Доклад на тему "Психологический аспект в педагогических технологиях"

Доклад для педагогов-психологов для выступления на семинарах, конференциях.В докладе отражены психологические механизмы в педагогических технологиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostnyy_podhod_v_obrazovatelnoy_tehnologii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Перейдя же непосредственно к вопросу о личностном образовании, будем

опираться на дидактические принципы данной проблемы.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух

принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления

воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические

исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение

имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных

особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей

воспитанников. Личностный подход, лежащий в основе построения содержания

образования, понимается как опора на личностные качества. Последние

выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность

личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся

установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый

в отдельности, ни, индивидуальные особенности личности (характер,

темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих

качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного

личностно ориентированного воспитательного результата. Ценностные

ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с

возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных

личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

Принцип личностного подхода требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно

изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты

характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел

диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных

личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки,

направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации,

жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к

посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной

деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут

помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и

устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых

сложившихся условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную

активность личности; 6)сочетал воспитание с самовоспитанием личности,

помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал

самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько

руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху

деятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность

возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не

поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности

причинно-следственных отношений.

При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей

приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные

возможности, ближайшие перспективы. Как известно, максимально благоприятные

возможности для формирования нравственных и социальных качеств - в младшем

школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем

больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется его

авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче

воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду,

дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую,

открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны

и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны

быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее

стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них

развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя

будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении

потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за

уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания

психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости

сензитивных периодов.

В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться

воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления,

памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании

обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель,

если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты

времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание

личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их

разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться:

не только в области своей специальности, но и в области политики,

искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким

примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и

подростковом возрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока

содержание, организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с

уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться

в их душе. Однако, повышая требования, необходимо взвешивать силы тех, кому

они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы,

привести к разочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному,

поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается

привычка обходиться полудостигнутым.

Особенно внимательно воспитатели должны следить за изменением

главных личностных качеств - направленности ценностных ориентаций,

жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс

воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных

потребностей.

Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход

требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил

поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но

нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут

скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом

никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения

очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал

воспитателю. Нужно сделать его своим другом, союзником, сотрудником. Это

кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.