Организационно-правовые основы формирования современной системы принципов, функций, механизмов государственного управления в Российской Федерации

Дмитриева Анастасия Анатольевна

Ознакомление с организационно-правовыми основами формирования современной системы принципов, функций, механизмов государственного управления в Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_statya.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Организационно-правовые основы формирования современной системы принципов, функций, механизмов государственного управления в Российской Федерации

Государственное управление – сложное явление, оказывающее организующее и регулирующее воздействие на общественные отношения
и осуществление государством внутренних и внешних функций. Государственное управление направлено на улучшение качества функционирования сфер государственной и общественной политической жизни общества.

Современное российское государство переполнено рядом проблем экономического, политического, социального характера причина которых заключена в нерациональности и неэффективности управления государством, непрозрачности функционирования различных государственных структур.

Для решения аннулирования этих вопросов требуются глубокие знания о структуре государственного управления, понимание и четкое представление о результатах происходящих изменений в управлении, научные исследования механизмов государства.

Государственное управление в широком смысле слова можно характеризовать как всю деятельность государства по организующему воздействию на общественные отношения.

Государство представляет собой сложную систему органов государственной власти взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Органы государственного управления осуществляют деятельность, направленную на решение основных социально-экономических задач, стоящих перед государством. Осуществляют функции: правоприменения, правотворчества, регулирования, организации, и правозащиты.

Анализ действующего в Российской Федерации законодательства позволяет выделить в качестве самостоятельных следующие виды государственной деятельности:

-        законотворчество;

-        правосудие;

-        управление.

Разберем организационно-правовые основы функций государственного управления.

Реализация функции государства и государственной власти производится в рамках правовых и неправовых форм. К правовым формам осуществления функций государства относят: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность – определяет правила поведения людей в обществе, закрепляет процедуры реализации этих правил, разрешает спорные ситуации в результате общественных отношений.

В свою очередь исполнительно-распорядительная деятельность направлена на реализацию властных государственных распоряжений (правовых актов). Деятельность по реализации государственно-властных предписаний осуществляют исполнительно-распорядительные органы
во главе с Правительством РФ. Органы издают подзаконные правовые акты
по разрешению вопросов управленческого характера.

Правоохранительная деятельность – представляет собой деятельность государственных органов и организаций по охране правопорядка, которая принимает меры по предупреждению и пресечению правонарушений, разрешению спорных ситуаций, затрагивающие права и интересы юридических и физических лиц.

Существует набор методов по реализаций функций государства. Среди них выделяют методы императивного и диспозитивного характера.

Императивные методы осуществляют реализацию государственно-властных предписаний при помощи средств принуждения. Согласно этому методу, субъекты реализуют функции государства по принципу – «разрешено делать то, что разрешено законом».

Диспозитивные методы определяю границы, в рамках которых субъекты участвуют в отношениях по принципу «разрешено все,
что не запрещено законом».

В управленческой системе государства принципы управления подразделяются на общие (социально-правовые) и организационные.

К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер. Они реализуются независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности. Правовым примером общих принципов послужит вторая глава Конституции РФ «О правах и свободах человека и гражданина».

К общим принципам относится: законность, объективность, конкретность, эффективность.

Принцип законности заключается в неуклонном соблюдение
и исполнении всеми субъектами и объектами государственного управления действующих на территории России правовых предписаний.

Содержанием принципа объективности является изучение имевших место закономерностей общественного развития, и на их основе научное определение путей и способов дальнейшего совершенствования процесса государственного управления. Этот принцип противопоставляется субъективизму и волюнтаризму.

Принцип конкретности представляет осуществление государственного управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам
с учетом разнообразных форм проявления действий объективных законов общественного развития на основе достоверной информации об истинном состоянии объекта управления.

Эффективность — суть этого принципа заключается в стремлении
к достижению целей государственного управления с применением минимальных затрат сил, средств и времени.

Сочетание централизации и децентрализации – осуществляет разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов РФ. Реализуется на основе Конституции РФ (ст. 71 и 72), Федеративного договора и иных актов
о разграничении компетенции между указанными субъектами.

Организационные принципы государственного управления определяют систему управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев. К организационным принципам относят прогнозирование, объективность, дифференциация, фиксация функций, научность, рациональность, ответственность, сочетание единоначалия и коллегиальности, линейный принцип, двойного подчинения, единства и централизации. Разберем более подробно каждый из них.

Отраслевой принцип – способствует образованию органов
для реализации деятельности государства.

Территориальный принцип – является основой формирования аппарата государственной власти в соответствии с административно-территориальным делением страны.

Линейный принцип способствует осуществлению руководителями управленческой деятельности на основании возложенных на них полномочий.

Функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей. Функциональная подчиненность состоит в подчинении
в какой-то части деятельности, в рамках определенной функции.

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий
и особенностей субъектов РФ, региональных органов исполнительной власти.

К внутриорганизационным принципам относится: рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности; юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом
и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности; ответственность субъектов исполнительной деятельности
за результаты работы;
 сочетание единоначалия и коллегиальности, выраженное в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами.

Все вышеперечисленные принципы государственного управления имеют свое специфическое место в общем механизме государственного воздействия на общественные отношения.

Механизмы государственного управления, представляющие органы государственного управления осуществляют свою деятельность на основании законов Конституции РФ, федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации представляющие указы
и распоряжения Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, иные законы федеральных органов исполнительной власти. В
 вышеуказанных федеральных нормативных правовых актах определяется порядок ведения тех или иных общественных дел, регламентирован процесс государственного управления.

Судебные органы власти в своей работе руководствуются Конституцией РФ и судебными кодексами (законодательные акт, содержащий систематизированные нормы отрасли судопроизводства). К основным судебным кодексам относят: гражданский кодекс, гражданско-процессуальный кодекс, уголовный кодекс, налоговый кодекс, кодекс
об административных правонарушениях и т.д.

Органы исполнительной власти используют в работе Конституцию РФ, Постановления Правительства, указы и распоряжения Президента,
иные нормативными правовыми актами.

Федеральное собрание относится к законодательной ветви власти, осуществляет разработку, рассмотрение и принятие законопроектов. Правовой основой деятельности Федерального Собрания являются Конституция РФ, законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, регламенты палат Федерального Собрания РФ.

Таким образом мы рассмотрели государство как сложную систему
с взаимосвязанными и взаимодействующими органами государственного управления на основе специфических особенностей принципов, механизмов
и функций государственного управления.