Проектная работа по психологии: "Особенности подросткового возраста. Современный подросток глазами учителей и учеников нашей Гимназии".

ГОУ Гимназия №1554

 

 

 

 

 

 

Проектная работа по психологии

Тема: «Особенности подросткового возраста. Современный подросток глазами учителей и учеников нашей Гимназии»

 

 

 

 

Выполнила:

Ученица 8-В класса

 Калмыкова Мария

Руководитель:

 Иванова - Кружкова Е.А.

 

 

 

 

 

 

Москва 2010

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………………..3

Теоретическая часть. Особенности подросткового возраста……………………….4

Практическая часть. Анкетирование………………………………………………....5

Создание продукта. Буклет……………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………………..15

Список литературы…………………………………………………………………….16

Приложение…………………………………………………………………………….17

Рабочие материалы…………………………………………………………………….

 

 

Введение

Подростковый возраст – особенный, единственный, неповторимый период человеческой жизни, в котором происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование. Это взрыв после спокойного(относительно спокойного) детского существования, возраст ожидания, смятения и поиска. Ребенок вступил в один из важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, - в период перехода от детства к взрослости.

Если подростки смогут посмотреть на ситуацию глазами взрослых, а взрослые глазами подростков, то возможно нам будет легче понять друг друга.

Конечно же, хотелось наладить взаимоотношения между подростками и взрослыми, но я понимаю, что достичь этого не так то и просто. Этот проект является только первым шагом на пути к этой большой цели.

Цель: привлечь внимание к проблеме взаимоотношений между учителями и учениками , а также проинформировать оба поколения об особенностях подросткового возраста. Более того ознакомить учителей и учеников нашей Гимназии с тем, как взрослые видят подростка, и как видят подростка сами подростки.

Для того, чтобы достичь эту цель был создан специальный продукт – информационный буклет. Чтобы привлечь максимальное внимание к проблеме, буклет создан на двух языках: на русском и английском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть. Особенности подросткового возраста.

В самом начале подросткового периода(11-13лет) начинает меняться тело ребенка. То есть удлиняются ноги и руки, утолщаются бедра, грудь, появляются признаки оволосения, пигметация, меняются черты волос. Как правило, подростку не нравятся свои изменения во внешности. Случайное слово ранит, повергает в унынье или вызывает агрессию. Приближаясь к своему «взрослому» облику, тоже далеко не всегда нравится себе.

Также меняются характеристики мышления. Оно становится абстрактно-логическим, способным выдвигать гипотезы, строить долговременные планы, а иногда целые философские теории.

Оказывается, подросток вступил в один из важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую  судьбу, - в период перехода от детства к взрослости, в подростковый период.

Многие вопросы тревожат подростка, например «Кто Я?» «Какой я?» «В чем же состоит смысл жизни?» и множество других.

Как можно заметить, все родители отмечают резкие изменения в своем ребенке, нарастание трудностей в общении, в частности – появление скрытности, негативизма, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, острого отстаивания своих прав при нежелании выполнять элементарные обязанности.

 

И в то же время сами подростки кричат о боли непонимания их взрослыми, страдают от одиночества и одновременно стремятся к нему; мечтают выговориться и крепко охраняют свой внутренний мир от вторжения.

Главное – это понять и принять изменения, происходящие в подростке. Все происходящее с ребенком не только нормально, но и закономерно. Особую остроту для подростка приобретает поддержка родителями его временного ослабевшего «Я» через удовлетворение потребности в любви и принятии.

Особо важно, это принятие и поддержка подростка как личности, самостоятельной и индивидуальной. Важно также, чтобы подросток имел возможность не только принимать, но и отдавать любовь.

 

 

Практическая часть. Анкетирование.

Этапы работы.

 

     I.              Создание анкеты.

·           Для исследования мы выбрали анкету «Портрет современного подростка» из журнала «Школьный психолог» (№10 2008г., оригинал анкеты см. в Рабочих материалах).

·           Анкету отредактировали: увеличили количество вариантов ответов (с 36 до 43), удалили «неподходящие» («Увлекается головоломками и мозаиками», «Увлекается коллекционированием»), заменив их на более актуальные, на наш взгляд («Какая учеба??? Ведь вокруг столько всего интересного – любовь, друзья и т.д.», « Просыпается с мыслью « Как же вы меня все достали»). 

 

  II.              Анкетирование учеников и учителей.

·           Анкету заполнили ученики 8 класса «В», учителя и администрация Гимназии.

·           В процессе анкетирования возникли следующие трудности: сложно было опросить учителей. К сожалению, не все учителя смогли принять участие в исследовании из-за недостатка времени.

 

III.              Обработка данных.

Данное анкетирование было обработано в компьютерной программе -  Microsoft  OfficeExcel2007. Вот что получилось:

 

Результаты анкетирования

 

ученики

учителя

1.      Слишком говорлив

7

6

2.      Имеет высокие требования к себе

2

2

3.      Часто преувеличивает свою собственную значимость

8

6

4.      Не понимает чувств и переживаний других людей

5

7

5.      Ощущает себя отверженным

5

1

6.      Просыпается с мыслью «Как же вы меня все достали»

20

12

7.      Имеет низкую самооценку

1

`10

8.      Часто ругается со взрослыми по поводу и без

19

3

9.      Общение со сверстниками интересует больше всего

19

10

10.  Очень чувствительный

7

8

11.  Чрезмерно подозрительный

7

2

12.  Постоянно контролирует свое поведение

4

6

13.  Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

9

3

14.  Сваливает вину на других

7

3

15.  Хамит

11

`10

16.  Суетлив

8

4

17.  Часто использует ненормативную лексику

17

5

18.  Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

1

2

19.  Часто теряет контроль над собой

11

3

20.  Отказывается выполнять просьбы

3

6

21.  Живет по принципу «Лучшая защита-это нападение»

10

10

22.  Импульсивен

9

7

23.  Нуждается в заботе и поддержке, но не показывает этого

7

10

24.  Имеет отсутствующий взгляд

2

2

25.  Чрезмерно озабочен своим внешним видом

12

8

26.  Хочет привлечь к себе внимание и добивается этого любыми способами

14

10

27.  Самокритичен

4

5

28.  Не может адекватно оценить свое поведение

9

3

29.  Курит, употребляет спиртные напитки

14

4

30.  Имеет плохую координацию движений

2

1

31.  Ранимый, но всеми силами это скрывает

7

4

32.  Часто специально раздражает взрослых

8

1

33.  Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

6

0

34.  Не доверяет родителям

7

1

35.  Бунтарь

12

2

36.  Подвергается чужому влиянию

6

4

37.  Уже не ребенок, но еще и не взрослый

17

8

38.  Стремится к самостоятельности

19

3

39.  Противоречивый до мозга костей

5

2

40.  Живет по принципу - «Я взрослый, а поэтому взрослым не доверяю»

6

2

41.  Не любит, когда его называют «Ребенком»

15

4

42.  Нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом

5

5

43.  Какая учеба??? Ведь вокруг столько всего интересного – любовь, друзья и т.д.

19

4

 

Данная таблица (см. выше) позволила выявить наиболее популярные ответы у учеников и учителей.

Наиболее популярные высказывания учителей и учеников.

 

 

Наиболее популярные высказывания, выбранные учениками 8-в

Проценты %

(всего учеников - …человек)

 

 

 

 

Общее

 

 

Наиболее популярные высказывания, выбранные учителями и администрацией Гимназии

Проценты %

(всего учителей - …. человек)

Просыпается с мыслью «Как же вы меня все достали»

 

66%

Просыпается с мыслью «Как же вы меня все достали»

 

Просыпается с мыслью «Как же вы меня все достали»

 

52%

Общение со сверстниками интересует больше всего

63%

Общение со сверстниками интересует больше всего

Общение со сверстниками интересует больше всего

42%

Хочет привлечь к себе внимание и добивается этого любыми способами

46%

Хочет привлечь к себе внимание и добивается этого любыми способами

Хочет привлечь к себе внимание и добивается этого любыми способами

47%

Часто ругается со взрослыми по поводу и без

63%

 

Имеет низкую самооценку

47%

Стремится к самостоятельности

63%

 

Живет по принципу "Лучшая защита - это нападение"

58%

Какая учеба??? Ведь вокруг столько всего интересного – любовь, друзья и т.д.

63%

 

Нуждается  в заботе и поддержке, но не показывает этого

47%

Часто использует ненормативную лексику

56%

 

Хамит

47%

уже не ребенок, но еще и не взрослый

56%

уже не ребенок, но еще и не взрослый

уже не ребенок, но еще и не взрослый

37%

Курит, употребляет спиртные напитки

46%

 

Чрезмерно озабочен своим внешним видом

42%

Не любит, когда его называют «Ребенком»

50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание продукта. Буклет.

Результаты нашего анкетирования мы хотим представить учителям и ученикам с помощью специально созданного буклета

v  Схема буклета

Внешняя часть буклета

 

 

 

 

Благодарности ученикам, администрации и учителям

 

 

 

Афоризмы о подростках

 

 

 

Титульный лист

 

Внутренняя часть буклета

 

 

 

 

Макет «Подростки глазами учителей»

 

 

 

 

Информация(некоторый текст)

 

 

 

Макет «Подростки глазами подростков»

 

Для создания буклета мы использовали несколько компьютерных программ:

·           Microsoft Office Excel 2007

·           Microsoft Office World 2007

·           Paint

·           Photoshop. 

 

Образец буклета можно посмотреть в приложении, а историю работы над ним в рабочих материалах.

.

Все содержимое буклета, а именно афоризмы, информацию, составляющие части двух макетов: «Подростки глазами учителей», «Подростки глазами подростков», было переведено на английский язык.

Таким образом, учителя и ученики Гимназии смогут ознакомиться с результатами нашей работы, прочитав буклеты, как на русском, так и на английском языках.

 

Важный этап в создании буклетов – перевод полученных данных анкетирования на английский язык. Вот результаты работы:

Просыпается с мыслью «Как же вы меня все достали»

He gets with an idea that everything irritates him

Часто ругается со взрослыми по поводу и без

He often quarrels with adults in connection and without it

Общение со сверстниками интересует больше всего

Communication with friends is more interesting that other things 

Какая учеба??? Ведь вокруг столько всего интересного – любовь, друзья и т.д.

Why I to study? There are too many interesting things such as friends, love and etc

Частоиспользуетненормативнуюлексику

He often uses abnormities vocabulary 

Не любит, когда его называют «Ребенком»

He doesn’t like, when adults call him – child  

Хочет привлечь к себе внимание и добивается этого любыми способами

He wants to attract attention and to achieve it by any way

Курит, употребляетспиртныенапитки

He smokes, drinks alcoholic drinks

Стремится к самостоятельности

Hewantstobeselfish

Живет по принципу "Лучшая защита - это нападение"

He lives with a principle “The best protection is an attract”

Имеетнизкуюсамооценку

He has low valuation

Хамит

Heisrude

Нуждается  в заботе и поддержке, но не показывает этого

He needs care and support, but he doesn’t show it

 

Чрезмерноозабоченсвоимвнешнимвидом

He is extremely fussy about his looks

Уже не ребенок, но еще не взрослый

He is no longer a child, but not yet an adults

Подростокгл. учителей

Teenager by teacher’s opinion

Подростокгл. подростка

Teenager by teenager’s opinion

Афоризмы

Орбен Роберт

Глобальные проблемы усложнились настолько, что за их решение не берутся даже подростки.

Robert Orben

The global problems complicated so much that even teenagers don’t want to solve them.

Дашевский Александр

Надпись на парте: «К 12-ти годам люди становятся невыносимыми».

Alexander Dashevsky

Written on the desk: “By the age of 12 people become unbearable”.

Уолдер Ричард

Подростки: существа, которые еще не догадываются, что в один прекрасный день они будут знать о жизни так же мало, как и их родители.

Richard Walder

Teenagers are creatures who haven’t guessed yet that one beautiful day they would know about life as little as their parents.

 

Выполнила:   The work has been done

Калмыкова Маша 8В     KalmikovaMasha8 “V”

Руководитель:   Thechiefteacher

Иванова – Кружкова Е.А.   Ivanova – Kruzkova E. A.

Москва2010  Moscow 2010

Гимназия №1554Gymnasium №1554

Выражаем благодарность

·           Учителям и администрации

·           Ученикам 8 В класса и Аразян Рубине Робертовне

 

We would like to thank:

·           Our teachers and administration

·           Pupils of 8 “V” class and Arazan Rubine Robertovne

Тема  Subject

Автор   Author

«Особенности подросткового возраста. Современный подросток глазами учителей и учеников нашей Гимназии»

Teenager's peculiarities. A modern teenager from the point of view of teachers and students of our Gymnasium.

Подростковый возраст – особенный, единственный, неповторимый период человеческой жизни, в котором происходит физическое, личностное, нравственное и социальное формирование. Это взрыв после спокойного(относительно спокойного) детского существования, возраст ожидания, смятения и поиска. Ребенок вступил в один из важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, - в период перехода от детства к взрослости

Главное – это понять и принять изменения, происходящие в подростке. Все происходящее с ребенком не только нормально, но и закономерно.

A teenage is unique incomparable with anything else time of human life when physical spiritual and social formation of an individual takes place. It is a sort of outburst after a relatively quiet childhood existence; it’s the age of expectation, frustration and search. The child has entreated one of the most important periods of life, which in many ways determines his following fate. It’s a period of transition from childhood to maturation (adult’s hood).

The most essential in this period is to understandand to accept the changes, occurring in the teenager. Everything happening to the child is not only normal but absolutely indispensable.

 

Наиболее популярные высказывания наших учеников и учителей были красиво оформлены в Excel, затем в Paint, после чего были перенесены в буклет в программе Photoshop. Ниже представлены примеры работы в Excelи Paint.

 

.

 

 

 

Таким образом, продуктом нашей работы стали информационные буклеты – на русском и на английском языках (см. приложение).

 

Заключение

Моим большим выводом является, то, что все-таки тонкая нить связи есть между двумя поколениями.  ЕЕ стоит только поддерживать и делать так, чтобы она ни обрывалась . Таким примером связи является таблица «Наиболее популярные высказывания учителей и учеников». 

 

Во время работы над проектом:

1.        Изучила основные особенности подросткового возраста;

2.        Научилась смотреть на ситуацию со стороны взрослого человека, из-за того что, вследствие того, что прочитала много психологических статей о взаимоотношениях;

3.        Научилась планировать свою деятельность, рассчитывать время, необходимое на работу;

4.        Научилась проводить анкетирование, обрабатывать результаты, анализировать и описывать полученные данные.

5.        Научилась хорошо пользоваться некоторыми компьютерными программами, такими как:

 

·           Microsoft Office Excel 2007

·           Microsoft Office World 2007

·           Microsoft Powerpoint

·           Paint

·           Photoshop

6.        При переводе текста на английский язык, развила устную и письменную речь.

 

7.        Развитие проекта займет, я думаю достаточно много времени. В моих планах на этот день пока:  постараться опросить родителей и просто сделать социальный опрос по району, в котором живу.

К тому же хочется провести психологическую игру по школе с участием подростков и взрослых, сделать видео-интервью с участием учеников и учителей нашей Гимназии.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.        Александров Е. Скорая помощь для подростка. Решения посредством индивидуальной траектории развитии //«Школьный психолог» №3(409), февраль 2008.

2.        Барковская Елена. Современный подросток – кто он? // «Школьный психолог» №10 (416), май 2008//

3.        Блюмкина Надежда. Как помочь ребенку в период подростковых изменений//«Школьный психолог» №1, 2008год//

4.        Булгаков А.А. «Наши неуправляемые подростки». М., 2003

5.        Дьяоченко М.И.,Кандибовин Л.А. « Психологический словарь – справочник» - Мн.: Харвест, М. : АСТ, 2001 – 576 с.

6.        Пятаков Е. Подросток и смысл жизни. Еще одна попытка ответа  //«Школьный психолог» №4(458), февраль 2010.

7.        Современный ребенок. Энциклопедия взаимоотношения / Под редакцией А.Я. Варчи – М.; ОТН; Фонд научных исследований «Прагматика  культуры» 2006 – 640с

8.        Ступницкая Марина. Работа над проектами и ее психолога. Педагогический потенциал //«Школьный психолог» №2 (456), январь 2010//

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon osnova.pdf472.11 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com