятно (если надо);

4)      при повторении скажи еще раз четко «НЕТ», «Перестань!», «Уходи!»

Как реагировать на отказ (если тебе говорят «НЕТ»)

1)      прекрати свои действия;

2)      спроси, в чем причина отказа;

3)      скажи, что тебе досадно;

4)      спроси о желаниях собеседника или предложи что-нибудь другое.

  • Притча.

Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Они увидели путника, шагающего по дороге, и решили: кто быстрее снимет с него плащ, тот и сильнее. (

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под воротник, сквозил в рукавах, но у него ничего не получалось. Тогда ветер собрал последние силы и дунул на человека сильнейшим порывом, но человек только попу и не застегнул плащ, съежился и зашагал быстрее.

Тогда за дело принялось солнце. «Смотри, - сказало оно метру, - я буду действовать по-другому, ласково». И действительно, солнце стало нежно пригревать путнику спину и руки. Человек расслабился и поставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а Мотом, когда ему стало жарко, то и вовсе снял его.

Вот тик солнце, действуя по-доброму, победило. 

- В чем смысл, идея притчи?

- При помощи добра можно добиться даже трудных целей.

Заключительная часть.

Психолог: если вы в классе будете руководствоваться такие правилами, то у вас не будут нарушены права ни одного человека. И вам в классе всем будет комфортно и приятно, т.к. рядом с вами будут ваши друзья.

  • Игра "Чемодан в дорогу".

- А теперь давайте соберём в дорогу чемодан, что нам необходимо для хороших отношений в классе.