Программа курса для учеников 11 классов "Введение в психологию" в рамках подготовки к ЕГЭ

 

ГОУ Гимназия №1554

 

 

                        

ПРОГРАММА

Курса

 

«Введение в психологию».

Подготовка к Единому Государственному Экзамену по предмету «Обществознание».

Краткий курс для учеников 11-х классов.

 

 

  1. Авторы и составители – Иванова-Кружкова Е.А., Люзина Е.С.
  2. Рецензент – Вылегжанин И.В.

Общее количество часов – 22 академ. часов

Длительность курса – 14 академ. часов

Количество часов в неделю – 2 академ. часа в неделю

 

  1. Место курса в учебном плане.

- Семестры обучения: II семестр, 4 четверть.

·         Курс проводится для учеников 11 классов в рамках подготовки к единому государственному экзамену по предмету «Обществознание».

·         Техническое обеспечение: курс проводится в школе, в классном помещении. Необходимыми специальными техническими материалами являются: бумага, ручки, доска, ватманы.

·         Курс включает в себя 4 лекционных занятия и 4 практических занятия.

 

Результатом успешного проведения курса являются:

·         формирование психологического мировоззрения учащихся;

·         знакомство с основными психологическими терминами и концепциями;

·         расширение представлений о строении и организации личностных структур, особенностей традиционных и демократических семей, структуры деятельности;

·         овладение следующими способностями и навыками: самостоятельного написания эссе, работы с текстами социально-психологической тематики; оперирование базовыми терминами психологии; умение отличить главное от второстепенного; умение распознать «скрытый» смысл (подтекст) и работать с ним.

 

  1. Аннотация курса.

Данный курс направлен на подготовку учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена по предмету «Обществознание», затрагивает область социальной психологии. Основными целями курса, в связи с этим, являются: ориентировка учащихся в области социальной психологии, помощь в овладении социально-психологической терминологией, навыком написания эссе и работы с текстами социально-психологической тематики.

Представленный курс позволяет учащимся получить знания о личности, о строении и организации ее структур, о структуре деятельности и ее основных компонентов, о семье как малой группе и ее основных типах и пр. Кроме того, в рамках курса предусмотрена система получения «обратной связи», что дает возможность учащимся не только овладевать предоставляемой информацией, но и продуцировать субъективно новое знание путем интериоризации и осмысления полученных данных.

Теоретический материал предоставляется в наглядно-действенной форме с использованием специально подобранного технического материала.

Вся необходимая литература и материалы по прослушанному курсу по окончании выдаются учащимся в кратком обобщенном виде.

      Курс проводится для учеников 11 классов.

 

 

 

  1. Тематический план и расчет часов по видам занятий.

 

Курс «Введение в психологию»

На 2008 / 2009 учебный год

 

Номера и наименования тем

Количество часов по очной форме

Всего

Лекции и мастер-классы

Самостоятельная работа

Лекция 1. (тема 1, 1.2)

2

1

1

Лекция 2. (тема 2)

2

1

1

Лекция 3. (тема 3)

2

1

1

Лекция 4. (тема 4, 1.4)

2

1

1

Мастер-класс

14

8

6

Всего

22

12

10

 

  1. Текущий контроль успеваемости.

Самостоятельные работы. Проведение работ в режиме «обратной связи».

 

  1. Содержание курса.

 

Тема 1. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности.

Понятия «индивида», «индивидуальности», «личности», «социализации личности»: определения, разделение понятий.

           Тема 1.2. Сознательное и бессознательное.

Концепция З.Фрейда. Понятие «сознательного», «неосознаваемого», «бессознательного». Модель организации личности в психоанализе.

Тема 2. Потребности и интересы человека.

Определение «потребности». Виды и типы потребностей. Первичные (базовые) и вторичные (социальные) потребности. Иерархия потребностей («Пирамида потребностей А. Маслоу»).

Тема 3. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность.

Понятия «деятельности», «действия», «мотива», «цель», «задача». Структура деятельности и ее основные виды.

Тема 4. Семья и брак как социальные институты.

Понятие «семьи». Функции семьи. Демократическая (партнерская) и патриархальная (традиционная) семья: описание, основные различия.

          Тема 4.1. Конфликт. Социальный конфликт.

Понятие «конфликта» и «социального конфликта». Типы конфликтов. Стадия развития социального конфликта.

Тема 5. Основы написания эссе по психологии.                                                          

Блок 1. «Личность»

Блок 2. «Личность» (продолжение)

Блок 3. «Эмоции и чувства»

Блок 4. «Поведение, социальные правила и установки».

7. Примерная тематика лекций и мастер-классов.

 

Лекция 1.

Тема 1. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности.

Краткое содержание лекции.

 

Психология  = psyche(душа) + logos (учение, наука) = наука о душе.

 

Термины, обозначающие человека «индивид», «индивидуальность», «личность» являются центральными в психологии, однако очень размыты.

Индивид – отдельно взятый представитель человеческого рода Homo sapiens.

Индивид —отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы. Человек в момент рождения — это индивид, индивид — это не «один», а «один из» человеческого общества. Понятие подчеркивает зависимость человека от общества. Индивид - человек обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего так и внутреннего характера.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Индивидуальность – (от лат. individuum-неделимое,особь) – неповторимость, уникальность свойств человека; своеобразие психологических свойств человека проявляющееся  в разных сферах ( интеллекте, темпераменте, личности).

    В настоящее время в различных науках и в философии понятие «Индивидуальность» получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии (физиология, зоология, этология, генетика) «Индивидуальность» характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностях генотипа и фенотипа.

Личность – человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

image

 

Рис. Схема соотношения понятий «индивид, индивидуальность, личность».

 

Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают.

                                    

Темперамент определяется генетически – это то, чем один младенец отличается от другого. Один более возбудимый, активный, другой более спокойный, уравновешенный. Один может долго удерживать свое внимание, другой устает несколько быстрее… Темперамент, это врожденные, биологически обусловленные качества. Это основа, неизменное ядро личности.

Характер - это особенности, развивающиеся в результате воспитания ребенка до 6-7 лет.

Нелюбимый, заброшенный с самого раннего возраста, ребенок будет испытывать трудности в общении, в установлении эмоционального контакта с близкими людьми, будет склонен к одиночеству и внезапным приступам враждебности.

С другой стороны, избалованный родительским вниманием, ребёнок всю жизнь будет искать опору в окружающих людях, бояться непреодолимых трудностей и самостоятельности. Будучи центром и душой любой компании, в близких взаимоотношениях он требует для себя намного больше, чем склонен отдавать.

Дети, выросшие в условиях «жесткого контроля» и «идеального порядка», боятся всего нового. Незначительное отступление от установленного распорядка вызывает впоследствии сильнейшую тревогу. Это благодатная почва для разного рода навязчивостей.

Дети, «не имеющие морального права что-то хотеть», склонны попадать в зависимость к другим людям. Всю жизнь они будут заботиться о другом человеке, полностью отрекаясь от самих себя и забывая о своих потребностях. Они могут сделать все для другого человека и ничего для самих себя. Такая самоотверженность рано или поздно приводит к депрессии.

Социальные установки – это «верхушка айсберга» под названием Личность. Проще говоря, это отношение к миру, к окружающим людям, к себе.

У каждого из нас в той или иной степени имеется свой ответ на извечные философские вопросы: Что такое жизнь, и какой в ней смысл? Что такое добро и зло? Как совместить свободу воли и долг? Что есть любовь? Для чего нужно творчество? Как относится к окружающему миру и людям: «Каждый сам за себя» или «Относись к другим, как хотел бы, чтобы они к тебе относились». «Человек человеку волк» или «Человек человеку брат».

Что в жизни важно, что второстепенно? Какой выбор сделать в сложной ситуации? Ради чего продолжать жить? В какой ситуации жизнь теряет смысл? Все это называется «ценностными установками» личности.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить и взаимодействовать друг с другом.

 

 

Тема 1.2. Сознательное и бессознательное.             

З.Фрейд(1856-1939) – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.

В соответствии с теорией психоанализа психическая жизнь может быть описана с точки зрения осознания психических феноменов:

·                    Сознательное – то, что осознается постоянно, в любой момент.

·                    Предсознательное – то, что мы можем осознавать, если обратим внимание.

·                    Бессознательное – не осознаем и не можем осознать, только если не создать специальных условий.

 

Хотя Фрейд не был первым, кто обратил внимание на важность бессознательного, но он был первым, кто исследовал в деталях свойство бессознательной жизни и придал им огромное значение для нашей повседневной жизни. Анализируя сновидения, оговорки, неврозы, психозы, творчество художников и ритуальное поведение, Фрейд попытался понять свойства бессознательного.  В сновидениях работа бессознательного становится наиболее очевидной. Здесь нам открывается мир символов, где множество идей могут ужаться в одно слово, где деталь одного предмета может обозначать одновременно множество разных вещей.

 

 Вопросы для проверки:

  1. Высокая активность – это черта характера или темперамента?
  2. Где происходит первичная социализация индивида?
  3. Каждый ли человек индивидуальность?
  4. Каждая ли индивидуальность является личностью?
  5. Рождается ли человек личностью?
  6. Возможно ли становление личности вне общества?
  7. Почему так называемые «дети маугли» никогда не смогут стать полноценной личностью?
  8. Являются ли сновидения продуктом бессознательного?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 2.

Тема 2. Потребности и интересы человека.

Краткое содержание лекции.

 

Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов.

Потребности различают:

- по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха;

- по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и др. потребности;

- по функциональной роли: доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные потребности;

- по субъекту потребностей: групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.

Принято разделять потребности на два основных блока: базовые и социальные.

Базовые потребности - это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т. д. Базовые потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение потребности социальные. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальной деятельности, направляемой на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т.е. к деятельности производственной. Без потребностей не может быть производства.

Потребности социальные - это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом, являются выражением объективных закономерностей развития тех или иных сфер жизнедеятельности человека и общества. Условия, окружающие человека, не только порождают потребности, но и создают возможности для их удовлетворения.

Мотивы социального действия как отражение социальных потребностей

Совершает человек наиболее значимые поступки осмысленно, то есть совершает социальное действие. Без учета мотивов того внутреннего смысла, который вкладывается человеком, социальной общностью людей в свои усилия для реализации той или иной цели, невозможно понимание социальных действий, социальных связей и взаимодействий, совершаемых при реализации поставленной цели. Индивидуальная цель, воспроизводящая потребности человека - это начало действия социального, ориентация на других, ожидание, учитывающее возможную ответную реакцию окружающих и образуют мотивы социального действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирамида (иерархия) потребностей по Маслоу:

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вопросы для проверки:

  1. В чем заключается экономическая потребность?

 

 

 

Вопросы для проверки:

1.  В чем заключается экономическая потребность?

  1. Как соотносится пирамида потребностей Маслоу с классификацией, выделяющей  базовые и социальные потребности?
  2. При каких условиях может быть достигнута потребность в самоактуализации?
  3. Что такое первичные и вторичные потребности? Основной критерий различия.

 

 

 

 

Лекция 3.

Тема 3. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность.

Краткое содержание лекции.

 

Деятельность(англ. activity) – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности.

 

Анализ структуры деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие ее примерное содержание:

·  Мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

·  Цели – образы результатов, на достижение которых деятельность направлена;

·  Действия – произвольный акт, подчиненный сознательной цели.

 

В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий – операции, обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата.

Мотив.

Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Наиболее глубоко раскрывал отношения в триаде «потребность-мотив-деятельность» А.Н. Леонтьев. Актуальные потребности – источник побудительной силы мотива. Деятельность всегда имеет мотив.

Цель.

Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Задача.

Проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. В более узком смысле задача – это именно та цель, данная в рамках проблемной ситуации, т.е. то, что требуется сделать.

Действие.

(англ. action, performance) – произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего. Процесс, подчиненный сознательной цели.

 

Выделяют следующие этапы деятельности:

1.                       процесс вовлечения в деятельность;

2.                       постановка цели (целеполагание);

3.                       проектирование действий;

4.                       осуществление действий;

5.                       анализ результатов действий, сравнение их с поставленными целями.

 

Виды деятельности:

·внутренняя

·творческая

·совместная

·трудовая

·предметная

·учебная

·сетевая

·игровая

·научная

и др.

 

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности. Это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

Процесс мышления связан с деятельностью мышления, с мотивацией, способностями. На каждой стадии психического развития человек реализует мыслительный процесс, исходя из сложившихся мотивов и способностей.

 

 

Вопросы для проверки:

  1. Чем деятельность отличается от рефлекса?
  2. Если вы просто сидите на стуле – это деятельность?
  3. Какое значение имеет деятельность для личности?
  4. Чем цель отличается от задачи?
  5. Что является продуктом деятельности?

 

 

Лекция 4.

Тема 4. Семья и брак как социальные институты.

Краткое содержание лекции.

 

Классическое определение семьи гласит, что семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим  бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

 

Функции семьи:

  • Воспитания и обучения
  • Продолжения рода
  • Материальное обеспечение членов семьи
  • Поддержка физического и психического здоровья (отказ от вредных привычек после рождения ребенка, активный отдых, усвоение гигиенических навыков)
  • Социализация (помощь в усвоении социальных норм, построении отношений, научение жить и взаимодействовать с другими людьми)
  • Подготовка детей к самостоятельной жизни (в демократической семье)

И пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Параметр сравнения

Демократическая (партнерская) семья

Патриархальная (традиционная) семья

Главенство в семье

Равноправие между мужчиной и женщиной.

Отец семейства занимает главенствующее положение. Женщина находится в подчинении у мужчины.

Распределение домашних обязанностей.

Справедливое

Домашние обязанности преимущественно выполняет женщина

Распределение ролей и функций

Как мужчина, так и женщина выполняют обе функции: материального обеспечения семьи и воспитания детей. Равное участие мужчины и женщины в общественном труде.

Мужчина – «добытчик» (отвечает за материальное обеспечение семьи). Женщина – «хранительница очага» (воспитывает детей, ведет хозяйство).

Численность семьи

Могут проживать как отдельно так и совместно с представителями старших поколений (в зависимости от материальных возможностей).

Совместное проживание, как минимум, трех поколений и ведение совместного хозяйства.

Взрослые дети живут отдельно от родителей.

Взрослые дети живут совместно с родителями.

Обсуждение и решение семейных проблем

Совместное

Доминирует мнение мужчины (отца).

 

Вопросы для проверки:

  1. Что происходит с ребенком – Маугли с точки зрения развития? Почему?
  2. В чем заключается экономическая функция семьи?
  3. Как осуществляется поддержка физического здоровья в семье?
  4. Преимущества и недостатки патриархальной семьи (демократической).

 

 

          Тема 4.1. Конфликт. Социальный конфликт.

 

Конфликт – (от англ. conflict от лат. conflictus - столкновение) – широкий термин, активно использующийся в психологии, социологии, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимают  противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, позиций, мнений, взглядов.

По дифференцированному критерию субъекта взаимодействия выделяют конфликты:

  • Внутриличностные;
  • Межличностные;
  • Межгрупповые.

Внутриличностный конфликт – столкновение интересов, потребностей, влечений личности, возникающие при условии их примерной значимости и интенсивности, но разной направленности.

Пример: Человек, знающий, что курить вредно, все равно курит.

Межгрупповой конфликт – тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы.

Социальный конфликт - в широком смысле - конфликт как объективное проявление социальных связей людей; специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон.

Социальный конфликт - в узком смысле - конфликт, непосредственной причиной возникновения которого становятся разногласия социальных групп в мотивации трудовой деятельности, ухудшение их экономического и статусного положения в целом или в сравнении с другими группами, снижение степени удовлетворенности совместной работой.

Стадии развития социального конфликта:

-1- латентная стадия: скрытое нарастание недовольства, неорганизованная форма его выражения;

-2- пик социального напряжения: открытое выражение конфликта, острота противоречий обнажена, осознается и проявляется в активных действиях сторон;

-3- разрешение конфликта: уменьшение социальной напряженности посредством нахождения форм и методов преодоления кризисной ситуации.

 

Вопросы для проверки:

  1. Представьте ситуацию конфликта: двое ругаются, и в какой-то момент расходятся по разным комнатам. Можно ли считать конфликт разрешенным? Если нет, то какая стадия конфликта следует за этим?
  2. Приведите пример внутриличностного конфликта.
  3. Приведите пример межгруппового конфликта.

 

 

 

Тема 5. Основы написания эссе по психологии.

Выбранные темы были объединены в четыре блока:

Мастер-класс 1. Блок «Личность».

Темы эссе:

·         Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть (Гельвеций).

·         Ребенок в момент рождения не человек, а только в кандидат в человека (Пьерон).

·         Человек вне общества или бог или зверь (Аристотель).

 

 

Мастер-класс2. Блок «Личность».

Темы эссе:

·                    Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, еще станет (Аристотель).

·         Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом (Гюго).

·         Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться иногда в очень значительных пределах (Лотман).

 

 

Мастер - класс 3.Блок «Эмоции и чувства».

Темы эссе:

·         Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать! (Вольтер)

·                    В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший. (Толстой)

 

 

Мастер – класс 4. Блок «Поведение, социальные правила и установки».

Темы эссе:

  • Для других мы создаем правила, для себя исключения (Лемель).
  • Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться иногда в очень значительных пределах (Лотман).
  • Все кажется в другом ошибкой нам (Крылов).

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.      Битянова М. Разберемся с понятиями // Школьный психолог №15 (397), август 2007.

2.      Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.

3.      Введение в профессию «психолог»: Учеб. Пособие \ В.И. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

4.      Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т.1. – М.: Мир, 1992, с. 496. – С.57-66, С.239 – 299.

5.      Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т.2. – М.: Мир, 1992, с. 376. – С.71-122.

6.      Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Выща шк. Головное издательство, 1989, - 375с.

7.      Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442с.

8.      Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607с.

9.      Петровский В.А.Личность в психологии: парадигма субъективности.  – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996, с. 512.

10.  Порошенко Е. Семейные конфликты и пути их разрешения // Школьный психолог №10 (416), май 2008.

11.  Психология личности: тесты, опросники, методики // Авторы-составители: к.п.д., Н.В. Киршева и Н.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995 – 220с.

12.  Уржумова Т. Стили семейного воспитания //Школьный психолог №16 (422), август 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kurs_psihologii_dlya_11-h_klassov.pdf335.21 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com