коррекционно-развивающая программа по арттерапии для учащихся 7-11 лет с проблемами в развитии

          Коррекционно-развивающая программа по арттерапии предназначена для детей 7-11 лет специальной коррекционной школы VIIIвида с проблемами в развитии.   Данная программа актуальна, так как стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает коммуникативные навыки, социально приемлемые допустимые формы реагирования  отрицательных эмоций.

           Основная цель коррекционно-развивающей программы состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самопознания на занятиях связано с продуктивным характером искусства - созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка. На занятиях по данной программе мы ставим следующие задачи:

·обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы.

·облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.

·создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.

·оказывать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний: создавать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;

 повышать личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obyasnitelnaya_zapiska.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 68

Коррекционно-развивающая программа по арттерапии для младших школьников в специальной (коррекционной) школе VIII вида

                                                              Выполнила: психолог

                                                                                                    Горащенкова Л.М.

Набережные Челны

2006
Объяснительная записка

          Коррекционно-развивающая программа по арттерапии предназначена для детей 7-11 лет специальной коррекционной школы VIII вида с проблемами в развитии.   Данная программа актуальна, так как стабилизирует эмоциональные состояния детей, развивает коммуникативные навыки, социально приемлемые допустимые формы реагирования  отрицательных эмоций.

           Основная цель коррекционно-развивающей программы состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение возможностей самовыражения и самопознания на занятиях связано с продуктивным характером искусства - созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка. На занятиях по данной программе мы ставим следующие задачи:

  1. обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы.
  2. облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.
  3. создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
  4. оказывать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний: создавать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
  5.  повышать личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком. Коррекционно-развивающая программа основывается на деятельностном подходе и теории психического развития  выдвинутым А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским.

В основу коррекционно-развивающей программы по арттерапии положен принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, в том, что на первых занятиях  обязательно проходит этап прицельного комплексного диагностического обследо вания, позволяющего выявить характер и интенсивность трудно стей развития, переживаемых ребенком, сделать заключение об их возможных причинах. Во-вторых, во время реализация коррекционно-развиваюшей програм мы проводится постоянный контроль динамики изме нений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой кон троль позволяет внести необходимые коррективы при работе с ребенком.

Также коррекционно-развивающая программа опирается на  деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип означает, что генераль ным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в "трудных" конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка в коррекционно-развивающей программе согласует требование соответствия хода пси хического и личностного развития ребенка нормативному разви тию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникаль ности и неповторимости конкретного пути развития каждой лич ности, с другой.

К программе прилагается  приложение, где  включены различные техники и упражнения, широко используемые в арт-терапевтической работе с различными категориями клиентов. Все приводимые техники и упражнения объединены в тематические группы. Новое в нашей программе то, что мы расширили банк данных упражнений и использовали определенный алгоритм в применении тематических групп упражнений в работе с учащимися с проблемами в развитии.

 При проведении коррекционной работы отслеживалось эмоциональное состояние детей по цветовому тесту М. Люшера до занятия и после занятия, где рассматривались такие показатели: работоспособность, показатель тревоги и интенсивности тревоги, показатель компенсации.

Анализируя данные наблюдения, можно отметить, что у 95 % детей было выражено позитивное отношение к занятиям, в последствии у них улучшились отношения в классе со сверстниками и учителями.

 Таким образом, применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить  позитивные результаты.

Коррекционное занятие

Общая продолжительность игрового занятия составляет от 30 минут до 1  часа для младших школьников. Продолжительность занятия постоянна и не может рыть изменена по желанию членов группы, кроме как в исключи тельных обстоятельствах. Постоянство времени арттерапевтического занятия является важным психологическим условием формирования у ре бенка способности к произвольной регуляции своей деятельности, формирования умения подчиняться правилам и организовывать свою деятельность во времени. Проводилось занятие 1 раз в неделю в течение 8 месяцев с октября по май включительно.

Основные частные принципы  взаимодействия на занятии:

• Поддерживать в ребенке его достоинства и пози тивный образ «Я».

• Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка.

• Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

• Не применять негативных оценочных суждений, «ярлыков», отрицательного программирования.

• Не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию.

• Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.

Каждое игровое занятие включает три части — вводную, основную и заключитель ную.

Вводная часть занятия включает ритуал приветствия и плани рование игр и упражнений, которым будет посвящено занятие. Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления (на начальных занятиях) или под тверждения (на последующих занятиях) эмоционально-позитивного контакта психолог — ребенок и формирования у ре бенка направленности на сверстника и интереса к нему. Привет ствие должно быть адресовано каждому участнику игрового заня тия, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Иници атива приветствия на начальном этапе игровых занятий принад лежит психологу. Он первый здоровается с детьми, не дожидаясь их приветствия, как это обычно принято, например, при встрече ученика и учителя в школе. Психолог, здороваясь с ребенком, обязательно должен назвать его по имени и коммуницировать ему — вербально или невербально — радость и удовлетворение от встречи. Это могут быть слова "Я рада видеть тебя сегодня здесь", "Я рад видеть тебя", улыбка, теплая и ободряющая, перцептивный визуальный ("глаза-в-глаза") или тактильный контакт (прикоснуться к руке, рукопожатие).

Обычно в начале  занятия дети встают в круг вместе с психологом. Важно, чтобы помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, на занятиях прозвучало бы и приветствие всей груп пе, объединяющее детей в единое целое, что способствовало бы формированию чувства принадлежности к группе. В целях созда ния приподнятого радостного настроения и позитивной ориента ции на занятия в ритуал приветствия часто включают групповое пение детей. Это должна быть веселая, хорошо известная детям песня, достаточно простая для исполнения. Хоровое пение позво ляет обеспечить эмоциональное отреагирование, оставить за две рями игровой комнаты плохое настроение, создать установку на совместную деятельность, т.к. при хоровом пении ребенок вы нужден ориентироваться на сверстника и учитывать его действия, способствует формированию групповой сплоченности. Необходимость подобных изменений достаточно часто возникает в процессе  занятия, когда психолог вынужден оперативно реагировать на "острые" моменты в развитии отношений между сверстниками или на непрогнозиру емое изменение эмоционального состояния и чувств участников группы.

Основная часть занятия занимает большую часть времени (до 3/4) и по своему содержанию представляет реализацию coответствующего этапа коррекционно-развиваюшей программы.

Заключительная часть занятия — это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение усло вий для плавного перехода из "мира свободы, фантазии и игры" в "мир реальности и обязанностей". Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Такому обсуждению помогают вопросы типа: «Что вы сегодня создали?», "Во что мы се годня играли?", "Как мы сегодня играли?", "Что понравилось и что не понравилось, почему?" С учетом динамики игровой кор рекции и характера сложившихся взаимоотношений в гpynne мо гут быть заданы вопросы: "Хочешь ли ты кого-нибудь поблагода рить за помощь? За хорошую игру? За выдумку?" или "Кому хочешь сказать "спасибо" за сегодняшний день?". "Почему?", или "Кто хочет сказать хорошее слово?" и т.д.

Завершающим штрихом, подводящим черту под  за нятием, должен стать ритуал прощания. Обычно в качестве такого ритуала используется тихая спокойная песня или действие объе диняющего типа. Например, участники группы встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и. покачиваясь, поют спокойную песню. Весьма эффективной может стать хорошо организованная процедура прощания с психологом. Психолог располагается у вы хода так, чтобы участники игрового сеанса не могли покинуть комнату, не пройдя мимо него. Позиция психолога должна обес печивать хороший визуальный перцептивный контакт "глаза-в-глаза" без специальных усилий с чьей-либо стороны. Иными сло вами, психолог не должен сгибаться в неудобной позе, чтобы заг лянуть в глаза ребенку, а ребенок не должен задирать голову вверх, чтобы увидеть лицо взрослого. Поэтому уместно, напри мер, психологу присесть на стул для того, чтобы глаза ребенка были на уровне глаз взрослого и уделить внимание короткому по времени личностно-ориентированному общению с ребенком. В зависимости от этапа коррекционного процесса, его динамики, индивидуальных особенностей ребенка это общение может быть вербальным или ограничиваться невербальным взаимодействием. [в последнем случае наряду со зрительным контактом взрослый [предлагает ребенку тактильный контакт — протянуть и пожать руку ребенку, подержать руку ребенка в своей, дотронуться до [плеча или предплечья, притянуть к себе и полуобнять и т.д. Фор му и интенсивность контакта психолог предлагает ребенку с уче ном его ответной реакции и индивидуальных особенностей, ори ентируясь на обратную связь, предоставляемую ребенком, — ми мику, жесты, реакции, высказывания.

Тип задания

Содержание

Тематика занятий

предметно-тематический тип

рисование на свободную и заданную темы, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Для данного типа рисования характерны наивно-реалистический и визуально-реалистический типы изображения. Символизация в рисунке осуществляется в форме моделирования реальных или воображаемых жизненных ситуаций с помощью наличных изобразительных средств.

«Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я, какой я сейчас», «Я в будущем» («Кем я стану»), «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший  поступок», «Нарисуй  свой  мир», «Волшебный мир», «Листья», Цветы», «Животные», «Птицы», «Рыбы», «Транспорт», «Море», «Лес», «Новый год», «День рождения», «Магазин», «Виды спорта», «За столом», «Дневные события», «Дома», «Карта города», «Времена года», «День защитника Отечества»,. «Насекомые»,  «Моя школа»,  «Мои друзья», «Мой класс»

образно-символический тип

изображение ребенком в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов. Этот тип заданий требует от ребенка более высокой степени символизации, чем предшествующий, т.к. изображаемое понятие не обладает физической "вещной" оболочкой и тем самым в основу символизации не может быть положен какой-либо внешний признак изображаемого явления. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу психологического и нравственного содержания тех событий и явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания, переосмысливать значение этих событий.

«Добро», «Зло»,»Счастье», «Радость», «Страх», «Боль», «Гнев», «Печаль», «Нежность», «Злость», «Горе», «Удивление», «Покой».

упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции

задания на структурирование неоформленного множества стимульных раздражителей. В этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и придать ему осмысленность

 1.  Рисунок на влажной бумаге. Намочите бумагу и используйте во дорастворимые краски, нанося их с помощью кисти, разбрызгивая их или рассыпая красящий порошок. Обратите внимание на смешива ние цветов и свои ощущения, связанные с этим.

•  Проделайте то же самое, но с использованием мятой бумаги.

•  Преобразуйте цветные пятна в образы.

•  Пользуясь фломастерами, обведите или соедините отдельные цве товые пятна.

•  Дайте названия полученным цветовым пятнам.

2.  «Чернильные пятна и бабочки». Капните чернилами или жидкой краской на бумагу, сверните лист пополам, разверните. Преобразуй те пятна в образы.

•  Дайте всем членам группы похожие пятна для доработки, а затем сравните результаты.

•  Вырежьте и дорисуйте отдельные фрагменты пятна, наиболее по нравившиеся вам.

3.  «Отпечатки». Используйте предметы с рельефной поверхностью для изготовления отпечатков.

•  Используйте предметы, найденные на природе.

•  Создайте целостную композицию из отпечатков, работая индиви дуально или вместе на большом листе бумаги.

•  Создайте из отпечатков образ.

4. Процарапанная поверхность. Раскрасьте лист бумаги фломасте рами, затем закрасьте изображение восковыми мелками или пасте лью. Процарапайте поверхностный слой так, чтобы стало видно крас ку нижнего слоя.

5.  Восковая живопись. Используя свечу, создайте на листе бумаги какое-либо изображение. Затем покройте поверхность водораство римой краской, чтобы изображение проявилось более контрастно.

6.  Работа с текстурой. Составьте набор разных текстурных материа лов (тканей), а затем создайте из них какое-либо изображение или свой «тактильный портрет».

7. Работа с найденными предметами. Наберите предметы из окру жающей среды (цветы, камни, раковины, листья, песок, опилки и т. д.)   и   попытайтесь   создать   из   них   картину,   коллаж   или скульптуру.

игры-упражнения с изобразительным материалом

экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Могут быть полезны для детей младшего школьного возраста с целью стимулирования интереса к изобразительной деятельности и для детей более старшего возраста в случае эмоциональных расстройств, актуализации барьеров и защитных механизмов. Эффект упражнений в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личностной безопасности, повышение уверенности в себе, формирование интереса к исследовательской деятельности и стимулирование познавательной потребности.

«Рисование пальцами», манипулирование пластилином (создание простейших форм и их уничтожение по типу игр «разрушение- строительство»), экспериментирование с цветом — наложение цветовых пятен друг на друга . 

 Упражнения с цветами.

•Используя один цвет, попытайтесь, изобра жая им разные формы и линии, исследовать его смысловые значения.

•  Выберите цвета, которые вам наиболее и наименее предпочти тельны в данный момент.

•  Выберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу, либо цвета, отражающие особенности вашего характера или со стояния.

•  Выберите цвета, «нейтрализующие» ваши негативные пережива ния.

•  Создайте изображение, используя лишь два или три цвета.

•  Выберите два цвета — один симпатичный вам, другой несимпа тичный — и создайте с их помощью изображение.

•  Создайте два рисунка: один из цветов, приятных вам, другой — из неприятных, а затем сравните оба рисунка.

•  Используя большую кисть, с закрытыми глазами закрасьте всю поверхность листа. Открыв глаза, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем сделайте то же самое,

используя другой цвет.

•  Создайте серию рисунков на бумаге разных оттенков. Перед тем как рисовать, попытайтесь вызвать у себя ассоциации с цветом бу маги для формирования исходного образа.

2. «Каракули тела». Закрыв глаза, размашистыми движениями любых частей тела создайте каракули. Затем посмотрите на полученное изображение с разных сторон и попытайтесь найти в нем образ и раз вить его. 

3.   «Завершение». Используя одни и те же простые линии или формы как основу, создайте завершенный образ, а затем сравните изображе ния в группе как с точки зрения формы образов, так и их содержания.

4.  Контрастирующие цвета, линии и формы. Используйте контра стирующие цвета, линии и формы, например легкие и сильные мазки, короткие и длинные линии и т. д., для создания единого изображения.

5.  «Крупный масштаб». Создайте изображение, используя малярные кисти, ролики,губки, тряпки,ноги, руки и т. д.

6.   «Вырезанные формы». Начертите какую-нибудь фигуру, затем вы режьте ее и создайте на ней изображение. Повторите то же самое, используя другую фигуру, и сравните результаты.

7.   «Каракули». Основное содержание этого упражнения — свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели и замысла, в результате чего получается сложный «клубок» линий. В этом «клубке» следует затем увидеть какой-либо образ и развить его.

•  На основе созданных каракулей сочините рассказ.

•  Попытайтесь выразить в словах свои чувства и ассоциации, появ ляющиеся при создании разных каракулей.

•  Используйте отпечатки краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки) как основу для создания образа.

•  Напишите свои инициалы или автограф как можно крупнее, а за тем попытайтесь найти в очертаниях образ и развить его.

•  «Метаморфозы». Измените каракули и полученный образ в нечто иное, используя три движения руки.

8.  Правая и левая руки. Выберите разные цвета для правой и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками, затем, открыв глаза, сформируйте образы на основе этих каракулей.

9.  Левая рука.

•  Взяв левой рукой крупную кисть и используя один цвет, создайте мазки, а затем сформируйте на их основе изображение.

•  Выполните то же самое, но используя левую кисть для создания отпечатков.

•  Создайте каракули левой рукой и преобразуйте их в изображе ние. 

10. Работы с глиной.

•  Тактильное освоение глины путем сжимания, разглаживания, формообразования и т. д.

•  Изготовьте шарики из глины, а затем, закрыв глаза, вылепите из них что-нибудь.

•  Опишите процесс создания глины и ее «жизнь» от первого лица.

•  Создайте отпечатки разных предметов в глине.

•  Изготовьте из глины фигурки для групповой композиции на опре деленную тему.

•  Изготовьте различные сосуды из глины.

•  Создайте, а затем разрисуйте глиняные фигуры.

11.  «Игра с песочницей». Используйте песок и миниатюрные фигурки (людей, животных, растений и т. д.), а также найденные предметы для создания композиций и сочинения историй.

12. Работа с бумагой. Попытайтесь, используя бумагу, клей и ножни цы, создать какую-либо композицию (скульптуру).

•  Вырежьте фигурки из бумаги и составьте рассказ или разыграйте представление с использованием этих фигурок.

•  Передавайте по кругу лист бумаги. Участники группы могут де лать с ним все, что захочется. Бумагу можно рвать, мять, скреп лять скотчем, жевать и т. д.

•  Создайте в группе общую композицию, используя лишь белую бу магу или газеты.

13.  Работа с цветной бумагой. Вырежьте разные формы из цветной бумаги и, наклеив на белый лист, оформите их в композицию. Мож но создавать маски, используя цветную бумагу или, например, бу мажную одноразовую посуду.

14.  Коллаж. Вырежьте из журналов фигуры людей, животных и т. д., а затем оформите их в композицию. Можно подписать, о чем эти лю ди думают или что они делают.

•  Вырежьте формы из разных тканей или бумаги, а затем органи зуйте их в абстрактную композицию и раскрасьте пустоты.

•  То же самое, но с созданием пейзажа, картины городской жизни и т. д.

15.  Папье-маше. Смешайте склеивающий состав и куски бумаги. Ис пользуя формы, предварительно смазанные вазелином, создайте моде ли из папье-маше. Дайте моделям затвердеть, а затем раскрасьте их.

16. Игра с тестом. Приготовьте тесто по следующему рецепту: смешай те два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку масла, половину или более стакана пищевые красители , можно создавать различные фигурки или хранится в холодильнике в коробке

17. Игра с пищевыми продуктами.

•  Изготовьте и украсьте бисквиты в (можно в форме масок), а затем разыграйте сцену.

Задания на совместную деятельность

Этот тип заданий направлен как на решение проблемы оптимизации общения и взаимоотношений со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений. Кроме того, задания на совместную изобразительную деятельность делают необходимой речевую коммуникацию участников и тем самым обеспечивают развитие регуляторных способностей.

1.  «Общий рисунок». Рисуйте одновременно с партнером, по возмож ности молча. Старайтесь реагировать на действия партнера.

•  Просто рисуйте молча.

•  Нарисуйте окружающую среду, в которой вам бы хотелось нахо диться вместе.

•  Перед рисованием выберите тему. 

•  Используйте технику коллажа.

2.   «Рисование и наблюдение». Один наблюдает то, что рисует дру гой, и пытается развить образ в своем воображении, сообщая о своих ассоциациях рисующему. Тот вправе использовать эти ассоциации по своему усмотрению. Затем партнеры меняются ролями.

3.   «Разговор». Каждый в группе выбирает для себя цвет и подбирает партнера, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают «разго вор» цветов на одном листе бумаги. Каждый старается вести свою линию примерно параллельно линии партнера или продолжая ее.

•  Предварительно распределив цвета, используйте разные формы и пятна в ответ на формы и пятна, используемые партнером.

•  Попытайтесь имитировать эмоционально окрашенный разговор, например ссору и т. д.

4.   «Каракули». Нарисуйте и передайте партнеру каракули. Тот дол жен создать из них образ.

5.   «Интервью-презентация». Попросите партнера рассказать о его жизни, интересах, планах и т. д., а затем изобразите на рисунке наи более важное из того, что он вам рассказал.

6.   «Сюжетные линии». Один партнер рисует персонажей, другой со чиняет диалоги между ними согласно определенному сюжету, либо партнеры рисуют поочередно определенные моменты развития како го-либо события.

7.   «Портреты». Нарисуйте автопортрет и портрет партнера и обсуди те с ним свои рисунки.

•  Нарисуйте абстрактный портрет партнера, используя цвета и формы.

•  Нарисуйте автопортрет и передайте партнеру для дорисовки.

•  Нарисуйте портрет партнера и передайте ему для дорисовки.

8.   «Маски». Изготовьте одну или несколько масок, отражающих наи более характерные особенности своего партнера, а затем отдайте ему для примерки.

9.   «Силуэты». Пользуясь белым листом бумаги и лампой, обведите с партнером силуэты друг друга.

•  Нарисуйте несколько силуэтов, подбирая разные ракурсы.

•  Обведите силуэт партнера, а затем дорисуйте изображение дета лями внешнего облика.

10.  «Совместный проект». Предварительно обсудив с партнером про ект либо работая молча, создайте какое-нибудь совместное произве дение, например рисунок, коллаж, скульптуру, предметную компози цию.

 Примечание: при составлении арттерапевтической программы  были использованы техники из приложения «Практикума по арт-терапии» под редакцией А.И.Копытина, Санкт-Петербург, 2000 г.


Занятие 1.

  1. Вводная часть:

     Игра «Здравствуйте, это я». Психолог предлагает встать всем в круг. Один ребенок выходит в центр, здоровается, показывая  какое-нибудь движение, все за ним повторяют и здороваются, произнося имя ребенка. 

     Игра «Калейдоскоп». Дети стоят в кругу, передают по кругу платочки. По сигналу должны раскрыть платочки, держась по четыре человека за уголки.  

2.  Основная часть:

Рисунок на свободную тему. (предлагается гуашь, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, конструктор, песочница).

 Игра «Шарик». Дети разбиваются по двое: один – насос, другой – шарик. Насос надувает шарик постепенно, потом сдувает шарик. Дети меняются ролями.

Выставка рисунков.

  1. Заключительная часть:

Игра «Пожелание другу». Дети по кругу передают позитивное пожелание соседу, потом в обратном направлении.

   Занятие 2.

  1. Вводная часть:

Игра «Здравствуй, это я»

Игра «Калейдоскоп»

  1. Основная часть:

Рисунок «Бабочки». Предлагается капнуть гуашью на бумагу, свернуть лист пополам, развернуть. Предложить увидеть образы, дать возможность дорисовать.  

          Выставка рисунков

  1. Заключительная часть:

          Подвижная игра «Шарик»

Игра «Пожелание другу»

Занятие 3.

  1. Вводная часть:

Игра «Здравствуй, это я»

Игра «Хвост дракона». Все выстраиваются  друг за другом, держатся за соседа. Первый – голова дракона, ловит хвост.

    2.  Основная часть:

Рисунок на влажной бумаге. Намочить бумагу и рисовать пастелью. Взять бумагу, смять. Намочить и рисовать пастелью. Обратить внимание на смешивание цветов и свои ощущения. Связанные с этим.

Выставка рисунков

    3.   Заключительная часть:

Игра «Скульптура». Скульптор лепит фигуры из ребят. Должен назвать свои скульптуры.

Игра «Подарки». Дети по кругу пантомимой показывают, что хотят подарить.

Занятие 4.

  1. Вводная часть:

     Игра «Здравствуйте, это я». Психолог предлагает встать всем в круг. Один ребенок выходит в центр, здоровается, показывая  какое-нибудь движение, все за ним повторяют и здороваются, произнося имя ребенка. 

     Игра «Калейдоскоп». Дети стоят в кругу, передают по кругу платочки. По сигналу должны раскрыть платочки, держась по четыре человека за уголки.  

2.  Основная часть: рисунок «Страхи»

Выставка рисунков. Каждый ребенок проговаривает, что он нарисовал.

3. Заключительная часть: Игра «Шарик». Дети разбиваются по двое: один – насос, другой – шарик. Насос надувает шарик постепенно, потом сдувает шарик. Дети меняются ролями.

игра «Подарок» Дети стоят по кругу и дарят друг другу подарки – показать пантомиму.

Занятие 5.

  1. Вводная часть:

     Игра «Здравствуйте, это я». Психолог предлагает встать всем в круг. Один ребенок выходит в центр, здоровается, показывая  какое-нибудь движение, все за ним повторяют и здороваются, произнося имя ребенка. 

     Игра «Калейдоскоп». Дети стоят в кругу, передают по кругу платочки. По сигналу должны раскрыть платочки, держась по четыре человека за уголки.  

2.  Основная часть: колладж из цветной бумаги «Страхи»

Игра «Шарик». Дети разбиваются по двое: один – насос, другой – шарик. Насос надувает шарик постепенно, потом сдувает шарик. Дети меняются ролями.

Выставка рисунков.

  1. Заключительная часть: игра «Подарок» Дети стоят по кругу и дарят друг другу подарки – показать пантомиму.

Занятие 6.

  1. Вводная часть:

     Игра «Здравствуйте, это я». Психолог предлагает встать всем в круг. Один ребенок выходит в центр, здоровается, показывая  какое-нибудь движение, все за ним повторяют и здороваются, произнося имя ребенка. 

     Игра «Калейдоскоп». Дети стоят в кругу, передают по кругу платочки. По сигналу должны раскрыть платочки, держась по четыре человека за уголки.  

2.  Основная часть: коллективная работа колладж «Как мы победили свои страхи»

Игра «Шарик». Дети разбиваются по двое: один – насос, другой – шарик. Насос надувает шарик постепенно, потом сдувает шарик. Дети меняются ролями.

Выставка рисунков.

  1. Заключительная часть: игра «Подарок» Дети стоят по кругу и дарят друг другу подарки – показать пантомиму.

Занятие 7.

  1. Вводная часть:

Игра «Связующая нить». Передается клубок ниток по кругу, называется одно ценное качество, которое есть у соседа. Потом в обратном направлении.

Игра «Хвост дракона»

  1. Основная часть: Рисунок  «Магазин».

       Выставка рисунков

  1. Заключительная часть:

Игра «Скульптура».

Игра «Подарки»

Занятие 8.

  1. Вводная часть:

       Игра «Связующая нить».

    Игра «Хвост дракона»

  1. Основная часть:

 Колладж «Магазин». Каждый получает лист бумаги с названием магазина: магазин игрушек, магазин продуктовый, магазин одежды, обувной магазин, овощной магазин, хозяйственный магазин, магазин бытовой техники. Необходимо  вырезать из журналов и наклеить соответствующие товары.

  Игра «Скульптура».

          Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Подарки»

Занятие 9.

  1. Вводная часть:

       Игра «Связующая нить».

    Игра «Хвост дракона»

  1. Основная часть:

Рисунок «Времена года» (пастель)

  Игра «Скульптура».

          Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Подарки»

Занятие 10.

  1. Вводная часть:

       Игра «Связующая нить».

    Игра «Хвост дракона»

  1. Основная часть:

Коллективный рисунок «Времена года» (ватман , пастель)

  Игра «Скульптура».

          Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Подарки»

Занятие 11.

  1.  Вводная часть:

Игра «Связующая нить»

Игра «Хвост дракона»

  1. Основная часть:

«Четыре стихии». Создать из пластилина, природного материала природные стихии: землю (пещеру, дом, поле), воду (родник, реку, озеро, море), воздух ( ветер, шторм, облака), огонь (факел, камин, лампа).

     Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Зоопарк». Дети изображают звуками с закрытыми глазами слонов, бегемотов и должны на свои звуки собраться по сигналу ведущего в две команды.

Занятие 12.

  1. Вводная часть:

       Игра «Связующая нить».

    Игра «Хвост дракона»

  1. Основная часть:

Рисунок «Дружба»

  Игра «Скульптура».

          Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

      Игра «Зоопарк».            

Занятие 13.

  1. Вводная часть:

Игра «Чиркалки»

  1. Основная часть:

Рисунок и колладж коллективный «Дружба»

Песня кота Леопольда « В небесах высоко»

     Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Зоопарк»

            Занятие 14.

  1. Вводная часть:

Игра «Чиркалки»

  1. Основная часть:

Работа с пластилином и картоном, паетками «Волшебный цветок дружбы» Психолог предлагает каждому трафарет лепестка и предлагает нанести пластилин на картон и украсить лепесток паетками

Песня кота Леопольда « В небесах высоко»

     Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Доброе слово»

Занятие 15.

  1. Вводная часть:

Игра «Каракули».

  1. Основная часть:

Рисунок  «Моя семья»

     Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра с танцевальными движениями

Игра «Доброе слово»

Занятие 16.

  1. Вводная часть:

Игра «Каракули».

  1. Основная часть:

Лепка  «Если бы мы превратились в животных, то моя семья - …»

     Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра с танцевальными движениями

Игра «Доброе слово»

Занятие 17.

  1. Вводная часть:

         Игра «Каракули».

  1. Основная часть:

колладж  «Моя семья через 5 лет»

Игра с танцевальными движениями

     Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Доброе слово»

Занятие 18.

  1. Вводная часть:

Игра «Каракули»

  1. Основная часть:

Рисунок  «Мой лучший друг»

Игра с танцевальными движениями

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Радость»

Занятие 19.

  1. Вводная часть:

Игра «Волшебный клубок»

  1. Основная часть:

Игра «Ищу друга» Психолог предлагает на ватмане развесить объявления «Ищу друга». Друга можно нарисовать и написать те качества, которые дети хотели бы видеть в своем друге.

Игра с танцевальными движениями

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Радость»

Занятие 20.

  1. Вводная часть:

Игра «Угадай, что это?»

  1. Основная часть:

Рисунок «Неприятность»

Песня «В небесах высоко»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Подарки»

Занятие 21.

  1. Вводная часть:

Игра «Угадай, что это?»

  1. Основная часть:

Рисунок в парах «Конфликт»

Песня «В небесах высоко»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Подарки»

                                     Занятие 22.

  1. Вводная часть:

Игра «Здравствуй». Психолог предлагает здороваться на сигналы: на зеленую карточку всем здороваться спинками, на красную – ножками, на желтую – пожатием руки.

  1. Основная часть:

Рисунок «Кем я стану»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Молекулы»

Занятие 23.

  1. Вводная часть:

Игра «Угадай, что это?»

  1. Основная часть:

Колладж «Когда я вырасту и стану взрослым, я буду жить так»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Молекулы»

Занятие 24.

  1. Вводная часть:

Игра «Здравствуй»

  1. Основная часть: рисование «Животный мир»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Скульптор»: Ведущий строит из ребят скульптуры и называет их.

                                     

Занятие 25.

  1. Вводная часть:

Игра «Здравствуй»

  1. Основная часть: лепка из пластилина «Животный мир»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Скульптор»: Ведущий строит из ребят скульптуры и называет их.

Занятие 26.

  1. Вводная часть:

Игра «Здравствуй»

  1. Основная часть: Колладж «Животный мир»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Скульптор»

Занятие 27.

  1. Вводная часть:

Игра «Тише едешь, дальше будешь»

     2. Основная часть: рисунок «Отпечатки». Психолог предлагает использовать предметы с рельефной поверхностью для изготовления отпечатков, использовать предметы, найденные на природе. Предлагает создать целостную композицию из отпечатков, работая индиви дуально или вместе на большом листе бумаги.

    Выставка работ.

3. Заключительная часть:

Игра «Скульптор»

                                         Занятие 28.

  1. Вводная часть:

Игра «Тише едешь, дальше будешь»

  1. Основная часть: работа с соленым тестом «Волшебная страна»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Цветик-семицветик»

                                         Занятие 29.

  1. Вводная часть:

Игра «Тише едешь, дальше будешь»

  1. Основная часть: «Украшения из соленого теста»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Цветик-семицветик»

                                         Занятие 30.

  1. Вводная часть:

Игра «Море волнуется раз»

  1. Основная часть: рисунок  «Что я люблю»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Ручеек»

                                         Занятие 31.

  1. Вводная часть:

Игра «Море волнуется раз»

  1. Основная часть: колладж «Что я люблю»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Ручеек»

                                         Занятие 32.

  1. Вводная часть:

Игра «Море волнуется раз»

  1. Основная часть: коллективная работа «Мой мир»

    Выставка работ.

  1. Заключительная часть:

Игра «Ручеек»


Список литературы

  1. Д.Бретт "Жила-была девочка, похожая на тебя..." М. "Класс" 1996.
  2. Л.С.Выготский. Психология. – М., АПРЕЛЬ-ПРЕСС,  2000.
  3. Л.С.Выготский. Основы дефектологии. – СПб., «Лань», 2003. 
  4. А.Д.Виноградова, Е.И.Липецкая, Ю.Т.Матасов, И.П.Ушакова. Практикум для умственно-отсталых детей. – М., «Просвещение, 1985.
  5.  А.И.Захаров. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.,  1995.
  6. Т.А.Власова, М.С.Певзнер. О детях с отклонениями в развитии. – М., «Просвещение», 1973.
  7. Б.В.Зейгарник. Патопсихология. – М., «Академия», 1999.
  8.  В.В.Зеньковский. Психология детства - М., «Академия», 1995.
  9. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. – СПб., «Речь», 2001.
  10.  В.П.Кащенко. Педагогическая коррекция. – М., «Просвещение», 1992.
  11.   О.А.Карабанова. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., Российское педагогическое агентство, 1997.
  12. А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание, Личность. – М., 1975.
  13. А.Н.Леонтьев. Избранные психологические произведения. – М., 1983.
  14.   Г.Л.Лэндрет. Игровая терапия: искусство отношений. – М., Международная педагогическая академия, 1994.
  15.   Н.Ю.Максимова, Е.Л.Милютина. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов на Дону, «Феникс», 2000.
  16.  Д.Миллс, Р.Кроули. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". -  М.,  «Класс»,  1996.
  17.  О.А.Орехова. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб., «Речь», 2002.
  18.  Практикум по арт-терапии / под ред. А.И.Копытина. – СПб., «Питер», 2000.
  19.  С.Я.Рубинштейн. Психология умственно-отсталого школьника. – М., «Просвещение», 1986.
  20.  Майкл Раттер. Помощь трудным детям. – М., АПРЕЛЬ-ПРЕСС, 1999.
  21.   Д.Соколов "Сказки и сказкотерапия", 1997.
  22.    Спиваковская "Профилактика детских неврозов" М. 1988. МГУ.
  23.    Стрелкова "Войди в тридесятое царство" М. 1995.
  24.  Тренинг по сказотерапии. – СПб., «Речь», 2002.
  25.  И.А.Фурманов. Детская агрессивность. – Минск, 1996.
  26.  Чистякова "Психогимнастика" - М. 1995.
  27.  Д.Б.Эльконин. Детская психология. – М., 1960.
  28. Д.Б.Эльконин. Избранные психологические труды. – М., 1989.