Педагогическая психология как наука

Чернышева Жанна Владимировна

Тема: Педагогическая психология как наука.

Данная презентация помогает студентам освоить материал по курсу Педагогическая психология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedagogicheskaya_psihologiya.ppt195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая психология Этапы становления, предмет, структура, проблемы.

Слайд 2

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Психология является базовой наукой для педагогической психологии Педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.

Слайд 3

Термин "педагогическая психология" был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.

Слайд 4

Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (Зимняя И.А., 1997).

Слайд 6

Этапы становления педагогической психологии Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим. Представлен работами Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Гербарта, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева. Круг изучаемых проблем: связь развития, обучения и воспитания; творческая активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, организация обучения.

Слайд 7

Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий. Появляется множество экспериментальных работ: исследования особенностей запоминания, развития речи, интеллекта, особенностей научения и т.д. Авторами их были и отечественные ученые А.П.Нечаев, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, Ж.Пиаже, А.Валлон, Дж.Уотсон, а также Г. Эббингауз, Дж. Дьюи, Б. Скиннер, К. и Ш. Бюллеры, Э. Толмен, Э. Клаперед.

Слайд 8

Развивается тестовая психология, психодиагностика — А. Вине, Т. Симон, Р. Кэттелл. Возникает психолого-педагогическое направление – педология - как попытка комплексного (с помощью различных наук) изучения ребенка. Основателем педологии признан американский психолог С.Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию. Сам термин придумал его ученик — О.Крисмент.

Слайд 9

Основоположником российской педологии был блестящий ученый и организатор А.П.Нечаев. Основные открытия и теории этого периода принадлежат: П.П. Блонскому, Л.С. Выготскому, М.А. Басову, А.Р. Лурии, К.Н. Корнилову, А.Н. Леонтьеву, Д.Б. Эльконину, В.Н. Мясищеву и др. Круг изучаемых проблем: -взаимосвязь восприятия и мышления в познавательной деятельности -механизмы и этапы овладения понятиями -возникновение и развитие познавательных интересов у детей -развитие специальных педагогических систем - Вальдорфской школы (Р. Штейнер), школы М. Монтессори.

Слайд 10

Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Б.Ф. Скиннер выдвинул идею программированного обучения в 60-е гг. Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации; в 70-е-80-е гг. В. Оконь, М.И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения

Слайд 11

В 1957-1958 гг. появились первые публикации П.Я. Гальперина и затем в начале 70-х годов - Н.Ф. Талызиной , в которых излагались основные позиции теории поэтапного формирования умственных действий. в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова разрабатывалась теория развивающего обучения , возникшая в 70-х гг. на основе общей теории учебной деятельности (сформулированной этими же учеными и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым, Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.), а также в экспериментальной системе Л.В. Занкова. Возникновение принципиально нового направления в педагогической психологии - суггестопедии, суггестологии Г.К. Лозанова (60-70-е гг. прошлого столетия), основой которого является управление педагогом неосознаваемыми учащимся его психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии.