Как не загубить способности ребенка или почему из одаренных детей вырастают «обыкновенные» взрослые.

Статья-размышление о том, почему часто из талантливых детей вырастают посредственные взрослые.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как не загубить способности ребенка или почему из одаренных детей вырастают «обыкновенные» взрослые.

Дети, которым пророчат большое будущее в искусстве или спорте становятся совершенно «обыкновенными» среднестатистическими взрослыми. Куда исчезает талант?

Вы никогда не обращали внимания на то, что  практически каждый ребенок имеет склонности к какому-либо творчеству? А задумывались ли о том, сколько из них вырастает талантливых взрослых людей? Странная картина получается: в детстве мы все в той или иной мере одарены, наши родители из кожи вон лезут, чтобы развить наш потенциал, а в результате на финише таланты можно пересчитать по пальцам! Давайте попробуем разобраться, почему так выходит.

Часто от родителей можно услышать фразы: «Он одарен!», «У него способности!», «У него есть все задатки!». Но, как правило, произнося эти слова, не каждый до конца понимает разницу в этих определениях, что может впоследствии привести к очень плачевному результату. Чтобы узнать, что же такое способности мы обратимся к терминологии.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности.

Когда ребенок только родился, мы еще не можем сказать, какие у него способности, ведь он постоянно развивается, поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка. Способности – это всегда результат развития. Но существуют и врожденные особенности у каждого человека. Это могут быть анатомические, психологические или физиологические особенности, они и называются задатками.  То есть, другими словами, задатки – это генетические особенности мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, у ребенка легкие кости и очень пластичные мышцы, это не значит, что он обязательно станет танцором или гимнастом, но у него есть все необходимые для этого задатки.

Задатки дают возможности для развития способностей. Поэтому так важно как можно раньше выявить задатки детей, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Итак, теперь мы различаем понятия «задатки» и «способности», но как же можно выявить способности у своего ребенка? Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности это склонности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности,  например рисованию или занятию музыкой.

 Склонности можно заметить еще в самом раннем детстве, а тем более родителям, ведь кто лучше родителей знает своего ребенка и проводит с ним столько времени! Так склонность малыша к музыке можно определить по его поведению: он затихает при звуках музыки, у него появляется улыбка. Уделяйте внимание тому, чем интересуется ребенок, чем любит заниматься. Наблюдая, можно определить в какой сфере начинает развиваться одаренность ребенка. Необходимо не только подмечать интерес, но и как можно больше хвалить, поддерживать, интересоваться его деятельностью.

У малыша может присутствовать одаренность в избытке, но  может пройти незамеченной никем, если между ребенком и взрослыми нет доверительных отношений. Доказано, что окруженные заботой и лаской дети развиваются интенсивнее. В семье, где стиль общения выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями:

Первый путь – ребенок, приучившись только выполнять задания взрослых, полностью утратит способность к творчеству.

Второй путь – он может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и встретиться хороший педагог, а если не встретится, то талант может быть загублен.

Один из мало кому известных признаков одаренности ребенка является, как ни странно, скука в школе или детском саду!  Его безучастие объясняется именно одаренностью. Вы наверняка знаете, что возраст с 3 до 6 – это возраст «почемучек». Дети задают родителям множество вопросов о том, как все устроено и почему именно так.

Если до этого возраста научить ребенка читать - он не задаст многих из этих вопросов, прочитав готовый ответ в книге. У ребенка, который научился читать раньше, чем думать мышление формализируется. Так гасится у ребенка интерес и стремление к познанию. Он уже не будет размышлять, не будет сам искать ответы на сложные вопросы, а будет брать  готовую информацию из книг. Еще хуже ситуация становится в школе. Маленький ребенок совсем недавно теребил маму и папу за рукав, требуя объяснений: что да как и почему? Но как только он переступит порог школы, вопросы начнет задавать уже не он, а взрослая тетенька – учительница.  Что может ответить учителю ребенок? Только то, что услышал от этого учителя или прочтя книгу. Разве тут до творчества? Способности юного дарования не соответствуют внешней среде для их выражения, то есть стандартный образовательный процесс не предполагает большого простора для самовыражения, а делать как все ребенку просто скучно.

Хорошо, когда родители  знают сильные стороны личности ребенка и строят все воспитание и дальнейшее обучение именно на них. А если не обратить на них внимания в детстве - это может оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка, который будет себя ощущать бездарным и пустым человеком. Но и тут главное не перегнуть палку.

Довольно часто встречаются случаи, когда родители разглядели у ребенка, например, задатки пианиста и усиленно занимаются с ним музыкой. Может у ребенка действительно есть данные физиологические задатки и музыку он тоже любит, а вот то, что он чуточку больше любит бегать и прыгать родители не заметили или не захотели заметить. Ребенку очень скоро надоедают эти занятия, а родители настаивают, ведь у него грандиозное будущее великого пианиста! Ребенок начинает тихо ненавидеть занятия музыкой, а когда нет желания - о каком творчестве может идти речь? Вот и вырастет он, подарит маме с папой корочку об окончании музыкальной школы и пойдет работать как все дяди и тети на обыкновенную работу и будет жить обыкновенной жизнью. А, если бы родители в свое время заметили допущенный промах и отдали ребенка в спортивную секцию, из него вполне мог бы вырасти отличный спортсмен, да и музыкой он, скорее всего, не перестал бы интересоваться.

Естественно, родительский контроль необходим, иногда действительно нужно подтолкнуть ребенка, где-то заставить позаниматься, но необходимо отличать обычную детскую лень или желание поиграть с друзьями от угасшего интереса к деятельности.  

Любое творчество должно приносить удовольствие ребенку иначе оно теряет всякий смысл. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь таланту раскрыться и создать благоприятные условия для развития. Любите своих детей, понимайте их и помните, что каждый ребенок талантлив по-своему, нужно лишь рассмотреть в нем этот, возможно, пока еще крошечный дар!