Учёт психофизиологических особенностей обучающихся в образовательном процессе как один из методов дифференцированного обучения.

Спориш Валерия Александровна

Данная работа предлагает педагогам один из методов дифференцированного обучение - учет психофизиологических особенностей обучающихся для формирования успеха в обучении, представлены результаты психодиагностического обследования обучающихся на определение функциональной асимметрии полушарий головного мозга - психофизиологических особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obuchenie_detey_s_uchetom_psihofiziologii.ppt503.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! И. Соньер Обучение детей с учетом психофизиологии Функциональная асимметрия полушарий у обучающихся.

Слайд 2

Функциональная асимметрия полушарий - неравнозначность функций правого и левого полушарий головного мозга. Правое полушарие воспринимает действительность целиком, левое полушарие обрабатывает информацию последовательно. Доминирование полушарий головного мозга - относительное преобладание функциональной активности одного из полушарий в их совместной деятельности. Считается, что у человека функции левого полушария связаны преимущественно с оперированием вербально знаковой информацией, а функции правого полушария - с оперированием образной информацией. При этом в процессе онтогенеза может сформироваться относительное преобладание функций левого и правого полушария, что влияет на психическую организацию личности. Головной мозг мозолистое тело (канал связи между ними ) правое левое

Слайд 3

Школьная неуспеваемость причины 1. Несовпадение требований со стадией нормального функционального развития мозга ребенка; 2. Отставание в анатомическом развитии отдельных структур мозга ребенка и, следовательно, в формировании функциональных систем психики; 3. В процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи; 4. Методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов.

Слайд 4

Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. Типы функциональной организации двух полушарий мозга: доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению ( левополушарные люди ); доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение ( правополушарные люди ), отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий ( равнополушарные люди ).

Слайд 5

Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий и половые различия латерализации полушарий До 9—10 лет ребенок является существом «правополушарным» К 6—7 годам происходит активизация левого полушария, т.е. появление у ребенка осознания себя, происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать У детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или сейчас не выговаривают отчетливо ряд звуков, доминирует правое, неречевое полушарие к 6 – 7 годам У мальчиков и мужчин функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно уже судить с большей или меньшей долей вероятности к 6—7 годам Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, эквивалентность его половин. При утомлении у мальчиков страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции, у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие У мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон (комиссуры) меньше, чем у девочек. Именно поэтому им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях. В то же время у мальчиков избирательно включается в мыслительные процессы левое или правое полушарие. У девочек способность центров коры правого и левого полушарий вступать в функциональные межполушарные контакты значительно выше, чем у мальчиков. Поэтому для мальчиков характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме

Слайд 6

Роль правого полушария в организации творческого мышления Высокая координация движений, свойственная спортсменам, может быть единственным проявлением их «правополушарности» и необязательно сочетаться с высоким творческим потенциалом в других видах деятельности Одаренный поэт далеко не всегда способен достигнуть высот в спорте или проявить чудеса ориентации на местности Решении бытовых проблем и производственных задач, в сфере человеческих отношений Образное мышление позволяет снять многие противоречия благодаря «широте взглядов»; она позволяет сохранить поисковую активность там, где с точки зрения обычной логики ситуация зашла в тупик Творческий процесс — создание многозначного контекста — требует от творческого человека меньших психофизиологических затрат, чем создание однозначного контекста

Слайд 7

Обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий. Организацию ситуации успеха на уроке с учетом психофизиологических особенностей. установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи); обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда). Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. Мишель де Монтень

Слайд 8

1. Мотивационный этап – установка на предполагаемую деятельность. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами индивидуальности ребенка. Мотивационный этап Правополушарные Левополушарные Пространственная организация Рабочая полусфера — левая Рабочая полусфера — правая Цветовая организация Светлая доска — темный мел Темная доска — светлый мел Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм Технология Детали Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке Неоднократное повторение материала Формирование мотивации Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании

Слайд 9

2. Операционный этап (обеспечение деятельности). Задача учителя на операционном этапе — обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Операционный этап Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Восприятие материала Целостное Интонационная сторона речи Визуалисты (зрительное) Дискретное (по частям) Смысловая сторона речи Аудисты (слуховое) Переработка информации Быстрая Мгновенная Медленная Последовательная Интеллект Невербальный Интуитивный Вербальный Логический Деятельность Приверженность к практике Приверженность к теории Эмоции Экстравертированность Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость) Интровертированность Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья) Память Непроизвольная Наглядно-образная Произвольная Знаковая Мышление Наглядно-образное Оперирование образами Спонтанное Эмоциональное Интуитивное Трехмерное (в пространстве) Абстрактно-логическое Оперирование цифрами, знаками Формальное Рациональное Программируемое Двумерное (на плоскости)

Слайд 10

3. Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой). Результативный этап деятельности учителя является диагностирующим в его работе, определяет прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности . Результативный этап Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся Самоконтроль Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски Свободная конверсация Высокий самоконтроль речи Высокий самоконтроль изложения материала Характерные ошибки Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Имена собственные пишут со строчной буквы Безударные гласные в корне Пропуск мягкого знака Написание лишних букв Замена одних согласных другими Падежные окончания Методы проверки Устный опрос Задания с ограниченным сроком выполнения Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ) Решение задач Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа)

Слайд 11

Методы дифференцированного подхода в обучении по предметам. Методы дифференцированного подхода в обучении Правополушарные обучающиеся Левополушарные обучающиеся Математика Синтез Задания на время Работа в группе Формулировка теорем Оперирование пространственными связями Задания в картинках Геометрия (пространственное мышление) Схемы, таблицы, карточки Анализ Вневременные задания Работа в одиночку Доказательство теорем Оперирование знаками на плоскости Задания в символах Алгебра (логическое последовательное мышление на плоскости) Многократное повторение Иностранный язык Интуитивный способ изучения Освоение вокабуляра методом «островков» Образные представления и конкретные ситуации Ролевые игры Работа с наглядностью, фильмами, карточками Проверки на уроке Групповые задания Деятельность, требующая быстрой реакции Задания на правописание Интервью Инсценировка Синтез текстов и слов из предложенных частей Рационально-логический способ Освоение вокабуляра посредством изучения слов Усвоение правил и грамматических конструкций Обучение других Лингафонная система, восприятие на слух Проверки после уроков Индивидуальная работа Деятельность, требующая отсроченной реакции Задания на поиск ошибок Многократное повторение Сопоставление текстов Дробление текстов и слов на части

Слайд 12

Естественные науки Мозговые штурмы Просмотр фильма Предсказание результатов Творческие задания Выявление сходств Сопоставление фактов Выделение сути Выделение важнейших моментов Использование речевых и музыкальных ритмов Экскурсии, походы, путешествия Аналитическая работа Лингафонная система Анализ результатов Логические задания Выявление различий Выделение деталей Создание категорий Обобщение Многократное повторение Алгоритмы Словесность Сочинения Составление слов и предложений из частей Чтение-пересказ Чтение по ролям Задания на правописание Нахождение взаимосвязи Беглость устной и письменной речи Нахождение отрывков в тексте Экскурсии Анализ рассказа Разбор слов и предложений по составу Прослушивание текстов Обучение других Задания на поиск ошибок Применение правил Точность употребления слов Многократное повторение Сопоставление текстов Понятийное понимание слов

Слайд 13

Результаты изучения функциональной асимметрии у обучающихся. В психодиагностическом обследованиии приняли участие обучающиеся 7 «В», 9 «В», 10 «А», 10 «Б» и 11 «А» классов, общее количество – 97 человек. Вывод: 1) По данным результатам видно, что к амбидекстам принадлежит большая часть обучающихся, т.е. большинство обучающихся, в соответствии с общим уровнем развития интеллекта и уровнем учебной мотивации, имеют возможность к восприятию и усвоению различных видов деятельности (предметов) и использование в деятельности (обучении) способностей, отвечающие особенностям обоих полушарий; 2) Левополушарные имеют сформированную асимметрию левого полушария, т.е. у данных обучающихся имеется определённый тип мышления , имеющий соответствующие особенности; 3) Правополушарные имеют выраженную асимметрию правого полушария: 1. у данных обучающихся могут возникать трудности в обучении, которое требует хорошего развития мыслительных процессов, отвечающие особенностям левого полушария; 2. неокончательная сформированность мозга на данном возрастном этапе; 3. наличие одаренности.

Слайд 14

Психофизиологические особенности обучающихся. Вывод: по результатам видно, что выявлены и левополушарные, и правополушарные и амбидекстры (равнополушарные) обучающиеся, т.е. каждый обучающийся имеют индивидуальные психофизиологические особенности, учёт которых предполагает формирование успеха в обучении.

Слайд 15

Особенности изучения амбидекстров. Вывод: Данные результаты демонстрируют следующие особенности мышления амбидекстров: 1. обучающиеся, у которых доминирует левое полушарие в мыслительном процессе, медленнее включаются в деятельность, требующую образного мышления и пространственного воображения; 2. обучающимся, у которых доминирует правое полушарие, требуется время для включения в мыслительный процесс, требующий абстрактно-логического мышления; 3. Обучающиеся, не имеющие доминирования, имеют способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успешнее выполнять деятельность, требующую использования особенностей обоих полушарий.

Слайд 16

Вывод: Преобладание амбидекстров, свидетельствует о сохранении пластичности мозга на данных возрастных этапах, т.е. психические процессы поддаются развитию.