Принципы,функции и механизмы современного государственного и муниципального управления

Дмитриева Анастасия Анатольевна

Научно-исследовательская работа на тему "Принципы, функции и механизмы современного государственного и муниципального управления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabta_dmitrieva_a.a_1.docx114.74 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы исследования системы принципов, функций, механизмов современного государственного управления……………………...5

  1. Характеристика системы принципов, функций, механизмов государственного управления……………………………………………………5
  2. Организационно-правовые основы формирования современной системы принципов, функций, механизмов государственного управления
    в Российской Федерации………………………………………………………...16

Глава 2. Совершенствование системы принципов, функций, механизмов государственного управления в рамках современного этапа административной реформы…………………………………………………………………………..21

2.1        Анализ современных механизмов и оптимизации функций государственного управления в Российской Федерации……………………...21

2.2        Основные направления повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации…………………………………………..27

Заключение……………………………………………………………………….36

Библиографический список……………………………………………………..38


Введение

Государственное управление – сложное явление, оказывающее организующее и регулирующее воздействие на общественные отношения
и осуществление государством внутренних и внешних функций.

Цель государственного управления заключается в улучшении качества функционирования сфер государственной и общественной политической жизни общества.

Актуальность темы работы связана с тем, что современное российское государство переполнено рядом проблем экономического, политического, социального характера причина которых заключена в нерациональности
и неэффективности управления государством, непрозрачности функционирования различных государственных структур, неверным перераспределением ресурсов.

Для решения аннулирования этих вопросов необходимо наличие глубоких знаний о структуре государственного управления, понимания
и четкого представления результатов происходящих изменений в управлении, научного исследования механизмов государства и распределения ресурсов.

Целью курсовой работы является изучение принципов, функций
и механизмов современного государственного и муниципального управления

Цель курсовой работы вызвана необходимостью поставки и решения следующих задач:

1)        Изучить характеристики системы принципов, функций механизмов государственного управления.

2)        Рассмотреть организационно-правовые основы формирования современной системы принципов, функций, механизмов государственного управления в Российской Федерации.

3)        Провести анализ современных механизмов и оптимизации функций государственного управления в Российской Федерации.

4)        Рассмотреть основные направления повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.

Объектом исследования является государственное управление.

Предметом исследования выступают принципы, функции, механизмы современного государственного и муниципального управления.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды российских авторов в области государственного
и муниципального управления в Российской Федерации (
Меньшикова Г. А, Прокофьев С.Е. Кудряшов Л.В и др.), а также Конституция Российской Федерации и законодательные акты Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения
и библиографического списка.


Глава 1. Теоретические основы исследования системы принципов, функций, механизмов современного государственного управления

1.1 Характеристика системы принципов, функций, механизмов государственного управления

В настоящий момент Россия переживает период политических реформ, требующих новых подходов к государственному и муниципальному управлению.

Преступая к рассмотрению характеристики системы принципов, функций, механизмов государственного управления, необходимо дать определение термину государственное управление.

Государственное управление — это практическое, организующее
и регулирующее воздействие государства на общественную жизнь людей, опирающееся на властную силу, в целях ее упорядочения, сохранения
и преобразования.

В государственном управлении управляющее воздействие опирается на государственную власть, распространяется на все общество
и за его пределы в рамках проводимой государством международной политики.

Существует и другое определение понятия государственное управления.

Государственное управление – это социальное, объективное, сложное явление, содержащее в основе функции, принципы, механизмы
и целесообразную структуру.

Функции государства – это основные направления осуществления деятельности, государства, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

Можно выделить внутренние и внешние функции современного государства. К внутренним функциям относят:

- экономическую – выработка стратегии экономического развития страны;

- политическую –обеспечение охраны общества, формой которого выступает государство;

- социальную – определение социальной политики общества
и регулирование общественных отношений;

-нормативно-правовую – принятие нормативны правовых документов, регулирующих общественную жизнь;

-экологическая –регулирование деятельности людей в области охраны окружающей среды.

К внешним функция относят: оборону страны, сотрудничество
с другими странами, поддержание мирового порядка, антитеррористическая функция.

Разберем более детально:

-        функция обороны страны основывается на поддержании необходимого уровня обороноспособности страны, и предназначается
для защиты территориальной целостности страны и суверенитета государства;

-        функция сотрудничества с другими странами направлена
на становление и дальнейшее развитие отношений государства с другими странами;

-        функция поддержания международного порядка – направлена
на урегулирование межгосударственных и межнациональных конфликтов;

-        антитеррористическая функция – действия государства по борьбе с международным терроризмом.

Также по воздействию на общественные отношений функции государственного управления классифицируются на общие и специфические.

Общие функции присутствуют в любом управленческом взаимодействии субъекта и объекта управления. Сюда относят функции прогнозирования, планирования, организации, мотивации и контроля.

Традиционно к общим функциям государственного управления принято относить:

-        общеполитическую – обеспечивает целостность государства, государственных институтов и сохранности общества;

-        социальную – гарантирует обеспечение социальных прав граждан на территории государства;

-        экономическую – обеспечение экономических условий
для производства товаров и услуг;

-        международную – обеспечение государственного суверенитета
и внешней защиты территории.

Специфические функции отражают содержание отдельных отраслей деятельности государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование
и другие.

Государственно-управленческие органы осуществляют деятельность, направленную на решение основных социально-экономических задач, стоящих перед государством. Органы государственного управления осуществляют функции: правоприменения, правотворчества, регулирования, организации, и правозащиты.

Функции государственного управления обуславливаются объективными закономерностями. Содержание каждой из них предопределено стоящими перед государством и государственным управлением целями и спецификой объекта государственного управления
и включает конкретное направление организационно-правового воздействия органа государственного управления на конкретные объекты управления. Основные функции государственного управления — это всеобщие, имеющие специальную направленность, виды взаимодействия между субъектами
и объектами управления, обеспечивающие достижение согласованности
и упорядоченности в сфере государственного управления.

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие:

-        информационное обеспечение деятельности государственных органов, то есть сбор, получение, обработку и анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности;

-        прогнозирование (необходимый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений в государственном управлении)  предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий
или процессов в системе государственном управлении, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа;

-        моделирование — создание системы управления, предназначенной для спланированного управления, решения задач
и достижения поставленных целей;

-        планирование — определение направлений показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций экономических, социально-культурных военных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и многих других.

В процессе реализации функции планирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления разрабатываются федеральные, региональные и комплексные программы, а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и его структуры.

Функция организации представляет формирование системы государственного управления основе установленных принципов и подходов. В узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Организация включает действия
и решения, целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления.

Следующая функция – распорядительство. Осуществляет регулирование управленческих отношений, возникающих при осуществлении полномочий государственных органов, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов.

В узком смысле — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими.

Функция руководства — представляет из себя установление правил
и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов, управляемых объектов.

Координационная функция — согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. При существовании нескольких самостоятельных организационных систем, имеющих собственные сферы деятельности, цели и методы осуществления функций, требуется соединить
их действия, создав орган управления, наделенный организационными полномочиями.

Функция контроля — осуществляет наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий.

Функция регулирования — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права, в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентоспособности, прав и свобод граждан.

Перечень функций государственного регулирования велик. К нему относится:

-        определение правил поведения в конкретной сфере посредством нормативного правового акта;

-        установление конкретных процедур управления таких
как сертификация, лицензирование, налогообложение, осуществление контрольной и координационной деятельности, реализация надведомственных полномочий;

-        формулировка задач и этапов управленческой деятельности.

Содержание государственного регулирования складывается из:

-        установления общих требований в конкретной управленческой сфере экономики, правового регулирования и развития конкретных отраслей;

-        государственной поддержки российских производителей
и потребителей;

-        контроля за выполнением установленных законом требований, положений;

-        координационного управления; реализации надведомственных контрольно-надзорных полномочий.

Функция государственного регулирования все чаще находит свое отражение в федеральных и иных законодательных актах. В управлении промышленностью и хозяйственного строительства уже давно применяется
на практике механизм государственного регулирования, так как он в большей мере способствует созданию благоприятных экономических, организационных и юридических условий для функционирования предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственное регулирование отрицает прямое административное вмешательство органов государственного управления в производственную деятельность предприятий и организаций. Взамен оно использует установление стандартов конкретных управленческих процедур, таких
как налогообложение, введение тарифов, госпошлин, осуществление государственного заказа. Государственное регулирование характеризуется
как непрерывное решение вопросов общественной и государственной жизни государством и его исполнительно - распорядительными органами.

Учет в государственном управлении — это фиксирование
в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию
и функционирование государственного управления. Фиксация информации
о движении материальных ресурсов государственного управления,
о результатах реализации управленческих отношений и полномочий государственных органов, движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом. Учет предназначен
для определения наличного количества каких-либо предметов, документов, фактов; система учета, как правило, включает органы управления
на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях.

Функции управления осуществляются за счет работы государственных органов, которые в профессиональных словарях по-другому называются механизмами управления.

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства, обеспечивающая реализацию принимаемых властных решений. Является важным составляющим государства.

В механизм государства входят: органы государственной власти, административно-чиновничий аппарат, государственные учреждения, судебные органы, армия, полиция, а также принудительные учреждения.
С их помощью государство проводит свою политику и поддерживает определенный политический режим в обществе.

Строение государственного механизма зависит от целей и задач, которые ставит перед собой государство.

Признаком государственного механизма является целостность иерархической системы государственных органов
и учреждений. Целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений.

Первичными структурными элементами являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие.
Для обеспечения государственных властных велений используются методы государственного принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи.

Также при помощи механизма практически осуществляется власть, выполняются функции государства.

В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Различаются формы деятельности государственного аппарата: управленческие и правовые.

Управленческие — не имеют юридического характера и состоят
в выработке научных рекомендаций.

Правовые — это формы, которые имеют правовой юридический характер, по-другому являются обязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.

К основным правовым формам деятельности государства относится: правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная деятельность.

Правотворческая деятельность —это деятельность по подготовке проектов нормативных актов, их принятию и изданию.

Правоисполнительная — это деятельность по реализации юридических норм.

Правоохранительная деятельность — деятельность по контролю
и надзору за соблюдением законов, привлечению виновных лиц
к юридической ответственности.

Принципы организации деятельности государственного аппарата
как механизма государства — это идеи, определяющие основные подходы
к формированию и функционированию государственных органов.

Прежде чем охарактеризовать систему принципов государственного управления, в первую очередь необходимо дать определение принципам управления.

Итак, принципы государственного управления — это, законодательно закрепленные, базовые положения, в соответствии с которыми формируется
и функционирует система государственного и муниципального управления. Принципы условно подразделяются на общие и организационно-технологические.

В общие принципы входят:

-        принцип законности – соответствие органов государственного управления и нормативных правовых актов федеральному законодательству;

-        принцип социальной ориентации – определение людей
как основоположники различных процессов государства;

-        принцип объективности — изучение закономерностей общественного развития и определение путей развития государственного управления;

-        принцип демократизма — нацеливание населения субъекта
на активное участие в принятии решений государственного и муниципального значения: избрание государственных и муниципальных органов власти, разработка программ территориального развития, и т. Д;

-        принцип оптимальности – обеспечение достижения управленческими решениями максимальных целей при минимальных ресурсных затратах.

Организационно-технологические принципы — определяет систему государственного управления и взаимодействия между собой структурных органов государства. К этим принципам относят:

Разделение труда – расчленение деятельности по организации труда
на простейшие операции.

Принцип иерархичности – создание многоступенчатой структуры управления, при которой низшие органы подчинены высшим.

Принцип сочетания централизации и децентрализации — разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов РФ.

Коллегиальность — выработка коллективных решений, основанных
на мнении руководителей различного уровня

Социальный критерий – заключается в ориентировании нравственно-экономических норм.

К организационно-правовым принципам относят: принцип разделения властей, принцип комплементарности, принцип субсидиарности, принцип суверенности, принцип демократизма, принцип гомогенности. Произведем разбор каждого из перечисленных принципов.

Принцип разделения властей предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную, судебную.

Законодательная власть РФ – власть, имеющая верховный характер, определяющая правовую базу государственной и общественной жизни. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание, представленное в виде Совета Федерации и Государственной думы, органы власти субъектов РФ, местные органы государственной власти.

Исполнительная власть РФ – самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, направленная на исполнение Конституции и законов РФ в процессе управленческой деятельности. Её осуществляют Президент РФ, Совет Министров РФ, высшие должностные лица республик, органы администрации других субъектов РФ, федеральные службы, вооруженные силы.

Судебная власть РФ – самостоятельная, независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют судопроизводство посредством возложенных на них законов. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть проводится посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебную власть в РФ осуществляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд. Таково содержание первого основного принципа.

Принципы государственного управления взаимосвязаны.
Чтобы реализовать их в управленческой практике необходимо иметь представление о том, что использование одного принципа управления
в практике не даёт существенного результата в отличии от совокупного применения всех принципов в совокупности.


1.2 Организационно-правовые основы формирования современной системы принципов, функций, механизмов государственного управления в Российской Федерации

Государственное управление в широком смысле слова можно характеризовать как всю деятельность государства по организующему воздействию на общественные отношения. Анализ действующего законодательства позволяют выделить в качестве самостоятельных следующие виды государственной деятельности:

-        законотворчество;

-        правосудие;

-        управление.

Разберем организационно-правовые основы функций государственного управления.

Реализация функции государства и государственной власти производится в рамках правовых и неправовых форм. К правовым формам осуществления функций государства относят: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность – определяет правила поведения людей в обществе, закрепляет процедуры реализации этих правил, разрешает спорные ситуации в результате общественных отношений.

В свою очередь исполнительно-распорядительная деятельность направлена на реализацию властных государственных распоряжений (правовых актов). Деятельность по реализации государственно-властных предписаний осуществляют исполнительно-распорядительные органы
во главе с Правительством РФ. Органы издают подзаконные правовые акты
по разрешению вопросов управленческого характера.

Правоохранительная деятельность – представляет собой деятельность государственных органов и организаций по охране правопорядка, которая принимает меры по предупреждению и пресечению правонарушений, разрешению спорных ситуаций, затрагивающие права и интересы юридических и физических лиц.

Существует набор методов по реализаций функций государства. Среди них выделяют методы императивного и диспозитивного характера.

Императивные методы осуществляют реализацию государственно-властных предписаний при помощи средств принуждения. Согласно этому методу, субъекты реализуют функции государства по принципу – «разрешено делать то, что разрешено законом».

Диспозитивные методы определяю границы, в рамках которых субъекты участвуют в отношениях по принципу «разрешено все,
что не запрещено законом».

В управленческой системе государства принципы управления подразделяются на общие (социально-правовые) и организационные.

К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер. Они реализуются независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности. Правовым примером общих принципов послужит вторая глава Конституции РФ «О правах и свободах человека и гражданина».

К общим принципам относится: законность, объективность, конкретность, эффективность.

Принцип законности заключается в неуклонном соблюдение
и исполнении всеми субъектами и объектами государственного управления действующих на территории России правовых предписаний.

Содержанием принципа объективности является изучение имевших место закономерностей общественного развития, и на их основе научное определение путей и способов дальнейшего совершенствования процесса государственного управления. Этот принцип противопоставляется субъективизму и волюнтаризму.

Принцип конкретности представляет осуществление государственного управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам
с учетом разнообразных форм проявления действий объективных законов общественного развития на основе достоверной информации об истинном состоянии объекта управления.

Эффективность — суть этого принципа заключается в стремлении
к достижению целей государственного управления с применением минимальных затрат сил, средств и времени.

Сочетание централизации и децентрализации – осуществляет разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов РФ. Реализуется на основе Конституции РФ (ст. 71 и 72), Федеративного договора и иных актов
о разграничении компетенции между указанными субъектами.

Организационные принципы государственного управления определяют систему управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев. К организационным принципам относят прогнозирование, объективность, дифференциация, фиксация функций, научность, рациональность, ответственность, сочетание единоначалия и коллегиальности, линейный принцип, двойного подчинения, единства и централизации. Разберем более подробно каждый из них.

Отраслевой принцип – способствует образованию органов
для реализации деятельности государства.

Территориальный принцип – является основой формирования аппарата государственной власти в соответствии с административно-территориальным делением страны.

Линейный принцип способствует осуществлению руководителями управленческой деятельности на основании возложенных на них полномочий.

Функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей. Функциональная подчиненность состоит в подчинении
в какой-то части деятельности, в рамках определенной функции.

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий
и особенностей субъектов РФ, региональных органов исполнительной власти.

К внутриорганизационным принципам относится: рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности; юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом
и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности; ответственность субъектов исполнительной деятельности
за результаты работы;
 сочетание единоначалия и коллегиальности, выраженное в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами.

Все вышеперечисленные принципы государственного управления имеют свое специфическое место в общем механизме государственного воздействия на общественные отношения.

Механизмы государственного управления, представляющие органы государственного управления осуществляют свою деятельность на основании законов Конституции РФ, федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актах Российской Федерации представляющие указы
и распоряжения Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, иные законы федеральных органов исполнительной власти. В
 вышеуказанных федеральных нормативных правовых актах определяется порядок ведения тех или иных общественных дел, регламентирован процесс государственного управления.

Судебные органы власти в своей работе руководствуются Конституцией РФ и судебными кодексами (законодательные акт, содержащий систематизированные нормы отрасли судопроизводства). К основным судебным кодексам относят: гражданский кодекс, гражданско-процессуальный кодекс, уголовный кодекс, налоговый кодекс, кодекс
об административных правонарушениях и т.д.

Органы исполнительной власти используют в работе Конституцию РФ, Постановления Правительства, указы и распоряжения Президента,
иные нормативными правовыми актами.

Федеральное собрание относится к законодательной ветви власти, осуществляет разработку, рассмотрение и принятие законопроектов. Правовой основой деятельности Федерального Собрания являются Конституция РФ, законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, регламенты палат Федерального Собрания РФ.

Таким образом мы рассмотрели государство как сложную систему
с взаимосвязанными и взаимодействующими органами государственного управления на основе специфических особенностей принципов, механизмов
и функций государственного управления.


Глава 2. Совершенствование системы принципов, функций, механизмов государственного управления в рамках современного этапа административной реформы

2.1 Анализ современных механизмов и оптимизации функций государственного управления в Российской Федерации

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию правовым государством, соответственно обязывает органы государственной власти и институты власти соответствовать принципам, заложенным в идею формирования социального правового государства. В России проведен ряд экономических, правовых, административных реформ с целью повышения качества жизни населения.

В настоящем исследовании будет рассматриваться понятие, особенности государственно-правовых механизмов и условия их реализации.

Государство при реализации поставленных функций и задач опирается на хорошо структурированный и организованный управленческий аппарат.
В его составе находятся государственные органы и учреждения, взаимодействующие между собой и представляющие слаженно функционирующий механизм.

Органы государства, будучи самостоятельными, образуют единую систему, которая служит опорой государственному механизму.

Государственный механизм – система организаций и учреждений, предназначенных для обеспечения реализации принимаемых властных решений (государственные средства массовой информации, государственных образовательных учреждениях и т.д.). С их помощью государство проводит свою политику и поддерживает определенный политический режим
в обществе.

В современном государственном управлении используется множество механизмов: механизм правового регулирования государственного управления; механизм парламентского расследования; механизм контроля
за использованием государственной собственности, деятельностью стратегически важных корпораций; механизм социального контракта, механизм формирования и реализации государственной политики (предусмотрен Федеральным законом от 28.12.2010 №390 «О безопасности»); механизм государственного принуждения; механизм распределения государственных ресурсов, регулирования цен и т.д.

К механизмам государственного управления относят:

-        организационные;

-        нормативно-правовые;

-        социальные;

-        институциональные;

-        политические;

-        судебные;

-        экономические;

-        информационные и др.

По своей природе и целям подавляющее число процессов в сфере государственного и муниципального управления являются информационными и составляют замкнутый цикл. К этим процессам относится: получение управляющими субъектами информации; переработка и анализ полученной информации; принятие управленческих решений; доведение
их до исполнителей; контроль исполнения; получение информации
о результатах управления.

Практически все управленческие процессы проходят
в информационном пространстве. Таким образом, в 2005 году была принята концепция административной реформы бюджетных учреждений –– предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» с целью, преодоления административных барьеров, повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти
и межведомственной координации, повышения открытости для общества.

Далее проведем анализ одного из механизмов государственного управления на примере реализации образовательных программ с применением электронного обучения (услуги образовательных учреждений)
и дистанционных образовательных технологий (Ст.16 ФЗ №273 от 29.12.2012).

Разберем более подробно данный вопрос. Данная статья определяет дистанционное образование как обучение с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

28 февраля 2012 года Президентом РФ был подписан федеральный закон «О внесении изменений в закон Российской Федерации
«Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». В законе указано,
что при реализации программ исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные совокупность информационных технологий, технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо
от места нахождения обучающихся.

Разберем более подробно данный вопрос. Согласно закону,
для реализации обучения с применением информационных технологий необходимо провести поэтапную подготовку в современных образовательных учреждениях по направлениям:

-        техническая группа – финансирование (разработка проекта, подготовка информационной системы), создание системы дистанционного обучения (техническая инфраструктура), подготовка специалистов службы поддержки, создание эффективной информационной образовательной платформы;

-        организационно-образовательная – доступность в освоении образовательной программы и выстраивание качественной коммуникации
с преподавателем, мотивация учащихся в использовании такого вида обучения, объяснение и демонстрация учащимся уникальности получения образования
в формате дистанционного обучения, создание уверенности у обучаемых
в достижении целей при освоении образовательной программ и на финальном этапе обучения удовлетворение учащихся от проделанной работы и получения образования.

С точки зрения технической инфраструктуры – разработка системы дистанционного обучения, создание высокоскоростной связи на базе учебного учреждения, создание чатов, форумов, видео конференций, виртуальных классовых комнат.

Подбор специалистов по эффективной службе поддержки, создание call-центра, внедрение процессного подхода в рамках оказания технической поддержки пользователям в соответствии со стандартом ITIL, проведения обучения персонала Service Desk. Также выстраивание эффективного процесса обучения, связанного с общим процессом управления обучением.

Обучение в дистанционном формате имеет ряд особенностей
и недостатков.

Поговорим об особенностях. К ним относится: получение образования в индивидуальном прядке, возможность обучения в своем темпе, мобильность, доступность информационных ресурсов.

К минусам отнесем:

1)        Слабая мотивация в получении знаний у обучающихся. Школьники не всегда стремятся самостоятельно к получению знаний
и развитию практических навыков, для этого образовательными учреждениями создан учебный план и учебная программа в рамках которых ученик должен теоретически и практически своевременно успешно усвоить необходимую базу знаний, для продолжения обучения. Находясь в домашних, комфортных, расслабляющих условиях, у многих появляется желание отложить выполнение учебных заданий до лучших времен. Это приводит
к снижению успеваемости у обучающихся.

2)        Отсутствие живого общения с преподавателем
и одногруппниками (одноклассниками) приводит к нарушению выстраивания коммуникативных отношений в обществе, а со стороны преподавателя невозможность найти индивидуальный подход к учащимся и оцениванию всех в рамках общей массы неспособности ученика трезво оценить полученные знания.

3)        Избыток теоретической информации и недостаток практической работы в ходе образовательного процесса.

4)        И на мой взгляд главный недостаток обучения с применением информационных технологий низкое качество услуг интернет-связи
или их отсутствие. Немногие регионы и населенные пункты Российской Федерации имеют высокоскоростные станций интернет-связи.
По официальным данным Минкомсвязи белее 1300 населенных пунктов
не имеют интернет-связи, а соответственно и возможности получения образования в дистанционной форме. Также хотелось бы отметить,
что ни каждая семья и ни каждая школа в РФ по финансовым причинам имеет возможность использовать персональные компьютеры и другую электронно-вычислительную технику, необходимую для осуществления успешного образовательного процесса.

В 2020 году активное внедрение информационных технологий
в образование на примере общеобразовательных школ показало всю полноту неэффективности, и несоответствия данной федеральной программы уровню информационного развития многих субъектов России. Для успешного внедрения этого проекта в систему образования РФ необходимо провести следующий ряд мероприятий:

-        необходимо в субъектах страны повысить материальное благосостояние населения;

-        обеспечить школы и нуждающиеся семьи необходимой электронно-вычислительной техникой за счет государства;

-        организовать установку базовых станций сотовой связи
в населенных пунктах, соответствующих требованиям, прописанным
в Ст.16 ФЗ №273 от 29.12.2012;

-        провести работу по повышению компьютерной грамотности населения.

Реализация программы дистанционного обучения требует наличие высококвалифицированных специалистов на рабочих местах. Для решения этой задачи необходимо повысить уровень информационно-технического обеспечения субъектов страны, что приводит к увеличению финансовых затрат государства. Также стоит проверить данный метод обучения с точки зрения его эффективности в практической деятельности подготовленных специалистов в будущем.


2.2 Основные направления повышения эффективности государственного управления в РФ

Для проведения анализа эффективности государственного управления
в Российской Федерации, необходимо в первую очередь раскрыть значение термина эффективность.  

Эффективность (лат. efficientia) означает соотношение между достигнутым результатом и использованными в процессе работы ресурсами. Большую часть проблем механизма государственного управления можно объединить в одну проблему — эффективной организации деятельности государственного и муниципального управления.

Говоря об эффективности государственного управления, надо отметить, что оно заключается в комплексных результатах выполнения определенных функций государственным управлением, учитывая соответствие достигнутых результатов, поставленных целей и задач в развитии.

Существуют определенные виды эффективности государственного управления, экономическая, внешнеэкономическая, социальная экологическая

В области государственного управления ведущим способом оценки эффективности деятельности является измерение ее на основе нормативов, стандартов, регламентов, специально разработанных органами государственной власти.

Существуют различные концептуальные модели, обосновывающие повышение рациональность деятельности государственной власти.

Среди них на первое место следует определить концепцию лидерства. Представителями данного направления являются К. Левин, Р. Лайкерт, Р. Хауз, П. Херси, видевшие эффективность управления в стиле руководства, лидерскими навыками, критериями оценки выполнения поставленных задач
и профессиональным развитием.

На втором месте стоит теория веберовской рациональной бюрократии. Ее представители – М. Вебер, Г. Шмидт – создавшие четкий регламент профессиональной деятельности госслужащих.

На третьем месте находится теория жизненных циклов (представители
Ф. Модильяни, К. Бланшар, И. Адизеси). Идеей теории является взаимосвязь эффективности работы государственной службы и воздействие различных постоянных и временных коалиций внутри системы управления.
Эта взаимосвязь обуславливает характер принятия решений
в государственных структурах, что обуславливает жизненный цикл развития организации.

На следующем месте находится концепция профессионализма – рациональная деятельность органов государственной власти, зависящая
от уровня подготовки, компетенции, профессионализма государственных служащих. Его представителями являются М. Вебер, Г. Беккер, Т. Парсонс,
У. Миллерсон и др.

На пятом месте концепция экономической ответственности – экономический подход повышения качества деятельности государственной власти, осуществляющийся за счет создания механизма конкуренции среди министерств и ведомств, также наличие системы подотчетности государственных органов.

Для более конкретного обозначения способов повышения эффективности государственного управления в РФ необходимо на основании анализа посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию обозначить позиции государственного аппарата по данному вопросу.

С 2012 по 2018 год в посланиях Федеральному Собранию президент предлагал следующие шаги повышения эффективности государственного управления: сделать работу государственного аппарата открытой
для общества, установить методы контроля за деятельностью госслужащих, мотивировать работу государственных служащих моральными
и материальными поощрениями с увеличением ответственности
за выполняемую работу, внедрить систему контроля за доходами и расходами чиновников, усовершенствовать систему контроля за деятельностью надзорных органов.

В последующие годы данный вопрос не озвучивался.

Делая выводы из сказанного выше, можно обозначить: для повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации необходимо:

1)        разработать модель эффективного государственного управления;

2)        подготовить специалистов в области управления, являющихся представителями народа страны;

3)        создать рациональную систему отбора и продвижения государственных служащих, так как нынешняя система не в состоянии привлекать к работе в массовом масштабе наиболее подготовленные
и талантливые кадры;

4)        совершенствовать систему оплаты труда госслужащих, пропорциональную результатам их деятельности;

5)        построить долгосрочную стратегии социально-экономического, политико-правового и духовно-нравственного развития страны;

6)        воспитание общества, заинтересованное в развитии и процветании государства, способное найти рациональные и адекватные пути решения проблем государственного масштаба, обозначать перспективные цели
и концентрировать на них ресурсы и силы;

7)        характеризовать деятельность государственного аппарата, опираясь не на количество проделанной работы, а на качество.

Для решения этой проблемы необходимо применить комплекс вышеперечисленных мер.

На примере макромира и микромира проведем анализ функционирования и соотношения государства и государственных органов (организаций), где представителем макромира выступает государство,
как политическая сложная самостоятельная организация общества,
а представителем микромира — Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2»
(МУ ДО «ДМШ№2»).

МУ ДО «ДМШ№2» – муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2», осуществляющее образовательную деятельность в сфере культуры на территории городского округа Подольска Московской области.

ДМШ Находится в подчинении Комитета по культуре и туризму Администрации Городского округа Подольск, являющийся ее учредителем
и собственником имущества.

В своей деятельности школа руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными-правовыми актами Московской области, нормативными-правовыми актами муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области», внутри школьным Уставом.

Устав Школы представляет собой учредительный документ,
на основании которого осуществляется деятельность учреждения. В Уставе МУ ДО «ДМШ №2» закреплены следующие положения:

-        Общие положения (описание организации);

-        Положение о деятельности школы;

-        Управление школой;

-        Права и обязанности участников образовательного процесса;

-        Заключительные положения.

Обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, имеет собственную печать и бланки со своим наименованием.

Финансирование деятельности организации осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Администрацией Городского округа Подольск.

ДМШ ставит перед собой задачи осуществление образовательной деятельности: выявление и дальнейшее развитие художественно-одаренных детей, эстетическое воспитание молодежи, создание условий для умственного, эмоционального и физического развития личности, обучающегося.

Разберем систему управления образовательного учреждения (Схема 1).

Управление школой производится на основании ФЗ от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Устава МУ ДО «ДМШ №2». Строится по принципу единоначалия и самоуправления, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни здоровья человека, свободного развития личности. Проектирование системы управления осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических в рамках существующего законодательства РФ.

Структура ДМШ №2.jpg

Схема 1 — Система управления МУ ДО «ДМШ №2».

Во главе управления школы находится директор учреждения (президент) — Главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. При осуществлении управления директор опирается на следующие нормативные-правовые акты: ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.; закон РФ №2300-1

«О защите прав потребителей»; Постановление Главы города Подольска №1386 «Об утверждении Прейскурантов платных услуг, оказываемых МУ ДО «ДМШ №2».

В качестве управляющих органов школой предусмотрено ведение коллективного управления в виде общего собрания работников школы, педагогического, методического совета, собрание родителей.

Общее собрание работников школы – собрание коллектива школы,
на котором разрабатывается коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка (Государственная Дума).

Педагогический совет — совет преподавателей школы,
где рассматриваются вопросы о реализации школьных программ, обсуждаются и принимаются локальные акты, изданные администрацией школы (Совет Федерации).

Методический совет – профессиональный орган, состоящий из членов педагогического коллектива, осуществляющий руководство методической деятельностью школы (Федеральное собрание).

Собрание родителей (Правительство РФ) – орган, состоящий из членов коллектива и родителей учащихся, осуществляющий решение вопросов, связанных с учебно-воспитательной, методической работой и концертной деятельностью учащихся.

Следующее звено опосредованного руководства директора состоит
из членов администрации, а именно: заместителя директора по учебно-воспитательной работе, заместителя директора по концертно-воспитательной работе, заместителя директора по методической работе, заместителя директора по безопасности, заместителя директора по административно-хозяйственной части с подчиненными сотрудниками, главного бухгалтера, которые определяют подразделение учебно-воспитательной системы
и хозяйственной части, выполняющие функцию согласования всех участников рабочего процесса, в соответствии с заданными целями.

Рассмотрим функции вышеперечисленных органов управления. Первую ветвь, исходящую от главного органа управления представляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе (Правительство РФ). В его компетенцию входит осуществление организации учебно-воспитательного процесса, методическое руководство педагогическим коллективом. В его подчинении находятся заведующие отделениями
(Главы МСУ), осуществляющие учебно-воспитательную, методическую, хозяйственную работу, подчинённые администрации школы.

Ко второй ветви относится заместитель директора по концертно-воспитательной работе (Правительство РФ) – осуществляет организацию
и управление концертной деятельностью школы.

Третья ветвь представлена заместителем директора по методической работе (Федеральное Собрание) – данный орган осуществляет методическую работу образовательного учреждения, организует и координирует работу методический объединений педагогических работников. Ему подочтетны заведующие учебно-методическими отделами (Государственная Дума),
в компетенции которых осуществлять анализ результатов образовательного процесса, и вносить в него коррективы с разрешения администрации школы, педагоги дополнительного образования и концертмейстеры осуществляющие образовательный процесс, учащиеся (участники образовательного процесса, являющиеся потребителями оказываемой услуги в сфере образования (Исполнительные органы власти).

Четвертую ветвь представляет заместитель директора по безопасности (Министерство Обороны РФ) — осуществляет обеспечение безопасности деятельности организации, а также информационную защиту.

На следующей ветви находится заместитель директора
по административно-хозяйственной части (Правительство Российской Федерации), в компетенции которого осуществлять организацию административно-хозяйственную работы организации. В подчинении находятся весь технический персонал организации (Отделы федеральных служб и министерств): работник по обслуживанию здания, настройщик музыкальных инструментов, сторож, уборщик помещений

Следующее звено представляет главный бухгалтер учреждения (Правительство РФ), осуществляющий организацию бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности и контроля за экономичным ресурсов организации.

Таким образом, на примере МУ ДО «ДМШ №2» мы проанализировали строение органов государственного аппарата и убедились в следующем:

Директор ДМШ в рамках муниципального учреждения по своей функции является представителем всех трех ветвей власти – законодательной (издает постановления, иные нормативные правовые акты, принимает
на должность и снимает с должности членов трудового коллектива),
исполнительной (осуществляет управление муниципальной собственностью) и судебной (осуществляет правосудие и, конституционный контроль
в вопросах организации деятельности школы).

Коллективные органы управления (общее собрание коллектива)
по своей структуре относятся к законодательному органу власти – Федеральному Собранию, так как осуществляют обсуждение и принятие нормативно-правовых и локальных актов школы).

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – представляет Правительство Российской Федерации, так обеспечивает исполнение нормативно-правых актов школы, осуществляет организацию образовательной деятельности сотрудников школы).

Заместитель директора по концертно-воспитательной работе – относится к Правительству Российской Федерации, так как обеспечивает решение вопросов, касающихся внеклассной концертной деятельности учреждения, обеспечивает исполнение правовых актов в соответствии
с деятельностью своего органа.

Заместитель директора по методической работе относится к Совету Федерации Российской Федерации, так как осуществляет разработку
и принятие методических программ, координирует педагогическую деятельность работников школы.

Заместитель директора по безопасности – по своей функции соотносится с деятельностью органов Вооруженных сил и федеральных органов, а именно – организация защиты коммерческой тайны, обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности учреждения.

Заместитель директора по административно-хозяйственной части относится к исполнительной ветви власти Правительству РФ,
так как осуществляет управление собственностью школы.

Главный бухгалтер – орган, соотносящийся по своей функции
с Правительством Российской Федерации, так как осуществляет финансово-хозяйственную деятельность организации.

Заведующий филиалом – соотносится по функции с деятельностью главы местного самоуправления, так как осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность по отношению к управляемому объекту
и находится в подчинении у вышестоящих органов власти.

Преподаватели и концертмейстеры – относятся к органам исполнительной власти местного самоуправления, так строго выполняют возложенные на них обязательства вышестоящими органами власти.  

Таким образом, на примере соотношения макро и микромира. был произведен анализ функционирования государственных органов власти
и муниципальных организаций органов местного самоуправления.


Заключение

Таким образом, подводя итог изложенному, делаем следующие вывод.

Государственное управление – сложная, организующая исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая государственными органами на основе и во исполнение законов состоящая
в повседневном выполнении принципов и функций государства. Основным видом ее деятельности является претворение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Эти действия сопровождаются использованием необходимых юридически властных полномочий Государственное управление и осуществляющие его функции, государственные органы -
есть составная часть единого механизма государственной власти.

Государство выступает субъектом, управления общества, выражает интересы всех граждан страны, гарантирует защиту их прав и свобод. Государство осуществляет свое истинное предназначение только
при взаимодействии с обществом, используя определенные функции
для решения конкретной задачи, механизмы и принципы осуществления управленческой деятельности.

Функции современного государственного управления подразделяют
на внешние и внутренние.

К внутренним функциям относят:

-        экономическую;

-        политическую;

-        социальную;

-        нормативно-правовую;

-        экологическую.

К внешним функциям государственного управления относят следующие

-        функция обороны страны;

-        функция сотрудничества с другими странами;

-        функция поддержания мирового порядка;

-        антитеррористическая функция.

Механизмы государственного управления являются важной частью государства и поддерживает определенный политический режим.

Составляющие механизма государственного управления:

-        административно-чиновничий аппарат;

-        органы государственной власти;

-        государственные учреждения.

В современной науке выделяется множество принципов государственного управления, не подлежащих определенной классификации.

Условно выделяют следующие группы функций:

-        общие

-        организационно-технологические

Современное государство нуждается в обновлении
и совершенствовании принципов управления. Необходимы новые свежие знания и новые подходы к управлению государством.


Библиографический список

Нормативные правовые акты и другие официальные документы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 04.08.2014. – N 31. — ст. 4398.

2.Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 N 273 —ФЗ Ст. 21
«Об образовательной деятельности».

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N273 —ФЗ «Об образовании» ст. 16.

4. Федеральный закон от 28.12.2010 №390 —ФЗ «О безопасности».

5. Миронов А. Л. Государственное управление: основные цели и функции // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-osnovnye-tseli-i-funktsii

6. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 №390-ФЗ .76. А.А. Малышева Теория и механизмы современного государственного управления//Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 2011.

7.        Миронов А.Л. Государственное управление: основные цели
и функции // Вестник Московского университета МВД России – 2012.

8. Кудряшова Л.В. Основы государственного и муниципального управления // Томский государственный университет систем управления
и радиоэлектроники ТУСУР — 2015.

9. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. Издательство МГУ, 2008.

10. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления. М., 2008.

11. Миронов О. Первым обязано защищать человека государство // Общая газета. 2007. 30 апр.

12. Охотский Е. В. Государственное управление в современной России. М., 2008.

13. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления. Системный подход. М., 2007.

14. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2007.

15.        Чурсина Е. В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М., 2006.

16. Энциклопедия государственного управления в России (комплект из 2 книг). М., 2008.

17. Добрынин Н.М. Реформа государственного управления как необходимое условие становления нового российского федерализма: теория и практика // «Конституционное и муниципальное право», 2007, № 6.

18. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное издание. //
Р.В. Бабун. – М.КНОРУС, 2013.

19.        Иванов, В.В., Коробова, А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. // В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: ИНФРА—М, 2013 —20. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального

управления: Учебное пособие. // В.П. Орешин – 2014 М.ИНФРА-М, 2013.

21. Прудникова А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник // Под редакцией. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. — 2-е изд. переработано. и дополнено М. ЮНИТИ-ДАНА Закон и право, 2013.

22. Самойлов, В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы,

правовые основы: Учебник. 2013

23. Чаннов С.Е. Муниципальное право: Учебник и практикум
для Прикладного бакалавриата. // С.Е. Чаннов. — М.: Юрайт, 2016.

24. Чиркин, В.Е. Основы государственного и муниципального

управления: Учебник. // В.Е. Чиркин. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014

25. Широков, А.Н., Юркова, С.Н. Муниципальное управление: Учебник //
А.Н. Широков, С.Н. Юркова. – М.КНОРУС, 2013 Яновский, В.В., Кирсанов, С.А. Государственное и муниципальное управление: Введение
в специальность: Учебное пособие. // В.В. Янковский С.А. Кирсанов. – М.КНОРУС, 2014

26. Дитятковский, М.Ю. О полномочиях органов местного самоуправления
в области содействия занятости населения / М.Ю. Дитятковский // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2012. – №4

27. Галичева, С.В. Участие малого предпринимательства в устойчивом развитии региона / С.В. Галичева // Стратегия устойчивого развития регионов

России. – 2010. — № 3

28. Лежебоков, А.А. Проблемы реализации социальной политики местного самоуправления / А.А. Лежебоков // Научные проблемы гуманитарных

исследований. – 2010 —№ 12.