Определение ведущей руки

Кулижникова Марина Анатольевна

Используемая методика позволяет оценить преимущество левой или правой руки в сенсорной и моторной сфере. Пробы подобраны таким образом, чтобы учитывать как генетический, так и социальный аспекты асимметрии. Пробы следует проводить индивидуально, так чтобы рядом с ребенком не было других детей, которые запоминали бы последовательность и способ выполнения проб.

Каждую пробу выполняют три раза, но не подряд. В том случае, если все три раза ребенок выполняет действия одинаково, делается вывод на основании трех проб. Однако часто леворукие дети и амбидекстры меняют сторону. В этом случае необходимо убедиться, является ли проба «левой» или «симметричной»: то есть ребенок предпочитает левую сторону («левая» проба) или ему все равно, какую сторону использовать («симметричная»). При подобной неопределенности число проб можно увеличить до 4 – 6. Если больше выборов будет на левой стороне, то делается вывод о левостороннем выполнении пробы, если сторона будет меняться от пробы к пробе, то делается вывод о симметричном ее использовании.

Оценка типа профиля производится только у тех детей, у которых не зафиксировано серьезных травм конечности или исследуемых органов чувств. При наличии подобных травм точность определения профиля резко падает.

Перед началом проведения исследования взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы будем играть с тобой в игру. Ты уже знаешь, что разные люди одни и те же движения делают по-разному. Я очень хочу узнать, как некоторые движения делаешь именно ты. Я буду просить тебя выполнять действия, а ты делай их так, как тебе удобно, как ты привык их делать дома. Итак, я прошу тебя…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. «Поза Наполеона». Сидящему или стоящему ребенку предлагается скрестить руки на груди, для чего воспитатель очень быстро делает ее сам и тут же разводит руки. Можно сказать, что это поза Наполеона. Тогда при повторении пробы можно ее только назвать, но не показывать. Необходимо на блюдать за тем, как выполняется проба. Чем младше ребенок, тем менее точно он выполняет ее. Если он только прижимает руки к груди, то можно еще раз быстро показать, подчеркнув, что руки нужно скрестить. Ведущей считается рука, которая первой ложится на грудь (а не та рука, которая сверху). Не учи тывается и расположение кистей рук, так как дети могут убрать обе кисти или, напротив, обе оставить.

После того как ребенок выполнил пробу, можно спросить его, сможет ли он выполнить ее, поменяв расположения рук. Когда он проделает это движение, его следует спросить, как ему удобнее выполнять движение. В тех случаях, когда ребе нок говорит, что ему все равно, как выполнять это движение, можно  предположить симметричность ее исполнения.  Это встречается достаточно редко, чаще выявляется ведущая рука. По результатам этой пробы дети разделяются примерно на две равные группы (вне зависимости от возраста): одни выполня ют ее левым образом, другие — правым, примерно один ре бенок из 20 утверждает, что ему все равно, как выполнять это движение. Результат пробы достаточно стабилен.

2. «Сцепление пальцев рук». Сидящему или стоящему ребен ку взрослый  показывает движение:  он  переплетает  пальцы обеих рук, держа их наклонно перед собой, и тут же разводит их. Вновь он называет пробу, чтобы при повторении ее более старшими детьми можно было ее не демонстрировать. Затем он просит ребенка показать, как тот делает это движение. Ведущей считается рука, палец которой находится сверху. После того как ребенок проделал пробу, следует попросить его выполнить ее, сцепив руки как-то иначе. Когда ребенок будет пытаться сде лать движение иначе, можно наблюдать за тем, как он это де лает и насколько ловко соединяются пальцы. Кроме того, ре комендуется спросить его, как удобнее выполнять движение. В тех случаях, когда ребенок говорит, что ему все равно, как выполнять эту пробу, можно, как и в случае «позы Наполеона», говорить о симметричном ее исполнении, которое также встре чается редко. Примерно 45% детей будут выполнять ее «левым» образом. Результат пробы также стабилен.

3.  «Плечевой тест». Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и поднять вытянугые руки перед собой. Детям меньше пяти лет это движение можно показать. Затем ребенок выпол няет движение, а взрослый смотрит, какая рука в процессе дви жения поднимается выше. Именно она и считается ведущей. Если у 3—4-летних детей эта проба часто выполняется симметрично или с преобладанием левой руки, то в 7 лет практически половина детей выше понимает правую руку. Это свидетельст вует о тренировке соответствующих мышц, включенных в дви жение. Проба менее стабильна (то есть в трех движениях более чем у половины детей обнаружится смена руки).

4.  «Аплодирование». Взрослый предлагает ребенку похло пать в ладоши.  Ребенок выполняет движение, а взрослый отмечает более активную руку. Если обе руки одинаково ак тивны, то  проба считается симметричной.  Однако  прежде чем сделать окончательный вывод, стоит спросить, можно ли похлопать как-то по-другому. Взрослый наблюдает за тем, какой из вариантов выполняется легче, а также спрашивает ребенка, как ему больше нравится хлопать в ладоши. Проба, как и предыдущая, менее стабильна. Но использование их позволяет учитывать активность других мышц, нежели в ос тавшихся.

5. Рисование круга и квадрата. Сидящему за столом ребен ку предлагается 3 листа бумаги. На одном нарисованы круг и квадрат любого размера. Взрослый говорит ребенку: «Посмот ри, на этом листе нарисованы фигуры. Это — круг и квадрат (при этом взрослый показывает каждую фигуру). А вот эти два листа — для тебя. Ты сейчас внимательно посмотришь на фи гуры, запомнишь их, а затем на каждом листочке нарисуешь их разными руками. Давай попробуем».

После этого ребенок смотрит на фигуры, а в это время взрослый кладет лист бумаги и карандаш прямо перед ним (стоит следить, чтобы карандаш лежал на бумаге, а бумага не сдвигалась от центра влево или вправо). Затем взрослый уби рает лист с нарисованными фигурами и говорит: «Теперь возьми карандаш в любую руку и нарисуй обе фигуры». Когда рисунок одной рукой будет готов, ребенок перекладывает ка рандаш в другую руку и рисует обе фигуры другой рукой.

Для 6—7-летних детей проба усложняется, и им предлага ется делать рисунок с закрытыми глазами. Ведущей является рука, рисунок которой сделан с большим нажимом, выполнен более точно, меньшим по размеру. Если левой рукой, напри мер, рисунок сделан с большим нажимом и меньшим по раз меру, а правая выполнила более точно, можно говорить о симметричном выполнении пробы.

Чем старше ребенок, тем лучше его память, поэтому в этой пробе рисунок, выполненный второй рукой, может быть более уверенным, поскольку ребенок уже опробовал действие. Чтобы избежать подобной накладки, можно попросить ребен ка нарисовать фигуры одной рукой, затем сделать другую про бу, а потом вновь вернуться к рисованию. Например, ребенок рисует одной рукой круг и квадрат, затем достается предмет из «Волшебного мешочка», а потом рисует круг и квадрат той рукой, которая еще не выполняла пробу, затем вновь достает что-то из «Волшебного мешочка».

Подобных проблем нет у взрослых, поскольку у них боль шой навык рисования одной из рук. У 3—4-летних детей этого навыка нет, и любая попытка может принести существенное улучшение исполнения для одной из рук. В то же время пауза в действии восстановит исходное равновесие. Рисование круга и квадрата менее стабильно у 3—4-летних детей, но под соци альным давлением приобретает устойчивость лучшего испол нения рукой, которой ребенка учат писать.

6—7. Рука, берущая предметы. Рука, лучше опознающая предмет. Эта проба может, в зависимости от поставленных перед взрослым временных возможностей и задач, выполнять ся несколькими способами. С одной стороны, можно учиты вать руку, какой ребенок берет предметы в других пробах (на пример, «калейдоскоп» при оценке ведущего глаза; желатель но только, чтобы этот предмет не относился к письменным принадлежностям, так как там с возрастом устанавливается стереотипная последовательность действия). Так можно по ступить, если необходимо сделать первую прикидку о том, как выполняет ребенок движение. При планомерном исследова нии лучше провести следующую игру и сочетать ее как с предыдущей, так и со следующими по порядку пробами.

Для выполнения этой пробы нужно подготовить «волшеб ный» мешочек, в котором будут находиться разные предметы, в том числе: маленькая баночка с завинчивающейся крышкой, маленькие ножницы с тупыми концами, зубная щетка, моло ток, расческа, десертная ложка.

Взрослый предлагает ребенку следующую инструкцию: «Перед тобой лежит мешочек. В нем есть разные вещи. Мы сможешь достать и посмотреть на них, если на ощупь дога даешься, что это за вещь. Засунь ручку, нащупай какой-ни будь предмет и попытайся, не доставая его из мешочка, оп ределить, что это такое, и скажи мне об этом». Мешочек кладется прямо перед ребенком и отмечается, какой рукой первой он будет ощупывать вещи. Результат заносится в 6-й пункт первого бланка. Следующую вещь ребенок должен ощупывать другой рукой. В бланке отмечается, какой рукой быстрее и точнее вещи идентифицируются (это заносится в пункт 7). Когда ребенок достает, например, зубную щетку, ему предлагается, не вставляя ее в рот,  показать, как он чистит зубы. Результат — какой рукой он это делает — заносится в соответствующий (9) пункт теста.

Если ребенок не может сказать, какую вещь он нащупал, ему предлагается попробовать определить ее другой рукой. Возможно, что ребенок сначала будет пытаться определять одной рукой, но лучше идентифицировать вещь — другой ру кой. В любом случае первый раз ребенок сам выбирает, какой рукой первой он будет идентифицировать вещь, а во второй попытке, когда он будет доставать следующий предмет, взрос лый предлагает делать это другой рукой. Следовательно, если ребенок справляется и ощупывает и идентифицирует предмет одной рукой, он последовательно новые предметы достает то одной, то другой рукой. Когда же, что часто бывает с малень кими детьми, ему не удается идентифицировать предмет, то он может попробовать это сделать другой рукой. Если ему не удается это сделать ни при одной попытке, взрослый разре шает ему после второй попытки достать предмет и назвать его, а затем показать, как он производит с его помощью соответ ствующее действие.

Если все другие пробы ребенок выполняет три раза, то эта проба, в которой есть три действия для каждой руки, выпол няется один раз, поскольку при следующем ее проведении ребенок хорошо запомнит все предметы.

Итак, последовательность действий такова: инструкция, потом наблюдение за тем, какой рукой первой ребенок осу ществляет действие, после этого попеременно ощупывается каждый предмет, потом ребенок его достает и показывает, как он им пользуется. В бланк заносятся результаты: какой первой рукой было проведено первое действие (первая попытка в 6-й пробе), какая рука лучше идентифицировала предмет (выби раются три любых попытки из 6). Способ выполнения стерео типных действий будет заноситься в следующие пункты.

8—13. «Рука, выполняющая привычные действия» (Учиты вается, какой рукой ребенок ест ложкой, режет ножницами, чистит зубы, отвинчивает крышку банки, забивает гвозди мо лотком, расчесывает волосы.)

Уже говорилось, что эти пробы перемежаются с предыду щими. Когда ребенок достает из мешочка соответствующий предмет, то показывает, как он выполняет соответствующее действие. Чтобы точнее убедиться, как выполняется действие, можно предложить ребенку расчесать себя и стоящую рядом куклу. Если действие выполняется одной рукой, то можно говорить о ее преимуществе, но если одну сторону ребенок расчесывает одной рукой, а другую — другой, то проба будет симметрична.

Точно так же предлагается вырезать нарисованный ребен ком круг. Если он на протяжении действия будет менять руки, то можно говорить о симметрии движения, если действие будет выполнено одной рукой — латерализованное действие.

Для того чтобы убедиться, произойдет ли смена рук при их забивании удобно использовать пластмассовые гвозди (2—3 штуки).

Ребенок показывает при закрытом рте, как он чистит зубы себе, а затем — кукле. В этом действии следует обратить вни мание на следующий факт. Весьма часто переученные леворукие берут щетку в правую руку, но затем перекладывают ее и чистят либо левой, либо каждую сторону — разными руками. Соответственно в первом случае можно говорить о «левой» пробе, во втором — о «симметричной».

При отвинчивании крышки взрослый наблюдает за актив ной рукой. Если ребенок держит крышку в правой руке, но отвинчивает саму банку левой, то можно говорить о левом способе выполнения действия. Если активна рука, открыва ющая крышку, то именно она и считается ведущей. Если обе руки принимают участие в действии, то проба засчитывается выполненной симметричным образом.

При наличии детского динамометра можно оценить раз ницу в силе нажатия двух рук. В данной пробе большая сила сжа тия определяет ведущую руку. Но отсутствие динамометра не является препятствием для определения ведущей руки. Чем младше ребенок, тем меньшее социальное давление оказыва ется на выполнение этого действия. Ведущей считается рука, выполняющая большинство действий.

Проведя первую попытку всех проб и убедившись, что ребенок все выполняет одной рукой, можно сразу говорить о предпочтении этой руки и не проводить вторые попытки. Од нако в том случае, когда ребенок будет менять руки в разных пробах, необходимо сделать две дополнительные попытки для большинства проб (кроме 7).

Результаты и выводы исследования

В нашем исследовании участвовало 30 испытуемых. Результаты исследования отображены в сводной таблице 1 (Приложение 2). Используя формулу, мы высчитали коэффициент асимметрии.

Кпр =

Еп  - Е л          *100

    Еп +Ел +Ео

Полученные данные занесли в таблицу 2 (Приложение 3).

Из таблицы мы видим, что у 30 испытуемых:

23 человека (77%) – ведущая рука правая.

6 человек (20%) – ведущая рука лева.

1 человек (3%) – амбидекстр.

Полученные данные мы отобразили графически в диаграмме 1 (Приложение 4).

На протяжении первого класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуж даться в проведении комплекса специальных занятий, на правленных на развитие:

- зрительно-моторной координации,

-точности пространственного восприятия,

-зрительной памяти,

-наглядно-образного мышления,

-способности к целостной переработке информации, моторики,

- фонематического слуха,

- речи.

При организации развивающей работы может возник нуть необходимость в привлечении к сотрудничеству лого педа и детского психоневролога.

В работе с леворукими детьми следует учитывать опре деленные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта.

Ре комендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. При этом способ держания руч ки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями. Требовать от левши безотрывного письма проти вопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу и его рабочее место имеет достаточную ос вещенность.

Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, например, если ведущим является ле вый глаз, то классная доска, рабочее место учителя долж ны находиться в левом зрительном поле учащегося. Пос леднее из перечисленных требований может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для лев шей расположение рабочего места слева в ряду у окна це лесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех осталь ных детей.


 

Комментарии

Кулижникова Марина Анатольевна

Используемая методика позволяет оценить преимущество левой или правой руки в сенсорной и моторной сфере. Пробы подобраны таким образом, чтобы учитывать как генетический, так и социальный аспекты асимметрии. Пробы следует проводить индивидуально, так чтобы рядом с ребенком не было других детей, которые запоминали бы последовательность и способ выполнения проб.
Кулижникова Марина Анатольевна

Используемая методика позволяет оценить преимущество левой или правой руки в сенсорной и моторной сфере. Пробы подобраны таким образом, чтобы учитывать как генетический, так и социальный аспекты асимметрии. Пробы следует проводить индивидуально, так чтобы рядом с ребенком не было других детей, которые запоминали бы последовательность и способ выполнения проб.