Дипломная работа"Воображение"

Дипломная работа воображение. Защищена на "5"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_diplomchik.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Дипломная работа

По теме : Условие развития воображения в дошкольном возрасте.

 

                                                    Выполнила: Захарченко Е. В.

                                                                        студентка 542 группы

                                                          Проверила:                                            

2006г.

Содержание:

Введение

I Психологические особенности развития воображения детей в

дошкольном возрасте.                                

1.1.Общее понятие воображения

1.2. Связь воображения с эмоциями, интересами.

1.3. Психологическая характеристика дошкольного возраста.                                                                            

1.4. Динамика развития воображения в дошкольном возрасте.

                                                                         

 II Исследование условий развития воображения в дошкольном возрасте.

2.1.Формирующий эксперимент

2.2. Анализ результатов

2.3. Рекомендации педагогам, родителям.

Заключение

Список литературы                                                                          

Введение

Мы считаем, что тема « Условия развития воображения в дошкольном возрасте» наиболее актуальна и имеет ведущее значение на современном этапе развития науки .Можно согласиться с мнением  Л. С. Выготского, который считал, что в психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение и проявляется настолько ярко и интенсивно, что психологи рассматривали его, как изначально, заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности ребенка. В своей работе мы опирались на труды таких выдающихся ученых как Л. С . Выготского, Д. В. Эльконина, В. С Мухиной и др. В работах В. С. Мухиной освещены основные теоретические положения о процессе воображения в дошкольном возрасте и она считает, что воображение больше чем другие познавательные психические процессы связано с чувствами человека; воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Л. С. Выготский утверждает, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поскольку опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, интересы элементарнее и проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче. Просто иногда не имея достаточного опыта, ребенок по - своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения кажутся неожиданными и оригинальными. И ученый О. М Дьяченко,[1] в результате своей исследовательской работы считает, что воображение необходимо развивать в наиболее чувствительном возрасте- это дошкольное детство.

        Воображение представляет собой  особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.  Развитие воображения  идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным. Воображение есть единственный интеллектуально-волевой процесс. Воображение является непременным условием психологической подготовки ребенка к школе. И если развитие воображения не достигает необходимого уровня для перехода ребенка к школьному систематическому обучению, то помещение ребенка в условия школьного обучения является преждевременным

        Из сказанного выше можно сделать вывод, что необходимо развивать воображение ребенка еще до школы, т.е. в дошкольном возрасте. Поэтому для воспитателей большое значение имеет знание, приемы и методы работы с дошкольниками по развитию воображения.

Предмет исследования: Воображение  в дошкольном возрасте.

Объект исследования: Психологические особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

Цель исследования: Изучить условия развития воображения в дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Раскрыть общее понятие процесса воображения, дать авторские трактовки проблемы, сделать обзор теорий, концепций проблемы воображения.
  2. Проанализировать опыт современных педагогов, психологов по развитию творческого воображения у дошкольников.
  3. Исследовать развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Если в учебно-воспитательной работе с дошкольниками создавать  следующие условия, такие как: проведение планомерных и целенаправленных занятий,  включающий  упражнения, задания, игры на развитие воображения детей; проявление максимальной самостоятельности ребенка в творчестве; инициатива детей; обеспечение благоприятной атмосферы и создание ситуации успеха; обогащение окружающей среды ребенка разнообразными впечатлениями, новыми для него объектами; предоставление детям возможности активно задавать вопросы, развивать творческий интерес и способности, то  эффективность развития воображения в этом возрасте значительно повышается.

I Психологические особенности развития воображения детей в

дошкольном возрасте.

1.1.Общее понятие воображения

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение-это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе  с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью.

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в мечтах, но и фантазиях человека. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. По мнению Брунер Д.С[2]., процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи психическими процессами - памятью и мышлением. Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны. От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности.

Существует классификация видов воображения, написанная Субботиной Л.Ю.: Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица. Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик  с  пальчик. Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура. Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Воображение может быть четырех основных видов (рис.1):

ВООБРАЖЕНИЕ

Активное

воображение

Репродуктивное

воображение

Пассивное

воображение

Продуктивное

воображение

Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

По теории автора Мироненко[3] с процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более  натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких  и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

По авторской концовке Маклаков А.Г.[4] есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессии

Также разделяют виды воображения по временной направленности на ретроспективное (воображение-воспоминание); воображение непосредственно включенное в совершаемую деятельность, и воображение, направленное на будущее.

По характеру возникновения образов воображение может подразделяться на конкретное, регулятором которого выступают конкретные образы и идеи, и абстрактное, выражающееся в создании символов, схем.

В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное и другие виды воображения. Характеризуя воображение как «сквозной психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления», Л.М.Веккер предлагает классификацию, в основе которой лежат особенности материала, предмета психической деятельности Такой подход позволяет выделить сенсорно-перцептивное воображение (собственно образное), включающее зрительное, слуховое, двигательное, пространственное и, вероятно, другие виды воображения, словесно-логическое (концептуальное), выступающее как элемент мышления; эмоциональное. Как особый вид выделяется оперативное воображение, определяемое как активное функционирование образов воображения в качестве программы деятельности

Показатели продуктивности воображения отмечают новизна, оригинальность и осмысленность переработки данных опыта; широта оперирования образами, понимаемая как возможность выполнять преобразования из различного материала, тип оперирования (доступный способ преобразования) , который может характеризоваться либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо комбинацией этих преобразований.

По теории Немова Р. С[5]. выделяют ряд функций: разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

1. Представление действительности в образах

2. Регулирование эмоциональных состояний

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека

4. Формирование внутреннего плана действий

5. Планирование и программирование деятельности человека

1.2.Связь воображения с эмоциями, интересами

Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка, если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения. Связь воображения и эмоций проявляется и у взрослых. Все мы хоть раз в жизни получали высокое эмоциональное удовлетворение от мечты. Человек мечтает о том, что привлекает, доставляет радость, удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. А мечта, как образ желаемого будущего, — классическая форма воображения. Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству» . . . Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение Второй закон, выведенный Л. С. Выготским[6], называется «законом эмоциональной реальности воображения», Он говорит о том, что «всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувств является действительным, реально переживаемым захватывающим человека чувством». С проявлением обоих законов связаны многие «странности» в по ведении детей. Известно, как дети любят сочинят; и рассказывать различные «страшилки». Нередко это кончается настоящим испугом детей от собственных рассказов, сюжет и герои которых превратились для ребенка в фантастическую реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно этому закону мы обязаны многочисленные конфликтам, которыми нередко заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру,  рожденные образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего приятеля.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.

Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная привлекательность объекта окружающей действительности. Интересы имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они позволяют легко сосредоточивать внимание на работе, увеличивают работоспособность. И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика. Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника  характерно познавательное отношение к миру. Ему «интересно все». Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями, активизирует его различные способности. Однако реально узнать, увидеть, «попробовать все» не под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у него появление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Фантазия не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес. Используя методические приемы, построенные на воображении, можно значительно улучшить успехи ребенка в интересующей его деятельности.

1.3 Психологическая характеристика дошкольного возраста.

Дошкольный возраст (с 3 до 7) является прямым продолжением раннего возраста. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. По концепции Мухиной [7]В.С.в дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему  предметному  миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексией на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым предстоит овладеть в более позднем  возрасте. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом ( координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью. В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, память. Происходит возникновение воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Ребенок овладевает умением контролировать свою позу, например спокойно сидеть на занятиях, так как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами воздействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В тот же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое, он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека.

Проблемой общения этого возраста занималась исследователь Лисина М.И.. В этом возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться  своими впечатлениями; он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя ему в глаза; он учится приветствовать людей в принятой форме, говоря им « Здравствуйте!», «Добрый день!»; он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую, а реальную признательность. Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Подражая родителям и близким людям( идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой.  Ребенок чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. Ребенок, будучи зависим от любви взрослого, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к миру. Именно в общении через подражание ребенок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Существует идентификация в форме сочувствия, а чувства переносятся на персонажей художественных произведений-сказок, рассказов.

В период дошкольного детства, как утверждают ученые, игра становится ведущим видом деятельности. Именно игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующая знаковая функция сознания ребенка. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Чаще всего ребенок изображает  взрослых людей. В игре ребенку впервые открываются отношения, складывающиеся между людьми в процессе трудовой деятельности, их права и обязанности.

В возрасте с тех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.

1.4. Динамика развития воображения в дошкольном возрасте.


Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные и отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок никогда не бывает точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. О первых проявлениях воображения в 2,5-З года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Если ребенок «ест» пустой ложкой, то производимое им действие определяется конкретной ситуацией, в которую он включен в данный момент. Он осваивает функцию предмета, действие с ним и повторяет его. Малыш следует логике предмета, раз есть ложка, то ею надо есть, и не важно наполнена она или нет. Нередко на первый взгляд кажется, что ребенок использует один предмет заместителем другого. Так, малыш подносит ложку к подушке, кубику, игрушечной кошке. Здесь действие определяется ложкой, с которой связано кормление, а не игровым «кормлением» предметов. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованиями. Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связано с обобщенностью игровых действий. По данным Н.Л. Галигузовой, малыш не сразу откликается на замещения, которые предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Он, подражая взрослому, может использовать предметы заместители, но замещения остаются очень неустойчивыми, некритичными и мало осознанными. Перелом наступает тогда, когда малыш отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослым. Теперь наступает критичность в использовании предметов в новой функции. дети по своей инициативе с удовольствием воспроизводят показанные взрослым замещения. Замещение осмысленно, но имеет все же воспроизводящий, а не творческий характер. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является речь. С ней и связано дальнейшее развитие замещения. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения, которым ребенок сначала дает реальные названия (использует палочку вместо ложки, но называют палочкой) или игровые в сочетании с реальными (называет ее одновременно палочкой, ложкой), а потом только игровые (действует с палочкой, как с ложкой и называет ее ложкой). К концу раннего детства складывается новый способ действия с предметами заместителями, полноценное использование замещений. дети четко видят сходство и различие между обозначаемым и обозначающим, вводят в игру собственные оригинальные замещения. Выбор предметов заместителей перестает быть случайным, предваряется поиском подходящего объекта.
Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы, их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием. Постепенно необходимость во внешних опорах пропадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметами, которого в действительности нет. Во вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий без реального предмета. Пример: Очень любимая Гюнтером игра в классики. На полу чертят план с пронумерованными клетками; затем нужно бросить в одну из клеток камешек и, прыгая на одной ножке, выбивать его из клетки, не коснувшись при этом ногой черты. Гюнтер играет иногда в эту игру в комнате, без всяких приспособлений. Он воображает чертеж на полу, воображает бросание камешка, радуется, что он попал в «100», осторожно прыгает, чтобы не задеть черты и т.д.
В
4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде и рассказывании, и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативные, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызывающими у детей эмоциональный отклик. Пример: Даша Н. (5 лет) объясняет желание быть феей следующим образом: У феи есть крылья. Она может летать как самолет. Можно полететь по небу в Севастополь к бабушке. Мама тоже полетит. Надо прикоснуться волшебной палочкой к ее плечу, и у нее будут крылья.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но предложения.  Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки. Сочиняя сказки, стишки дети воспроизводят знакомые образы и нередко просто повторяют запомнившиеся фразы, строки. При этом они обычно не осознают, что воспроизводят уже известное. Так, один мальчик заявил однажды: «Вот послушайте, как я сочинил: «Ласточка с весною в сени к нам летит». В подобных случаях детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения. Однако часто ребенок комбинирует образы, вводит новые, необычные их сочетания.
Образы воображения у детей могут носить своеобразный характер, так как они могут быть близкие к эйдетическим образам, которые при всей яркости и отчетливости обладают особенностью процессуальных образов
они сами непроизвольно меняются в каждый новый момент. Эйдетические образы особенно интенсивно наступают на сознание ребенка, когда нет свободного восприятия,
- ночью, например, при погашенном свете. Это может быть причиной детских страхов.


В то же время у ребенка развивается произвольное воображение, когда они планируют свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат. При этом ребенок научается пользоваться непроизвольно возникающими образами. Сочиняемые детьми сказки и истории становятся
 достаточно последовательными и оригинальными. При этом часто ребенок доводит сюжет до логического конца. Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Это мнение основано на том, что дети фантазируют по самым различным поводам. Однако воображение ребенка на самом деле не богаче, а во многих отношениях беднее, чем воображение взрослого. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, так как у детей более ограниченный жизненный опыт и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Описание последовательности развития воображения и памяти в дошкольном возрасте дает некоторую общую картину онтогенеза этих познавательных процессов. В начале ребенок не пытается поставить перед собой задачу вообразить или запомнить. Лишь иногда совершенно неожиданно возникают отдельные побуждения к этому, как некое предчувствие возможного, но тут же угасают и исчезают. Образы воображения и памяти появляются в процессе игры, рисования, слушания сказок и рассказов, как сопутствующий результат происходящего, а не в связи с деятельностью воображения и памяти.
В период с трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большой части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. Однако ребенка легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. Если взрослый, играя с ребенком, берет на себя роль какого-либо фантастического персонажа,  изображает действия, якобы свойственные этому персонажу, малыш одновременно переживает чувство восторга и ужаса
он рад происходящим метаморфозам и испытывает страх перед незнакомым фантастическим существом. Ребенок верит создаваемому до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Вместе со взрослым ребенок учится создавать свои собственные персонажи, которые могут быть переходящими, но могут и сопутствовать ребенку в течение дней, недель и даже месяцев. Эти персонажи еще достаточно незавершенны, их действия часто не имеют конечной цели, но в момент возникновения образов воображения ребенок чрезвычайно эмоционально переживает их появление. Отследить субъективно происходящее в сознании ребенка. возникновение образа и его восприятие внутренним взором ребенка очень сложно; ребенок ещё затрудняется рассказать об этом и описать сам образ; нарисовать на бумаге или показать действием он тоже пока сам не может в силу неразвитой «техники» изображения. Однако побуждения ребенка к сочинению историй и его рассказы показывают, что так называемое свободное фантазирование всякий раз сводится к воспроизведению знакомых образов, при этом, сочиняя, ребенок не заботится о стройности замысла, а опирается на возникающие по ходу рассказа ассоциации. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности. Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения
воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения. Конечно, детское воображение это прежде всего творчество «для себя», хотя ребенок готов поделиться с близкими своими переживаниями, связанными с метаморфозами внутренней жизни. При всей значимости развития активного воображения в общем психическом развитии ребенка с ним связана и известная опасность. У некоторых детей воображение начинает «подменять» действительность, создает особый мир, в котором ребенок без труда достигает удовлетворения любых желаний. Такие случаи требуют особого внимания, так как приводит к аутизму (погружению в мир внутренних переживаний с ослаблением или потери контакта с действительностью, утратой интереса к реальности) и могут свидетельствовать об искажениях в развитии психики ребенка. Большей частью, однако, это временное явление, которое бесследно исчезает. Воображение дошкольника имеет не только ряд возрастных особенностей. Замечено, что дети одной и той же возрастной группы по-разному проявляют себя в процессе творческой деятельности, индивидуальна и окрашенность созданных ими образов. Большое внимание этой стороне детской индивидуальности уделял В. А. Сухомлинский. ,,На что похожи деревья, разбросанные по склону оврага?” - спрашиваю я, обращаясь не столько к детям, сколько к своим собственным мыслям. (...)
И вот я вижу, что у одного ребенка поток мыслей течет бурно, стремительно, рождая все новые образы, у другого - как широкая, полноводная, могучая, таинственная в своих глубинах, но медленная река. даже незаметно, есть ли у этой реки течение, но оно сильное и неудержимое, его не повернуть в новое русло, в то время как быстрый, легкий, стремительный поток мыслей других ребят можно как бы преградить, и он сразу же устремится в обход. Вот Шура увидел в кронах деревьев стадо коров, но стоило Сереже спросить: «А где же они пасутся, ведь там нет травы?» - как мысль Шуры устремилась по новому руслу: это уже не коровы, а облака, спустившиеся к ночи отдохнуть на землю. Так же быстро, стремительно парит и мысль Юры. А вот Миша и Нина смотрят молча. Молчит и Слава. Неужели в их головах не родилась ни одна мысль? Уже пора идти домой. И вот Миша, самый молчаливый из всех мальчишек, говорит:
- Это разъяренный бык бросился рогами на скалу, не смог одолеть ее и остановился. - Смотрите, вот сейчас он как будто напрягается, вот-вот отодвинет обрыв... (...). Вот тебе и придумал Миша! В то время, как над нашими головами трепетали яркие, живые образы, река его мысли текла своим руслом. Он внимательно прислушивался к словам товарищей, но ни один образ не увлек его. Фантазия мальчика самая яркая, самая земная».10
Индивидуальные различия воображения детей проявляются при создании ими образов сказки, песни, танца, конструктивной постройки, лепки, рисунка. Н. И. Стрелянова исследовала индивидуальные особенности воображения дошкольников в изобразительной деятельности.11 Ею были выделены четыре основные группы детей, различающиеся по индивидуальным проявлениям воображения в изобразительной деятельности: преобразователи медленные, преобразователи быстрые; воссоздатели медленные и воссоздатели быстрые.
Преобразователь медленный. Воображение направлено к преобразованию в ходе формирования образов рисунка, аппликации. Образы изобразительной деятельности создаются медленно, порой после продолжительных раздумий. Обычно дети этой группы работают дольше над выполнением своих рисунков и аппликаций. Их среднее время работы выше среднего времени аналогичной работы других детей этого возраста. Изобразительная линия тонкая, робкая в первых рисунках каждого задания, в дальнейшем рисунок приобретает уверенность, ярче выражены главные образы рисунка, менее выражен фон. Работой увлечены. Обучение проходит легко и быстро. Преобразователь быстрый. Воображение имеет большую направленность преобразование. Образы формируются быстро. Дети этой группы обычно работают быстрее над выполнением своих рисунков и аппликаций (их среднее время ниже среднего времени других). Изобразительная линия в рисунке резкая, с сильным нажимом. Штриховка в раскраске рисунка «замазывающая». Резкость и яркость раскрасю усиливаются к концу работы. Поэтому те элементы рисунка, которые выполняются последними, выражены более ярким и небрежным штрихом. Работают увлеченно. Наибольшая продуктивность деятельности воображения проявляется в первые минуты занятий. Обучение проходит легко и быстро. Воссоздатель медленный. Воображение имеет основную направленность на воссоздание и повторность. Образы формируются медленно. Среднее время работы выше определенного времени аналогичной работы других детей этого возраста. Изобразительная линия тонкая, робкая, особенно в первых рисунках каждого нового задания. Все части рисунка передаются одинаковым по силе нажимом, аккуратным
штрихом. Главное содержание может иметь более яркую расцветку. Обучение в изобразительной деятельности проходит в медленном темпе.
Воссоздатель быстрый. Воображение имеет основную направленность на
воссоздание и повторность. Образы формируются быстро. Среднее время работы меньше среднего времени аналогичной работы ребенка этого возраста. Изобразительная линия резкая, с сильным нажимом. Штриховка в раскраске «замазывающая», особенно в конце работы. Увлечение в работе не проявляется. Обучение проходит медленным темпом.
В работе с детьми педагогу следует учитывать и эти индивидуальные особенности  воображения

Итак, мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения детей. Мы убедились, что  эта функция важна   для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу ценности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.

Формирование воображения в дошкольном возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений.

Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов. Проанализировав научную и периодическую литературу по проблеме развития воображения в дошкольном возрасте, мы убедились, что данный вопрос исследовался многими учеными, такими как: Веккер Л. М., Выготский Л. С., Субботина М. Ю. и др.  Можно сделать следующий вывод, что накоплен значительный опыт теоретического и практического характера, но проблема требует  продолжения дальнейшего изучения.

II Исследование условий развития воображения детей в дошкольном возрасте.

2.1.Формирующий эксперимент

Цель: изучить условия развития воображения детей в дошкольном возрасте.  

Эксперимент это особый вид исследования направленного на проверку научных и прикладных гипотез предположений вероятного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающихся на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.
Используемые методы: ФОРМИРУЮЩИЙ эксперимент.
Доказательная база: Школа « Открытый мир».

Время проведения: с  по  февраля.
Группа: Подготовительная группа.

Возраст: с 5 до 6 лет. Количество человек: 17 человек.  

1 этап: КОНСТАТИРУЮЩИЙ.

На этом этапе мы проводим диагностику уровня развития воображения дошкольников в группе.

Содержание методики «Порхание бабочки»
Цель методики: изучить образное мышление, воображение.
Возраст: старшие дошкольники
5-6 лет.
Оборудование: магнитофон с аудио записью, лист бумаги, фломастеры.
Проведение исследования: (звучит спокойная музыка). «Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. дышите легко и медленно. Хорошо. Представьте себе, что вы находитесь на природе прекрасным летним днем. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев.
Бабочка села на цветок прямо перед вами. Обратите внимание на цвет и форму ее крыльев. Какой интересный рисунок крыльев
линии, темные пятна, светлые пятна. Когда бабочка взлетает и парит в воздухе, проследите, как медленно и плавно движутся ее крылья. Теперь пусть каждый вообразит, что он бабочка, что у него есть красивые большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг перед вами. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза».
Примечание: Нарисуйте то, что вы сейчас увидели.
Оценка результатов: 1. Изображены ли все заданные объекты; б б
Сделай таблицу.

2. Реалистичность изображения (степень похожести); З б
3. Уникальность изображения; 5 6
4. Использование образов; б б
Сводная таблица результатов эксперимента 1

Результаты эксперимента в %
Высокий уровень: 2 человека —30%
Средний уровень:  3 человека
40%
Низкий уровень: 1 человек
10%  

2 Анализ результатов исследовательской работы
График
 

2.3. Рекомендации, советы, предложения педагогам и родителям по развитию воображения в дошкольном возрасте
Значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако,  фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
для выполнения этой задачи воспитателям, педагогам и родителям необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
В нашей квалификационной работе мы предлагаем методики, тесты, игры, упражнения, которые можно использовать педагогам, психологам в работе с дошкольниками. Предложенные нами методики, приемы работы имеют универсальный характер в плане из значимости и целесообразности использования для развития творческого воображения. Многие методики могут быть использованы в работе с дошкольниками (в рамках организации их изобразительно-конструктивной деятельности).

Итак, можно сделать вывод, что формированию творческого воображения детей дошкольного возраста способствуют:
1. Использование на начальном этапе обучения специальных заданий на конструирование, которые выполняются дошкольниками на предметно-действенном уровне. Эти задания способствуют формированию у детей конструктивных навыков.

2.Использование заданий, моделирующих деятельность воображения на наглядно-образном уровне. Они формируют у дошкольников способность осуществлять все операции по переструктурированию элементов во внутреннем плане, а также направлены на формирование у детей комбинаторных механизмов воображения и, в первую очередь, операции «включения», позволяющей создавать самые различные образы

З. Использование на уроках предметно-практического обучения (ручного труда) для обогащения чувственного опыта детей, расширения у них объема представлений об окружающей действительности, т. е. с целью формированию структурных компонентов творческого воображения.

 4. Направленность обучения на развитие у дошкольников способности к сюжетному конструированию; формирование у детей целостного видения мира, представления о взаимосвязи объектов окружающей действительности

5. Акцентирование внимания на изображении создаваемых объектов в динамике, в характерных для них движениях, позах, способствует более гибкому пониманию дошкольниками природы вещей.

6. Выделение в качестве структурного этапа урока деятельности работы с формой, предполагающей создание на основе форм исходных материалов (природных или синтетических) образов различных объектов

7. Предоставление дошкольникам свободы в выборе объектов деятельности, материалов для их изготовления; разъяснение возможности вариативного выполнения одних и тех же объектов за счет использования различных материалов.
8. Использование на этапе планирования предстоящей работы так называемых «открытых планов», позволяющих детям в процессе изготовления изделия осуществлять разного рода поправки и дополнения.
9.  Включение в качестве структурного элемента на заключительных этапах уроков предметно-практического обучения режиссерских и сюжетно-ролевых игр, подразумевающих создание дошкольниками воображаемых ситуаций, принятие на себя роли и моделирования в соответствии с нею своего поведения.

 10. Создание в процессе занятий проблемных ситуаций, постановка задач логического типа, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения.

 11. Для достижения высоких результатов по развитию воображения у дошкольников рекомендуется использовать: лепку, конструирование аппликации, рисование, работу ручного труда с разными материалами; игры; игру драматизацию.
12. Сформированные навыки в дальнейшем легко переносятся из сферы предметной деятельности в сферу речевой деятельности (преимущественно) на уроках развития речи, чтения и т.д.

13. На развитие воображения направлены и такие виды работ, как закончить серию картинок, реконструировать басню или сказку с заменой действующих лиц, придумать продолжение рассказа или его начало; вообразить себя в той или иной ситуации, <оживить картинку» с передачей определенных эмоциональных состояний и чувств (радости, боли, обиды, сожаления, восторга),  сочинение историй и сказок с опорой на модель, а затем и самостоятельно и т.д.

14. В заключение можно отметить, что важное значение имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм совместно-распределенной сотруднической деятельности.
В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего
«Я».
 

Заключение
Проблема развития воображения дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще становится вопрос о роли воображения в дошкольном возрасте. Как показали исследования Л. С. Выготского, В.
В. Давыдова, Е. И.Игнатьева, В. А. Крутецкого, Д. Б. Эльконина, О. Е. Смирновой и др. воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения воспитанниками дошкольной программы, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Следовательно, обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка необходимо для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его воображения. Вместе с тем, для развития воображения важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. При формировании воображения предметная среда должна рассматриваться не только со стороны многообразия, но и с особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить. Предметную среду так следует организовать, чтобы она, по выражению Е. Е. Кравцовой, «служила пусковым механизмом и побудительной силой для развития воображения». Многие авторы
(Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова, Ю. А. Полуянов и др.) справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывая развитие воображсния с общим психическим развитием ребенка, считают, что воображение является непременньим условием психологической подготовки детей к школе. Так, Е. Е. Сапогова получила убедительные данные, согласно которым уровень развития символической функции и воображение обуславливает степень внутренней готовности к школе. И если развитие этого новообразования не достигает необходимого уровня для перехода ребенка к школьному обучению, то помещение ребенка в условия школьного обучения является
 преждевременным!
Таким образом, анализируя психологическую и педагогическую литературу можно выявить следующие особенности процесса воображения: в дошкольном возрасте воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания. Специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем переструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде; воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику; деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;
деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации; процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлены прошлым опытом личности, опираются на него; воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами ( восприятием, памятью, речью и мышлением).


Список литературы

1.АбрамоваГ.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., Стереотип М.: Издательский центр «Академия», 1999.        
2.АсеевВ.Г. Возрастная психология: Учебное пособие.
Иркутск, 1989.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
М., 1968.
4.Венгер Л.А., Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ
М.:Просвещение, 1988.

5 Вьюжек Логические игры, тесты, упражнения - М.: ЭКСМО Пресс, 2001.
6. ВыготскийЛ.С.Психология
М.: Издательство ЭКСМО Пресс, 2000. 7. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология / Под. Ред. В.В. Давыдова М.:Педагогика,1991.
8.ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования
М.: Педагогика, 1986.
9.ДьяченкоО.М. Развитие воображения у дошкольников.
- М., 1996.
10.ДьяченкоО.М. Психическое развитие дошкольников.
М., 1984.
11.Журнал «дошкольное воспитание», 1993 З 8 (с. 46) (Дьяченко О.М.).
12.Журнал «Образование в современной школе», 2002 Х 11-12.
13.Журнал «Семья и школа», 1999 К 11-12.

14.Журнал «Школьный психолог», 2001 42, 43.
15.Журнал «Начальная школа», 2000 ]. (Константинова Л.Б.).
16.Журнал «дошкольное воспитание», 1994  Сидорова
17.Журнал «Начальная школа», 2000. (Яковлева Е.Л.).
18.Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ
2-е изд., перераб. и дополн. М.: Просвещение, 1986 г.

19ЛюблинскаяА.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов пединститутов,М,1984

20.МаклаковА.Г.Общаяпсихология,С/П,2001
21.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина И.Ф. и др.
Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов! Под ред. М.В. Гамезо
М.: Просвещение, 1984.
22.МироненкоВ.В.Популярная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед.институтов
М.: Просвещение, 1990.
23.МухинаВ.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов
5-е изд., стереотип М.: Издательский центр «Академия», 2000.
24.НемовР.С. Общая психология: 3-е изд.
М.: Издательство ВЛАдОС, 2000.

25.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведенийМ,1995

26.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная психология). Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
27НепомнящаяН.И. Становление личности ребенка 6-7 лет.
- М., 1992.
28.НовоселоваС.Л. Развитие мышления в раннем детстве
М, 1978.
29.ПанькоЕ.А.и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. —Минск, 1984.
3О.Петровский А.В., Брушменский А.В., Зинченко В.П.
Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов- 3-е изд., перераб. и дополн.
М.: Просвещение, 1986.
31 .Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов! Сост. и отв. ред. Радугин. Научи. ред. Кроткова
М.: Издательство «Центр», 1999.
32.СергеевК.К. Школьная психодиагностика (методические рекомендации)Херсон,1988.
33.СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии: Серия «Учебники, учебные пособия»
3-е изд., перераб. и дополн. Ростов - на дону: «Феникс», 2000.
34.СубботинаЛ.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.
Ярославль: «Академия развития», 1997
35.УрунтаеваГ.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних пед. учебных заведений
2-е изд. М.: Издательский центр «Академия»,1997.
 3б.УрунтаеваГ.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для средних и высших пед. учебных заведений и работников дошкольных учреждений 2-е изд., стереотип М.: Издательский центр «Академия», 1997.
37.ФельдштейнД.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.
- М.,1995.
38.Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).
М.,1960.

Приложение

Тест 1«Вербальная (словесная) фантазия»

Инструкция: Придумай рассказ, сказку о каком – либо живом существе (человеке, животном) и потом расскажи его. Время проведения в течение пяти минут.

Оценка:1) Быстрота воображения (оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно)

              2) Необычность, оригинальность образов воображения (необычность, оригинальность оценивается высоко, если ребенок придумал, что то такое, чего он не мог видеть и слышать раньше, или пересказал известное, но в нес в это новое)

              3) Богатство фантазии, эмоциональность образов (оценивается высоко в том случае, если в рассказ внесены большое количество живых существ, более семи образов, и все образы эмоционально окрашены)

Тест2 «Невербальная фантазия»

Инструкция: Стандартный лист, бумага, цветные карандаши. Нарисовать сказочную картину. Время проведения в течение пяти минут.

Оценка: Интерпретацию теста смотреть выше (тест1)

Тест3 « Что это?»

Инструкция: Посмотри на рисунок. Что ты на нем видишь?

Оценка: а) 3 варианта названий рисунка-низкий уровень развития воображения.

                б) 6 вариантов-средний уровень развития воображения.

                 в) 8 вариантов - высокий уровень развития воображения.

Тест4 « Незаконченные рисунки »

А) Инструкция: Ребенку предлагается  блок последовательных рисунков, который подводит в конце к полному изображению собаки. Необходимо закрыть блок листом белой бумаги и, последовательно открывая изображение от. А до Г предложить ребенку, что же здесь нарисовано. Время выполнения 1 минута.

Оценка: Чем быстрее ребенок справился с заданием, тем лучше у него развито воображение

Б) Инструкция: Ребенку предлагается последовательно назвать, что за предмет изображен в каждом из девяти квадратов. На всю работу дается 1 минута.

Оценка: Чем быстрее ребенок справился с заданием, тем лучше у него развито воображение

Тест 5 « Определи выражение лица»

Инструкция: Изобразить схему на лице, назвать соответствующее чувство. Допускается приближенная интерпретация чувств

1) Радость. 2) Спокойствие. 3) Грусть. 4) Удовольствие. 5) Смущение.

        6) Насмешка.  7) Злость . 8) Недовольство. 9) Стресс (слезы)

Оценка: 1-3 низкий уровень развития воображения.

                б) 1-4-средний уровень развития воображения.

                 в)  1,2,3,4,5- высокий уровень развития воображения.

                 г)  1-9- очень высокий уровень развития воображения

Упражнение 1. «Пантомима» Изобрази жестами, мимикой, звуками каждый предмет (чайник, поезд, машину, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, рисование, расчесывание, плавание)

Упражнение 2. «Изображение» Ребенку предлагаются различные незаконченные изображения и просят его нарисовать, что нибудь интересное, используя эти изображения. В конце задания, просят ребенка рассказать, что он изобразил.

      Упражнение 3. «Точки» Ребенку показывается, как можно соединить  точки, сделав рисунок. А второй рисунок он рисует сам. Необязательно соединять все точки.

.   .   .   .   .   .   .                                      .   .   .   .   .   .   .                                      

.   .   .   .   .   .   .                                      .   .   .   .   .   .   .

.   .   .   .   .   .   .                                      .   .   .   .   .   .   .

.   .   .   .   .   .   .                                        .   .   .   .   .   .   .        

.   .   .   .   .   .   .                                        .   .   .   .   .   .   .        

        

Упражнение 4 «Комбинирование»

Нарисовать как можно больше предметов, используя предметные фигуры        

Упражнение 5  «Представь-ка»

Попробуй представить, что будет если:

А) Собаки научатся летать?

        Б)  Твоя любимая игрушка научится разговаривать?

        В)  Ты окажешься в стране Чудес?

Упражнение 6 « Не может быть»

Расскажи мне то,  во что я не поверю. И я должна тебе сказать не может быть, тогда ты выиграл.

Тест6 « Где чье место»

Инструкция: Ребенку предлагается сюжетная картинка.  На картинке около всех предметов расположены пустые кружочки, с нарисованными фигурками. Необходимо попросить ребенка внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в «необычные» места, а затем объяснить, почему они там оказались.

Оценка: Если ребенок испытывает затруднение, выполняя задание, ставит фигурки на законные места, то у ребенка низкий уровень развития воображения. Например: Собака в конуре потому-то она должна там быть.

Если ребенок легко ставит кружочки с персонажами на «чужие» места, но объяснения вызывают трудности, то средний уровень развития воображения.

Если ребенок легко расставляет кружочки с персонажами на «чужие» места, все объясняют легко, связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и части картинки в целостный единый сюжет, высокий уровень развития воображения.






[1] [9;235]

[2][34;265]

[3] [22;321]

[4] [20;269]

[5] [24;163]

[6] [6;186]

[7] [23;274]