Тренинг "Будьте счастливы!"

Даниленко Светлана Владимировна

Тренинг "Будьте счастливы!" по профилактике эмоционального выгорания у педагогов и руководителей ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treningBudte_schastlivy.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа по профилактике  психического выгорания и формированию у руководителей высокой стрессоустойчивости  как качества личности творческого руководителя «Будьте счастливы!»

               

                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

              Одной из серьезных проблем  современности в условиях глобального экономического кризиса  является эмоциональное выгорание руководителей  и других специалистов социальной сферы и общеобразовательных учреждений.

              Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

              Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа руководителей и специалистов различных социальных служб и общеобразовательных учреждений с людьми связана с большими нервно-психическими нагрузками.

              Действительно, условия работы руководителей и специалистов социальной  и педагогической сферы далеко не комфортные. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время « в форме», невозможность выбора клиентов, родителей, педагогических кадров, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д. Кроме того, большое влияние оказывает обстановка: именно работа в условиях глобального экономического кризиса( здесь и информационный «бум», и экономические дополнительные трудности, и негативная психологические обстановка в коллективе из-за данных причин и др.).

              При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость.  Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления.

                     При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с клиентами, родителями, учащимися и учителями.

                     В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания  наиболее подвержены, педагогические работники,  специалисты социальной сферы и руководители различных уровней.

                     Признаки синдрома могут развиваться быстрее у руководителей ОУ и специалистов  службы социального обеспечения, педагогических работников - то есть всех тех, кто имеет дело с клиентами, находящимися  в негативном эмоциональном состоянии, имеющими различные физические и психические дефекты (безработные, мигранты, пенсионеры, инвалиды, люди с тяжелыми или хроническими заболеваниями), родителями, педагогами, многие из которых сами находятся в состоянии эмоционального выгорания..

                    Обобщение результатов исследования деятельности вышеуказанных специалистов позволило выделить три основные стадии синдрома.

                    Первая стадия - на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание  каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста или руководителя первая стадия может формироваться  в течение трех-пяти лет.

                   На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении ( в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (клиентов, больных, школьников); «в четверг ощущение , что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше  подобного он  за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

                   Третья стадия - собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение  постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных условиях, а в условиях глобального экономического кризиса происходит реактивная реакция.

                  Исследования показывают, что эффективным средством профилактики «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для руководителей и специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессионально        й деятельности.

                  Цель программы «Будьте счастливы!» -

-профилактика и коррекция профессионального стресса.

                  Задачи программы:

-диагностика психического выгорания;

-знакомство с синдромом профессионального выгорания;

-обучение приемам и методам саморегуляции в ситуациях профессионального стресса;

-обучение технологии моделирования своей профессиональной деятельности;

-отработка полученных травм и личностных проблем.

                  Программа «Будьте счастливы!» рассчитана на 15 часов, продолжительность одного тренингового занятия-3 часа.

                  Возраст участников-от 25 до 56 лет, количество-10-12 человек.

                  Тренинг проводит тренер-психолог,  который имеет свидетельство о курсах повышения квалификации по психотерапии (например, гештальт-терапии).

                   Данная программа базируется на теоретических работах Р.Крейза, Е.Набойкиной, В.А.Родионова, М.А.Ступницкой и К.Р.Ступницкой, Рыбиной Л., Полякова С., Ерховой М., Филиной С.,Лебединского В.В., Прохорова А.О., Грановской Р.М., Никольской И.М и других исследователей.

                  Для проведения занятий необходимо следующее оборудование: магнитофон с записями релаксационной музыки, мяч водный,  мяч массажный, мяч средний резиновый, три мягкие игрушки, стимульный материал, индивидуальные бланки, бумага, ручки, краски, кисточки, ватманы, ножницы, клей, цветные карандаши, ластик, простые карандаши, кресла для каждого участника, камушки, свечи, орехи грецкие, салфетки, глубокая тарелка с водой.

                   Каждое тренинговое занятие состоит из следующих этапов: приветствие, разминка, основной этап, заключительный этап (групповая рефлексия), ритуал прощания.

                    Структурирование содержания

Примерный тематический план тренинговых занятий  по программе «Будьте счастливы!» - профилактика профессионального выгорания и формирование высокой стрессоустойчивости как качества личности творческого руководителя, влияющей на эффективность управления коллективом и на педагога в условиях глобального экономического кризиса.

Примерный тематический план тренинговых занятий  по программе «Будьте счастливы!» - профилактика профессионального выгорания и формирование высокой стрессоустойчивости как качества личности творческого руководителя, влияющей на эффективность управления коллективом и на педагога в условиях глобального экономического кризиса.

№ занятия

Задачи

Кол-во час

1

-создание условий психологического комфорта и безопасности тренинговой работы;

-знакомство участников с основными принципами работы тренинговых групп;

-диагностика психического выгорания;

-организация  процесса самопознания и самораскрытия;

-освоение продуктивного стиля общения

3

2

-осознание барьеров профессионального и личностного роста;

-коррекция стереотипов профессионального поведения;

-развитие самосознания и самоисследования;

-обучение релаксации.

3

3

-развитие представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности;

-отработка приемов саморегуляции и коррекции поведения;

-формирование мотивации к личностному и профессиональному росту.

3

4

-гармонизация эмоционального состояния; снижение психической напряженности;

-овладеть умением открыто выражать свои чувства, что повышает вероятность возникновения диалогического по форме и по сути общения с подчиненным и клиентом.

3

5

-обучение элементам саморегуляции.

-обучение технологии моделирования своей профессиональной деятельности;

-отработка полученных травм и личностных проблем.

3

ИТОГО: 15 ЧАСОВ

                   

                                                        Занятие 1

Задачи:

-создание условий психологического комфорта и безопасности тренинговой работы;

-знакомство участников с основными принципами работы тренинговых групп;

-организация  процесса самопознания и самораскрытия;

-освоение продуктивного стиля общения.

                                 Содержание

-организация группового взаимодействия;

-актуализация мотивов самопознания, самовосприятия;

-выявление причин профессиональных деформаций;

-анализ поведенческих проявлений, свидетельствующих о наличии профессиональных деформаций;

-формирование готовности к изменению профессиональных стереотипов и мифов.

(Перед тренингом ведущий раздает бейджик и каждый пишет свое имя или тренинговое).

             1. Вступительное слово тренера

             2.Приветствие (передаем рукопожатие человеку, сидящему слева).

             3.Знакомство «Имя - качество» (каждый сидящий в кругу называет свое имя и свое качество, начинающееся на первую букву имени).

                 Правила работы в группе: (вывешены на ватмане; ведущий проговаривает каждое и спрашивает согласия у группы. Если, например, кто-то не хочет, чтобы его называли на «ты», то группа соглашается и обращается к нему на «Вы»).

-доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);

-общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того, над чем работаем);

-персонификация высказываний (нет безличной речи, вместо «мы», «нас» говорим «я», «для меня»;

-обращение на «ты»;

-искренность в общении (нет желания говорить правду – молчим);

-активность (даже если упражнение кажется неинтересным , работаем);

-конфиденциальность;

-недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека: «Он не прав…», «Он мне не нравится…», а поступки: «Я не согласен с действиями…»;

-не давать советов, если тебя об этом не просят;

-уважение к говорящему (даем возможность высказаться);

-ведущий всегда прав (имеет право на применение санкций в ответ на нарушение правил).

 Первым определение стресса дал канадский ученый Ганс Селье:» Стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни».

-Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем,_-так сказал Альберт Эллис.

То есть, все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.

Вот результаты английских психологов, которые исследовали зависимость стрессов от профессии. На самом верху таблицы находятся профессии шахтера (10 место), на девятом месте – полицейский, на восьмом – учитель, на 7-ом –социальные работники, замыкают таблицу работники музея и библиотекари. Как же у нас обстоит дело со стрессоустойчивостью?

Дистресс – это вредоносный стресс, который может привести к социально опасным последствиям, к актам неадекватного поведения.

-Симптомы стресса отрицательного: дистресса:

-рассеянность; -ухудшение памяти;

     -повышенная возбудимость;

-постоянная усталость;

-потеря чувства юмора;

-резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;

-пристрастие к алкогольным напиткам;

-пропажа сна и аппетита (или, наоборот, неумеренный аппетит);

-иногда – психосоматические боли в области головы, желудка, спины;

-полное отсутствие источников радости.

Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно «вытаскивать себя из болота!»

             5. Информационный блок «Профессиональное выгорание»

Основная часть

           В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века.

           Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

Первым определение стресса дал канадский ученый Ганс Селье:» Стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни».

-Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем,_-так сказал Альберт Эллис.

То есть, все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.

Методы реагирования :

-прямые: «ты прав», «ты не прав», «плохо-хорошо»;

-косвенные: встречный вопрос, психологическое поглаживание, активное слушание, «я-сообщение», переключение на значимую деятельность, техника «стеклянного взгляда».

Вот результаты английских психологов, которые исследовали зависимость стрессов от профессии. На самом верху таблицы находятся профессии шахтера (10 место), на девятом месте – полицейский, на восьмом – учитель, на 7-ом –социальные работники, замыкают таблицу работники музея и библиотекари. Как же у нас обстоит дело со стрессоустойчивостью?

Дистресс – это вредоносный стресс, который может привести к социально опасным последствиям, к актам неадекватного поведения.

-Симптомы стресса отрицательного: дистресса:

-рассеянность;

-повышенная возбудимость;

-постоянная усталость;

-потеря чувства юмора;

-резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;

-пристрастие к алкогольным напиткам;

-пропажа сна и аппетита (или, наоборот, неумеренный аппетит);

-ухудшение памяти;

-иногда – психосоматические боли в области головы, желудка, спины;

-полное отсутствие источников радости.

Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно «вытаскивать себя из болота!»

6.Упражнение «Ключ» Х.Алиева (тест на зажатость)

Цель: повышение стрессоустойчивости ( в основе –идеомоторная тренировка).

-Разведение рук: представьте себе, что вытянутые перед собой руки начинают плавно расходиться в стороны без ваших мышечных усилий, как бы автоматически;

-Сведение рук: представьте себе их обратное движение;

-Подъем рук (руки): представьте себе, что ваши опущенные руки всплывают вверх, как, например, у космонавта в невесомости.

     Если не один из приемов не получается – значит, вы зажаты.

     Сделайте любое физическое упражнение и снова повторите прием на «зажатость».

      Для снятия нервных зажимов необходимо повторить несколько раз тот идеомоторный прием, который лучше всего получается.

      Внимание! Когда тело начинает переходить в режим автоколебаний, помогая этому процессу, ищите ритм гармоничного автоколебания вперед – назад или по кругу. Этим способом можно тренировать и координацию. Упражнение можно выполнить стоя и сидя.

            Во время выполнения приемов следует помнить, какие результаты вы хотите получить в итоге (например, улучшение самочувствия, бодрость, ясность и др.).

      7.  Игра-энергизатор «Джунгли»

Ведущий просит группу рассчитаться на « кошек, собак, львов». Задача: собраться по команде в группы этих животных, имитируя их голос.

8.Упражнение «Нас с вами объединяет…» - нужно каждому закончить мысль.

9.Упражнение «Личный герб и девиз».

Участникам раздаются бланки  «Герб и девиз» и предлагается заполнить поля герба соответствующими символами, наиболее точно выражающими сущность каждого поля:

  1. е поле- «Я как руководитель».
  2. 2-е поле-«Я как личность»
  3. 3-е поле-«Я глазами других людей»
  4. 4-е поле-«Мой профессиональный образ будущего»

На ленте предлагается написать фразу, которая могла бы служить личным профессиональным девизом (известное изречение, строфа, придуманная фраза).

Время работы - не менее 30 минут. Работа сопровождается спокойной медитативной музыкой. Позже - представление работ. Обсуждение, обмен впечатлениями.

10.«Печатная машинка» -упражнение – энергизатор

  1. Цели: снятие мышечных зажимов, развитие внутригрупповой сплоченности, повышение настроения.

(Все участники садятся на край стула, выпрямляя плечи, втягивая животы, и по сигналу тренера вместе с ним выполняют сначала медленно, а потом все быстрее следующие движения:

-хлопок в ладоши;

-хлопок о колени ладонями;

-хлопок в ладошки;

-хлопок одной рукой на любое колено;

-хлопок в ладоши;

-хлопок другой рукой на любое колено;

-хлопок в ладоши;

-любой рукой вверх щелчок пальцами;

-хлопок в ладоши;

-другой рукой вверх щелчок пальцами,   и все сначала.

    11..Упражнение «Истина и миф».

Участникам предлагается назвать свою профессиональную характеристику, отражающую истину о себе, и миф, который существует о профессиональном образе руководителя, но на самом деле он не таков, как его представляют.

Упражнение «Личность психолога» ( проводится в малых группах по 4 человека).

      Подгруппам предлагается составить портрет идеального психолога (соц.педагога). На выполнение отводится 5-7 минут. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти.

Примерные качества:

-гибкость;

-стремление к самоактуализации;

-доброжелательность;

-умение брать ответственность на себя;

-коммуникабельность;

-направленность на личность другого человека;

-принятие себя;

-уважение чужого мнения;

-организаторские способности;

-умение видеть на несколько шагов вперед;

-креативность;

-ответственность;

-эмпатийность.

            Первая микрогруппа дает свой портрет идеального психолога, и все называемые качества фиксируются на доске. Вторая отвечает на вопросы:

С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

Что вы сами предлагаете добавить?

Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

            Третьей микрогруппе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы.

            Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального психолога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

 «Веселый  мяч» -упражнение -энергизатор, работает на сплочение группы.

(Все становятся в круг, вытягивая вперед руки, ладошками вверх и перекатывают мяч по кругу сначала медленно, потом быстрее, стараясь не упустить его).

16. Релаксация «Внешние костры, или якоря».

       Под релаксационную музыку участники вспоминают приятные ситуации, составляют «документальный фильм» из позитивных образов, картин, ситуаций, любимых лиц и т.д.

     Упражнение «Ответь на вопросы по кругу»:

-опишите, как долго вы обычно чувствуете себя как бы слитым со своей профессией, когда ваша профессиональная деятельность в данный момент уже закончилась;

-как вы переходите от профессионального к личному состоянию, включая смену одежды, место, где находятся профессиональные материалы, и другие значимые места вашего домашнего обихода, предметы, имеющие отношение к такому переключению;

-если вы дома занимаетесь профессиональной работой, то насколько постоянно это происходит на одном и том же месте? Совпадают ли места вашего домашнего отдыха с местом занятий профессиональной деятельностью?

   Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» (любит классическую музыку, отдыхать в горах, смотреть «Время», водить автомобиль, у кого двое детей, кто имеет педстаж свыше 10 лет и т.д.)

(Ведущий убирает один стул, стараясь потом занять чье-то место, чтобы место ведущего занял другой и т.д.).

 Упражнение «Моя презентация»

(Дается 2-3 минуты, чтобы подумать о себе, а потом презентоваться).

Упражнение- энергизатор «Ладушки».

(Все участники становятся в два круга: внешний и внутренний, каждый друг против друга. Внутренний круг стоит на месте, а внешний после «Ладушек», идет вправо, меняя партнера, до тех пор, пока снова все не станут на свои места).

4.Упражнение «Мои профессиональные проблемы» - каждый заканчивает предложение: «В моей работе мне нравится…», «В моей работе мне особенно трудно и неприятно…».

Упражнение «Коллаж».

    Участникам предлагается представить свой профессиональный образ в виде коллажа из газетных и журнальных вырезок, фраз, иллюстраций, отражающих реальный профессиональный портрет.

    Представление своего коллажа, описание чувств и впечатлений по ходу упражнения.

    Деление на три микрогруппы и составление коллективного коллажа, отражающего профессиональный образ современного руководителя, характеризующий реальную ситуацию, а не идеальный портрет.

    Составление метафоры для каждого коллажа.

    Вернисаж

    Каждый участник дает свое название коллажам.

    Обсуждение результатов работы.

12.Упражнение «Личность руководителя» ( проводится в малых группах по 4 человека).

      Подгруппам предлагается составить портрет идеального руководителя. На выполнение отводится 5-7 минут. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти.

Примерные качества:

-гибкость;

-стремление к самоактуализации;

-доброжелательность;

-умение брать ответственность на себя;

-коммуникабельность;

-направленность на личность другого человека;

-принятие себя;

-уважение чужого мнения;

-организаторские способности;

-умение видеть на несколько шагов вперед;

-креативность;

-ответственность;

-эмпатийность.

            Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Вторая отвечает на вопросы:

С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

Что вы сами предлагаете добавить?

Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

            Третьей микрогруппе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы.

            Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального руководителя, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

13.. «Веселый  мяч» -упражнение -энергизатор, работает на сплочение группы.

(Все становятся в круг, вытягивая вперед руки, ладошками вверх и перекатывают мяч по кругу сначала медленно, потом быстрее, стараясь не упустить его).

14. Групповая дискуссия «Конструктивное и деструктивное влияние педагогической деятельности на личность руководителя, учителя».

Проводится в два этапа:

-обсуждение проблемы в микрогруппах (по 4 человека);

-защита своей работы в групповой дискуссии.

1 этап. Микрогруппы в течение 30-40 минут обсуждают обозначенную проблему. Группе предлагается алгоритм работы. Желательно, чтобы группы оформили обсуждаемое и наработанное в схемы, рисунки, модели на листах ватмана.

Перерыв.

2 этап. После 10-минутного перерыва вся группа собирается вместе для защиты своей работы в групповой дискуссии.

Дискуссия направлена на то, чтобы вычленить цели микрогруппы, т.е. ответить на вопрос: «Какие деформации происходят с руководителем в процессе профессиогенеза?»

Алгоритм работы в группе (составлен на основе методики инновационной игры по принятию группового решения проблем В.С.Дудченко).

  1. Диагностика задачи.
  2. Диагностика ситуации.
  3. Диагностика и постановка проблем.
  4. Определение целей.

Анализируются переживания и выводы, акцентируются общие групповые цели.

15.Упражнение – энергизатор «Гром-ураган –землетрясение»

(Все участники делятся на тройки. Каждые два человека берутся за руки, образуя «домик», а третий становится внутрь и является «жильцом».

Когда водящий говорит: «Гром!», «жилец» выбегает из дома и ищет себе другой дом.

_Ураган! – домик «взлетает» и пытается себе найти другого жильца.

-Землетрясение! – все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые «тройки».

Во время игры водящий занимает свободное место, а тот, кому места не хватило, становится водящим.

16. Релаксация «Внешние костры, или якоря».

       Под релаксационную музыку участники вспоминают приятные ситуации, составляют «документальный фильм» из позитивных образов, картин, ситуаций, любимых лиц и т.д.

17.Рефлексия:

-как себя чувствуете? Какое настроение?

-что понравилось, что не понравилось, чего хотелось бы?

18. Ритуал прощания.

                             Занятие 2.

Задачи:

-осознание барьеров профессионального и личностного роста;

-коррекция стереотипов профессионального поведения;

-развитие самосознания и самоисследования;

-обучение релаксации.

  1. Приветствие «Замочек и ключики».

(Все образуют два круга: внешний и внутренний; каждый из участников становится напротив друг друга, лицом друг к другу. По сигналу ведущего все выполняют задания, каждый раз меняя партнера : внешний круг меняет позицию вправо на каждое задание:

-Пожмите друг другу руки;

-Поклонитесь друг другу;

-Сделайте «нос Буратино»;

-Потопайте ногами;

-Поаплодируйте друг другу;

-Обнимите друг друга.).

  1. Упражнение «Апельсин» (введение в темпоритм занятия).

( Сидя в кругу, перебрасывая мяч, нужно представить апельсин, ответить на вопрос «Какой он?», например: большой, оранжевый, вкусный, мятый, политый сгущенкой и т.д.; мяч должен побывать у каждого).

  1. Упражнение «Неоконченные предложения»- закончить мысль:»В моей работе мне помогает…», «В моей работе мне мешает…».

  1. Упражнение «Ответь на вопросы по кругу»:

-опишите, как долго вы обычно чувствуете себя как бы слитым со своей профессией, когда ваша профессиональная деятельность в данный момент уже закончилась;

-как вы переходите от профессионального к личному состоянию, включая смену одежды, место, где находятся профессиональные материалы, и другие значимые места вашего домашнего обихода, предметы, имеющие отношение к такому переключению;

-если вы дома занимаетесь профессиональной работой, то насколько постоянно это происходит на одном и том же месте? Совпадают ли места вашего домашнего отдыха с местом занятий профессиональной деятельностью?

5. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…» (любит классическую музыку, отдыхать в горах, смотреть «Время», водить автомобиль, у кого двое детей, кто имеет педстаж свыше 10 лет и т.д.)

(Ведущий убирает один стул, стараясь потом занять чье-то место, чтобы место ведущего занял другой и т.д.).

6. Упражнение «Моя презентация»

(Дается 2-3 минуты, чтобы подумать о себе, а потом презентоваться).

7.Упражнение «Дом для группы».

Участникам предлагается разбиться на две группы. Каждой группе необходимо построить общий дом. Все участники встают кругом и выбирают себе роль различных элементов дома: стен, окон, мебели и т.д.

Рефлексия: как себя чувствует группа в этом доме? Хочется уйти отсюда или нет? Это абстрактный дом или дом для всей вашей группы?

8. Релаксация «Выставка»- разрядка гнева и агрессии( под музыку).

(Сядьте поудобнее, прикройте глаза или смотрите куда-то в сторону на любой предмет, но не в глаза партнеру.

Ведущий: - Итак, сядьте поудобней, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните 3-4 раза.

Представьте себе, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Мысленно пройдитесь по выставке. Постарайтесь выбрать один портрет, портрет человека, который обидел вас больше всего. Постарайтесь вспомнить ту ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните слова, свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже мысленно сделайте с портретом этого человека все, что хотели бы сделать.

(Еще дается свободное время с минуту, чтобы разговор был закончен, а потом прошу вернуться в зал).

-Какая была ситуация?

-Трудно ли было представить свои ощущения?

-Что чувствуете?

(Все вопросы только для желающих высказаться).

9.Упражнение «Коллаж».

    Участникам предлагается представить свой профессиональный образ в виде коллажа из газетных и журнальных вырезок, фраз, иллюстраций, отражающих реальный профессиональный портрет.

    Представление своего коллажа, описание чувств и впечатлений по ходу упражнения.

    Деление на три микрогруппы и составление коллективного коллажа, отражающего профессиональный образ современного руководителя, характеризующий реальную ситуацию, а не идеальный портрет.

    Составление метафоры для каждого коллажа.

    Вернисаж

    Каждый участник дает свое название коллажам.

    Обсуждение результатов работы.

10. «Ипподром» - упражнение-активизатор.

Цель: снятие тактильных барьеров, повышение настроения.

Все сидят в кругу. Ведущий говорит: «Есть ли у нас ладони?» Участники показывают.

-А колени? (Кто-то неизбежно хлопает ладошкой по коленке).

-Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе: медленное поочередное похлопывание по коленям, с одновременным отбиванием носками ног  по полу.

-Кони вышли на старт! (Одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю).

-Старт! Побежали! (Обеими руками поочередно бьем по коленям).

-Скачем по мостовой !(ноги работают, а кулаками рук бьем себя в грудь –а-ля-Кинг-Конг!);

-По песочку! (ноги работают, а руками быстро растираем ладони;

-По болоту! (Быстро захватываем пятермями колени и вертикально поднимаем руки с громким чмоканьем);

-Поворот направо! ( направо, руки и ноги работают, как и прежде);

-Поворот налево!

-Овраг (ноги работают, со звуком «у-у-у», руками, нагинаясь вперед, имитируем падение вниз и поднятие вверх;

-горка ( со звуком «О-о-о!», ноги работают, а руками имитируем подъем  вверх, а потом на место;

-трибуны мальчиков (ноги работают, а мальчики, прикрывая рот ладонью, издают звуки ковбоя «А-а-а!»; свистят)

-трибуны девочек (ноги работают, а  девочки кричат, визжат, пищат и тд)

-Финиш! Ура! Мы победили!

(Можно провести несколько забегов с увеличением ритма).

11.Объяснить афоризм «Каждый человек буквально влюблен в свою проблему».

12.Релаксация + визуализация.

-Сядьте поудобней, прикройте глаза, сделайте глубокий вдох-выдох, сосредоточьтесь на своем дыхании.

Вообразите большой экран. Представьте на экране любой цветок. Уберите цветок с экрана, вместо него поместите на экран белую розу. Поменяйте белую розу на красную. Если возникли трудности, вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет. Уберите розу.

Представьте любую комнату, в которой вы находитесь, всю ее обстановку, мебель, цвет. Переверните картинку. Посмотрите на комнату с потолка. Если вам это трудно сделать, вообразите себя на потолке, смотрящего на комнату и всю обстановку сверху вниз.

Теперь снова вообразите большой белый экран. Сделайте экран ярко-синим. Поменяйте синий цвет на красный. Сделайте экран зеленым. А теперь желтым.

Глубоко вдохните и выдохните, вернитесь в класс.

13. Рефлексия.

14. Прощание.

                                 Занятие 3.

Задачи:

-развитие представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности;

-отработка приемов саморегуляции и коррекции поведения;

-формирование мотивации к личностному и профессиональному росту.

 1. Приветствие ( любым способом -  каждый свободно перемещается и говорит что-то приятное).

2.Упражнение «Все новое и хорошее» - о событиях, происшедших за неделю.

3.Упражнение- энергизатор «Ладушки».

(Все участники становятся в два круга: внешний и внутренний, каждый друг против друга. Внутренний круг стоит на месте, а внешний после «Ладушек», идет вправо, меняя партнера, до тех пор, пока снова все не станут на свои места).

4.Упражнение «Мои профессиональные проблемы» - каждый заканчивает предложение: «В моей работе мне нравится…», «В моей работе мне особенно трудно и неприятно…».

5.Как вы понимаете тезис: «Любая моя проблема- это моя проблема, и я несу ответственность за ее решение»?

6.Ролевая игра. Проигрывание проблемных профессиональных ситуаций.

(Ситуации предлагают участники, если не могут, тогда – тренер).

7.Релаксация «Прошлое»  (*под музыку)

-Представьте, что вам повезло и вы проводите свой отпуск в Италии и беззаботно рассматриваете развалины древней Помпеи. День тихий и солнечный. Оглядываясь вокруг, вы видите свидетельства повседневной жизни прошлого: улицы, дворики, дома… Сотни лет тому назад здесь жили люди, работали, общались, создавали семьи.

Представьте, что в этом тихом месте вы увидели колонну, на которой начертана надпись: «Сегодня я преисполнен ужасом и гневом – ученик нагрубил мне».

Обратите внимание, как вы себя чувствуете. Возможно, вы ощутите некоторое сочувствие и даже симпатию к написавшему, но практически останетесь спокойными.

Затем представьте себя этим человеком, вообразите, что проблема, начертанная на колонне, - ваша, и что с того времени, как все это случилось, прошло почти две тысячи лет.

Обратите внимание, прислушайтесь к себе, какие ощущения вызывает у вас эта проблема.

8.Упражнение «Фруктовый салат»

(Все участники сидят в кругу, ведущий  дает каждому название фрукта, например: апельсин, яблоко, клубника, банан. Если ведущий говорит:»Апельсин», то все «апельсины» меняются местами, ведущий тоже занимает место, кому стул не достался, тот становится ведущим. Если ведущий говорит: «Фруктовый салат», то все участники меняются местами).

9.Упражнение «Метафора проблемы»:

-подумайте о том, как можно изобразить сложную для вас проблему в метафорической форме;

-под музыку: закройте глаза, мысленно вернитесь в ту профессиональную ситуацию, когда вы в последний раз испытали трудность… Посмотрите на нее как бы со стороны, оставаясь к ней достаточно холодными…Какие ассоциации вызывает у вас эта ситуация? Какой образ рождается?

-откройте глаза, возьмите карандаш (кисточку) и начинайте рисовать картину  «Моя проблема». Обязательно нужно, чтобы рисунок содержал метафору вашей проблемы.

-вернисаж, все пишут под каждой картиной слова поддержки;

-создать метафору победы над проблемой, придумать позитивную метафору;

-рефлексия.

      10. Упражнение «Декларация самоценности» (всем участникам выдаются тексты).

«Я-это я. Такого, как я, никогда не было и не будет. Есть люди, чем -то похожие на меня, но точно такого, как я, нет.

           Мне принадлежит мое тело. И все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий, все слова, которые он говорит: добрые или несправедливые. Мне принадлежит мой рост. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я один выбрал это. И поскольку я выбрал это. это все истинно.

           Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.

            Теперь. когда я подружился с собой, я могу набраться терпения и мужества, чтобы узнавать себя все глубже и лучше. Конечно, во мне есть нечто. что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь посмотреть в себя, я смогу  сделать так, чтобы все во мне способствовало  достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше.

             

              Я могу видеть, слышать, думать и действовать. Значит, во мне есть все, чтобы жить. Чтобы вносить гармонию в мир людей и вещей вокруг меня.

               Я - это я, и Я -это здорово! (В.Сатир, 1993).

Каждый участник прочитывает декларацию про себя, затем идет обсуждение в группе о том, что испытывали участники при чтении декларации.

11.Релаксация «Убежище» (под музыку).

Ведущий: - Представьте себе, что у вас есть удобное и надежное  убежище, в котором вы можете отдохнуть, когда захотите. Дорогу в это убежище знаете только вы, никто другой вас там не потревожит. Не обязательно, чтобы это место существовало в жизни. Если у вас нет такого убежища, придумайте его. Это может быть маленький домик в далекой деревне или небольшая  квартира на окраине города, о которой никто не знает.  Это может быть все, что угодно.  Это может быть даже  космический корабль, уносящий вас прочь от Земли…

Представьте это место, осмотритесь там; представьте, что вы делаете, когда отдыхаете в своем   убежище. Мысленно представьте, что вы занимаетесь любимым делом: может быть, вы слушаете музыку, может быть, вы рисуете или читаете, смотрите на огонь в камине…, а, может быть, просто мечтаете…Думайте о тех занятиях, которые вам приятны…

Я оставляю вас наедине с собой в этом убежище, отдохните там…

Потянулись, глубоко вздохнули, открыли глаза, вернулись в зал.

Рефлексия.

Прощание.

                                       Занятие 4.

Задачи:

-гармонизация эмоционального состояния; снижение психической напряженности;

-овладеть умением открыто выражать свои чувства, что повышает вероятность возникновения диалогического по форме и по сути общения с подчиненным и клиентом.

  1. Приветствие ( с  помощью жестов).
  2. Разминка «Мне нравится сидящий слева от меня тем, что…».

  1. Упражнение «Эмпатия». (Каждый по очереди говорит эмоционально окрашенную фразу, все по одному называют чувство, которое испытывает говорящий).

4.Упражнение «Никто из вас не знает, что я…» ( по кругу передают массажный мяч).

Цель: выявление скрытых ресурсов участников, повышение уровня уважения, привязанности, доверия участников друг к другу.

5.Упражнение «Не думай о хромой обезьяне».

(Всем дается задание представить хромую обезьяну, а потом в течение одной минуты не думать о ней.

Опрос: у кого получилось это упражнение?

Вывод: «хромая обезьяна» -это проблема, которую нужно мысленно убрать, а на ее место поставить что-то позитивное (см. упр.»Внешние костры»).

6.Релаксация «Посмотри на себя глазами того, кто тебя любит».

Цели: активизация уверенности в себе;

-позитивное отношение к своей личности;

-преодоление депрессии;

-достижение внутренней гармонии.

Вдох – выдох. Удобно сядьте. Определите для себя человека, который вас любит или когда-то любил. Мысленно представьте его внешний облик и характер. А теперь смените свою позицию наблюдения. Вы как бы войдите в этого человека и станьте на время им. Посмотрите на себя со стороны его любящими глазами. Обнаружьте в себе качества, о которых вы и не подозревали или даже считали недостатками. Сейчас вы видите, что заслуживаете любви, вами можно восхищаться.

Сохраняя положительное видение себя, возвращайтесь в исходную позицию, становитесь самим собой. Помните о человеке, который вас любит и сохраняйте положительное отношение к себе.

7.«Мои резервы».

Первый участник сообщает, что он делает на работе особенно хорошо и с удовольствием. Другие добавляют:»А еще я знаю, что вы…»

    8. «Мои сильные стороны» или продолжить предложение: «Я люблю себя за…»

    9. «Самый -самый»- из коробки каждый берет по ореху, затем  орехи снова складывают в коробку, а потом каждый берет тот, который выбрал. Вывод: каждый человек - уникальная личность.

   10. «Пух или мех?» - упражнение-энергизатор. Ведущий спрашивает участников, хотят ли они пошалить, и только при их согласии проводит упражнение.

(Желающий становится водящим, становится в круг, группа его спрашивает :  «Пух или мех?». Если водящий  отвечает: «Мех!», то группа кричит ему: «Целуй всех!», если – «Пух!», то – «Целуй двух!». (Мужчина с мужчиной обмениваются рукопожатием).

   11. «Подарок» -упражнение-релаксация.

-Закройте глаза, расслабьтесь. Загадайте желание, близкое к реальности, лично для себя. Это может быть и что-то материальное, например, дача в Калифорнии, и совершенно нематериальное: например, полная душевная гармония с миром. Подумайте о том, что могло бы вас сделать счастливым. Представьте, что этот подарок уже ваш! Постарайтесь мысленно его увидеть, почувствовать, вообразить, пожить с ним! Побудьте наедине со своим подарком.

Шеринг.

(Данное упражнение имеет продолжение. Выполнять дальше на усмотрение тренера.

-А сейчас будет работа в парах. Глядя друг другу в глаза, под музыку, вы должны подумать о том, что вы подарите друг другу. (Музыка).

-Я хочу подарить тебе…

-Спасибо. Твой подарок мне очень нравится. Или:

-Спасибо. Мне это не нужно. Я не принимаю твой подарок.

(Если девушки – то руки кладут юношам на плечи, образуя два круга, и  в «карусельке» происходит смена партнеров).

   12. «Мои слабые стороны».

   

    13.»Уникальные рецепты для поднятия жизненного тонуса»:

1).Медитация и аутотренинг.

2).Четкое распределение времени на работу и отдых.

3).Горячий шоколад, пушистый плед, удобное кресло и старая любимая книжка (лучше детская).

4).Хорошее вино, шоколад, орехи и страстный любовник.

5).Отпуск в теплых краях, в приятной компании или в одиночестве.

6).Сон, столько, сколько хочется и еще немножко.

7).Спорт до изнеможения.

8).Баня с парилкой, с прыжками в снег или в реку, или душ контрастный.

9).Общение с природой: босиком в лес, в поле, в огород; времяпроведение с животными.

10).Люди, которые вам нужны.

11).Музыка и танцетерапия.

12).Уборка в доме, стирка руками, езда на велосипеде, ремонт в доме и др.

13).Просмотр старых и  добрых кинокомедий.

14).Массаж.

   13. Арттерапия «Мой мир».

 

   14. «Неоконченные предложения»:

-Мне нравится человек слева тем, что…

   15.  Рефлексия

   16. Прощание.

                   Занятие 5.

Задачи:

-обучение элементам саморегуляции.

Приветствие «Привет, индивидуальность!» 

Упражнение «Молекулы» (введение в темпоритм занятия)

           Все участники-молекулы. Они двигаются хаотично, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направление движения, количество атомов в молекулах  задает ведущий.

  1. «Неоконченные предложения» (с мячом по кругу):

      -Мое сердце в школе грустит, когда…

      -Мое сердце в школе поет, когда…

       2.»Что я хочу сказать миру?» - надпись на футболке (мой девиз, жизненное кредо, принцип. Это может быть одно слово, словосочетание, предложение, афоризм, строка из песни и др.). Упражнение проводится с массажным мячом по кругу ( или Упражнение «Мое педагогическое кредо»

Материалы: средства изображения и вся окружающая обстановка.

          Необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей профессиональной деятельности, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишие, схема, жест, пословица и т.п. Участники могут воспользоваться любыми изобразительными материалами и прочими вспомогательными средствами, музыкальными инструментами.

Время подготовки-10 минут.

Вопросы для обсуждения:

-Почему вы выбрали именно эти средства для символизации кредо?

-Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом?

-Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить?

-Удовлетворены ли вы созданным символом?)

  3.«Скала».

Цель: сосредоточение, соединение со своей внутренней силой, формирование сплоченности, взаимоподдержка.

_Встаньте прямо, поставив ступни ног параллельно, на расстоянии 10 см друг от друга. Шея, голова, плечи выпрямлены, но не напряжены. Покачайтесь на пятках, пока не почувствуете легкое растяжение в икрах. Постойте несколько секунд, напрягая мышцы ног, живота, груди. Ощутите себя плотным и неподвижным, как скала.

Каждый по очереди проходит от начала до конца «скалы», стараясь не упасть в «пропасть».

-Что чувствовали?

Слово тренера об экологии труда руководителей.

-Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем,_-так сказал Альберт Эллис.

То есть, все зависит от умения правильно реагировать на те или иные события.

Для многих педагогов и руководителей проблемой становится высокий уровень эмпатии, который приводит к эмоциональному срыву.

Здесь очень важно умение «сохранять состояние»: ничему не удивляться, сохранять эмоционально-волевой настрой (уважение к себе), уметь посмотреть на себя со стороны, не только слушать, но и слышать.

В качестве способов защиты могут быть использованы приемы «слушание и остановка волны раздражения», «зато я…».

Я – высказывания – не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свои чувства и потребности, следовательно, другой услышит и поймет их гораздо быстрее.

Методы реагирования :

-прямые: «ты прав», «ты не прав», «плохо-хорошо»;

-косвенные: встречный вопрос, психологическое поглаживание, активное слушание, «я-сообщение», переключение на значимую деятельность, техника «стеклянного взгляда».

Селье предлагает следующие правила психогигиены общения:

-цените радость подлинной простоты жизненного уклада;

-постоянно сосредоточивайте внимание на светлых сторонах жизни и действиях, которые могут улучшить ваше положение. Старайтесь забывать о безнадежно – отвратительном и тягостном;

-если вам предстоит неприятное дело, но оно необходимо для достижения цели, не откладывайте его. Вскройте нарыв, чтобы устранить боль, вместо осторожного поглаживания.

 Упражнение «Зеркало»

            По кругу передается зеркало.Задача каждого -посмотреться и попытаться воспринять себя отстраненно и ответить на вопросы:

-Что привлекательного вы видиде в этом человеке?

-За что его можно любить?
-Что вызывает уважение, восхищение?

Идеи, выносимые на обсуждение

-Сложно увидеть хорошее в себе, но, научившись это делать, полюбив себя, значительно проще увидеть нечто особенное и в другом человеке.

-Приняв себя таким, каков ты есть, можно научить других такому же отношению к себе.

Иллюстрируемый способ общения-ПРИЯТИЕ

      3.Саморегуляция «Пушинка»

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась

      4.Саморегуляция: «Разгладим море»

-Представьте себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле (давление за грудиной, сжатие, жжение, пульсация).

Закройте глаза, посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала.

-Что вы теперь чувствуете?

5. Саморегуляция «Шарик»

-Представьте себя в какой-либо конфликтной ситуации, отметьте, как напряглись ваши мышцы. Вообразите себя туго надутым воздушным шаром. А теперь развяжите веревочку и представьте, как шарик спускается на выдохе: с-с-с-с-.

Что вы теперь чувствуете?

6.Банк способов саморегуляции: (раздача листков с текстами на дом)

А). Аутогенная тренировка  - И.Г.Шульц (психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания. На первом этапе необходимо научиться технике релаксации или расслабления с помощью определенных форм самовнушения, концентрируя на каждой из них внимание по 1-2 минуты. Лучше делать это лежа с закрытыми глазами, но можно и сидя.

Левши начинают упражнение с левой руки, правши – с правой).

1.Я спокоен, я совершенно спокоен.

2.Моя правая рука тяжелая (левая –левши).

3.Моя правая рука теплая.

4.Мой пульс ровный, ритмичный.

5.Мое дыхание ровное, спокойное.

6.Я чувствую тепло в области солнечного сплетения.

7.Мой лоб приятно прохладен.

8.Я спокоен и бодр.

Взаимопомощь при стрессе:

-массаж и словесные поглаживания: «Ты такая хорошая, мы очень тебя любим, все пройдет и все будет хорошо».

Самопомощь при стрессе:

1.Сделать глубокий вдох и с силой напрячь мышцы: сжать пальцы в кулаки, сделать напряженными руки и ноги, втянуть живот, голову – в плечи, зажмуриться, сжать зубы и губы. В таком состоянии на высоте задержки вдоха – 2- 3 секунды. Затем мгновенно сбросить напряжение сразу во всех мышцах и спокойно замедленно выдохнуть (2 – 3 раза подряд). Этим мы получаем сброс чрезмерного напряжения и спасительное дремотное состояние;

-переключение на «якоря»: образы дорогих людей, картины красивых пейзажей, любимые мелодии…

-массаж «антистрессовой» точки –под подбородком -3 секунды;

-«Не думай о хромой обезьяне»;

-сядьте удобно, руки на колени, пальцы рук переплетены. Вдох – несильно сжимае пальцы рук и напрягаем мышцы ног – выдох –расслабляем, прикрываем веки, задерживаем дыхание ( по возможности от4 до 6 раз);

-разрядка – любая физическая активность: ходьба, бег, работа по дому, в огороде и т.д.;

-от души энергично поплюйте, выплюньте жвачку;

-побоксируйте руками воздух или подушку;

-выпейте воды; умойтесь, примите душ;

-поприседайте;

-ходьба+ самоубеждение: -Я успокаиваюсь. С каждым шагом все плохое уходит. Возвращается уверенность, спокойствие, хорошее настроение;

-слезы;

-общение с природой;

-смех, юмор (день, в течение которого вы ни разу не засмеялись, потерян);

-при задержке дыхания избавьте лицо от ненужных мышечных зажимов: слегка надуйте щеки, сделайте глотательные движения. Выдох – проводим рукой по лицу, убирая выражение тревоги, злости, раздражения, улыбаемся.

Рукой проводим по мышцам шеи. Наклоняем голову вперед –вращательные движения. Помассируем шею, погладим от плеча к уху. Потрем заушные бугры – это улучшает приток крови к голове и облегчает нервную разрядку.

-

-мысленное обращение к  Высшим силам: Богу, Вселенной и т.д.;

-мысленное и реальное купание в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха;

-слезы или смех.

7.«Лавата» -упражнение –энергизатор (под музыку «Танго»)

Группа образует круг. Ведущий:

-Это необычный танец «Лавата». Когда его танцуют, то берут партнера за разные части тела и так двигаются по кругу:

-за плечи;

-за кончики пальцев;

-за колени;

-за талию;

-за голову;

-за уши;

-за нос;

-танцуем спинами.

    8 . Арттерапия «Остров счастья».

   

    9. «Взаимомассаж» ( все в кругу стоят друг за другом).

-Представьте, что вы оказались у моря. Погода была великолепная, светило солнце, было очень жарко. Но вот подул легкий ветерок.

(Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и сделайте легкие движения руками).

-Ветер усиливается (давление на спину увеличивается).

-Побежали прятаться жучки, паучки, птицы куда-то делись. Начался ураган (сильные круговые движения).

-Затем пошел легкий дождь (легкие постукивания по спине).

-Начался ливень (движения ладонями вверх-вниз).

-Пошел град (сильные постукивания по спине).

-Снова пошел ливень

-дождь застучал

-пронесся ураган

-подул сильный ветер

-стал слабым ветер

-все в природе успокоилось.

Выглянуло солнышко – улыбнитесь!

    10. «Карточка на память» (Каждому выдается лист А-4, можно цветной бумаги не темных цветов).

Цель: повышение самооценки, получение эмоциональной обратной связи от участников.

-Ведущий предлагает сделать карточку на память. На внешней стороне карточки рисуется эмблема имени, или просто подписывается. Далее каждый передает свою карточку соседу слева, который должен сделать небольшой рисунок с надписью внутри о человеке, которому принадлежит эта карточка. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет хотя бы по предложению остальным.

    11. Рефлексия:

-Ученые обнаружили, что существует лишь один фактор, который реально препятствует успешному самоуспокоению, и этот фактор – непонимание того, что самоуспокоение может быть достигнуто произвольно. Вы – хозяин положения. Активизируйте свои ресурсы. Закончить занятие мне хотелось бы народной мудростью: «Господи, дай мне силы, изменить то, что я могу изменить; терпение – принять то, что я не могу изменить; и ум – отличать одно от другого».

    12.Рефлексия (с зажженной свечой, по кругу):

-Чего ты достиг в результате тренинга?

-Каковы были твои основные трудности и как они решались?

-Что для тебя было особенно интересным и важным в заданиях?

-Что удалось лучше всего и почему?

-Что вы чувствуете?

    13. Прощание + чаепитие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ТЕСТ . Р.Крейз. «Подверглись ли вы стрессу».

 

ИНСТРУКЦИЯ: заполните нижеследующую таблицу-тест, будучи предельно искренними наедине с собой. За каждый ответ присуждаются следующие баллы:

-никогда-0;

-редко-1;

-иногда-2;

-часто-3;

-всегда-4.

              Сделайте пометки в нужных клеточках, а потом подсчитайте общее количество баллов.

№ п/п

Мое состояние

Никогда

0

Редко

1

Иногда

2

Часто

3

Всегда

4

1

Я чувствую себя изможденным

2

У меня повышенное внимание к гигиене

3

Я обеспокоен тем, что у меня может произойти срыв

4

Я не могу избавиться от навязчивых мыслей и беспокойства

5

Мне свойственны плаксивость и нервозность

6

Я нерегулярно питаюсь

7

Я чувствую головокружение, теряю сознание или нахожусь где-то далеко

8

У меня ничего не  получается

9

Я склонен к раздражительности

10

Мне свойственны вялость и апатия

11

Я чувствую, что жизнь бессмысленна

12

Я пессимистично отношусь к большинству людей

13

Я чувствую физическое переутомление

14

Я чувствую, что на меня постоянно оказывают давление

15

Я испытываю чувство недостатка воздуха

16

Я чувствую, что в любой момент может произойти что-то плохое

17

Я нахожусь в состоянии нервного напряжения

18

Я чувствую напряжение в области шеи, в плечах и в грудной клетке

19

У меня часто бывают головные боли и мигрени

20

У меня вечно где-то что-то болит

21

Мне трудно сосредоточиться

22

У меня нет друзей, и я не приспособлен к жизни в обществе

23

У меня отсутствует интерес к сексу

24

У меня бывают сильное сердцебиение и дрожь

25

Меня внезапно охватывает чувство страха

26

У меня проблемы со сном

27

У меня отсутствует уверенность в себе

28

Я слишком много курю и пью

29

У меня проблемы с желудком и плохой стул

30

Наркотики помогают мне прожить день (в том числе крепкий кофе, таблетки)

ВСЕГО

          Подсчитайте сумму баллов и выясните уровень своего стресса.

-до 20 баллов. У вас, к счастью, нет признаков стресса. Нет и необходимости в каких-либо действиях.

-20-30 баллов. Легкий стресс. Вам нужно обратить внимание на то, что его вызывает, и постараться исправить ситуацию.

-31-40 баллов. Умеренный стресс. Это может через какое-то время сказаться на вашем здоровье, так что предпринимайте меры по искоренению его причин.

-41-60 баллов. Стресс выше среднего уровня. Вам нужно, с одной стороны, обратить внимание на его источник и что-то в связи с этим предпринять, а с другой- проверить состояние своего здоровья и составить долгосрочный план борьбы со стрессом.

-61-80 баллов. Высокий уровень стресса. Что-то у вас явно не в порядке с образом жизни, и нужно срочно его корректировать.

-Больше 80 баллов. Очень сильный стресс. Если вы не предпримите срочных активных действий, то рискуете серьезно заболеть.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Никифоров Г.С., Дмитриева М.А. Опросник ПВ («психическое выгорание»).

                                           ОПРОСНИК ПВ

ИНСТРУКЦИЯ: цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессии типа «человек-человек» или руководители рассматривают свою работу и людей, с которыми они тесно сотрудничают. Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом относительно вашей работы. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0-никогда. Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживания того или иного чувства.

                               Лист для ответов

Фамилия, имя, отчество

Профессия                                                              Стаж

(Вариант для руководителей)

№ п/п

Мое состояние

Никогда

0 баллов

Очень редко

1 б

Редко

2 б

Иногда

3 б

Часто

4 б

Очень часто

5 б

Всегда

6 б

1

Я чувствую себя эмоционально опустошенным

2

К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон

3

Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу

4

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги. и использую это в интересах дела

5

Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными как с предметами (без теплоты и расположения к ним)

6

Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным

7

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях

8

Я чувствую угнетенность и апатию

9

Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих подчиненных и коллег

10

В последнее время я стал более черствым (Бесчувственным) по отношению к тем, с кем я работаю

11

Как правило, те, с кем мне приходится работать,-Малоинтересные люди, скорее утомляющие, чем радующие меня

12

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление

13

У меня все больше жизненных разочарований

14

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше

15

Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит  с некоторыми моими подчиненными и коллегами

16

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

17

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества  в коллективе

18

Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера

19

Я многое успеваю сделать

20

Я чувствую себя на пределе возможностей

21

Я многого смогу еще достичь в своей жизни

22

Бывает, что подчиненные и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей

ВСЕГО:

                   

           «КЛЮЧ» ОПРОСНИКА ПВ

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов

(максимальная)

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8,13,14,16,20

54

Деперсонализация

5,10,11,15,22

30

Редукция личных достижений

4,7,9,12,17,18,19,21

УРОВНИ «ВЫГОРАНИЯ» (данные американской выборки)

субшкала

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эмоциональное истощение

0-16

17-26

27 и выше

Деперсонализация

0-6

7-12

13 и больше

Редукция личных достижений

39 и больше

38-32

31-0

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Вечер Л.С. «Оценка психологической атмосферы в организации»

            Методика используется для оценки психологической атмосферы в организации. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в организации, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная оценка) баллов.

          На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в организации. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность.

 БЛАНК МЕТОДИКИ

Уважаемый товарищ!

В предлагаемом бланке приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей организации. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашей организации.

1

2

3

4

5

6

7

8

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Продуктивность

Непродуктивность

Теплота

Холодность

Сотрудничество

Несогласованность

Взаимоподдержка

Недоброжелательность

Увлеченность

Равнодушие

Занимательность

Скука

Успешность

Безуспешность