Развитие эмоциональной устойчивости у детей

Свиридова Виктория Александровна

На современном этапе разви­тия общества актуальность про­блемы физического и психичес­кого здоровья детей не вызыва­ет сомнения. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоциональ­ного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emocionalnoy_ustoychivosti_detey.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной устойчивости детей

Подготовил  

педагог-психолог

В.А. Свиридова

На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития.

На одном из моих занятий  в подготовительной к школе группе ребенок на вопрос: «Как ты думаешь, что такое здоровье?» ответил следующее: «Здоровье — это когда человеку весело и радостно, потому что у него ничего не болит, а когда у человека ничего не болит, то ему весело и радостно». Формулируя свою мысль, ребенок скорее всего запутался в причинах и следствиях. Однако он очень ярко показал взаимосвязь психической и физической составляющих нашего организма. Отсутствие физической боли дает человеку основу для позитивного психоэмоционального состояния. В то же время положительный психоэмоциональный настрой — мощное профилактическое средство для различного рода заболеваний, в том числе инфекционных, потому что организм эмоционально и психически благополучного ребенка способен более эффективно бороться с любым вирусом.

Для создания теплой дружеской атмосферы в группе детей используют                                  психологические речевые настройки. Основная их цель - формирование позитивного настроя,  доброжелательного отношения детей к друг другу и педагогу.

Релаксация снимает психоэмоциональное напряжение детей, психическое и физическое утомление и проводится следующим образом. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают. Педагог включает музыку и проговаривает текст, способствующий более глубокому и актив ному расслаблению детей. В тексте даются различные позитивные установки. Время для релаксации в течение дня определяет педагог.

Цель саморегуляции — снять физическое и психическое напряжение, способствовать формированию у детей навыка саморегуляции, умению осознавать и контролировать свои эмоции и действия. Детям в игровой форме предлагается выполнить упражнение.  В режиме дня это может быть время занятия (вместо физкультминутки) или любой другой момент, когда необходимо собрать детей, организовать их на какой-либо вид деятельности. Саморегуляция может проводиться индивидуально или с подгруппой детей, психическое и эмоциональное состояние которых этого требует.

В качестве средств коррекции используют арт-терапию, сюжетно-ролевые игры, беседы и др. Но создание общей картины развития ребенка невозможно без изучения всей детской деятельности, в которую включен современный дошкольник. Один из видов деятельности, который необходимо учитывать, — двигательная активность или естественная потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность, является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма. По воздействию на состояние здоровья, в том числе и психическое, физическое воспитание занимает особое место. Доказана взаимосвязь между движениями и состоянием психики, мыслями и чувствами человека.

В последнее время предлагается достаточно много средств, направленных на укрепление психического здоровья детей.

Используемые нами методики ориентирует  на использование наиболее доступных, специально отобранных средств физической культуры для развития эмоциональной устойчивости дошкольников. Сложившаяся структура режимных процессов детского сада не подвергается изменениям. Эффективность разработанных методик обеспечивается обогащением и вариативностью структурно-содержательного наполнения основных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях (оздоровительной гимнастики, физкультурных занятий, физкультминуток, оздоровительных прогулок) специально сконструированными, рационально подобранными средствами физической культуры. Характерная особенность предлагаемых средств — их обогащенное психологическое содержание. Релаксационные, дыхательные упражнения, гимнастики способствуют глубокому мышечному и психическому расслаблению; снижению эмоционального напряжения, раздражения или волнения. Двигательные действия и задания (пальчиковая гимнастики, глазодвигательные упражнения и др.) развивают умение концентрировать внимание и сосредоточенность, обеспечивают развитие навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение. Разнообразные виды массажных упражнений (точечный, игровой, общий, местный самомассаж и др.) позволяют снизить нервное перенапряжение, повышенную раздражительность, мышечные зажимы, помогают ощутить работу мускулатуры, ближе узнавать свое тело, успокаивают нервную систему. Варианты подвижных игр (оздоровительные, направленные на сплочение детского коллектива, на снижение мышечного напряжения, с остановкой движений и др.) вызывают положительные эмоции,  эмоциональный подъем, создают у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта. Радостное настроение и мышечная нагрузка дают возможность ребенку свободно выражать свои  эмоции, создают благоприятные возможности для свободного самовыражения и раскрепощенности.

Физкультминутки как кратковременные физические упражнения традиционно проводятся в перерыве между занятиями, в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, и предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Мы используем возможности физкультминуток более широко. Они могут выполнять релаксационную, коммуникативную, развлекательную, воспитательную функции. Варианты физкультминуток проводятся ежедневно не только на занятиях, но включаются в свободную деятельность детей, используются на прогулках как средство развития эмоциональной устойчивости.

Использование на оздоровительной прогулке специально отобранных средств физической культуры обеспечивает решение важных задач: совершенствование функциональных систем, закаливания организма ребенка, развитие эмоциональной устойчивости. Структура занятий направлена на развитие эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста.