Проблемы адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю

Сидорова Ирина Васильевна

Проблемы адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю

 

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания школьного психолога. Не составляет исключения и переход учащихся 9-11 лет из начальной школы в среднюю. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т. п.

Однако этот уровень развития далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у их педагогов.

Переход из начальной школы в среднюю всегда считался одним из наиболее сложных периодов в школьной жизни ребенка и проблемных для педагогов, администрации и родителей. С особой остротой это проявляется в 5-м классе. Традиционно вопросам адаптации учащихся к новым условиям и факторам получения общего образования уделяется много внимания в каждой школе. Но несмотря на, казалось бы, массовые усилия и учителей и родителей каждый год приносит проблемы, связанные со снижением успеваемости и дисциплины, конфликты между учителями и учениками, школой и родителями, повышенная тревожность, неврозы детей и прочее.  Учителя не всегда замечают скрытое стремление ученика идти на встречу с ними, не могут составить реальное представление о своих новых учащихся. Большинство педагогов считают, что они знают возрастные особенности данной категории детей и придерживаются стандартных взглядов, забывая, что каждый ребенок индивидуален всегда, а в этот период своего развития – особенно! В свою очередь родители в этой ситуации занимают одну из крайних и проигрышных позиций (либо тотальный контроль, либо попустительство), усугубляют напряженность в отношениях с ребенком, подавляя его спонтанное стремление к взаимопониманию и сотрудничеству. Причина подобного положения достаточно хорошо исследована в отечественной и зарубежной педагогике и психологии.

Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо проведение специальной работы. Эффективность проведения такой работы во многом зависит от того, какое именно содержание вложено в понятие «готовность к переходу в среднее звено школы». Психологическое обеспечение процессов продуктивного взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами и создание на этой основе предпосылок для успешного перехода учащихся к новому этапу обучения должно рассматриваться как актуальная методическая и прикладная проблема, и задача деятельности школьного психолога.

Школа является универсальным средством введения ребенка в культуру. Все, что делается в школе – делается ради развития подрастающего человека. Воспитательная система школы – это целостный социально-педагогический организм и весь образ жизни школы должен становить мощным и эффективно действующим фактором воспитания. Это возможно только при сотрудничестве администрации школы, учителей, учащихся и их родителей.

Однако практика ставит ряд проблем, так как всегда имеются дети не вписывающиеся в систему школьных отношений, не реализующие себя полностью в деятельности. Наличие таких детей свидетельствует о трудностях, с которыми сталкивается ребенок в школе. Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека, и их возникновение является закономерным следствием сложного процесса взаимоотношений субъекта с окружающим миром. Но наличие слишком большого их числа травмирует неокрепшую детскую психику. Эмоциональный фон неудовлетворенности, возникший в ответ на неудачи, мешает развитию, поскольку отвлекает энергию на формирование защит, что, в конечном итоге, ведет к дезадаптации. Этим термином, как правило, обозначают феномен, проявляющийся в школьный период развития, в виде затруднений в учении, нарушении дисциплины, конфликтах с одноклассниками. Симптомы школьной дезадаптации могут и не сказаться отрицательно на успеваемости и дисциплине, проявляясь либо в субъективных переживаниях учащихся, либо в форме психогенных нарушений, т. е. в сфере психического здоровья.

В последнее время очень остро встает вопрос о профилактике нарушений психического здоровья: причинах, проявлениях, где основное внимание уделяется формированию и усилению таких способностей растущего организма, которые позволили бы предупредить возможные расстройства и повысить адаптационные возможности детей.

При любом нарушении сбалансированности системы «человек-среда» недостаточность психических или физических ресурсов у индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей, или рассогласование самой системы потребностей, является источником тревоги. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включения механизмов интрапсихической адаптации. Тревога может как стимулировать психическую активность, так и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их наиболее адекватными способами поведения. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленного стрессом.

В наше время значительно увеличилось число тревожных детей, изменились формы тревожности, она стала более глубинной, личностной.

Травмирующие взрослых социально-экономические условия неблагоприятным образом отражаются и на детях. Пребывая в такой атмосфере дома, они не только заражаются тревожностью взрослых, - подобная атмосфера препятствует переживанию чувства защищенности, надежности, что необходимо для нормального детского развития. Эмоциональное состояние оказывает влияние на все стороны жизни ребенка. От него во многом зависит как школьник будет реагировать на ту или иную ситуацию, как будет преодолевать трудности, как будет компенсировать себя в случае неудач.

Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок успешности ребенка в жизни, в школе в частности. Важнейшим фактором, способствующим повышению психической адаптации, является способность личности строить межличностные отношения. Без исследования психической адаптации рассмотрение проблем школьных трудностей будет неполным.

Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю – одна из серьезных проблем педагогики и прикладной психологии общего образования. Несмотря на постоянное внимание, которое уделяется ей исследователями, администрацией и педагогическими коллективами школ, как показывает практика, успех зависит от способности определить особенности стратегии и тактики ее решения в конкретных условиях.

В связи с этим нами была поставлена задача разработки программы и плана мероприятий психологической службы гимназии по созданию условий и механизмов системного подхода всех организаторов и участников педагогического процесса к решению этой проблемы.

Целю работы явилось – изучение   особенностей адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднюю, создание внутренних и внешних условий для становления личностного самосознания учащихся, повышение уверенности в себе, привлечение к сотрудничеству преподавателей, имеющих отношение к этому этапу, родителей, учащихся.

Исходя из цели работы, ставились следующие задачи:

  • исследование социальной ситуации развития пятиклассников и ее влияния на адаптацию детей;
  • исследование уровня тревожности детей, как показателя течения адаптационного процесса;
  • исследование особенностей межличностных отношений детей и их влияния на адаптационный процесс;
  • исследование уровня мотивации учебной деятельности пятиклассников;
  • выявление особенностей формирования самосознания младших подростков: самооценки, ценностных ориентаций, уровня притязаний. Изучение влияния этих особенностей на адаптацию пятиклассников;
  • приобщение учителей предметников к особенностям психологического, личностного развития учащихся;
  • разработка и проведение необходимых групповых и индивидуальных мероприятий с детьми по обозначенной проблеме;
  • развитие познавательного, учебного, личностного и социального аспектов жизнедеятельности детей, повышение уверенности в себе.

Педагогическая теория и практика свидетельствует, что на рубеже младшего школьного и среднего школьного возраста у ребенка возникает проблема адаптации к новым условиям и требованиям образования, формам социально одобряемого поведения. Все это требует от него огромного эмоционального напряжения, кардинальной перестройки способов и средств жизнедеятельности в них. Одни дети с этими трудностями справляются, у других эмоциональное напряжение, тревожность начинает расти.

Для выявления детей этой категории каждый год в конце сентября – начале октября проводится исследование школьной тревожности, исследуется уровень притязаний, отношение учащихся к новым,  объективно существующим условиям и уровень  мотивации учения, изучаются межличностные отношения в классах.

Наибольшую тревожность, по данным исследований, вызывали ситуации проверки знаний, особенно публичных выступлений. 46% школьников боялись отвечать у доски, писать контрольные работы, диктанты и т. п. Это могло отражать как значимость достижений в этой сфере для учащихся, так и свидетельствовать о наличии большого числа неудач в подобных ситуациях, оставивших след в душе детей. Наименьшую тревожность учащиеся испытывали в самораскрытии себя, предъявлении себя другим. Тревога подобного рода отмечалась у 22 % пятиклассников. Невысокий показатель в этом виде тревожности может свидетельствовать о том, что мир внутренних переживаний пока еще закрыт для большинства школьников этой возрастной группы.

С целью выяснения эмоционального отношения детей к школе анализировался уровень школьной мотивации, позволяющий судить о положительном или отрицательном отношении к школе. Например, по данным этого года высокие познавательные интересы, т. е. высокий уровень школьной мотивации имеют  34% детей от общего количества учащихся 5-х классов. Наибольшее число учащихся посещают школу ради общения. Им нравится ходить в школу, ощущать себя учениками, иметь необходимые школьные атрибуты, но интересы к знаниям невысоки. 11 % -  посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, в учебной деятельности испытывают затруднения.  Лишь 6 % учащихся - к школе относятся негативно. Они не справляются с учебой, испытывают проблемы и в отношениях  с одноклассниками, и в отношениях с учителями. Эти дети могут отказываться выполнять те или иные задания, следовать школьным нормам и правилам. Непреодолимые трудности травмируют детскую психику и оказывают негативное влияние на адаптационный процесс. 

Для изучения целевых достижений учащихся, их внутренней позиции проводится анализ уровня притязаний – одного из важнейших образований личности, обуславливающих ее активность, детерминирующих аффективные процессы. Задачи: измерение уровня притязаний, целевых установок личности, внутренней позиции школьника, характера действий после неудач и достижений.

Наибольшее количество детей предпочитают работать в зоне легких задач, цели перед собой ставят скромные. У таких школьников может быть повышенная неуверенность в себе, они не склонны к конкуренции, так как срабатывает установка на подчинение. Нереалистично низкий уровень притязаний имеют 10% детей. Это свидетельствует об еще большей неуверенности в себе, присутствии чувства повышенного страха.  34% школьников предпочитают выбирать задачи умеренной сложности, стремление к самоутверждению, как правило, у них отсутствует. 14% детей  – это уверенные в себе дети, ставящие перед собой высокие и сложные задачи. Они не боятся взять на себя ответственность, пойти на риск, что наиболее предпочтительно для личности, так как это оказывает благоприятное влияние на процессы адаптации. У 6% детей отмечается нереалистично высокий уровень притязаний, что свидетельствует о неразведении целей и может быть признаком невротичности личности. Риск формирования дезадаптации у таких детей увеличивается.

Одним из факторов «эмоционального благополучия» школьников являются межличностные отношения учащихся. Анализ данных, полученных с помощью метода социометрии, показал, что в течении учебного года во всех классах происходит интеграция взаимоотношений. Межличностные связи связаны со взаимными выборами, уровнем групповой сплоченности, большое количество детей получило более одного выбора, количество «пренебрегаемых» детей минимально. Это говорит о благополучии в сфере межличностных отношений у учащихся, влияющих на адаптационный процесс. Между мальчиками и девочками наблюдается разобщенность в плане личных взаимоотношений, что соответствует возрастным особенностям.

Полученные результаты исследования по всем методикам впоследствии используются для проведения индивидуальных консультаций с классными руководителями. Проводится общий анализ на педсовете по преемственности. При этом основной упор в этом анализе делается не на повторение известных каждому учителю положений, а на их раскрытии через конкретику данного контингента детей и родителей, применительно к данному предмету, данному педагогу, данной четверти и т. д. Например, говоря о возрастных особенностях данной категории детей, обращается внимание учителей на новые позитивные сдвиги, которые происходят у конкретного ребенка. Говоря о том, что для младшего подростка характерна неустойчивость самооценки делается акцент на том, что этим детям необходимо подчеркнуто доброжелательное доверительное общение со взрослыми, что удовлетворить их главную потребность в школе может только тот учитель, который проявляет искреннюю заботу о них. Только так он может помочь ребенку почувствовать искреннюю заинтересованность в общении с ними, а это создаст атмосферу доверия и взаимопонимания. Родители получают информацию о психофизиологическом, умственном, социальном и эмоциональном развитии данной категории детей. Перед родителями ставится задача, показать ребенку, что он является полноправным и полноценным членом семьи и значит для нее больше, чем все  связанные с ним проблемы. Обращается внимание родителей на расширение сферы самостоятельности, на изменение характера требований и контроля ребенка в новой ситуации.

С детьми после исследования проводятся занятия в классах. Группы формируются по показаниям исследований, т. е. из учащихся с повышенной тревожностью, низким уровнем притязаний, мотивации, низким социометрическим статусом, кроме того, в группы приходят и другие дети, одноклассники, которые хотят заниматься, ограничений для этого нет. Так как мы считаем, что нужны смешанные группы, с разным уровнем показаний.

Занятия построены на основе программ ведущих специалистов в области психологии и педагогики: И. В. Дубровиной, Е. В. Коротаевой, Ю. В. Филипповой. Цель занятий: создание младшему подростку условий для полноценного общения, развить умение и научить справляться с тревожностью, страхом, повышенным волнением, осознавать это, помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства. Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяя свои способности в разных сферах жизнедеятельности.

Проведение занятий является целесообразным. На них ребенок проигрывая специально смоделированные – проблемные ситуации, оценивает их самостоятельно, он ищет и осмысливает разные способы решения проблем, отраженных в упражнениях, учится овладевать эмоциями и соотносить свои действия с чувствами окружающих, быть ответственным за принятие решений и тем самым осознавать себя как успешную личность. После окончания занятий  проводится повторное исследование уровня притязаний, тревожности, социометрии. Из проведенного исследования, как правило, видно небольшое повышение уровня притязаний и уровня групповой сплоченности. Состояние повышенной тревожности  остается в ситуациях типичных для большинства учащихся. Так как в столь короткий промежуток времени невозможно увидеть кардинальные и устойчивые изменения. Поэтому в течение года  с данной категорией учащихся необходимо проводить занятия, включающие элементы из программы.

Занятия, проводимые с детьми, являются значимыми для них самих. Они способствуют раскрытию детей, повышению у них уровня принятия себя, поддержке благоприятного представления о себе, своих потенциях, своей способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Между ними складываются отношения взаимного уважения и доверия, которые способствуют дальнейшему сотрудничеству.

Проблема адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю - постоянный и существенный фактор деятельности любого общеобразовательного заведения. Результаты исследования по заявленной проблеме позволяют сделать следующие выводы: на успешность адаптации существенное влияние оказывает степень готовности учащихся к обучению в среднем звене школы;  укрепление межличностных связей, повышение уровня групповой сплоченности, сформированность у учащихся навыков социального взаимодействия оказывают положительное влияние на адаптацию; особенности самосознания пятиклассников способствуют успешности адаптации.

Определяя дальнейшие пути и средства повышения эффективности работы мы считаем необходимым тесное сотрудничество с руководством школы, педагогами. Задача  в том, чтобы помогать учителям преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребенку, вооружать их навыками партнерского, личностно-ориентированного общения с детьми, оказывать посильную поддержку в освоении личностно-ориентированной педагогики в целом, психологии собственного личностного развития. Одним из средств решения этих задач является совместное проведение занятий по развитию способности детей к самопознанию и саморегуляции. Педагогу будет полезно понаблюдать за тем, что происходит внутри детского коллектива, понять как дети чувствуют себя в классе, как сложились отношения между ними, увидеть богатый внутренний мир каждого учащегося.

 Список литературы:

  1. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. - М., 1985.
  2. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение погруженное в общение. – М.,1997.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.,2001.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999.
  6. Поливанова К.И. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
  7. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В., М.,1995.
  8. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. –  М., 2000.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
  10. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем подростковом возрасте. Под ред. Дубровиной И.В. –  М., 2000.
  11. Цукерман Г.А. 10-12-летние школьники: «Ничья земля» в возрастной психологии. // Вопросы психологии №3, 1998.
  12. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема. // Вопросы психологии № 5, 2001.