Памятка родителям

 

Памятка родителям.

Вам совсем не сложно помнить несколько простых истин:

 

Уважайте подростка; избегайте неоправданных конфликтов.

 

Вы скорее добьётесь своего, если попросите, а не потребуете.

 

Хвалите и поощряйте. Перехваливать не стоит.

 

Пробуйте общаться с подростком на его же языке (легче всего убедить человека в чем-либо его же собственным языком).

 

Помните, что, срываясь на крик, Вы сводите на нет все (или почти все) результаты воспитания. Если не кричать вы не можете (или не хотите) - хотя бы не унижайте подростка (особенно в присутствии кого-либо).

 

Подумайте, как часто Вы для своего ребёнка являетесь советчиком, другом, утешителем, а не суровым судьёй. Приговоры и наказания дадут один результат: проявления бунта будут реже, зато сильнее и упорнее. Ответом на третирование будет пренебрежение, на дружелюбие - неприязнь, на недоверие - конспирация.

 

Перестаньте БИТЬ СЛАБОСТИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА ДОСТОИНСТВАМИ ВЗРОСЛЫХ. Это нечестно.

 

Помните, что кроме здоровья, бывают и недомогания, кроме достоинств и положительных качеств - недостатки. И ЭТО СВОЙСТВЕННО АБСОЛЮТНО ВСЕМ ЛЮДЯМ. И ВАМ В ТОМ ЧИСЛЕ. И это нормально. Просто обратите внимание на то, как часто вы замечаете и указываете на несовершенства и “пороки” подростка и не видите или недооцениваете его положительных качеств.

 

Критикуя ребёнка, помните, что ему критиковать и замечать Ваши особенности и дурные привычки не разрешается.

 

Примите то, что у Вашего ребёнка есть не только обязанности, но и права.

 

Помните, что гибкость и мягкость в воспитании, вовсе не исключают решительности и твёрдости.

 

Старайтесь определять только поступки, поведение, а не самого подростка (НЕ “Ты плохой!”, а “Ты поступил плохо”, НЕ “Ты жестокий!”, а “Ты жестоко поступил”).

 

Помните, все родители обладают педагогической интуицией.

 

Не старайтесь прожить жизнь за своего ребёнка, пытаясь уберечь его от ошибок, когда-то совершённых вами. 

 

Помните, что подростковый возраст не вечен.

 

Помните, если Ваш ребёнок чего-то не знает, это ещё не значит, что он глуп. Дураков среди детей не больше, чем среди взрослых.

 

Помните, нельзя пренебрегать ребёнком просто потому, что Вы мудрее и видели жизнь.

 

Помните, чтобы не случилось, перед Вами по-прежнему Ваш ребёнок. И Вы ему нужны. Но шнурки он уже давно научился завязывать сам. Оказывайте столь необходимое ему внимание и заботу, но не докучайте, не навязывайте свою, пусть и правильную, точку зрения.

 

Помните, Вы и сами когда-то были подростком (пусть и не таким).

 

 

Согласно современным исследованиям, только 9 % всех подростков довольны своими отношениями с родителями. В Вашей власти увеличить данную цифру.

 

 

 

 

ПОМНИТЕ, ВСЁ ВЫШЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ

 

ВАМ ХОРОШО ИЗВЕСТНО.

 

 ПРОСТО НЕ

 

 ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ЭТОМ.

 

 

 

 

Теперь Вам известно, что:

 

       Подростковый возраст (или пубертатный период, пубертат) - особенный, единственный, неповторимый период человеческой жизни, в котором происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование. Пубертат - это взрыв после спокойного (или относительно спокойного) детского существования, возраст ожидания, смятения и поиска.

       В самом начале подросткового периода (ранний пубертат - 11-13 лет) начинает меняться тело ребенка: удлиняются руки и ноги, утолщаются бедра, грудь, ягодицы, появляются признаки оволосения, пигментация, меняются черты лица, голос и т.д. Как правило, подростку не нравится его новая “оболочка”, не соответствующая сложившемуся представлению о красоте и изяществе (для девочек), о мужестве и силе (для мальчиков). Случайное слово, незначительное замечание (сверстников, родителей, учителей, посторонних) ранит, повергает в унынье или вызывает агрессию.  Приближаясь к своему “взрослому” облику, подросток тоже далеко не всегда нравится себе. Он еще не привык к этому облику, и это привыкание порой длится годы. Мальчик-подросток долго надеется, что станет выше ростом, что волосы станут гуще, что вырастут вширь плечи и т.п. Девочка-подросток надеется, что формы ее тела приблизятся к классическим, увеличатся глаза, удлинятся ресницы, выпрямится нос, стройнее станут ноги и т. д. Неудовлетворенность своей внешностью нередко вызывает настоящие страдания, порой совершенно непонятные окружающим, в том числе и родителям подростка.

       Новые, неприятные ощущения в теле нередко вызывают у подростка мысли о своем физическом нездоровье. Нередко родители, не понимающие физических особенностей подросткового периода и полностью забывшие свои собственные ощущения в этом возрасте, невольно утрируют сосредоточенность подростка на своем соматическом здоровье, начиная обследовать его в различных лечебных учреждениях, ограничивать в занятиях спортом, контактах со сверстниками, тщательно и ежедневно контролируя самочувствие и режим дня своего ребенка.

      В то же время, наряду с переживаниями в этой ситуации, почти всегда присутствует и позитивный, активный, действующий момент - подросток стремится к самосовершенствованию, борется за свое тело, стараясь приблизиться к своему идеалу. Мальчики-подростки занимаются на тренажерах, в секциях, делают специальную гимнастику, нередко занимаются силовыми видами спорта, культуризмом; девочки-подростки занимаются гимнастикой, танцами, соблюдают диету, посещают институты красоты и косметические кабинеты, стремясь скрыть дефекты внешности, применяют косметику, стараются найти свой стиль в одежде, наиболее соответствующий их внешним данным. В этом стремлении к красоте, конечно, возможны нелепости и перегибы, наоборот, утрирующие недостатки внешности или странности поведения подростка: злоупотребление косметикой, слепое следование моде, голодание, применение анаболических средств и т. д.

       С началом пубертатного периода все заметнее становятся противоречивые, часто меняющиеся оттенки настроения; подросток остро и болезненно реагирует на все, происходящее вокруг, относящееся и не относящееся к нему лично. Он раним, сверхчувствителен, хотя и пытается скрыть свои чувства за маской безразличия, высокомерия и снисходительности или за грубостью, дерзостью, бравадой. Настроение часто меняется без причины или по незначительному, с точки зрения взрослого, поводу. При этом немногим известно, что преобладающим оттенком настроения в это время является тревога, чередующаяся с конкретными страхами перед будущим: “Каким я вырасту?”, “Каким стану?”, “Вдруг мои планы и мечты не смогут осуществиться?”, “Правильно ли я выбрал профессию, путь?”, “Смогу ли я вынести взрослую ответственность?” и т. д.

        В этот период подросток начинает видеть недостатки своих родителей, болезненно переживает их ласки, замечания, требования, их образ жизни, их попытки подчинить его своей воле, их бестактность, обусловленную, в общем-то, непониманием того, что их ребенок переживает мучительную ломку и уже перестал быть ребенком. Подросток со всей страстью и безрассудством начинает бороться за свою независимость, отрицая идеалы отцов и матерей и противопоставляя им свои, еще несформированные, часто меняющиеся идеалы. При этом довольно часто подросток выглядит отчужденным, замкнутым, скрывает от родных свои внешние привязанности и занятия, нередко бывает грубым и дерзким.

       Между тем, если в жизни подростка находится взрослый, который с уважением относится к стремлению подростка к независимости, ненавязчив, не пытается поучать, не читает моралей, способен понять то, что переживает подросток, то подросток постепенно раскрывается перед ним, доверяет самые сокровенные тайны, советуется. Далеко не всегда в жизни подростка случается такая встреча, хотя, несомненно, каждый подросток втайне стремится к ней и надеется на нее, желая обрести помощь и поддержку хотя бы одного взрослого.

        В силу необходимости сопоставить свои ощущения и мысли с ощущениями и мыслями себе подобных, подросток постоянно стремится к контакту со сверстниками. Многочасовые “гулянья”, просиживание с другими подростками во дворе, длительные задушевные беседы с друзьями и подругами - все то, что взрослые склонны расценивать как бессмысленную болтовню или пустое времяпрепровождение, совершенно необходимо подростку для развития и становления его личности. Кто-то из подростков пассивно слушает других, пытаясь услышать актуальные для себя мотивы, другие же активно делятся своими мыслями, ощущениями, переживаниями, вызывая на разговор приятелей. В этих компаниях впервые в той или иной степени реализуются, становятся ощутимыми сексуальные влечения. Это будоражит, “щекочет нервы”, и этому стремлению невозможно противостоять. Здесь же в компании подростков впервые пробуются другие “запретные плоды” - куренье, алкоголь, наркотик, и снова появляются новые ощущения, которые необходимо переработать. Подросток тянется ко всему новому, он хочет быть независимым, а видимость независимости легче обретается в группе “своих”. Здесь его как будто бы понимают, в то время как дома подходят лишь с нравоучениями да нытьем по поводу того, каким он стал плохим, далеким, как он изменился.

       Очень важной особенностью подросткового периода является повышенное самокопание (рефлексия), анализ своих и чужих поступков, “раскладывание по полочкам”, непрерывное обдумывание и определение своего места в мире, обществе, попытки оценить себя.

 

       Пубертат так изменяет поведение, эмоциональные реакции, мировоззрение, что недавнего ребенка не могут узнать ни родители, ни педагоги, он становится чуждым, непонятным и часто отверженным взрослыми - и в своей семье, и в школе. Любому подростку, независимо от эпохи, национальности и культуры, присущ определенный комплекс выраженных в большей или меньшей степени признаков.

 

       Ключевые особенности подросткового возраста:

1)   чувство “взрослости” - представление о себе не как о ребёнке. (Он уже не ребёнок, что и пытается продемонстрировать, но ещё и невзрослый. Так называемая “взрослость” часто проявляется как:

-          подражание внешним признакам взрослости (курение, алкоголизация, активная половая жизнь и т.п.

-          равнение подростков мальчиков на “” настоящих мужчин”.

-          Социальная взрослость (возникает в условиях сотрудничества ребёнка и взрослого);

-          Интеллектуальная взрослость (выражается в стремлении что-то знать и уметь по-настоящему).

 

2)   Развитие рефлексии, и на её основе - самосознания.

3)   Проблема интересов. Доминанты. (“эгоцентрическая доминанта”, “доминантна дали”, “доминанта усилия”, “доминанта романтики”).

4)   Общение со сверстниками - ведущий тип деятельности (интимно-личностное общение). 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon pamyatka_roditelyam.pdf111.53 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com