Эффективность использования тренинговых технологий для формирования толерантности и преодоления ксенофобии.

Актуальность воспитания толерантности и преодоления ксенофобии обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. В рамках осуществления федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе" был проведен мониторинг , который позволил выявить ключевые предпосылки социальной напряженности в обществе.Очевидно, что решать данную проблему необходимо начинать как можно раньше, пока личность человека наиболее отзывчива к социальным и индивидуальным влияниям. Именно сформированность толерантного отношения человека к другим может стать прочной базой для его дальнейшей социальной адаптации.В связи с этим видится три основных поля в образовательном учреждении, где может эффективно и целенаправлено идти формирование толерантных качеств . Это основной образовательный процесс, жизнь классного коллектива и внеурочная деятельность учащихся. В настоящее время к современной системе образования стали предъявлять новые требования в плане необходимости реализации образовательными учреждениями требований индивидуально- ориентированного подхода к обучению, воспитанию у школьников качеств толерантности, умения работать в коллективе.При этом, используя именно игровые и тренинговые технологии можно выстроить целостную программу формирования толерантности как базового качества личности.В зависимомти от категории учащихся тренинговые технологии развития толерантности "фокусируются " на ведущей вид деятельности данного возраста.Тренинговые технологии основаны на прямом зваимодействии учащихся с учебным окружением. Информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, что способствует не только личностному, но и умственному развитию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

лекции;

показ видеофильмов;

спортивные соревнования;

-(тематические вечера; 1—I работа спортивных секций;

*—(затрудняюсь ответить (не имею информации).

11. В какой степени, по-вашему, школа решает следующие проблемы (в каждой строке проставьте баллы: 3 - высокий уровень, 2 - средний, 1 - низкий).

- Обеспечивает высокое качество знаний (образовательных услуг) _____ ;

- предлагает различные программы дополнительного образования, четко организует жизнь детей в школе _____;

- бережно относится к ребенку (сохраняя его физическое и психологическое самочувствие) _____;

- учитывает запросы и интересы детей_____;

- уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности ребят ____ ;

- способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися _____;

- какие еще (укажите сами)_____.

Проверьте, пожалуйста, на все ли вопросы вы ответили. БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ!



Предварительный просмотр:

Эффективность использования тренинговых технологий для формирования толерантности и преодолении ксенофобии.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Полярным понятием толерантности является интолерантность, т.е. отсутствие гибкости во взаимоотношениях с окружающими и эмпатии по отношению к ним. Близко к понятию интолерантности понятие - ксенофобия. Ксенофобия- понятие широкое и непростое. Означает оно страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, восприятие чужого как непонятного, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.

Актуальность воспитания толерантности и преодоления ксенофобии обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Проблема формирования толерантных качеств личности и толерантных отношений в обществе в последнее время встала настолько очевидно, что о ней заговорили на самом высоком государственном уровне. В рамках осуществления федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» был проведен мониторинг разных форм проявления нетерпимости на индивидуальном и групповом уровнях.

Общие итоги мониторинга, полученные различными участниками Программы, позволили выявить ключевые предпосылки социальной напряженности в обществе:

- рост социального разнообразия общественной жизни

- неопределенность ценностей и социальных установок на уровне личности и социальной группы, возникшая в результате произошедших в короткие сроки изменений политического режима, экономической системы и национально-государственного устройства страны;

рост гипермобильности населения, обусловленный динамикой этногеографической структуры общества в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов

- возникновение в обществе стереотипов восприятия проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы и, тем самым, явное или неявное санкционирование использования негативных образцов агрессивного поведения в деятельности отдельных личностей и социальных групп;

- активное распространение манипулятивных технологий формирования установок "свои-чужие", конструирование образа врага, использование языка вражды в СМИ, создание радикальных "сайтов ненависти" в Интернет, основной мишенью которых являются подростки и чувствующие себя социально ущемленными слои населения.

Наиболее явно указанные выше моменты проявляются в жизни социальных групп, находящихся в фокусе повышенного общественного внимания (подростки, мигранты, национальные меньшинства). Так, на основе результатов мониторинга "Проблемы толерантности в подростковой субкультуре" (2003 г.), посвященного исследованию отношения подростков к национализму и экстремизму, различным религиям (в том числе сектам), неформальным молодежным объединениям, выяснилось, что отсутствие у подростков позитивных ценностных ориентиров нередко приводит к тому, что жестокость, экстремизм становятся социальной нормой, а насилие одобряемым способом разрешения различных конфликтов .Отвечая на вопрос о том, какое отношение в современной России распространено к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, подростки на первое место поставили агрессивный национализм (18.6%), затем расизм (17.1%), дискриминацию (16.4%), насилие (14.7), нетерпимость (14.4%), терроризм (13.4%). Только около 2% респондентов считают, что ни одно из перечисленных явлений не распространено по отношению к вышеупомянутым меньшинствам. Более трети российских подростков считают, что необходимо законодательное ужесточение ответственности за различные проявления национализма, фашизма и экстремизма.. Показательно высок и процент тех школьников, которым безразлична эта проблема (28.2%). Следует особо подчеркнуть, что равнодушное отношение значительной части подростков - тех, кто определит общественную и государственную жизнь нашей страны в недалеком будущем, - к социально опасным проявлениям жестокости и экстремизма, отношение к Этим явлениям как к социальной норме является убедительным доказательством необходимости активизации государственной политики в области развития толерантности в стране.

Но настолько же очевидно, что решать данную проблему необходимо начинать как можно раньше, пока личность человека наиболее отзывчива к социальным и индивидуальным влияниям. Именно сформированность толерантного отношения человека к другим может стать прочной базой для его дальнейшей социальной адаптации.

Всё вышесказанное подводит к тому, что формировать толерантные качества и отношения личности ребёнка в школе необходимо, выстраивая целостную систему взаимоотношений и мероприятий. В связи с этим видится три основных поля в образовательном учреждении, где может эффективно и целенаправленно идти формирование необходимых социальных, в том числе и толерантных, качеств, - это основной образовательный процесс, жизнь классного коллектива и внеурочная деятельность учащихся.

Выстраивание системы толерантных отношений в основном образовательном процессе может происходить через подбор и конструирование заданий таким образом, чтобы акцент делался не столько на соревновании и соперничестве, сколько на взаимозависимости и взаимопомощи. В связи с этим в последнее время широкое распространение получило использование тренинговых технологий на уроке.

Немаловажную роль в формировании толерантных отношений может играть жизнь классного коллектива, организованная в русле толерантности. То, как складываются отношения ребёнка в классе, во многом определяет его личностное развитие и социальную адаптацию. Формирование толерантных отношений в классном коллективе может осуществляться через систему классных мероприятий, правильное распределение ролей и обязанностей в классе и, конечно же, через такие формы проведения классных часов, которые целенаправленно будут вести учащихся к развитию запланированных качеств личности. Этими формами логичнее всего выбирать формы игры и тренинга, поскольку они позволяют изначально правильно задать настрой на неформальное общение, в котором только и возможно формировать личностные качества и установки. Формат же урочного занятия для классного часа не даёт такой свободы проявления внутреннего мира ребёнка.

Последнее поле - это внеурочная деятельность учащихся, которой в стандартах нового поколения отводится заметная роль. Это, пожалуй, самое благодатное поле для выстраивания системы формирования социально значимых качеств и установок личности, а также толерантных отношений. Причём преимуществом данного вида деятельности является то, что здесь ведущими формами взаимодействия участников образовательного процесса могут стать активные групповые формы, требующие сотрудничества, с одной стороны, а с другой - предоставляющие возможность ребёнку раскрыть те свои возможности и качества, которые в рамках урока не всегда бывают востребованы: эмоциональные, художественные качества, взаимовыручку, эмпатию и т. п. Но именно названные качества и ложатся в основу формирования толерантных свойств личности и толерантных отношений учащихся. Организация внеурочной деятельности может быть реализована через игровые, тренинговые, экскурсионные, проектные, трудовые и другие активные формы работы. При этом, используя именно игровые и тренинговые технологии, можно выстроить целостную программу формирования толерантности как базового качества личности ребёнка и развития толерантных отношений в классной группе. Остальные же формы организации внеурочной деятельности могут носить для такой программы вспомогательный характер, давая учащимся возможность проявить те новые качества, которые развились в процессе работы программы, в непосредственной совместной продуктивной или исследовательской деятельности.

Соответственно задача создания эффективных педагогических условий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся в условиях «Новой школы», остается актуальной и необходим поиск новых стратегий, адекватных технологий и альтернативных методик проведения учебных занятий в инновационном образовательном пространстве. Одной из таких методик может стать использование тренинговых технологий, основанных на интерактивном обучении.

В настоящее время тренинговые технологии нашли свое применение в многочисленных областях жизнедеятельности: от общения и досуга до личностного развития, образования и формирования компетентностей в бизнес-сфере. В переводе с английского термин «тренинг» означает обучение, тренировка, дрессировка. Л. А. Петровская определила тренинг как средство психологического воздействия, направленного на формирование новых знаний, социальных установок, умений и опыта в какой-то области. По мнению Ю. Н. Емельянова, тренинг представляет собой группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением. Как правило, тренинг связан организационно- деятельностными, ролевыми имитационными играми, разбором критических случаев, видео методами, а также методами театрализации, невербальными методиками, которые структурируются в специальную образовательную программу, позволяющую достичь намеченных образовательных и воспитательных целей в наиболее кратчайшие сроки за счет активизации деятельности учащихся.

Цель тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

- снимается страх перед самостоятельным высказыванием; - развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

- формируется умение ценить свою и чужую работу;

- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества

На тренинге создается атмосфера толерантности, раскованности и свободы, участники чувствуют себя в психологической безопасности.

Занятия строятся в игровой форме. В таком виде работы участники и руководитель более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации, где общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга - информация- взаимодействие- восприятие - позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения, на поддержке, атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели.

Возможные планируемые результаты тренинга :

- снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах,

-уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры

В зависимости от категории учащихся тренинговые технологии развития толерантности «фокусируются» на ведущий вид деятельности данного возраста. У младших школьников это эмоционально-насыщенная игра - следовательно, для них разрабатываются эмоционально-ориентированные технологии. Для подростков, которым важно межличностное общение , разработаны личностно-ориентированные технологии. Для старших школьников занятых преимущественно в сфере познания, технологии когнитивно-ориентированые. Для специалистов практиков ( в частности для учителей школы), у которых ведущим видом деятельности является трудовая деятельность, разрабатываются деятельностно-ориентированные технологии. Каждая из технологий включает в себя возможности работы со всеми тремя компонентами толерантности (эмоциональным, когнитивным и конативным) и каждая из технологий распространяется на три сферы -социальных отношений, социального познания и социального поведения. Но стартовые модули у этих технологий разные.

«Эмоционально-ориентированные технологии» развития толерантности. Основной контингент обучаемых - младшие школьники. Акцент делается на формирование психологических механизмов, обеспечивающих толерантность. Это, в частности, уроки, занятия помогающие детям, опираясь на собственные чувства, развивать естественную толерантность за счет расширения своего репертуара идентичности в диапазоне значимых сходства и различий Это также уроки или занятия, на которых дети могут поделиться своими чувствами, возникающими при получении или оказании психологической помощи.

«Личностно-ориентированные технологии».Это уроки или занятия, на которых дети получают возможность отреагировать свои негативные эмоции, возникающие в связи с различными социальными событиями, личными жизненными обстоятельствами, проблемами и затруднениями. Они способствуют развитию у детей именно тех психологических качеств, которые перечислены в Декларации толерантности: умение ставить себя на место другого человека, проявление интереса к нему, желание его понять, договориться с ним, сочувствовать ему, уважать его отличительные особенности, находить способы и пути жизни с ним в мире и согласии.

«Когнитивно-ориентированные технологии» включают в себя разнообразные ток-шоу, дискуссии, дебаты.

Самой общей задачей учителя, использующего тренинговые технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

1.    выявление многообразия точек зрения;

2.        обращение к личному опыту участников;

3.        поддержка активности участников;

4.        соединение теории и практики;

5.        взаимное обогащение опыта участников;

6.        облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

7.     поощрение творчества участников.

Современные педагогические технологии и, в частности, тренинговые технологии позволяют:

1. вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; это может основываться на личном опыте учащихся,

2. учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз»,

3. учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной деятельностью учащихся необходимо; поправлять и поддерживать в случае необходимости,

4.        обучать в соответствующем темпе,

5. обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей ,а не на уровне внешних характеристик ответов учащихся при исполнении учебных задач,

6. развить способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса (чувство компетентности),

7. стимулировать инициативу и творчество учащихся для того, чтобы они овладевали предметным содержанием гораздо глубже, чем по традиционной методике,

8. способствовать действительному формированию положительного отношения учащихся к школьным предметам, и в особенности в самоопределении, самоответственности, самостоятельности по отношению к познавательной деятельности,

9. обеспечивать условия для создания благоприятного психологического климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.

10. достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ»,под которым подразумевается школьное сообщество и в целом укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Тренинговые технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой ученик находит себя, как область осваиваемого опыта, наблюдений, жизненных впечатлений ученика.

Преимущество тренинговых технологий заключасется в том, что информация усваиватся не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, что способствует не только личностному, но и умственному развитию. При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена учебной информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

Список использованной литературы

1.   Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001.,№24,с.61-63.

2.    Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

3.   Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9,2002 №1.

4. Родионов В.П., Ступицкая МА, Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

5. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

   6. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №9

          7.06 организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.

8.Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, Академия развития, 2003.

9. Большаков В.  Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб., Социально-психологический центр, 1996.

10. Банков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М., изд-во «Ось-89», 2000.

11. Грецов А. Г. Психологические тренинги с подростками. - СПб., Питер, 2008.

12. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. - М., Генезис, 2003.