Конспект занятия с детьми 5-6 лет на тему «Моё психологическое здоровье»

Решетняк Юлия Николаевна

Занятие знакомит детей с понятием «психологическое здоровье» и его составляющими.

Ребята обучаются адекватным способам выражения своих эмоций, душевного состояния и формируют отношения доверия, умения сотрудничать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_moe_psihologicheskoe_zdorove.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми 5-6 лет на тему

 «Моё психологическое здоровье»

(Ко Всемирному дню здоровья – 7 апреля).

Цель: знакомство детей с понятием «психологическое здоровье».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с понятием «психологическое здоровье» и его составляющими;

- обучить адекватным способам выражения своих эмоций, душевного состояния;

- закрепить навык взаимодействия в парах;

- формировать отношения доверия, умения сотрудничать.

Развивающие:

- развивать умение выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестов, мимики, эмоций;

- развивать умение снимать телесное и эмоциональное напряжение с закреплением позитивной эмоции;

- стимулировать творческое самовыражение;

- развивать внимание, образную память.

Воспитательные:

- воспитывать умение создавать положительного эмоционального настроения;

- воспитывать желание понимать друг друга, различать эмоциональное состояние.

Материалы к занятию:

  • медальки с изображением веселых человечков (смайлики);
  • USB-колонка;
  • музыкальное сопровождение для игры «Волшебный стул»;
  • картинка на каждого обучающегося с изображением отрицательных и положительных эмоций;
  • простые карандаши.

Ход занятия

1 этап. Организационный

  • Приветствие (логоритмическое упражнение).

(Источник – Куражева Н.Ю., Н.В. Вараева, А.С. Тазаева, И.А. Козлова; под ред. Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет». - СПб.: «Речь», 2022).

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнется.

                       

                       Желаю

               (дети соприкасаются большими пальцами рук)

                       Успеха

                 (указательными)

                       большого

                  (средними)

                      во всем

                   (безымянными)

                     и везде

                   (мизинцами).

                    Здравствуйте!

             (дети касаются ладошек друг друга).

        С каким настроением вы сегодня пришли на занятие? Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет еще лучше, потому что мы сделаем еще один шаг в направлении к здоровому образу жизни.

2 этап. Мотивационный

  • Беседа «Психологическое здоровье человека»

Педагог. Ребята, а знаете ли вы, что такое здоровье? Что такое, по-вашему, значит быть здоровым человеком? Я хочу вам рассказать о том, что кроме физического здоровья есть здоровье психологическое, то есть душевное. Как вы понимаете это? Малыш, который здоров психологически, счастлив. Такие дети легко принимают других людей, они способны чувствовать прекрасное, радуются, любят творческие и интересные занятия.

        А может ли человек прожить один? Почему вы так думаете? Правильно, ребята, человеку очень трудно прожить на свете одному: ему будет грустно, тоскливо, одиноко, ему не с кем будет играть, он даже может заболеть. Значит, здоровый человек должен жить среди людей, но среди людей не просто сохранить свое здоровье. Бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему это происходит? Иногда ребята ссорятся из-за пустяков, спорят, говорят друг другу неприятные, злые слова. После этого они могут нагрубить другим людям, испортить им настроение. Чтобы этого не произошло, чтобы и вы не стали такими грубиянами, умейте внимательно выслушивать собеседника. Отвечайте спокойно. Доказывайте свою правоту словами, а не кулаками. В трудных ситуациях старайтесь понять своих товарищей, помогите им вернуть хорошее настроение вниманием, заботой, доброй шуткой. Тогда и вы не почувствуете себя одиноко.

3 этап. Практический

  • Упражнение «Поссорились-помирились»

Педагог. Ребята, разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Каждый ребёнок в паре изображает заданные ситуации. Но помните, изображать нужно без слов, молча, одними жестами.

        Итак, сначала вы встретились, обрадовались друг другу! (Дети импровизируют.)

Потом вы что-то не поделили и поссорились. Как это произошло? (Дети импровизируют.)

Вы обиделись и даже отвернулись друг от друга. (Дети импровизируют.)

Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились. (Дети импровизируют.)

Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (Ответы детей.)

А теперь встанем в круг и возьмем за руки друг друга.

Мы стали рука в руке.

Вместе мы большая сила.

Можем маленькими быть

(Дети приседают.)

Можем мы большими быть

(Поднимают руки вверх.)

Но никто один не будет.

        И действительно, вы никогда не бываете одни. Вокруг вас всегда близкие люди – ваши родители, ваша семья. Когда они рядом, вы чувствуете себя защищенными. Запомните, любовь ваших родных к вам и ваши добрые чувства к ним помогают сохранить и ваше психологическое здоровье, и здоровье родных вам людей.

  • Игра «Импульс»

        Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза и по очереди пожимают друг другу руки.

  • Игра «Ручеек радости»

Педагог. Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справиться с трудностями, а значит, помогают нашему здоровью. Положительные эмоции полезны и необходимы для нашего здоровья. Давайте постараемся продлить хорошее настроение, сядем в круг и поиграем в игру «Ручеек радости». Возьмитесь за руки. Мысленно представьте, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький, озорной, он не может долго усидеть на одном месте. Представьте, как чистая, прозрачная и теплая водичка течет через руки и переливается от одного к другому. Передайте мысленно друг другу радость.

        У каждого человека свой характер. Нам трудно изменить окружающих людей, но такое качество характера, как терпение, помогает нам жить среди тех, кто нам нравится и не нравится. Что такое терпение, как вы это понимаете? Терпимость – это способность принимать себя и окружающих такими, какие они есть. Терпимый человек не делит мир на черное и белое, людей – на плохих и хороших. Никто не обязан думать, чувствовать и поступать так, как вы. У всех есть положительные и отрицательные качества. Мы часто замечаем недостатки друг друга. Но умеем ли мы хвалить своих друзей или недругов, находить в них что-то хорошее?

  • Игра «Волшебный стул»

Дети встают в круг. Внутри круга стоит стул, «волшебный». Тот, кто на него садится, избавляется от своих плохих качеств и оставляет только хорошие. Ребята под музыку двигаются по кругу. Когда музыка заканчивается, участник, оказавшийся ближе всех к «волшебному» стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга, по очереди говорит о сидящем что-нибудь доброе.

        Педагог. Приятно ли слышать добрые слова в свой адрес? Что вы чувствовали в этот момент? Что больше понравилось: говорить добрые слова другим или слышать добрые слова в свой адрес?

  • Задание «Помощники психологического здоровья»

        Педагог. Дети обведите на картинках, которые я сейчас вам раздам эмоции, которые помогают нам сохранять наше психологическое здоровье.

4 этап. Рефлексивный

        Педагог. Наше занятие подошло к концу. Что вы поняли, что запомнили из нашей беседы? Хочется вам быть здоровыми людьми? Что нужно для того, чтобы сохранить своё психологическое, душевное здоровье? Что вам понравилось на занятии? Что не понравилось? Какое у вас сейчас настроение? Чему вы научились сегодня?

        Нам всем приятно, когда и у нас, и у окружающих хорошее настроение. Я тоже хочу подарить вам кусочек радости в память о нашем занятии. И желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу.

        Педагог раздает детям медальки с изображением улыбающегося человечка.

        

        

Список использованной литературы

1. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: «Речь», 2001.

2. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. - СПб.: «Речь», 2022.

3. Лютов Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: «Речь», 2001.

3. Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: «АРКТИ»,2002.