Problem group The psychology of human aggression as a variant of students’ training for the work with aggressive primary schoolchildren

В статье представлен опыт организации и функционирования проблемной группы «Психология человеческой агрессивности». Необходимость функционирования подобной проблемной группы диктуется рядом противоречий, возникших в современном образовательном пространстве, главным из которых является потребность современной школы в профессиональных педагогах-психологах, готовых к осуществлению диагностики, профилактики, коррекции агрессивного поведения, и отсутствия целенаправленной подготовки современных студентов к работе с агрессивным поведением всех субъектов образовательного процесса. В определенной мере решению обозначенной проблемы способствует подготовка студентов в рамках работы проблемной группы. Собственный опыт практической и преподавательской деятельности позволил выделить основные проблемы, выносимые на обсуждение проблемной группы – как наиболее актуальные, отвечающие запросом современной практики школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемная группа «Психология человеческой агрессивности» как один из вариантов подготовки студентов к работе с агрессивными младшими школьниками[1]

Шалагинова Ксения Сергеевна

 кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии и педагогики ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, Тула, Россия

Рост насилия и жестокости в современном обществе и, как следствие, тенденция роста агрессивности уже в начальной школе требуют подготовки высокопрофессиональных специалистов – педагогов-психологов, умеющих и готовых работать с агрессивными детьми.

Анализ  учебных планов и государственного образовательного стандарта – основных документов, по которым ведется подготовка будущих специалистов,  позволяет утверждать, что проблеме агрессивности вообще и детской агрессивности в частности в процессе освоения студентами образовательной программы в настоящее время не уделяется должного внимания. Специального, целенаправленного изучения проблемы агрессивности не предусмотрено в рамках ни одной психологической дисциплины. Понятия «агрессивность», «агрессивное поведение», «превенция агрессии» не встречаются ни в одном разделе государственного образовательного стандарта. Лишь некоторые аспекты проблемы агрессивности и агрессивного поведения затрагиваются при изучении отдельных дисциплин, но рассмотрение проблемы носит фрагментарный, ознакомительный характер, отсутствует система в изложении знаний, что в свою очередь влияет на качество сформированных компетенций.

Решение данной проблемы не видится возможным и в условиях перехода на стандарты нового поколения. С одной стороны, уменьшение аудиторной нагрузки не позволяет уделять проблеме должного внимания. С другой стороны, анализ учебных планов и стандартов по  направлению подготовки «Психология» показал,  что проблеме агрессии, насилия и жестокости в современном образовательном пространстве не уделяется должного внимания, хотя и  предусмотрены некоторые компетенции, в частности – диагностика, коррекция, профилактика различных рисков и девиаций субъектов образовательного процесса.

В качестве одного из возможных вариантов подготовки студентов к работе с агрессивными младшими школьниками мы рассматриваем деятельность проблемной группы «Психология человеческой агрессивности».

   Студенческая проблемная группа – это временный научный коллектив студентов, образованный при кафедре для совместной разработки единой реальной проблемы под руководством преподавателя. Участие студентов в подобных группах является добровольным, группы создаются на каждый текущий учебный год.

 В качестве основы при организации деятельности группы нами было взято положение о том, что одной из возможных причин проявления агрессивности является  отсутствие (недостаточное развитие)  социально - когнитивных навыков.  Попадая  в трудные проблемные ситуации,  люди, а тем более дети, не располагают  достаточным набором базовых социальных умений. Социальная некомпетентность в вопросах коммуникации, неумение конструктивно решать конфликты  выступают  в качестве основной причины проявления агрессивности в поведении. Учитывая вышесказанное,  в качестве   приоритетного направления  работы проблемной группы мы определили проблему  формирования социальной компетентности как одного из условий профилактики агрессивности.

В качестве основных  направлений организации  работы в проблемной группе были определены следующие:

  1. организация заседаний,  семинаров и круглых столов для студенческой аудитории по проблемам, вынесенным  для обсуждения;
  2. участие студентов в научно-исследовательской деятельности кафедры и факультета;
  3. подготовка студентов к участию в студенческих научно-практических конференциях, конкурсах;
  4. участие в мероприятиях, проводимых в вузе в рамках Научной весны;
  5. подготовка публикаций к  изданию в сборниках научных работ.

 Ниже приводятся основные проблемы, выносимые на обсуждение   группы и возможные плоскости  рассмотрения

1. Природа человеческой агрессивности  (понятие, виды агрессии, причины, механизмы возникновения) - неоднозначность и сложность проблемы агрессивности. Отсутствие единого общепринятого понятия агрессия  в психологии.  Агрес сия – неотъемлемая  часть жизни личности и общества. Многообразие критериев и подходов  при выделении различных типов и видов агрессии.  Выделение адаптивной и  патологической  агрессии. Прямая и косвенная  вербальная;    прямая  косвенная    физическая  агрессия Конструктивная  и деструктивная агрессивность. Деструктивная агрессивность как потенциал  враждебности, злобности, жестокости.

Многообразие и вариативность подходов и теорий, объясняющих  природу агрессивности, причины ее возникновения.

2. Агрессивность как свойство личности. «Сколько»  агрессивности должно быть в человеке - два полюса агрессивности, от сверхагрессивности до ее почти полного отсутствия.   Парадоксальность ситуации:  негативная  оценка  исследователями обоих полярных состояний. Агрессивность – необходимое условие нормальной жизнедеятельности личности, как неотъемлемая  динамическая  характеристика активности и адаптивности человека. Отсутствие  агрессивности  как причина   пассивности, ведомости, конформности и т.д.  Чрезмерное развитие  агрессивности - последствия для личности и окружающих.

3.  Социальная компетентность личности - отсутствие коммутативных навыков, неумение решать конфликты конструктивно, «бьют - дай сдачи!» как одна из причин роста жестокости в обществе. Умение конструктивно общаться  - залог социальной адаптации и успешности.

4. Способы работы с собственным гневом, механизмы его отреагирования - функции гнева - защита и декомпрессия. Два основных способа выражения гнева: прямой  - выход эмоций,  косвенный  -перенос эмоций. Пути  косвенного выражения гнева:

 -  генерализация – агрессия как бы иррадиирует, захватывая объекты, сходные с тем, который был жертвой первоначально;

 - автоагрессия – перенос объекта агрессии на самого себя;

-  ассоциации по смежности  - например, недовольный учителем ученик выражает свое агрессивное отношение к нему в бессильной злобе;

- перенос на так называемого «козла отпущения» (лицо или неодушевленный предмет).  

Понятие  «бессильный гнев».  Отреагирование гнева.

5. Умей за себя постоять! Обижают – дай сдачи! За и против - насколько эффективен и целесообразен данный   принцип воспитания - дать сдачи или подставить другую щеку! Насколько обе модели  поведения  целесообразны  и оправданны. Обижают только слабых и беззащитных, тех, кто не может  за себя постоять?! Как вырастить мужика, но не драчуна. Где она золотая середина?

6.  Наказывать или не наказывать ребенка. Как наказания влияют на агрессивность - неоднозначность  влияние  наказаний  в возникновении и проявлении агрессивного поведения. Наказание как   модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослыми. Условия эффективности наказания, зависимость  эффективности наказания как способа устранения агрессивного поведения от различных факторов.

7. Личностно-развивающий ресурс семьи  - взаимодействие  семьей агрессивного ребенка Значение и роль семейного воспитания в возникновении и проявлении детской агрессивности. Влияние моделей поведения родителей на поведение детей. Эмоциональные отношения между детьми и родителями. Подражание  как вид научения агрессивному  поведению. Роль модели для подражания. Поведение родителей,   их взгляды, система ценностей и отношений. «Идеальная модель» для подражания.

Типы неправильного воспитания в семье, вызывающие проявления агрессивности  у ребенка. Воспитание по типу гипоопеки  как  причина возбудимости, злобности, агрессивности со склонностью к дракам и другим отрицательным поступкам. Воспитание по типу гиперопеки как причина проявления тревожно-мнительных черт характера  в  отношениях с окружающими, в отношении собственного  здоровья. Воспитание  по типу "кумир семьи" как причина эгоизма,  повышенного самомнения, собственной переоценки, непоколебимой "жажды признания". Воспитание по типу "золушки"  как причина неуверенности в себе, нерешительности.

8.   У агрессивных учителей агрессивные ученики  - так ли это? - поиск причин  возникновения и проявления  агрессивности в поведении детей  за пределами образовательного учреждения.  Проблема влияния личностных качеств воспитателя на развитие личности ребенка. Влияние стиля руководства учителя на проявление его собственной агрессивности и агрессивности его учеников. Отказ учителей признавать  собственную склонность к проявлению агрессивности.  Последствия речевой  агрессии учителей. Речевая   агрессия учителя как причина «дидактогенного  невроза школьников». Агрессия педагога как источник чувства обиды, досады, беспомощности, одиночества, страха. Перенос школьниками  агрессивной  модели  речевого поведения на общение друг с другом.

9. Современные подходы к диагностике,  превенции  и  коррекции агрессивности  - симптомати ческая   и  каузальная диагностика. Особенности их использования при выявлении агрессивности.  Особенности использования  психодиагностического арсенала при работе с агрессивностью.   Самонаблюдение и самоконтроль учителя  над собственным речевым поведением как наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде.  Игнорирование речевой агрессии, переключение внимания, метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций, тактическое  сомнение (метод «подзадоривания»), положительные оценочные высказывания, речевой этикет как частные приемы контроля над речевой агрессией.  

Цели и задачи коррекции. Выбор методов коррекционного воздействия. Возможности игры и ее использование в младшем школьном возрасте. Возможности арттерапии при коррекции агрессивности в начальной школе.

Формы коррекционной работы с агрессивными младшими школьниками. Индивидуальная коррекционная работа, ее достоинства и недостатки. Групповая коррекционная работа с агрессивностью в начальной школе. Участие родителей в коррекционной работе.

10 Организация психологического сопровождения агрессивных младших школьников  - психологическое сопровождение агрессивных младших школьников каксистема профессиональной деятельности, включающую создание социально -психологических условий для успешного обучения и психического  развития детей с различными уровнями проявления агрессивности. Принципы построения и осуществления психологического сопровождения агрессивных младших школьников. Алгоритм реализации психологического сопровождения агрессивных детей в начальной школе.

Работа  проблемной группы предусмотрена  в режиме   одного  заседания  в месяц.  Каждый член группы,  познакомившись  с планом работы,   вправе выбрать себе  одну и несколько интересующих проблем и побыть в роли «ответственного эксперта»  при ее подготовке,  рассмотрении и обсуждении. Остальные студенты также принимают активное участие в подготовке и обсуждении проблемы. Заседания группы проходят один раз в месяц, но все остальное время студенты продолжают заниматься научно-исследовательской работой. Помимо подготовки к очередному заседанию, сбора и поиска информации, члены группы работают, начиная с третьего курса над курсовыми и дипломными проектами, студенты младших курсов (2-3курс), проводят исследования в рамках прохождения практик, практикумов, на лабораторных и семинарских занятиях, что находит свое отражение в выступлениях и публикациях на конференциях  различного вида и уровня.

Так по итогам работы проблемной группы в 2010-11 учебном году   написано 15 статей, выполнено 5   курсовых, защищено  4   дипломных работы, 4 диплома рекомендованы к участию в конкурсах различного уровня.

Анализ работы проблемной группы позволяет утверждать,  что  студенты, участвующие в заседаниях проблемной группы  приобретают набор компетенций,  необходимых в профессиональной деятельности. Наряду с общепрофессиональными знаниями,  умениями, навыками, приобретаются   компетенции,  без которых невозможно грамотное осуществление  профилактики, диагностики и коррекции агрессивного поведения детей в начальной школе. Студенты проблемных групп не «боятся» агрессивных детей, так как  владеют необходимыми средствами и приемами работы с детьми подобной категории, умеют подбирать психодиагностический инструментарий, составлять рекомендации, достаточно грамотно ведут себя при  проявлении агрессивности в поведении учеников на уроках и переменах при прохождении практик.

Литература

  1. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб., 2008.– 720 с.
  2. Ениколопов, С. Н. Психология агрессии: основные подходы / С. Н. Ениколопов // Вестн. Псковского вольного ун-та.– 1994.– № 1.– С. 62–68.
  3. Реан, А. А. Детская агрессия / А. А. Реан // Педагогика и психология.– 2009.– № 4.– С. 37–42.
  4. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд.– М., 1989.– 384 с.
  5. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм.– М., 1994.– 246 с.
  6. Bandura A. Aggression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffs. – 1973. – Р. 74–92.
  7. Berkowitz Frustration-aggression hypothesis: Examination and reformulation // Psychol. Bull.– 1989.– V. 106.– P. 59–73.
  8. Buss A. The psychology of aggression.– N. Y., 1961. – Р. 74–126.

 


[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (Российский Гуманитарный научный фонд), проект  № 11-16-71017 а/Ц