Программа курса для родителей подростков - "Пойми меня!"

 

Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический университет

 

Факультет психологического консультирования

Кафедра клинической психологии и психотерапии

 

ПРОГРАММА

Курса

 

 

“Пойми меня!”

                     Подросток.

 

КУРС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 

1.   Авторы и составители программы -  Дадеко А. А., Иванов П.А, Иванова Е.А.

Рецензент: Моисеева О.А.

Общее количество часов по дисциплине - 30 ауд. часов

Длительность курса- 17 ауд. часов

     Количество часов в неделю - 2 - 3 ауд. часа в неделю.

 

2.   Место курса в учебном плане.

-          Семестры обучения: Iсеместр, 2-ая четверть; IIсеместр, 4-ая четверть.

-          Курс проводится по желанию родителей.

-          Курс проводится для родителей младших подростков (11-13 лет).

-          Необходимым условием для участников является наличие высшего образования. Группа набирается в размере 12-15 человек. Возраст: 30-45 лет.

-          Базовыми для настоящего курса являются: общая психология; возрастная психология; педагогическая психология; педагогика; детская и подростковая психиатрия.

-          Техническое обеспечение: курс проводится в школе, в классном помещении. Необходимыми специальными техническими материалами являются: бумага, ручки, ватманы, краски, самоклеющаяся бумага; резиновый мячик; верёвка; красные и зелёные карточки; белый халат; анкеты.

-          Курс включает в себя 6 занятий (2-ая четверть) и одно отсроченное (4-ая четверть).

-          По окончанию курса, учащиеся овладеют умением распознавать свои эмоции и эмоции других людей; умение овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных; умение эмпатически чувствовать эмоциональное состояние другого человека; получить подробные сведения об особенностях подросткового возраста; умение учитывать особенности подростков в общении с ними; умение самостоятельно анализировать ситуацию, выделять позитивные и негативные стороны; умение слушать и высказывать свою точку зрения; умение выделять реально существующие трудности и умение работать с ними; умение посмотреть на себя со стороны; умение подходить к ситуации с разных сторон (принимающее и отторгающее).

 

3.   Аннотация курса.

Авторский курс Дадеко А.А., Иванова П.А. и Ивановой Е.А. представляет собой курс практических и теоретических занятий. Курс оснащен мультимедийной презентацией, специально подобранным техническим материалом, упра

 

4.   Тематический план и расчёт часов по видам занятий

 

Курса           “Пойми меня!”

                                  Подросток.

Курс для родителей.

 

на  2004 / 2005 учебный год

 

 

Номера и наименования тем

Кол-во часов по очной форме

 

Всего

Мастер-класс

Самостоятельная работа

Тема.Взаимоотношения родителей и подростков.

Занятие - 1.

3

2

1

Занятие - 2.

5

2

3

Занятие - 3.

4

2

2

Занятие - 4.

5

3

2

Занятие - 5.

4

3

1

Занятие - 6.

5

2

3

Занятие - 7.

5

3

2

Всего

30

17

13

 

5.   Текущий контроль успеваемости.

     Самостоятельные работы. Проведение работ в режиме “обратной связи” в письменной форме.  Упражнения “Светофор”, “Деловая игра”.

 

 

6.   Содержание курса.

Раздел 1. Житейские и научные представления об особенностях подросткового возраста.

Тема 1.1. Стереотипы, свойственные житейскому сознанию.

Составление портрета “современного подростка”, его качественный анализ.

 Мини-самостоятельная работа на тему “Ваши ожидания от курса”.

Задания для самостоятельной работы:заполнение анкеты.

Рекомендуемая литература.

-          Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: “Питер”, 2000. - 624с. - С.15-49.

 

     Тема 1.2. Научное представление об особенностях подросткового возраста в концепции Д.Б. Эльконина.

Обсуждение мини-самостоятельной работы на тему “Ваши ожидания от курса”.

Ознакомление с основными закономерностями течения подросткового возраста. Выявление наиболее актуального круга проблем для данного возраста.

Обязательная литература:

-          1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448с - С.338-361.

-          2.  Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1994. - С. 14-34.

Дополнительная литература:

-          1. Наш проблемный подросток / Под ред. Алексеева Е.В., Бантингер О.Е.,   Долгинова О.Б. - СПб.: СОЮЗ, 2000. - 144с. - С. 32-48.

-          2. Выготский Л.С. Педология подростка / Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 432с. - С.199-220.

-          Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и детском возрасте: причины и возможности коррекции. -М., 1998.

 

     Тема 1.3.Научное представление об особенностях подросткового возраста в современной детской и подростковой психиатрии.

Ознакомление с возможными отклонениями, свойственными возрасту. Факторы риска. Предупреждение и профилактика заболеваний. Самостоятельная работа. Письменная обратная связь от участников конференции.

Задание для домашней самостоятельной работы.

 Обязательная литература.

-          1. Леванова Е.А. Они уже не дети / Готовясь работать с подростками. - М., 1993. - С.34-53.

     -  2. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.:            “Питер”, 2000. - 624с. - С.101-164.

Дополнительная литература.

1.   Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Аракелова Г.Г. - М.: Высшая школа, 1990. - 304с.

 

Тема.

Рекомендуемая литература.

-          1. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1999. - 192с.- С.5-48.

2.     Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2003. - 271с. - С. 5-27.

 

 

 

Тема.

Обязательная литература.

1.   Делла Торре А. Ошибки родителей. - М., 1998.

2.   Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: “Питер”, 2000. - 624с. - С.423-455.

Дополнительная литература.

3.   Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалёва А.А. - МММ.:     Педагогика, 1989. - 256с.

 

Тема.

1. Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. - М.: Политиздат, 1990. - 493с.

4.   Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. - М.: Педагогика, 1989. - 304с.

 

 

7.   image
Примерная тематика мастер-классов.

 

-          image
Требования к организации и проведению мастер-классов: занятия проводится в классном помещении. Парты должны быть размещены перед доской полукругом. Должен быть организован круг из стульев. Необходимыми специальными техническими материалами являются: бумага, ручки, ватманы, краски, самоклеющаяся бумага; резиновый мячик; верёвка; красные и зелёные карточки; белый халат; анкеты.

 

image
Занятие - 1 (Вводное занятие).

Раздел 1. Житейские и научные представления об особенностях подросткового возраста.

Тема 1.1. Стереотипы, свойственные житейскому сознанию.

Необходимый технический материал:цветная верёвка, резиновый мячик.

Разминка.

 Упражнения “Знакомство” (“Верёвка”), “Продолжение знакомства”.

Инструкция к упражнению “Верёвка”: Участники и ведущие садятся в круг. Начинает один из ведущих. “Давайте познакомимся. Меня зовут…” (представляется и берется двумя руками за верёвку). “Теперь представьтесь пожалуйста Вы и расскажите участникам в двух словах о себе, то, что Вам хотелось бы, чтобы они узнали”. (Один конец верёвки он передаёт сидящему рядом участнику. Тот берётся за верёвку обеими руками и называет своё имя, после чего передаёт “начало” верёвки сидящему рядом, при этом продолжая держаться за верёвку. Таким образом, верёвка должна пройти по кругу и соединить всех.    

 

    
 image image

Цель.Познакомить участников группы. Снизить напряжение.

 Инструкция к упражнению “Продолжение знакомства”: “Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: “Пересядьте все те, у кого есть сёстры”, - и все, у кого есть сёстры должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг друга”.

Цель. Снизить напряжение, активизировать группу.

image
Основная часть.

Упражнение “Ромашка” (на тему “Кто есть подросток”).

 Инструкция к упражнению “Ромашка”: “Сейчас мы с вами составим “портрет современного подростка”. Но сделаем это несколько необычным способом. У меня в руках мячик. Этот мячик я буду беспорядочно бросать каждому из вас. Вам необходимо, как только мячик окажется в ваших руках, максимально быстро, почти не задумываясь, сказать первую пришедшую на ум ассоциацию на тему “Кто есть подросток?”. Назвав слово, вы возвращаете мячик мне. Секрет задания в том, чтобы работать как можно быстрее, не задумываясь. Говорите то, что первое приходит вам в голову”.

 Один из ведущих фиксирует все высказывания участников на доске (бумаге). После выполнения упражнения обсуждается созданный общими усилиями портрет подростка.   

Цель. Повысить активность группы, в игровой форме создать портрет современного подростка.

Обсуждение. Подведение итогов.

 

 

Занятие - 2.

Раздел 1. Житейские и научные представления об особенностях подросткового возраста.

Тема 1.2. Научное представление об особенностях подросткового возраста в концепции Д.Б. Эльконина.

Необходимый технический материал.Мягкий резиновый мячик.

Разминка.

 Упражнения “Вспомни меня!”, “Хлопки”.

Инструкция к упражнению “Вспомни меня!”: “Сейчас мы проверим, как хорошо Вы помните имена других участников. Тот у кого в руках окажется мячик должен представиться сам, а затем назвать имя другого участника и кинуть ему мячик. Поймавший мячик, в свою очередь сам представляется, называет имя ещё одного участника и бросает мячик ему. Таким образом, мячик должен побывать в руках у каждого из участников”.

Цель. Разогреть группу для работы, снизить напряжение.

 

Инструкция к упражнению “Хлопки” (выполняется в кругу): “Сейчас я задам некий ритм (хлопает несколько раз в ладоши). Вначале простой, затем будем его усложнять. Вам всем необходимо внимательно слушать и воспроизводить точно такой же ритм по очереди. Постарайтесь не допускать больших пауз. Упражнение тем интереснее, чем быстрее оно выполняется. Сбившийся участник пропускает один круг”.

Цель.Снизить напряжение, разогреть участников.

 

Основная часть.

Мозговой штурм на тему: “С какими проблемами сталкивается подросток?”.

  Инструкция “Сейчас мы разобьёмся на 3 команды. Каждая команда получает задание - сформулировать несколько проблем, с которыми по их мнению сталкиваются подростки. Каждая команда назначает человека, который будет записывать абсолютно все идеи, рождающиеся в команде. Важным условием упражнения является принятие абсолютно всех предложений, даже самых “нелепых”…

Обсуждение.

Подведение итогов.

 

 

 

Занятие - 3.

 Раздел 1. Житейские и научные представления об особенностях подросткового возраста.

Тема 1.3.Научное представление об особенностях подросткового возраста в современной детской и подростковой психиатрии.

Необходимый технический материал. Красные и зелёные карточки; список высказываний; белый халат.

Разминка.

Упражнение “Паровозик”.

Инструкция к упражнению “Паровозик” (выполняется на открытом пространстве): “Сейчас мы организуемся в паровозик. Закройте пожалуйста глаза и встаньте друг за другом в цепочку. Стоящей впереди всех будет вести за собой все “вагончики” в течение 30 сек - 1минуты с открытыми глазами. По истечению времени этот человек становится в конец “паровозика” и закрывает глаза. Водить начинает следующий. Таким образом, каждому участнику будет представлена возможность водить “паровозик”. Упражнение выполняется молча”.

       Затем участники обсуждают свои переживания и мысли, возникающие в ходе выполнения упражнения.

 Цель.Обратить внимание участников группы на свои ощущения и чувства и тем самым снять напряжение (“разогреть” группу для работы).

 

Контроль.

 Упражнение “Светофор”(по теме “Особенности подросткового возраста”).

Участники садятся за столы, расставленные полукругом. Всем раздаются красные и зелёные карточки. Ведущий зачитывает некоторые утверждения по теме “Особенности подросткового возраста”. Если участники считают, что утверждение справедливо - поднимают зелёные карточки. Если утверждение ошибочно - красные.

Спорные ответы обсуждаются.

Цель.Контроль усвоения предоставленного на предыдущем занятии теоретического материала.

image
 Высказывания:

 

1.   Ваш ребёнок запустил учёбу и где-то допоздна гуляет. Заставить его учиться, можно только, заперев его дома.

2.   Крик - самый лучший и быстрый способ добиться своего.

3.   Подросток раним, хотя и пытается скрыть это за маской безразличия, высокомерия и т.п.

4.   Многочасовые гулянки, болтовня с друзьями - пустое времяпрепровождение.

5.   Подросток должен быть эмоционально уравновешен и стабилен.

6.   Подросток не склонен к самоанализу.

7.   Подростки эгоистичны и совсем не думают о других.

8.   Чрезмерное общение со сверстниками вредит подростку.

9.   Самовоспитание и саморегуляция доступны подростку.

10.        Подростка больше интересует окружающий его мир, нежели он сам.

11.        Подростковый возраст в большинстве случаев сопровождается скандалами, ссорами.

12.        В стремлении подростков к красоте возможны нелепости и перегибы (злоупотребление косметикой у девочек и т.п.).

13.        Если подросток стремится к уединению - значит у него депрессия.

14.        Если подросток игнорирует родителей, им следует ответить ему тем же.

15.        Подростковый возраст - время, когда начинается половое созревание.

16.        Подросток ещё не готов серьёзно думать о своём будущем.

17.        Подросток уникален и непредсказуем.

18.        Подростковый кризис непременно сопровождается протестом “против отцов”.

 

Конференция “В гостях у психиатра”. 

Цель. Предоставить некоторый теоретический материал об особенностях подросткового возраста.

   Участники рассаживаются за столы, стоящие полукругом. Ведущий конференции объявляет: “Давайте представим, что сегодня у нас в гостях детский и подростковый психиатр. Он поделится с вами своими знаниями по об особенностях подросткового возраста”. В аудиторию входит “психиатр” (другой ведущий в белом халате) и начинается конференция. Всем слушателям раздаются красные и зелёные карточки. Поднятие зелёной карточки означает, что участник желает прокомментировать сказанное “психиатром”. Поднятие красной - задать “психиатру” вопрос. Третий ведущий регулирует поступающие вопросы и комментарии, следит за временем.

     После конференции участникам предлагается предоставить обратную связь ведущим в письменной форме (не более 10 минут). 

 

Перерыв.

image
Основная часть.

Упражнение “Я не могу…”, “Я не хочу…”.

 Инструкция: “Разделите ваш лист пополам. С левой стороны напишите, что у вас не получается в отношениях с вашими детьми, начиная каждое предложение со слов “Я не могу…”. А теперь с правой стороны листа, в предложениях которые вы написали слева вместо “я не могу” подставьте “я не хочу”, и перепишите их”.

Цель: Научиться выделять реально существующие трудности и работать с ними; дать почувствовать, какие проблемы истинные, а какие ложные.

Обсуждение.

Подведение итогов.

 

Занятие 4.

Тема.

Разминка.

Упражнение “Поздоровайся со всеми”.

Инструкция: “Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие”.

Цель.Установление контакта. Разогрев. Снижение напряжения.

       Участники образуют полукруг.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО МАТЕРИАЛА.

Упражнение “Деловая игра”.

        Участники путём жребия разбиваются на две команды и группы арбитров. Командам предлагается выбрать из списка придуманных вопросов (домашнее задание) по 5-7 вопросов, которые они будут задавать противоположной команде. Далее обе команды по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Арбитры оценивают ответы участников, комментируют их, и в конце игры объявляют команду победителей.

 

Перерыв.

 

Упражнение. “Красный карандаш” (выполняется в кругу).

Инструкция: “Сейчас вам представится возможность почувствовать что чувствует подросток, когда вы его оцениваете, критикуете. Сейчас мы предложим Вам карточки, на которых будут написаны типичные высказывания подростков. Вытащив ту или иную карточку, Вам будет необходимо произнести написанную на ней фразу от лица подростка, обращаясь к сидящему слева от Вас. В ответ тот должен отреагировать с позиции “красного карандаша” (раскритиковать, можно даже накричать). Затем критикующий, уже в образе подростка, произносит свою фразу, обращаясь к сидящему от него слева участнику. Каждый последующий должен сделать тоже самое”.

Цель.Дать участникам почувствовать не себе эффект оценочного отношения со стороны партёров.

 

Упражнение. “Поддержка” (выполняется сразу после “Красного карандаша”).

Инструкция: “Упражнение выполняется аналогично “Красному карандашу”. Однако в ответ на высказывание участника, сидящий слева должен сказать что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему. Упражнение выполняется до тех пор, пока все участники не побывают в роли оказывающего поддержку и принимающего её”.

Цель. Дать участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнёра.

После этих двух упражнений - обсуждение.


Предлагаемые высказывания.

 

1.   “Сегодня я хочу погулять до 24.00”.

2.   “Я хочу побыть один. Не заходить ко мне в комнату!”.

3.   “Я сам(а) решу, с кем мне общаться, а с кем - нет”.

4.   “Этот Новый год я хочу отпраздновать с друзьями!!!!”

5.   “Этот Новый год я буду праздновать с друзьями!!!!”

6.   “Мы с друзьями идём в клуб на всю ночь”.

7.   “Я хочу, чтобы вы перестали звонить мне через каждые пять минут!”

8.   “Когда ты наконец поймёшь, что я уже не маленький (ая)!”

9.   “Я буду сидеть за компьютером столько, сколько захочу!!!!”

10.        “Мне надоело, что ты постоянно указываешь мне, с кем общаться”

11.        “Я хочу получать 1000 рублей в неделю на карманные расходы”

12.        “Я не курю” (При этом от ребёнка жутко несёт табаком).

13.        “Я не хочу одевать то, что вы мне купили”

14.        “Это модно! Ты ничего не понимаешь” (о супервызывающей одежде)

15.        “Я ничего тебе не скажу”

16.        “Я влюбился(лась)” (объект влюблённости заведомо вам не нравиться)

17.        “Да отстаньте вы от меня”

18.        “А вот мама Васи (Маши) всегда разрешает гулять ему до утра”

19.        “Я не красивая”, “Я слабый”, “Я толстая”, “Я глупый” и т.п.

 

Заключение.

 

 

Занятие 5.

Тема.

Разминка.

 Упражнение “Путаница”.

Инструкция: “Пожалуйста встаньте все в круг. По моему сигналу Вам будет необходимо закрыть глаза, и вытянув вперёд руки, встретиться с другими участниками в центре круга. Правой рукой возьмите руку любогодругого участника. Левую - оставьте для того, чтобы за неё кто-нибудь взялся. Приступаем….Теперь откройте глаза”. Ведущий помогает участникам таким образом, чтобы за каждую руку держался только один человек. Задача участников распутаться и встать в круг.

Цель. Снятие напряжения.

 

Основная часть.

Упражнение. “Эмпатия”.

Инструкция: “Один из участников должен сказать какую-либо эмоционально окрашенную фразу, от лица подростка. Все остальные внимательно слушают, а потом каждый по очереди должен назвать то чувство или чувства, которые, по его мнению, испытывал говорящий “подросток

Цель.Помочь эмпатически почувствовать эмоциональное состояние другого человека.

 

Игра. “Права родителей и их детей”.

Инструкция: “Образуйте пожалуйста две команды: “Родителей” и “Подростков”. В командах вам необходимо придумать и записать те права, которыми, по вашему мнению Вы (как родитель или как подросток) обладаете”. Затем получившееся обсуждается и принятые права выписывается для наглядности на доске.

Цель. Совместно описать права родителей и детей.

 

Заключение.

 

 

Занятие 6. (заключительное занятие)

Тема.

Необходимый технический Материал. Ватманы, краски.

Разминка.

 Упражнение “Нарисуем настроение группы. Часть - 1”. (выполняется сидя за столами в).

Инструкция: “Давайте попробуем изобразить настроение группы. Каждому участнику предлагается нарисовать что-либо красками на ватмане. Что именно Вы нарисуете и как  - значения не имеет. Попробуйте изобразить то, как чувствует настроение группы”.

Цель.Снять напряжение.

 

 Упражнение. “Подарки”.

Материал. Листы А4, самоклеющиеся бумажки, ручки.    

 Инструкция: “Давайте сделаем друг другу маленькие подарочки. Дарить мы будем психологические качества. Напишите пожалуйста на имеющейся у вас самоклеющейся бумаге фразы, начиная из так: “(Имя), я дарю тебе…(например, терпение). Пожалуйста приготовьте такие подарки всем” Затем (уже в кругу) участники отдают свои “подарки”, наклеивая самоклеющиеся бумажки на листы А4, имеющиеся у всех.

Цель. Дать возможность участникам группы увидеть себя со стороны.

 

 Упражнение “Нарисуем настроение группы. Часть - 1”.

   Участника снова предлагается красками изобразить общее настроение группы. Затем сравниваются два изображения “настроения группы”.

 

Заключение. Вручение “Памяток родителям”.

 

 

Занятие 7. (Отсроченное занятие).

Тема.

Разминка.

Упражнение “Приветствие”.

Инструкция: “Пожалуйста начните свободно перемещаться по помещению. По моему сигналу вам нужно будет остановиться и поприветствовать человека, который будет ближе всего к вам находиться. Упражнение продолжается до тех пор, пока мы все не поприветствуем друг друга”.

       По окончании образуется общий круг и ведётся обсуждение.

Цель: “разогреть”, снизить напряжение.

 

Основная часть.

 Упражнение.  “Чему я научился”.

Инструкция: “Сейчас мы попросим вас всех по очереди рассказать о трёх вещах, которым вам удалось научиться в рамках настоящего курса. Попробуйте рассказать, чему вы научились (не научились), и что вы заберёте с собой в “реальную жизнь”.

       В завершении участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращение к другим участникам и проговаривание всего того, что возникло в ходе выполнения данного упражнения.

Цель:оценивание курса упражнений.

 

Заключение.

 

8. Формы итогового контроля.

Отсроченное занятие. Упражнение “Чему я научился”.

 

9. Рекомендуемая литература.

5.   Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1994.

6.   Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат,1985. - 238с.

7.   Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Психология развития. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001. - 512с.

8.   Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций  взрослого человека / Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: “Институт практической психологии”; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. - 352с. - С. 325-333.

9.   Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2003. - 271с.

10.        Борман Р., Шилле Г. Родителям о половом воспитании. - М., 1979.

11.        Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. - СПб.: Питер, 2002. - 256с.

12.        Выготский Л.С. Педология подростка / Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 432с. - С. 5-220.

13.        Делла Торре А. Ошибки родителей. - М., 1998.

14.        Игры - обучение, тренинг, досуг: Сборник сценариев / Под ред. Петрусинского В.В. - М.: Новая школа, 1998. - 464с.

15.        Канатов А.К. Обучаемость взрослых в различные периоды зрелости / Психология развития. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001. - 512с.

16.        Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. - М.: ТЦ “Сфера”, 2000. - 192с.

17.        Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. - М.: Политиздат, 1990. - 493с.

18.        Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М.: Генезис, 1999. - 192с.

19.        Леванова Е.А. Они уже не дети / Готовясь работать с подростками. - М., 1993. - С.34-53.

20.        Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - 256с.

21.        Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. - М.: Педагогика, 1989. - 304с.

22.        Наш проблемный подросток / Под ред. Алексеева Е.В., Бантингер О.Е., Долгинова О.Б. - СПб.: СОЮЗ, 2000. - 144с.

23.        Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448с.

24.        Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. - М., 1998.

25.        Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: “Академия”, 2000. - 184с. - С.153-164.

26.        Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалёва А.А. - МММ.: Педагогика, 1989. - 256с.

27.        Психогимнастика в тренинге / Под ред. Хрящевой Н.Ю. - СПб.: “Ювента”, Институт Тренинга, 1999. - 256с.

28.        Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: “Питер”, 2000. - 624с.

29.        Степанов Е.И. Психология взрослых / Психология развития. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001. - 512с.

30.        Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 128с.

31.        Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Аракелова Г.Г. - М.: Высшая школа, 1990. - 304с.

32.        Фельдштейн Д.И. Психологические особенности воспитания трудных подростков / В мире подростка / Под ред. Бодалёва А.А. - М.: Медицина, 1982.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon programma_kursa_poymi_menya.pdf246.94 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com