Психическое здоровье дошкольников

Свиридова Виктория Александровна

Одной из важнейших задач воспитания ребенка является забота о здоровье. Благоприятные условия жизнедеятельности в семье имеют приоритетное значение для формирования психического и физического здоровья. Родители формируют социум-общество, воспитатели реализуют образовательные услуги, дети становятся потребителями этих услуг. При достаточно развитой системе «педагог-ребенок-родитель» происходит более гармоничное развитие личности ребенка. При отсутствии такого взаимодействия, ребенок ощущает дискомфорт, противоречивость требований. Ищет выгодные пути, начинает учиться отвечать так, как от него ожидают. А от этого происходит подавление эмоций, чувств, а соответственно приобретение психических зажимов – повышенная тревожность, заниженная самооценка, агрессивность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_zdorove.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание клуба «Здоровячок» 25 февраля 2012 г.

Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Блок: « Психическое здоровье дошкольников.

Подготовила педагог-психолог В.А. Свиридова

МБДОУ МО «Детский сад № 208»

Тема: «Психическое здоровье»

        Одной из важнейших задач воспитания ребенка является забота о здоровье. Благоприятные условия жизнедеятельности в семье имеют приоритетное значение для формирования психического и физического здоровья. Родители формируют социум-общество, воспитатели реализуют образовательные услуги, дети становятся потребителями этих услуг. При достаточно развитой системе «педагог-ребенок-родитель» происходит более гармоничное развитие личности ребенка. При отсутствии такого взаимодействия, ребенок ощущает дискомфорт, противоречивость требований. Ищет выгодные пути, начинает учиться отвечать так, как от него ожидают. А от этого происходит подавление эмоций, чувств, а соответственно приобретение психических зажимов – повышенная тревожность, заниженная самооценка, агрессивность.  

        А современная действительность требует воспитания человека  волевого, самостоятельного, позитивно мыслящего, инициативного, смелого, уверенного в себе, способного отстаивать свою точку зрения. При воспитании «достойного человека» часто используются  такие методы, как возмущения, крики, угрозы, приказы, наказания. Однако современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны взрослых, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважения, активно сопротивляются. Поэтому они часто становятся агрессивными уже с дошкольного возраста. Ежегодно проводимое мною диагностическое обследование показало увеличение количества агрессивных детей из года в год. Опрошенные родители считают, что их дети не умеют разрешают конфликтные ситуации социально приемлемым способом, часто проявляют агрессию. Поэтому в нашем дошкольном учреждении осуществляется работа по социально-личностному развитию детей, коррекционно-развивающая работа с детьми имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере. Работая с  такими детьми необходимо наладить контакт с семьей. Работая в тесном контакте с родителями, позволит снизить количество детей имеющих психоэмоциональные проблемы.

        

        Наша жизнь отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния повышают конфликтность с детьми, снижают эффективность воспитания, способствуют возникновению негативных черт в характере, разрушают психическое здоровье.

Предлагается психологическая помощь и обучение по поддержанию и улучшению вашего и ваших детей эмоционального и физического самочувствия, укрепления психического здоровья.

  1. Представление презентации «Психическое здоровье дошкольника».

  1. Занятие "Царство из песочных домиков" 

Цель:  снимает эмоциональное напряжение, развивает тактильную чувствительность, образное мышление.

  1. Ритуал начала занятия. "Здороваемся пальчиками, локтями, спинками".
  2. Создание доверительной обстановки: Упражнение "Кричалки".
  3. Индивидуальная работа с песком: "Песочные домики". Упражнение "Рисунок вдвоем" (30 мин.)
    Оборудование: листы бумаги формата А4, наборы цветного песка числу пар,  магнитофон и кассета с записью спокойной музыки.
    Инструкция: сейчас вы будете работать в парах родитель – ребенок. Я предлагаю каждой паре нарисовать рисунок, который будет называться "Наш песчаный дом". Бумага и песок  уже лежат на столах, найдите, пожалуйста, себе место (за каждым столом работает только одна пара). У вас есть 15 мин., чтобы выполнить задание, но вам нельзя договариваться о том, что вы будете рисовать, и вообще говорить друг с другом! После того, как все закончат, каждая пара представит свое произведение.
    Во время выполнения упражнения психолог  может включить спокойную музыку.
          На представлении работ (15 мин.) психолог  просит ребенка рассказать, как был создан рисунок, кто был инициатором идей, что помогало или мешало работе, каким образом договаривались о прорисовке деталей. Обсуждаются также те особенности взаимодействия родителей и детей, которые проявлялись на различных этапах выполнения задания: сотрудничество, соперничество, ориентация на интересы партнера или их игнорирование.
  4. Этап вербализации: "Сказка о песчаных домиках".
  5. Ритуал окончания занятия – рефлексия. "Выставка песчаных домиков».

Игра «Дождь»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Дети и взрослые становятся в круг друг за другом –

он«превращаются» в деревья в лесу.

Психолог читает текст, дети и взрослые выполняют действия: «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждая согрелась (встают на мыска, высоко поднимая реки, перебирая пальцами). Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревьев, устойчиво стоят, только раскачиваются (раскачиваются в стороны, напрягая  мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди человека). Дождик стучит все сильнее и сильнее (усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (гладят ладошками спину впереди стоящего). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались (улыбаются), стряхнули с листья лишние капли дождя  (трусят руками), оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.»

Упражнение «Солнечный зайчик»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Психолог: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на губах, на щеках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги… Он забрался на живот, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь и подружись с ним.

Упражнение «Зоопарк»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Психолог: Повторяйте движения. Рано утром когда еще все спали в зоопарке, пришел дворник. Он открыл ворота, прошел по зоопарку. Взял метлу и начал подметать. Позже появились первые посетители. Прошли к клетке, где весело резвились австралийские кенгуру. Потом пошли полюбоваться индийскими слонами. Дальше – к клетке к смешным макакам, которые что-то искали у друг друга в голове. Потом подошли к террариуму, где медленно ползали змеи, а дальше – понаблюдали, как жадно ели свой завтрак крокодилы. Пройдя дальше по зоопарку, посетители увидели, как скользят пингвины. С ветки на ветку прыгали канарейки. Зоопарк был очень большой и наши посетители утомились и присели на скамеечку отдохнуть.

Упражнение «Катушка»

Цели: развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства.

Все берутся за руки. Тот, кто стоит первым, дает руку психологу.

Психолог: У нас получилась ниточка, закрепленная на катушке. Ходите по кругу до тех пор, пока вся нитка не намотается на катушку. Теперь почувствуйте, какой получился у нас крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас реки не отпускаем, а медленно начинаем «разматываться».

Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и

бывают не такими наглядными, как при обучении детей счету, чтению, письму. После проведения занятий не сразу, не вдруг, а постепенно начинают проявляться положительные результаты.