Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПЕРЕЗАГРУЗКА» Направленность: туристско-краеведческая Уровень освоения: стартовый Возраст учащихся: 10–12 лет

Дешевых Татьяна Николаевна

        Туристско-краеведческая работа и туризм являются неотъемлемой частью гражданско - патриотического воспитания. На занятиях в объединениях туристско-краеведческой направленности, в туристских походах, слетах, соревнованиях и других массовых мероприятиях ребята укрепляют здоровье, приобретают навыки и умения, необходимые в будущей жизни. Изучение родного края, окружающей нас природы расширяет кругозор, воспитывает патриотизм и любовь к Родине.

             Программа «Перезагрузка» разработана для проведения туристско-краеведческих массовых мероприятий, проводимых во время осенних и зимних каникул.

        Данная программа «Перезагрузка» направлена на развитие интереса учащихся к туристско-краеведческой деятельности, здоровому образу жизни,  познанию родного края. Принимая участие в этих мероприятиях, ребята укрепляют свое здоровье, развивают силу, ловкость, выносливость, инициативу, настойчивость, расширяют кругозор, учатся туристской культуре, любви к природе и своему краю. Это обеспечивает актуальность составления программы «Перезагрузка». Максимально актуален для современности и воспитательный потенциал туристской деятельности, который позволяет педагогу работать над формированием личностных качеств, сплочением детского коллектива, духовно-нравственных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

Муниципальное бюджетное учреждение

        дополнительного образования        

«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«ПЕРЕЗАГРУЗКА»

Направленность: туристско-краеведческая
Уровень освоения: стартовый
Возраст учащихся: 10–12  лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

Дешевых Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного  образования  МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»

Юргинский городской округ

 2023

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка………………………………………..…

3

1.2. Цели и задачи программы …………………………………….…

6

1.3. Содержание программы …………………………………………

6

Учебно-тематический план программы ……….…………………….

7

Содержание программы ……………….………………………………

10

1.4. Планируемые результаты освоения программы

9

2. Комплекс организационно-педагогических условий

10

2.1.  Календарный учебный график …………. ………………………

10

2.2. Условия реализации программы ……………………………….

11

2.3. Формы аттестации и контроля …………………………………

12

2.4. Оценочные материалы …………………………………………

12

2.5. Образовательные и учебные форматы …………………………

12

Список литературы для педагога…….………………………………

14

Электронные ресурсы …………………………………………………

15

Приложение 1. программы «Перезагрузка»…………………………

16

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

        Туристско-краеведческая работа и туризм являются неотъемлемой частью гражданско - патриотического воспитания. На занятиях в объединениях туристско-краеведческой направленности, в туристских походах, слетах, соревнованиях и других массовых мероприятиях ребята укрепляют здоровье, приобретают навыки и умения, необходимые в будущей жизни. Изучение родного края, окружающей нас природы расширяет кругозор, воспитывает патриотизм и любовь к Родине.

             Программа «Перезагрузка» разработана для проведения туристско-краеведческих массовых мероприятий, проводимых во время осенних и зимних каникул.

        Данная программа «Перезагрузка» направлена на развитие интереса учащихся к туристско-краеведческой деятельности, здоровому образу жизни,  познанию родного края. Принимая участие в этих мероприятиях, ребята укрепляют свое здоровье, развивают силу, ловкость, выносливость, инициативу, настойчивость, расширяют кругозор, учатся туристской культуре, любви к природе и своему краю. Это обеспечивает актуальность составления программы «Перезагрузка». Максимально актуален для современности и воспитательный потенциал туристской деятельности, который позволяет педагогу работать над формированием личностных качеств, сплочением детского коллектива, духовно-нравственных ценностей.

Программа составлена на основе нормативных и правовых документов:

«Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21.12.2012, одобрен Советом Федерации 26.12.2012];

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р;

СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: принят постановлением Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.;

 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Департамента государственной политики в сфере  воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»:  постановление Правительства Российской Федерации от 154.12.2015 № 1493;

Закон «Об образовании в Кемеровской области» от  05.07.2013 №86-ОЗ  [принят Советом народных депутатов Кемеровской области 03.07.2013];

Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области: приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.05.2019г. №740;

Устав МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»: [принят постановлением Администрации города Юрги от 11.02.2019 № 123].

Программа «Перезагрузка» составлена на основе федеральной Программы детского объединения участников движения «Школа безопасности»  (А.Г. Маслов, [31]).  Новизна программы в том, что её содержание предполагает непосредственное участие детей и их родителей в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы «Перезагрузка» – от 10 до 12 лет (4-6 классы общеобразовательной школы).

Программа реализуется в очной форме, в период осенних и зимних  каникул, мероприятия проводятся с группами постоянного состава.

Режим занятий

Объем программы

Общее количество часов

Количество часов за учебный год

Количество мероприятий в неделю

Продолжительность мероприятия

Количество часов в неделю

1 месяц

12 часов

12 часов

3

1 академический час

3 часа

Рекомендуемый состав группы от 15 до 25 человек.

Состав учащихся. 

Программа рассчитана на учащихся 1 – 10 классов (7-17лет). Комплектовать группы лучше всего на основе одного класса. Желательно привлечение к мероприятиям классного руководителя. Это позволит ему усилить внеклассную работу с детьми, использовать туристско-краеведческую деятельность как средство воспитательной работы. Второй вариант набора детей – из одной параллели классов. Не рекомендуется набирать в одну группу детей разного возраста. Можно делить детей по возрастным группам: 7-9 лет, 8-11 лет, 12-14, 15 и старше. Возрастные группы даны ориентировочные и могут быть изменены.

- прослушавших вводный инструктаж по ТБ.  Содержание инструктажа по ТБ включает: правила поведения и меры безопасности во время сохранение порядка и чистоты на местности; противопожарная безопасность; ПДД, меры безопасности во время движения в транспорте и пешим порядком.

Для занятий учащимся необходимо иметь: спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения мероприятия. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение.

1.2. Цели и задачи

Целью программы «Перезагрузка» является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туризмом, формирование культуры здорового образа жизни.

Программа направлена на решение следующих задач.

Образовательные:

  • формировать у учащихся знания, умения по основам пешего туризма;
  • привить детям и подросткам туристские умения и навыки;
  • сформировать у школьников основные сведения о природе нашего края.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся морально-волевые качества, гражданственность, чувство любви к Родине и патриотизм;
  • развивать сплоченность коллектива детско-юношеского объединения, взаимопомощь и умение действовать в команде;
  • формировать у ребят навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье школьников.

Развивающие:

  • развивать мотивацию учащихся к здоровому образу жизни через занятия туризмом;
  • осуществлять всестороннее физическое развитие и общую физическую подготовку учащихся;
  • формировать потребности детей и подростков в саморазвитии, работать над формированием активной жизненной позиции, ответственности.

1.3. Содержание программы

Учебный план программы «Перезагрузка»

п/п

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

В том числе

Теория

Прак-тика

"Вместе мы идём в поход!"

2

1

1

Участие викторине по  туризму  

«Находчивый путешественник»

2

1

1

Участие в игре

«Веселые туристы»

2

2

Участие в туристской эстафете

«Туристскими тропами»

2

1

1

Игра «Путешествие»

Тропа испытаний

2

1

1

квест-игра

Закрепление пройденного материала. Контроль освоения программы

1

-

1

Диагностика качества обученности – тестовые задания,

Подведение итогов

1

-

1

Диспут, дискуссия

Итого за учебный год:

12

4

8

Содержание учебного плана программы

  1. "Вместе мы идём в поход!"(2 часа)

Теория. Познакомить детей с основами отдыха в природных условиях, назначением определенных предметов, необходимых в походе;
закрепить на практике знания основ безопасного поведения на природе;
воспитывать бережное и внимательное отношения к окружающей среде, пробудить чувства любви к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Инструктаж по технике безопасности учащихся: техника безопасности на мероприятиях, правила поведения в учреждении, обеспечение пожарной безопасности, порядок эвакуации из здания, действия при возникновении ЧС. Правила дорожного движения.  

Практика.

Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ жетон.

Конкурсно - игровая программа «Мы идем в поход»

Викторина по туризму и краеведению «Познаём мир»

  1. «Находчивый путешественник»(2 часа)

Теория. "Находчивый путешественник" - игра, включающая 10 конкурсов, участниками которой могут быть учащиеся как младшей возрастной группы, так и старшей. Задания включают ситуации, с которыми можно встретиться в путешествии. В игре могут принимать участие 1-3 команды, состоящие из 5-6 участников.

Практика.   Игра "Находчивый путешественник"

Конкурс 1. Выбор обязанностей членов команды; Конкурс 2. Снаряжение

Конкурс 3. "Упрямый рюкзак";                         Конкурс 4. Выбор стоянки

Конкурс 5. Костер;                                        Конкурс 6. Питание в походе

Конкурс 7.Экология бивака;              Конкурс 8. Ориентирование в походе

Конкурс 9. Конкурс болельщиков;       Конкурс 10. Блицтурнир

  1. «Веселые туристы»(2 часа)

Теория. Обобщить и расширить знания ребят о культуре поведения в природе.

Игра проводится на занятиях туристского кружка перед выходом в поход. Ребят делят на две команды и предлагают каждому члену команды (по очереди) оценить конкретную ситуацию, сказать, что в ней сделано так, а что - нет. Товарищи по команде дополняют или исправляют ответы, если в этом появляется необходимость. Команда-соперница внимательно следит за обсуждением. Она заинтересована дополнить или исправить отвечающего, чтобы получить дополнительные очки.

Практика. Туристская игра "Как вести себя в походе"

  1. «Туристскими тропами»(2 часа)

Теория. Объяснение правила участия конкурса, правила Т/Б при участие в мероприятии и поведения в помещении.

Практика. Игра-путешествие "Туристскими тропами" выполнение заданий

Туристская эстафета

  1. Тропа испытаний (2 часа)

Теория. Сбор отрядов на линейке. Напутственное слово. Раздача маршрутных листов.

Практика. Туристская эстафета «Ловкие, умелые, смелые» Прохождение тропы испытаний.  

6. Закрепление пройденного материала.

Контроль освоения программы (1 час)

Практика. Диагностика качества освоения программы – тестовые задания. Квест-игра по туризму.

7.Подведение итогов (1 час)

        Практика. Подведение итогов деятельности в учебном году. Перспективы работы объединения.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

После  курса обучения учащиеся знают:

  • правила техники безопасности на занятиях, в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке, в лесу;

        учащиеся умеют:

  • работать с туристским снаряжением:
  • устанавливать палатку;
  • устанавливать бивак;
  • укладывать рюкзак;
  • подбирать одежду и обуви для тренировок, ухаживать за ними.
  • правила разведение костра, виды костров;
  • правила укладки рюкзака;
  • 2. Комплекс организационно-педагогических условий
  • 2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Дата начала учебного периода

Дата окончания учебного периода

4 недели

12 дней

1 ноября

30 ноября

  •  Календарно-тематическое планирование

Тема учебного плана

Тема занятия

К-во часов

Дата проведе-ния

  1. "Вместе мы идём в поход!"        

 (2 часа)

Конкурсно - игровая программа «Мы идем в поход»

1

Викторина по туризму и краеведению «Познаём мир»

1

  1. «Находчивый путешественник»  

 (2 часа)

Игра"Находчивый путешественник"

Конкурсы с 1 по 5

1

Игра"Находчивый путешественник"

Конкурсы с 6 по 10

1

  1. «Веселые туристы» (2 часа)

Туристская игра "Как вести себя в походе"

1

Туристская игра "Как вести себя в походе"

1

  1. «Туристскими тропами»(2 часа)

Игра-путешествие "Туристскими тропами"

1

Игра-путешествие "Туристскими тропами"

1

  1. Тропа испытаний     (2 часа)

Туристская эстафета «Ловкие, умелые, смелые»

1

Прохождение тропы испытаний.

1

  1. Закрепление пройденного материала.

Контроль освоения программы (1 час)

тестовые задания. Квест-игра по туризму.

1

  1. Подведение итогов   (1 час)

Подведение итогов

1

Всего часов за учебный год:

12

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия по программе проводятся в помещении МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги», которое соответствует СанПиН, помещение оснащено необходимым количеством мебели, инвентарем и оборудованием для проведения занятий.  Учебная аудитория для проведения занятий оборудована демонстрационными стендами и наглядными пособиями.

Рекомендуемый перечень учебного оборудования,

туристского снаряжения и инвентаря  (на 15 человек)

  1. Аптечка походная         1 шт.
  2. Накидка от дождя        15 шт.
  3. Компас          15 шт.
  4. Планшеты          15 шт.
  5. Компостеры для отметки прохождения КП        10 шт.
  6. Секундомер электронный        2 шт.
  7. Костровое оборудование        1 комплект
  8. Каны (котлы) туристские        2 комплекта
  9. Спальники        15 шт.
  10. Палатки туристские походные        5 шт.
  11. Коврики        15 шт.
  12. Рюкзаки        15 шт.

Кадровое обеспечение. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории с педагогическим образованием, опытом организации туристской деятельности школьников.

2.3. Формы аттестации

        Формы подведения итогов реализации программы:

  • участие в играх викторинах  по туризму;  
  • педагогическая диагностика качества освоения теоретической составляющей программы осуществляется систематически: промежуточная (по разделам программы) и итоговая.

2.4. Оценочные материалы по программе

В качестве форм фиксации результатов применяются: аналитические материалы по итогам проведения диагностики, грамоты, дипломы и благодарственные письма, журнал учета работы педагога, маршрутные листы, протоколы мероприятий (другая документация конкурсов), фото- и видеоматериалы, выступления учащихся. Форма анализа результатов и примеры оценочных материалов приведены в Приложении 1.

2.5. Образовательные и учебные форматы

Основные формы организации образовательно-воспитательного процесса: игры, эстафеты, мини соревнования; кроме того, в группе проводятся конкурсы, организация досуговой деятельности проходит в форме праздников, тематических вечеров.

Методы организации обучения: 

-методы практико-ориентированной деятельности: упражнения на отработку умений и навыков;

-словесные методы: объяснение, рассказ, диалог, консультация;

-наглядные методы: работа с картами, схемами, планами, демонстрация фото- и видеоматериалов;

 -социологические методы: интервью, опрос;

- игровые методы: дидактические и развивающие игры, ролевые, народные игры.

Дистанционное обучение может осуществляться в следующих формах: − лекционные занятия: видео или аудио лекции;

− Практика: решение задач, кейсы, практикумы;

− веб-занятия (вебинары);

− консультации, чат-консультации, проводятся для группы учащихся, или через личный чат с педагогом;

− рассылки с использованием электронных сервисов.

Методы, используемые при дистанционном обучении:

− метод проблемного обучения;

− тестирование: промежуточное и итоговое.

− В качестве средств дистанционного обучения используются аудио- и видео- учебные материалы. Выбор педагогических методов, применяемых при реализации данной программы, определяется целями и задачами, возрастными особенностями учащихся и спецификой содержания учебного материала. Для обеспечения образовательной деятельности при дистанционном обучении наряду с традиционными информационными ресурсами используются электронные учебные и учебно-методические материалы, включающие программы, лекции, официальные документы, мастер-классы, проекты, ПК-презентации, электронные экскурсии, контрольные задания и тесты.

 

Список литературы для педагога

  1. 1000 + 1 совет туристу: Школа выживания/ Авт.-сост.  Н.Б. Садикова. Мн.: 2000. 352 с.
  2. Аксельрод А.Ю. Скорее «скорой».  М.: Медицина, 1990. 80 с.
  3. Алексеев А.А. Питание в туристском походе М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996. 193  с.
  4. Архандеева  Г.А. «Школа безопасности»: аспекты теории и практики: Методическое пособие/ Г.А. Архандеева, С.С Бочанцев.  - Кемерово: Кемерововузиздат, 2000.  123 с.
  5. Балабанов И.В. Узлы: справочное издание. М.: 2003. 80 с.
  6. Бринк И.Ю. Ателье туриста/ И.Ю. Бринк, М.П. Бондарец.  М.: Физкультура и спорт, 1990.  144 с.
  7. Бурцев В.П. Загадки и находки на тропинках спортивного ориентирования.  М: ФЦДЮТиК, 2007.  120 с.
  8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред.  В.С. Мухина, А.А. Хвостов.  5-е изд., испр.  М.: Изд. центр «Академия», 2005.  С. 188–195.
  9. Волков Б.Н. Выживание в экстремальных условиях. М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.  252 с.
  10. Галкин Н. В. История Юрги.  Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001  472 с.
  11. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.  М.: Физкультура и спорт, 1985.  224 с.
  12. Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга/ Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова.  Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004.  144 с.

Электронные ресурсы

  1. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:  http://минобрнауки.рф/ (дата обращения 10.06.2020).
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL:  http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. URL:  http://window.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  4. Интернет-портал «1 сентября» [Электронный ресурс]. URL:  http://1сентября.рф/  (дата обращения 10.06.2020).
  5. Сайт ГАУ ДО «Кузбасский центр детского и юношеского туризма и экскурсий»  [Электронный ресурс]. URL: http://www.kuztur42.narod.ru  (дата обращения 10.06.2020).
  6. Сайт Министерства образования и науки Кузбасса [Электронный ресурс]. URL:  http://образование42.рф  (дата обращения 10.06.2020).
  7. Сайт ФГБОУДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения [Электронный ресурс]. URL: https://fcdtk.ru  (дата обращения 10.06.2020).
  8. Сайт Федерации спортивного ориентирования России [Электронный ресурс]. URL:  http://www.rufso.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  9. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. URL:  http://www.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  10. Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL:  http://fcior.edu.ru/ (дата обращения 10.06.2020).
  11. https://урок.рф/groups/471 (дата обращение 17.10.2023)

приложение 1

конкурсно-игровая программа

"Вместе мы идём в поход!"


Задание 1. Собираемся в поход.
Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ жетон.
https://mtdata.ru/u13/photo198F/20787929950-0/original.jpg

1.Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда. Компас

 


https://img2.freepng.ru/20180821/yva/kisspng-clip-art-illustration-reptile-product-human-behavi-campingchecklist-latest-version-for-free-downlo-5b7ca6d5f08058.6752947815348958299851.jpg

2. Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

А в поход пойдешь со мной –

Я повисну за спиной. Рюкзак

https://foto74.ru/wa-data/public/shop/products/54/33/3354/images/3663/3663.750x0.jpg

3. На что взглянет этот глаз -
Все картинке передаст. Фотоаппарат

http://cdim.gorodok.edu.by/ru/sm.aspx?guid=30353

4. В поход идут и дом берут,
В котором люди не живутПалатка


5. Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый кипятить. Котелокhttps://next2u.ru/upload/auto-880/82/75/a6/90/c9/2f/f2/38/32/24/d6/28/6a/bc/1c/af.jpg

https://diz-cafe.com/wp-content/uploads/2019/05/post_5af86ca919178.jpg

6. Отдельно - я не так вкусна,
Зато красива, солона,
И в пище — каждому нужна. Соль


7. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,https://qv24.ru/upload/iblock/687/687f8886b24d65aca9c2158b385b0747.jpg

А бывает подгорелый. Хлеб

  1. Море - мелко.
    https://hoff.ru/upload/iblock/721/7215ee4991fac531412f7d9e185a6610.jpg

Берега - тарелка.

Посреди кипучих вод

В море тонет пароход.
Зачерпнул картошку-
Накормил Антошку.
Ура! Мель видна!
Море выпито до дна! Ложка

Задание 2. Туристическая кухня.
За правильный ответ участники получают жетон.


1. Какой способ используют туристы для того, чтобы испечь картошку с румяной и хрустящей корочкой?  Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. Менее известный способ: в большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, закрывают в него картошку и обкладывают его горячими углями; примерно через час картошка готова.
2. Как испечь в походе рыбу, используя деревянные или металлические пруты?  Насадить рыбу на пруты и поместить над горящими углями костра.
3. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. Щавель.
4. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? Иван-чай; листья брусники.
Еще в походе для приготовления пищи можно использовать грибы.

Задание 3. Грибное ассорти.
От каждой команды выходят знатоки грибов и по иллюстрациям определяют съедобные и несъедобные грибы

https://fs00.infourok.ru/images/doc/154/177977/img15.jpg

Задание 5. С какой ветки – детки?
Давайте найдем, с какой ветки эти детки.
У каждой команды есть плоды различных растений. Я буду поднимать вверх веточку любого растения со словами: "У кого детки с этой ветки?" У чьей команды есть плоды этого растения, поднимают руки. Так веточка найдет свой плод.https://vapehab.ru/wa-data/public/shop/products/07/50/5007/images/5691/5691.750x0.pnghttps://im0-tub-by.yandex.net/i?id=7c94794befb2da7ae3f6896602c654ca&n=13

 

https://fimgs.net/himg/o.21072.jpghttps://cdn.photosight.ru/img/8/823/5885721_large.jpg

 

           http://www.photohappy.ru/files/dz/880/klyon21.JPGhttps://printonic.ru/uploads/images/2016/04/04/img_5702b798dcdef.jpg

       Задание 7.Погода.
1. Воробьи купаются в пыли. Будет жарко.
2. Идет дождь, и в лужах пузыри. Дождь затяжной.
3. Комары, летающие тучами после захода солнца. К хорошей погоде.
4. Ласточки летают низко над землей. К дождю.
5. Обильная роса по утрам. К хорошей погоде.
6. Муравьи закрывают ходы в муравейнике. К дождю.
         
Задание 7. Правила поведения в походе.
После произнесения мной фразы вы должны сказать соответствующее слово – «нельзя» или «нужно».
1. Разрушать памятники природы. Нельзя
2. Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам. Нужно
3. Оборудовать и очищать места отдыха. Нужно
4. Выкапывать растения. Нельзя
5. Загрязнять природную средуНельзя
6. Оберегать и подкармливать животных и птиц. Нужно
7. Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда. Нельзя
8. Сохранять и охранять памятники культуры и природы. Нужно

                   Викторина  по туризму и краеведению

«Познаём мир»

1. Ориентирование без карты и компаса

       - С какой стороны покрывает лишайник стволы деревьев? (с северной)

       - С какой стороны начинают краснеть ягоды? (с южной)

       - Находясь в лесу, можно ориентироваться по лесоустроительным столбам. В каком направлении прорубают просеки в лесных хозяйствах?

    (север-юг-восток-запад)

       - С какой стороны, с севера или с юга, трава гуще весной? (с севера)

  2. О времени и месте

      - В какое время просыпаются полевой жаворонок и перепел, живущие на полях и лугах?

       (3 ч.)

      - В какое время раскрывает желтые шапочки козлобородник? (3 ч.)

      - В какое время  раскрывает желтые шапочки одуванчик? (6 ч.)

  3. Признаки погоды

      Признаки какой погоды, если:

      - вечером теплее, чем днем? (ненастная погода)

      - вечером и ночью - обильная роса? (теплая солнечная погода)

      - давление воздуха падает? (ненастная погода)

      - в ложбинах и низинах к вечеру туман? (к ясной)

      - ласточки и стрижи летают высоко? (к ясной)

      - кучные или высоко и быстроплывущие облака? (теплая солнечная погода)

      - росы ночью нет?  (к ясной)

      - угли костра ярко тлеют? (к ясной)

      - радуга, появившаяся на небосклоне во второй половине дня? (теплая солнечная погода)

   

4. Животные-синоптики, растения-барометры

       Признаки какой погоды, если

       - ласточки низко летают? (к дождю)

       - комары и мошки вьются столбом? (к теплу)

       - летом воробьи в пыли купаются?

       - закрываются цветки у белой кувшинки? (перед дождем)

       - листья папоротника-орляка закручиваются книзу? (к теплой погоде)

       - цветки заячьей капусты остаются на ночь открытыми? (перед дождем)

       - распрямляются длинные сухие еловые веточки? (к солнечной погоде)

       - раскрываются желтые одуванчики? (к солнечной погоде)

 

   5. Лесная аптека

        - Какое растение называют другом пешеходов? Почему? Где оно растет?

        (Подорожник. Его листья уменьшают боль при потертостях, мозолях, укусах  насекомых. Растет по обочинам дорог, в поле.)

       - Какой цветок лечит сердце? (Ландыш.)

       - Какие растения употребляют при простуде? (Малина, мать-и-мачеха, ромашка  аптечная.)

       - Какая ягода заменяет лимон? (Клюква. В ней есть витамин С и лимонная кислота.)

       - Какое лекарственное растение повышает аппетит? (Корни одуванчика, полынь,  подорожник.)

       - Какие лекарственные растения можно использовать для заварки чая? (Листья  земляники, малины, черники, брусники, клюквы, кипрея.)

       -   При употреблении какой лесной ягоды улучшается зрение? (Черники.)

       - Сок какого лекарственного растения останавливает кровотечение? (Пастушьей сумки.)

                        Игра

           "Находчивый путешественник"

"Находчивый путешественник" - игра, включающая 10 конкурсов, участниками которой могут быть учащиеся как младшей возрастной группы, так и старшей. Задания включают ситуации, с которыми можно встретиться в путешествии. В игре могут принимать участие 1-3 команды, состоящие из 5-6 участников.

 Конкурс 1. Выбор обязанностей членов команды

    Ведущий предлагает участникам выбрать таблички с надписями обязанностей в походе:

             1) капитан;

             2) кок;

             3) костровой;

             4) завхоз;

             5) летописец;

             6) медик.

    Выбрав таблички, участникам предлагается выбрать предметы, которые соответствуют обязанностям каждого. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    Правильные ответы:

             1) капитан - компас;

             2) кок - поварешка;

             3) костровой - сухой спирт;

             4) завхоз - полотняный мешок;

             5) летописец - записная книжка;

             6) медик - жгут.

Конкурс 2. Снаряжение

    Ведущий зачитывает список предметов, из которого участникам нужно вычеркнуть не нужные в походе.

    1. Лупа

    2. Компас

    3. Рюкзак

    4. Металлическая цепь

    5. Палатка

    6. Зонт

    7. Солнцезащитные очки

    8. Карта

    9. Электробритва

   10. Тент солнцезащитный

   11. Спальник

   12. Подушка

   13. Дождевая накидка

   14. Коврик туристический

   15. Фонарь

   16. Куртка

   17. Панама

   18. Одеколон

   19. Полотенце

   20. Губка

   За каждый правильно вычеркнутый предмет - 1 балл.

 Конкурс 3. "Упрямый рюкзак"

   Участники соревнующихся команд поочередно становятся спиной и берут друг друга под руки. Наклоняясь вперед, каждый старается оторвать соперника от земли. Побеждает тот участник, кому удалось это сделать.

   Участник-победитель зарабатывает для команды 1 балл.

 Конкурс 4. Выбор стоянки

Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает участникам выбрать место для стоянки, обосновав свой выбор.

   "Перед взором туристов, придирчиво осматривающих местность с целью выбора места для стоянки, открылись ландшафты: обширные высокотравные луга вплотную подходят к реке, недалеко - мостик, на противоположном берегу - лесная опушка и огромный муравейник, чуть ниже по течению - небольшое село, за которым хорошо просматривался песчаный пляж, а выше по течению - смешанное редколесье".

    Правильный ответ - 2 балла (выше по течению в смешанном редколесье).

 Конкурс 5. Костер         

   Самые таинственные минуты в походе - это вечерние посиделки у костра.

   Ведущий задает вопросы:

   - У какого костра можно просидеть до утра, не подкладывая туда дров?

   - Какой из перечисленных видов костра можно использовать для наиболее продолжительного обогрева в любое время года?

        1) шалаш

        2) нодия

        3) колодец

        4) таежный

    Правильный ответ: костер нодия. Оценка - 2 балла.

 Конкурс 6. Питание в походе

    Ведущий зачитывает вопросы, отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку.

    1. Грибами-то как пахнет! А не сварить ли нам суп? Вот хотя бы из тех грибов, что на пеньке. Грибы-паразиты, но зато самые вкусные. Как они называются? (опята)

    2. Ну что за суп без пряностей. Перчика хочется, да где его взять? Растут здесь только одуванчики, пастушья сумка, подорожник. А может, что-нибудь пригодилось  бы? (семена пастушьей сумки)

    3. Чтоб наш суп был вкуснее, добавим еще такого великана, что вырос после дождя. Его называли картошкой, только чьей?

                                                       (заячья картошка, гриб-дождевик)

    4. Как насчет чашечки кофе? Не отказались бы? А кофе-то с собой не захватили. А здесь растут всего лишь одуванчики, ромашки, дубы, а кофейного дерева нет. Каким  растением его можно заменить?

                                                       (корнями одуванчика, желудями дуба)

    5. Пить кофе как-то не очень, горьковато. А вместо магазина - деревья, ненужные или  нужные. Почему?

                                       (сок березы или клена может заменить сахар)

    6. Сюда еще по ложечке повидла - и нам бы позавидовал бы самый большой сладкоежка.  Но из чего в лесу можно приготовить повидло?

                                                                (из лопуха, его измельченные корни

     варят 2 часа в воде и получают повидло)

        За правильный ответ - 2 балла.

 Конкурс 7.Экология бивака

     Ведущий зачитывает ситуацию: "Каждый из нас прекрасно знает, что турист - это, в первую очередь, друг природы. Идя в поход, он должен помнить основную заповедь туриста: «Не навреди". И чтобы не стать злейшим врагом леса и лугов, птиц и зверей, турист должен помнить, как экологически правильно организовать бивак.

     Ведущий предлагает участникам экологически правильно организовать уничтожение отходов на стоянке: консервных банок, бумаги, остатков пищи.

     Правильный ответ - 2 балла.

     1) консервные банки необходимо обжечь на огне, смять, а потом закопать;

     2) бумагу - сжечь на огне;

     3) остатки пищи в виде каши и т.д., жидких продуктов закопать в мусорной яме, хлеб разложить на пеньке для птиц.

 Конкурс 8. Ориентирование в походе

      Ведущий описывает ситуацию: "Туристу приходится ориентироваться все время, применяя самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы, радиоприемники.

Но зачастую создаются ситуации, когда традиционные приемы ориентирования по компасу становятся невозможными по причине его поломки. И тогда для нахождения правильного пути приходится использовать другие средства".

      Предлагается участникам сориентироваться, имея механические часы. Ответ обосновать.

      За каждый правильный способ ориентирования - 2 балла.

      Ведущий зачитывает правильный ответ в стихотворной форме:

                                                  Направьте стрелку часовую

                                                  На солнце в точку золотую.

                                                  Меж стрелкою и цифрой час

                                                  Есть угол - важен он для нас.

                                                  Делите угол пополам,

                                                  И сразу юг найдете там.

 

Конкурс 9. Конкурс болельщиков

      Ведущий зачитывает вопросы для болельщиков, сигнал к ответу - поднятая рука.

      1. Какие виды туризма вы знаете? (велотуризм, пешеходный, водный, сплео, горный)

      2. Какой спирт нужно брать в поход? (сухой)

      3. Можно ли, путешествуя по Беларуси летом, попасть в "зиму"? (палатка "Зима")

      4. Какие герои известного детского романа Марка Твена совершили поход I категории сложности на плоту? (Том Сойер и Гекльберри Финн)

      5. Ружье какой марки можно брать в заповедные места? (фоторужье)

      6. Какой тип костра более всего подходит для быстрого приготовления пищи? (колодец)

 Конкурс 10. Блицтурнир

      Вопрос для капитана: почему выражение " Шесть футов чистой воды под килем" звучит явной гиперболой для путешественников, отправляющихся в путь на байдарках? (для байдарки достаточно 30-50 см глубины)

      Вопрос для летописца: какое время года является наиболее благоприятным для ведения учета диких животных в лесу и почему? (зима, по следу легче определять следы)

      Вопрос для кока: как во время праздника в походе приготовить гуся на вертеле? (сначала его нужно разрезать на кусочки, а затем каждый в отдельности поджарить, после готовности каждый кусочек нанизать на вертел)

      Вопрос для медика: какое растение можно использовать в походе как заменитель ваты? (сухой белый мох)

      Вопрос для кострового: как приготовить обед для туристов, если группа движется по безлесной местности? (на примусе)

      Вопрос для завхоза: как нужно упаковать сыпучие продукты, чтобы не подмочить репутацию завхоза? (в полотняные мешочки, затем - полиэтиленовые)

 Подведение итогов

                                           Игра-путешествие 

"Туристскими тропами"

Чтобы стать участником похода, нужно вспомнить правила поведения в природе:

                                                - не мусори;

                                                - не шуми;

                                                - не разоряй муравейники;

                                                - не разоряй птичьих гнезд;  

                                                - не трогай птенцов;

                                                - не лови насекомых;

                                                - не срывай паутину, не уничтожай пауков;

                                                - не сбивай грибы;

                                                - не забирай домой лесных жителей;

                                                - не ломай ветки;

                                                - не рви цветы;  

                                                - не повреждай кору деревьев;

                                                - не вырывай ягодники.

                                                                             

                                                       Разминка

                                           (за каждое задание - 1 балл)

    - Кто быстрее составит из букв название команды и дружнее его проскандирует.

                                                   "Мурашки"

                                                   "Букашки"

    - Кто быстрее построится по росту.

    - Кто быстрее построится по алфавиту. (Первая буква имени)

   

Ориентирование

(для всей команды)

    В лесу очень легко заблудиться, настоящий турист должен уметь ориентироваться на местности. Команды получают карточки с  заданиями. (Приложение №1) За каждый правильный ответ - 1 балл.

Собираем рюкзак

(участвуют по одному человеку из команды,

 за каждый правильный ответ - 1 балл)

   Самое важное для туриста - собрать рюкзак, надо ничего не забыть и желательно, не брать лишнего, а ведь все вещи надо еще и правильно уложить. Командам предлагаются карточки, нужно правильно соединить правую и левую части.

                    Хлеб, сухари      

        К спине

                   Тяжелые предметы                    

       Сверху

               Спальный мешок, одежда          

       На дно

                                                             

Игра со зрителями

                                                        Что в поход с собой возьмем,

                                                        Если мы туда пойдем?

                                                        Очень быстро отвечайте,

                                                        Но смотрите, не зевайте!

                                                        Называю я предмет,

                                                        Он подходит или нет?

                                                        Если "да" - в ладоши хлопни,

                                                        Если "нет" - ногою топни,

                                                        Только пол не проломи.

                                                        Все понятно? 1, 2, 3.

                                                        Котелок, утюг, расческа,

                                                        Пылесос, веревка, соска.

                                                        Вездеход, бинокль, духи,

                                                        Две засушенных блохи,

                                                        Носовой платок, подушка,

                                                        Ласты, мяч, коньки и клюшка,

                                                        Молоток, кусачки, нож,

Ну а соль с собой возьмешь?

                                                        Спички, гвозди, сала шмат -

                                                        Вот и собран наш отряд.

Испытание 1

(для всей команды)

             Топкое болото - бег по кочкам.

Привал. Наш обед

       Командам выдаются карточки с вопросами, на которые необходимо дать правильный ответ.    

       1. Верно ли, что костер типа "колодец" - это когда поленья укладывают конусообразно с наклоном внутрь?  (нет)

       2. Верно ли, что для сушки одежды  и вещей складывают костер  типа "таежный"? (да) 

       3.Верно ли, что установку палатки надо начинать с установки вертикальных стоек? (нет)

       4.Верно ли, что консервные банки надо обжечь в костре и закопать? (да)

       5.Верно ли, что влажные шерстяные носки можно высушить в спальнике ночью? (нет)

       6.Верно ли, что под дно палатки укладывают лапник? (да)  

      Определить, что можно приготовить на обед, отгадав загадку, но ответ нужно зарисовать.

                                                             Загадка для первых игроков:

                                                           У родителей и деток

                                                           Вся одежда из монеток. (Рыба)

                                                              Загадка для вторых игроков:

                                                           Неказиста, шишковата,

                                                           А придет на стол она

                                                           Скажут весело ребята:

                                                           "Ну, рассыпчата, вкусна!" (Картошка)

                                                              Загадка для третьих игроков:

                                                           Катится белая бочка.

                                                           На ней ни сучочка. (Яйцо)

                                                              Загадка для четвертых игроков:

Дом зеленый тесноват:

                                                            Узкий, длинный, гладкий,

                                                            В доме рядышком сидят

                                                            Круглые ребятки. (Горох)

 

                                                              Загадка для пятых игроков:

                                                            Девица укуталась в листья порядком

                                                            Выбилась только кудрявая прядка.

                                                            Одета она в зеленую кольчугу -

                                                            Плотно прижаты колечки друг к другу. (Кукуруза)

                                                              Загадка для шестых игроков:

                                                             Как на стежке, на дорожке,

                                                             Вижу алые сережки.

                                                             За одною наклонилась,

                                                             А на десять набрела!

                                                             Я клонилась - не ленилась.

                                                             Кружку с верхом набрала! (Земляника)

Испытание 2

(для всей команды)

      Эстафета "Сбор грибов". Среди изображений различных грибов взять только съедобные и принести в корзину своей команды.

   Выступление болельщиков

     Номера художественной самодеятельности. Песни туристов.

Зеленая аптека

(участвуют по одному человеку,

 за каждый правильный ответ - 1 балл)

 В походе бывает всякое: порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами.

                                                            Лес, как сказочное царство,

                                                            Там кругом растут лекарства.

                                                            В каждой травке, в каждой ветке

                                                            И микстура, и таблетки.

 

  Задание: узнать лекарственное растение по внешнему виду и описанию. Отвечает тот, кто быстрее поднял руку. Дополнительный балл можно заработать, если расскажешь, что лечит это растение.

Злая, как волчица,

                                                Жжется, как горчица!

                                                Что это за диво?

                                                Что за злюка?

                    (Крапива - кровоостанавливающее средство)

                                                Меня желтоглазым цветком называют,

                                                Сорвали цветок - лепестками гадают,

                                                А чтобы счастливым поистине стать,

                                                Не стоит, поверьте, меня вам срывать.

                    (Ромашка - отвар для полоскания горла, чай при простуде и кашле)

                                                На зеленом шнурочке - белые звоночки.

                                                Белые горошки - на зеленой ножке.

                     (Ландыш - употребляется при болезнях сердца.)

                                               Скромный, невзрачный листок,

                                               Многим из нас совсем невдомек.

                                               Что отыскалось лекарство

                                               Тут же, на тропке, у ног.

                     (Подорожник - лечит порезы, ранки, ссадины, укусы насекомых)

                                               Я - шарик пушистый

                                               Белею в поле чистом,

                                               А дунул ветерок -

                                               Остался стебелек.

                     (Одуванчик - понижает температуру, желчегонное и  

                                                                                             слабительное средство)

                                                            Медицина  

   Командам выдаются карточки с вопросами, на которые необходимо дать правильный ответ.    

   

  1. Края раны (без сильного кровотечения) обрабатывают:      

   а) перекисью водорода,  

   б) марганцовкой,  

   в) йодом.

       

   2.При остановке сильного артериального кровотечения жгут накладывают на срок:  

   а) не более 30 минут,  

   б) не более 1 часа,  

   в) на 10 минут.        

   3. Какое из перечисленных лекарств является обезболивающим

   а) фурацилин,  

   б) аспирин,  

   в) анальгин?

       

   4 Что нужно сделать при ушибе:    

   а) приложить тепло,  

   б) приложить холод,  

   в) сделать йодную сетку?  

       

   5. Человека, потерявшего сознание, приводят в чувство:        

   а) валидолом,      

   б) спиртом,    

   в) нашатырем.    

                                                                     

                                                        Испытание 3

                               (участвуют по одному человеку из команды)

  Всякое бывает в походе: растревожили мальчишки осиный улей. Спастись можно, только одев на себя как можно больше одежды за одну минуту.                                            

                                                Творческий конкурс

                         

Прекрасен вечер у костра. Здесь поют песни и рассказывают интересные истории. Ваша задача - придумать лесную сказку по ее началу. Пока игроки сочиняют сказку, проводится тихая эстафета.

 Для первой команды: "Однажды на полянку, где жили крепенькие красношляпые подосиновики, явился злющий-презлющий мухомор..."

Для второй команды: "Пришли в лес грибники, и остался маленький боровичок совсем один, взяли его на воспитание вреднючки-поганки..."

                                                       Испытание 4

 Одно из правил поведения в природе - соблюдение тишины, ведь как прекрасно слушать звуки природы. Игроки каждой команды должны передать погремушку так, чтобы она не загремела, при этом последний игрок становится вперед, потом предпоследний и т. д.

 Выигрывает команда, которая дольше сохранила тишину, либо та, которая первой выполнила упражнение.

Конкурс сказок

Вот и подошел к концу наш поход, много вы успели рассказать, показать, проявить свои лучшие качества - смекалку, находчивость, ловкость, взаимопомощь. Последнее, что нам осталось сделать, - затушить костер. Вы будете подходить и брать по одному язычку костра, там написаны незаконченные фразы. Если вы закончите фразу правильно, команда заработает балл, а если нет - балл вычтется из уже заработанных вами баллов, ведь костер должен быть потушен обязательно.

- Голоден, как ... волк.

- Хитер, как ... лиса.

- Болтлив, как ... сорока.

- Нем, как ... рыба.

- Грязный, как ... свинья.

- Упрямый, как ... осел.

- Изворотлив, как ... змея.

- Неповоротлив, как ... медведь.

- Колючий, как ... ёж.

- Труслив, как ... заяц.

- Слепой, как ... крот.

- Мудрый, как ... сова.

Подведение итогов.

Награждение победителей

Туристская эстафета

«Ловкие, умелые, смелые»

              Оборудование: туристское снаряжение, секундомер, игровые ориентиры, карточки-задания, карточки с названиями узлов, изображением грибов.

   Эстафета рассчитана на учащихся среднего школьного возраста.

  Порядок выполнения заданий:

  1. Собери рюкзак.

   Очень важно для туриста правильно собрать рюкзак. Нужно ничего не забыть и в то же время не брать лишнего, правильно уложить вещи. Команда согласовано проводит укладку рюкзака, застегивает каждую из его лямок и надевает на одного из членов своей команды. Судья фиксирует конечный результат. Затем члены команды быстро извлекают содержимое рюкзака и раскладывают его так, как было вначале.

  2. Вязка узлов.

  Члены команды вытягивают карточку с названием узла из числа перечисленных: прямой, двойной проводник, восьмерка, схватывающий, проводник одним концом, булинь, стремя - и завязывают каждый свой узел.

  3. Преодоление болота.

  Каждый из участников по очереди прыгает по кочкам, ступая на них одной ногой (10 кочек).

  4. Маятник.

   Каждый участник при помощи маятника преодолевает расстояние длиной 3 - 4 м.

  5. Зеленая аптека.

   В походе бывает всякое: порежешься или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно растет перед вами! Узнайте лекарственное растение по описанию и впишите в карточку-задание его название.

Карточка-задание

Описание растения и его лекарственных свойств  

             

Название растения

Листья этого растения крупные, сложные. На верхушке стебля большое количество белых, розовых, фиолетовых цветков. Лекарственным свойством обладают корни. Используется как успокаивающее средство.  

                                                               

валериана

Колючий кустарник с плодами, имеющими окраску от

 оранжевой до темно-пурпурной и кисловато-сладкий вкус. Используется для лечения малокровия, заболевания глаз, почек.       

шиповник

Многолетнее раннецветущее растение, распространено на глиняных склонах, по оврагам. Используется как

 противосполительное средство при заболевании верхних

 дыхательных путей.      

                                                                     

мать-и-мачеха

Водное растение, произрастающее на берегах прудов, озер, крупных размеров с толстым ползучим корневищем и цветочной стрелкой с мощным початком, усаженным мелкими зеленоватыми цветками.  

                                                                                                  

аир

                                 

   6. Установка палатки.

  Команда устанавливает палатку. Когда задание выполнено, команда выстраивается возле установленной палатки.

   7. Сбор грибов.

  Нужно собрать грибы для супа. На площадке находятся карточки с изображением различных грибов. Члены команды должны по очереди принести в корзину своей команды только съедобные грибы.

  Ассортимент съедобных грибов: сыроежка, белый гриб, подберезовик, опята, лисички, подосиновик, волнушки, рыжики, грузди, маслята.

 Ассортимент ядовитых грибов: мухомор, бледная поганка, ложные опята.

   

  8. Виды костров.

  Сложить из приготовленных поленьев костры - «звезда», «шалаш», «колодец».

 Подведение итогов. Награждение победителей.

Тропа испытаний

  Станции:

  1. Песенная. Дается буква - на нее большее количество песен. Либо это тема песни, либо это начало строки.

  2. Туристический полигон.

      - болото-кочки

      - паутинка

      - электрическая стена

      - маятник

  3. Меморина. За полминуты запомнить 20 предметов и перечислить.

  4. Медицинская.

      а) Выбрать правильный ответ на вопросы об оказании первой медицинской помощи.

         При ожогах:

                        - обработать спиртом;

                        - вскрыть пузырь и обработать йодом;

                        - приложить холод, накрыть чистой тканью.

При ушибах:

                        - наложить давящую повязку, приложить холод;

                        - обработать йодом, наложить стерильную повязку;

                        - наложить горячий компресс.

         При ссадинах и порезах:

                        - смазать кожу вокруг раны йодом, наложить повязку из чистого бинта;

                        - полить рану йодом, наложить повязку из чистого бинта;

                        - наложить повязку из чистого бинта;

        При ушибах:

                        - наложить давящую повязку, приложить холод;

                        - обработать йодом, наложить стерильную повязку;

                        - наложить горячий компресс.

        Если натерли ногу:

                        - снять обувь, идти босиком;

                        - если имеется краснота, смазать вазелином, забинтовать, надеть

                          подогнанную по ноге обувь;

                        - снять обувь, мозоль обработать зеленкой и идти дальше.

       б) Даем ситуацию (перелом) и транспортировка до следующей станции.

   5. Портрет отряда. Нарисовать туриста (с завязанными глазами).

   6. Интеллектуалка. По 10 вопросов на отряд. 2 балла за полный ответ.

       - Какое растение называют другом пешеходов? Почему? Где оно растет?

        (Подорожник. Его листья уменьшают боль при потертостях, мозолях, укусах  насекомых. Растет по обочинам дорог, в поле.)

      - Какое дерево является самым распространенным в белорусских лесах?

        (Сосна. Она занимает 58% лесной площади республики.)

      - Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)

      - Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох.)

      - Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Птица может бросить гнездо.)

      - Какие крупные животные, обитающие в белорусских лесах, находятся под охраной? (Зубр, лось.)

      - У какого растения наших вод самые крупные цветы? (У белой кувшинки.)

      - В лесу котелок кипит, кипит, а не выкипает. (Муравейник.)

      - При употреблении какой лесной ягоды улучшается зрение? (Черники.)

      - Какие деревья являются "столовой" для птиц? (Рябина, черемуха.)

   7. Спортивная. 20 бросков в баскетбольную корзину. Количество попаданий.