Готовность к школьному обучению

Беседа с родителями будущих первоклассников, материал для выступления на родительском собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность к школьному обучению

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для  его родителей. Практический опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпанентное образование.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать, и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношения к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно – двигательная координация. Поэтому понятие «ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ» - комплексное, многогранное и охватывает все стороны жизни ребенка.

  1. И, прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. на языке психологии, - мотивация к обучению.
  2. У него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
  3. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему трудно будет выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня  и  года.
  4. И, пожалуй, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, и так же для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует подчеркнуть особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

  1. Во – первых, это общее развитие. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Здесь нас интересует как и  имеющийся  у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
  2. Во – вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память. Но произвольно управлять им он еще как следует не умеет. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что хочется, но и то, что надо, хотя, может быть и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
  3. В – третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Речь идет о глубоком желании ребенка получать знания. Не только хотеть учиться в школе, но и полюбить учиться.

Все эти линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.

Можно выделить отдельные стороны готовности к школе: ФИЗИЧЕСКУЮ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ, ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВУЮ, ЛИЧНОСТНУЮ и СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ.

Физическая готовность – это нормальный рост, вес, объем груди, пропорции, мышечный тонус, кожный покров и др. показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 – 7 летнего возраста в стране. Состояние нервной системы: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Интеллектуальная готовность включает в себя не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Личностная и социально – психологическая готовность – это сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование произвольности поведения, правильного общения с учителями, сверстниками и взрослыми людьми.

Эмоционально – волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, т.е. у ребенка формируется произвольность психических процессов.