Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками Часть 2. самостоятельная работа по курсу

Во второй части пособия представлена система самостоятельной работы  по каждой теме, призванная обеспечить детальную проработке теоретического материала, выработку практических умений и навыков работы с агрессивными младшими школьниками 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tom_2.doc924 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА 1

ПОНЯТИЕ АГРЕССИЯ, АГРЕССИВНОСТЬ, АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ.  

ТИПОЛОГИЯ АГРЕССИВНОСТИ

1. Приведите по 5 определений  агрессии отечественных и зарубежных ученых, проведите их анализ.

Основные подходы к определению понятия «агрессия»

 в работах отечественных и зарубежных ученых

Автор, источник

Определение агрессии

«Сильные стороны»

Недостатки, уязвимые стороны

Подходы зарубежных ученых

подходы отечественных  ученых

2. Позволяют ли приведенные вами подходы  проследить тенденции в  определении термина «агрессия» в отечественной и зарубежной науке. Выделите общее и принципиальные отличия в позиции отечественных и зарубежных исследователей. Какому из рассмотренных определений вы отдаете предпочтение, почему.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  _______________________________________________________________________________

 3.  Заполните таблицу, приведя примеры наиболее распространенных проявлений агрессии  в современном обществе. Определите тип агрессивности по различным классификациям.

Типология агрессии

Пример

проявления агрессии

Типология

Э. Фромма

Типология

А. Басса,  А. Дарки

Типология

А. Басса

например

Ребенок ударил палкой  младшего брата, желая завладеть игрушкой

Инструментальная

Физическая

Физическая – активная - прямая

4. Сделайте аннотацию  одной из статей  по  проблеме  агрессии  по  следующей схеме.  

Автор статьи         

Название статьи         

        

Источник, выходные данные         

        

        

Проблема, затрагиваемая в статье, степень ее актуальности         

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

Позиция автора         

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

Ваше собственное отношение к проблеме        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

 

5. Посмотрите фильм «Агрессия» (диск), выполните следующие задания

1) Согласны ли вы с тем, что агрессия неизбежна в жизни отдельного человека и общества в целом_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Как вы считаете,  сколько агрессии в норме должно быть в человеке. Где она «золотая середина»_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Приведите примеры ситуаций из собственной жизни, которые вызывали или  до сих пор вызывают у вас агрессии. Опишите как  вы реагируете в подобных ситуациях, оцените степень конструктивности собственного поведения _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Как вы считаете, агрессии – «стадное явление». Аргументируйте свою позицию, приведите конкретные примеры__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Предложите свой собственный эксперимент, позволяющий изучить особенности человеческой агрессии._________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Сформулируйте основную идею фильма, согласны ли вы с ней_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 2  

ГЕНЕЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  АГРЕССИВНОСТИ

1. Заполните таблицу.

Теории происхождения человеческой агрессивности

№ п\п

Название

теории

Генезис

агрессивности

Представители

«Достоинства»

теории

«Слабые стороны» теории

1

2

3

4

2. Какой из теорий, представленных в таблице,  вы отдаете предпочтение. Аргументируйте свою позицию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. В настоящее время теория социального научения большинством ученых, занятых проблемой детской агрессивности признана уникальной. Как вы считаете, почему? Разделяете ли вы это мнение?______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Согласны ли вы с утверждением о том, что современное  общество стало более жестоким или вы не видите разницы с тем, что было 10, 15, 20 лет назад. Обоснуйте свою позицию.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.Предложите собственную теорию происхождения агрессивности в человеческом  обществе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Просмотр сцен насилия и жестокости рассматривается как катарсис в психоаналитическом направлении и как причина агрессивности в   теории социального научения. Как вы считаете, почему стало возможным существование двух диаметрально противоположных позиций. Какая позиция близка вам? Почему?_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Согласны ли вы с утверждением о том, что цензура в средствах массовой информации является условием профилактики агрессивности в обществе. Докажите свою точку зрения___

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 3

ПРИЧИНЫ, ОСОБЕННОСТИ, ВАРИАНТЫ  ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.  Выделите десять основных причин проявления агрессии в поведении современных младших школьников, проранжируйте предложенные вами варианты по степени распространенности, поставив на первое место наиболее часто встречающиеся причины, далее -  по убывающей. Спланируйте основные направления профилактической деятельности для каждой группы причин.

N

п/п

Причина проявления агрессии в поведении

Направления профилактической деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

 

9

10

2. Приведите  5 примеров  вариантов проявлений  агрессии младшими школьниками, с которыми вам приходилось иметь дело при прохождении практик, личного опыта и т. д. Определите к  какому типу  проявления агрессии следует отнести приведенный вами пример, предположите  возможные причины, пути оказания помощи ребенку.

Варианты проявления  агрессии  в младшем школьном возрасте

Пример проявления агрессии

Тип

(типология выбирается самостоятельно студентом)

Возможные причины

Направления, варианты работы с ребенком

3. Познакомьтесь с ситуациями приведенными ниже. Дайте комментарий психолога (причины, специфика, оказание помощи, возможные варианты развития событий и т. д.) 

Пример Ваня Б. (10 лет) ученик 4-го класса. Растет в полной благополучной интеллигентной семье. Родители спокойные и уравновешенные люди, имеют высшее образование. Ваня постоянно демонстрирует агрессивное поведение. Очень скор на комментарии язвительного характера в адрес одноклассников непосредственно на уроке. Что до перемен, то тут в ход идут пинки, толчки, щипки. Жертвами становятся не только мальчики, но и девочки. Причем совершаются эти деяния Ваней без всяких причин, как-то походя. Создается впечатление, что ребенок выплескивает излишнюю энергию. В рисуночном тесте «Моя семья» изобразил полную идиллию — мама, папа, Ваня, но в разгар рисования подал голос Алеша (мальчик, которого Ваня просто не выносит). Незамедлительно последовала реакция — на рисунке рядом с домочадцами, мирно сидящими на диване, появилось изображение Алеши и надпись: «Я выдергиваю ноги, уши и голову у Алеши Ф.»

Комментарий психолога.  В описываемом случае мама Вани достаточно терпимо относится к агрессивным проявлениям сына. Ребенок поздний и единственный в семье, его балуют. На жалобы учителя, психолога мама обычно говорит: «Ну, это ж Ваня! Его хлебом не корми — дай подраться». Даже какая-то гордость слышится в ее голосе. По натуре Ваня холерик просто классический -вспыльчивый, неуравновешенный, абсолютно не умеющий сдерживать свои порывы. «Слепая» любовь, пассивное наблюдение со стороны мамы делают свое дело. Раз нет осуждения, значит, все хорошо - так думает ребенок. Мы имеем дело с подкреплением нежелательного поведения. С большой вероятностью мальчик превратится в «агрессора», который не будет считаться с чужим мнением и предпочтет решать проблемы силовыми методами. Необходима работа психолога с мамой и самим ребенком.

Ситуация 1

Максим Г. (8 лет) учится во втором классе. Даже на уроках ведет себя крайне агрессивно: умудряется стукнуть любого, кто его затронет. Что уже говорить о переменах! Здесь просто опасно оставлять его без присмотра взрослых наедине с одноклассниками. Мальчик кричит, кидается на товарищей с кулаками. Лицо Максима никогда не выражает улыбки, всегда какое-то злобное и сердитое.

Комментарий психолога__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2

«Не буду! Не бууудуууу!» — пронзительный детский крик перекрывал музыку, играющую в холле торгового центра. Сплошной поток посетителей обтекал маленький островок у эскалатора: кудрявый белокурый мальчик семи  лет лежал на полу, колотя руками и ногами по гранитному полу и истошно вопил. Рядом суетилась взъерошенная мама; она безуспешно пыталась поднять мальчишку и оглядывалась вокруг со смущенным и извиняющимся выражением на лице. Люди проходили мимо, некоторые задерживались, чтобы посмотреть - кто-то сочувственно, кто-то осуждающе. «Совершенно не умеют воспитывать детей, ремень по нему плачет!», — презрительно бросил грузный мужчина. «Бедный малыш, ну зачем она его заставляет, раз он не хочет что-то делать!», - сочувственно покачала головой худенькая шатенка. «Господи, ну когда закончится этот ад, — бормотала то краснеющая то бледнеющая мама мальчика. - Еще одна истерика - и я отправлюсь прямиком в дурдом!»

Комментарий психолога__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 3

Оля Ч., 10 лет.  Когда бы ни оказался в перемену около этой девочки, понимаешь сверхзадачу - остановить «бойню». Оля дерется регулярно не только с мальчиками своего класса, но и с шестиклассниками, и даже с семиклассниками. Ее в буквальном смысле нужно оттаскивать от оппонентов, при этом она вся трясется и дрожит от гнева, а из глаз ручьем льются злые слезы. Ей ничего не стоит расцарапать лицо мальчишке, порвать на нем одежду. Остается удивляться, откуда столько сил в этой маленькой изящной девочке.

Комментарий психолога__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 4

Подготовительную группу детского сада (девочкам уже исполнилось 7 лет, через 4 месяца в школу) посещали две подружки — две Алены: Алена С. и Алена Е. Они были неразлучны еще с ясельной группы, но,  тем не менее, без конца ругались и даже дрались. Однажды, когда психолог зашел в группу, он увидел, что Алена С., не слушая пытавшегося утихомирить ее воспитателя, швыряет все, что подвернется ей под руку, и кричит, что всех ненавидит. Приход психолога оказался как нельзя более кстати. Алена С., которая очень любила заходить в психологический кабинет, «дала себя увести». В кабинете психолога ей предоставили возможность самой выбрать себе занятие. Сначала она взяла огромный надувной молоток и изо всех сил стала бить им по стенам и по полу, потом вытащила из коробки с игрушками две погремушки и с восторгом стала греметь ими. На вопросы психолога о том, что же произошло и на кого она рассердилась, Алена не отвечала, но на предложение порисовать вместе с удовольствием согласилась. Психолог нарисовал большой дом, и девочка воскликнула: «Я знаю, это наш детский сад!»

Дальнейшая помощь взрослого не понадобилась: Алена стала рисовать и пояснять свои рисунки. Сначала появилась песочница, в которой расположились маленькие фигурки — дети группы. Рядом возникли клумба с цветами, домик, беседка. Девочка рисовала все новые и новые мелкие детали, как будто оттягивала тот момент, когда надо будет нарисовать что-то важное для нее. Через какое-то время она нарисовала качели и сказала: «Все. Больше рисовать не хочу». Однако, послонявшись по кабинету, она снова подошла к листу и подрисовала на качелях маленькую-премаленькую девочку. На вопрос психолога, кто же это, Алена сначала ответила, что не знает сама, но потом добавила, подумав: «Это Алена Е. Пусть покатается. Я ей разрешаю». Затем она долго раскрашивала платье своей соперницы, нарисовала ей сначала бант в волосах, а потом даже корону на голове, объясняя при этом, какая Алена Е. хорошая и добрая. Но потом художница внезапно остановилась и ахнула: «Ах!!! Алена упала с качелей! Что же теперь будет? Платье-то как испачкала! (Платье закрашивается черным карандашом с таким нажимом, что даже бумага не выдерживает, рвется.) Мама и папа будут ее ругать сегодня, а может быть, даже побьют ремнем и поставят в угол. Корона свалилась, укатилась в кусты (нарисованную золотую корону постигает та же участь, что и платье). Фу, лицо грязное, нос разбит (красным карандашом закрашивается все лицо), волосы растрепались (вместо аккуратной косички с бантиком на рисунке появляется ореол из черных каракулей). Вот дурила, кто же с ней, с такой, играть теперь будет? Так ей и надо! Нечего командовать! Раскомандовалась тут! Подумаешь, воображала! Я тоже умею командовать. Пусть вот теперь идет мыться, а мы не такие грязные, как она, мы играть будем все вместе, без нее». Алена, вполне удовлетворенная, рисует рядом с поверженным врагом группу детей, окруживших качели, на которых сидит она, Алена С. Затем вдруг пририсовывает рядом еще одну фигурку. «Это Алена Е. Она уже вымылась, — объясняет она и спрашивает: — Можно я уже пойду в группу?» Вернувшись в игровую, Алена С. как ни в чем не бывало присоединяется к играющим ребятам.

Комментарий психолога__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 5

Двухлетний малыш ударился о ножку стула и громко плачет. По тревожному сигналу «летит» любящая бабушка. «Что, мое солнышко, кто тебя обидел?» Ребенок указывает на стул и плачет еще громче. «Ах, этот стул негодный, мы ему сейчас покажем, как маленьких обижать», — приговаривает бабушка и отчаянно лупит по стулу. Внучок незамедлительно повторяет ее действия и молотит по ни в чем не повинному стулу. Вот и слезы высохли, все хорошо!!?

Комментарий психолога__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Посмотрите фильм «Виртуальная агрессия» (диск), выполните следующие задания

1) Что такое «виртуальная агрессия»________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Выразите свое отношение к просмотренному_____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Согласны ли вы с тем, что многие родители сами неосознанно «подсаживают» своих  детей на компьютер и тем самым «делают» их агрессивными________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Современные условия жизни таковы, что неумение пользоваться компьютером трактуется как признак «отсталости». Как вы считаете, где грань между «прогрессом» и «зависимостью». Как родителям самим не навредить своим детям_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Должны ли, родители вести «отбор, цензуру » игр и телепередач для своих детей. Как, на ваш, взгляд,  должны поступить грамотные родители, если ребенок «все-таки насмотрелся»__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Сформулируйте основную идею фильма, согласны ли вы с ней_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Посмотрите сюжет «Детская агрессия» (диск), выполните следующие задания

1)  Сформулируйте основную идею сюжета________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Как вы относитесь к наказаниям. Стоит ли наказывать ребенка, если да, то за что. Приведите пример конструктивного наказания _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Как вы считаете, должны ли родители «заставлять» своих детей делать то, что им не хочется, не нравится. Ребенок демонстративно отказывается убирать свои игрушки, случай не единичный. Предложите конструктивную модель поведения родителей, которая не станет причиной агрессии в поведении ребенка__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) В сюжете рассматривается ревность как  одна из возможных причина агрессии в поведении ребенка. Как родителям избежать конфликта между старшим и младшим, как грамотно подготовить ребенка к появлению в семье братика или сестрички_____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Ребенок растет «жадиной» - никогда и некому не дает свои игрушки, но может просить у других, «болезненно» реагируя на отказ. При этом, маме очень некомфортно перед остальными мамами, она пытается постоянно оправдать поведение своего ребенка или стыдить своего малыша, призывать к «доброте».  Дайте рекомендацию психолога в этой достаточно распространенной ситуации___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) У детей-первоклассников конфликт - ничего особенного, дети вполне могут решить его самостоятельно, но вмешались родители одного из детей, затеяли «разбирательства» Правы ли родители, нужно ли вмешиваться или все свои «проблемы»  ребенок должен пытаться решать сам______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Сделайте  небольшую памятку – рекомендацию для учителей или родителей (на выбор) «Учителю или родителям  о детской агрессивности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 4

КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

1. В настоящее время достаточно распространенными технологиями организации деятельности педагога-психолога являются «психологическая помощь»,  «сопровождение»,  «поддержка». Сделайте сравнительную характеристику   этих технологий, результаты оформите в таблице.

Сравнительная  характеристика    технологий работы педагога-психолога

Критерий для сравнения

Психологическая помощь

Поддержка

Сопровождение

Определение

Основные принципы, постулаты

Принципиальные отличия

Общие, схожие моменты

Достоинства

Возможные трудности, недостатки

Примеры 3-5 ситуаций (проблем) применения  

2. Заполните таблицу:

Основные виды (направления) деятельности  по осуществлению психолого-педагогического сопровождения  агрессивных младших школьников.

Направление

Содержание, цель

Конкретные методики, мероприятия

ТЕМА 5

СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА  И ВОЗМОЖНОСТИ  ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ К РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ  

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Заполните таблицу, самостоятельно выделив основные этапы в развитии системного подхода в психологической науке. В таблице должна соблюдаться хронология. Логично начать с первых «античных»  представлений и закончить современным состоянием проблемы.

Развития системного подхода

Временной период

Представители

Характеристика, степень разработанности проблемы

например

Античность

Аристотель

Согласно системе Аристотеля Земля - центр Вселенной, а так как все тяжелые частицы стремятся к центру, то именно здесь и образовалось твердое тело нашей планеты. Легкие элементы - воздух и огонь - поднимаются в высокие слои, там они загораются, и тогда люди видят кометы и падающие звезды. Вечно движение небесных тел по сферам, окружающим неподвижную Землю, а Вселенная сферична и конечна

  1. Познакомьтесь со статьей  В.Волкова о возможности использование системного похода в решении семейных проблем (статья взята из  Московского психологического журнала №10)

Системная семейная расстановка по методу Берта Хеллингера.

Разработанный немецким психотерапевтом Б. Хеллингером уникальный высокоэффективный метод работы с семьей в более широком понимании - с семьей как с родом - предполагает, что семья, род представляют собой систему, жизнь которой подчиняется определенным законам, определенному порядку. Нарушение этих законов приводит к утрате любви и, как следствие, к конфликтам, разводам, невозможности создать семью, болезням, ранним смертям и несчастным случаям среди членов семьи - и взрослых, и детей.

Методика позволяет  эффективно и достаточно интересным методом решать  непростые, нестандартных семейных проблем.

Они, довольно часто, в большинстве семей начинаются тогда, когда целостность семьи разрушается, и кто-то из членов семьи уходит из неё, а «освободившееся» место начинает жить своей особой, не совсем понятной жизнью. Да и « к ответу»  его не призовешь: ведь место-то пустое.

Чаще всего, к сожалению, это место раньше принадлежало мужчине, главе, отцу семейства и т.д. «Свято место пусто не бывает», говорит народная мудрость, и хорошо, если его займет реальный человек, новый член семьи. Принять его, адаптировать, построить отношения - это уже дело техники. Гораздо сложнее жизнь складывается тогда, когда освободившееся место не займет никакой реальный человек. Тогда место живёт своей странной жизнью.

А если в этой семье вырастает сын, который уже стоит на пороге взрослой жизни? Возникший треугольник: «место - мать – сын»  даже более драматичен, чем любовный. У двух «реальных»  персонажей этой драмы очень разные ожидания друг от друга, разные жизненные перспективы, разные возможности построения отношений. Они по-разному видят и понимают свое прошлое. Они не одинаково представляют свою роль и сейчас и в дальнейшей жизни. И, тем не менее, они являются семьей…

Но вначале пару слов о семье, о том, что там происходит и как с этим можно работать.

Семья является для человека первой и главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи, свои семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.

Зачастую трудно бывает понять динамику проблематики клиента в индивидуальной терапии, не принимая в расчет ее системный характер. Индивидуальная терапия, проводимая без учета того, что человек является частью системы семьи, может оказываться неэффективной или приводить к неожиданным результатам, нарушая сложившийся семейный баланс.

Системный семейный подход по сравнению с индивидуальной терапией обладает рядом особенностей, которые привносят с собой новый взгляд и новые возможности.

Если в индивидуальном подходе терапевту приходится прикладывать много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, то в семейном подходе фокус терапевтических усилий смещается в сторону повышения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия, как правило, не бывает длительной и иногда может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в таком случае носят более экологичный характер.

Системный подход успешно применяется и в организационном консультировании, помогая лучше разбираться в динамике отношений в организации. Незаменим он и при проведении долгосрочных программ, в которых группа превращается в новую систему со своей границей, гомеостазом, сложным распределением ролей и энергообменом. Системный подход может оказаться полезным и в том случае, если вам приходится работать в составе команды или с ко-терапевтом. Осознание себя частью единой системы поможет избежать ненужных конфликтов, сделать совместную работу приятной и эффективной. И, безусловно, это поможет вам по-новому взглянуть на свою собственную семью.

Здесь хочется упомянуть об одном, берущим свои корни в глубине веков, методе системной семейной психотерапии, более известном в профессиональном кругу, как "Семейная расстановка по Хеллингеру".

Нам не совсем знакома официальная версия истории возникновения метода, но известна легенда, по которой Берт Хеллингер, австрийский психотерапевт, психоаналитик довольно продолжительное время пребывал, в качестве миссионера католической церкви в Южной Африке, откуда и вынес некоторые принципы работы с семьей, увидев, как подобные Родовые проблемы решаются в среде древних африканских племен.

Мы не сможем описать суть этой работы в данной статье, да и сам Хеллингер долгое время не посвятил ему ни строчки, полагая, что метод не вмещается в слова и не может быть описан. («Лучше один раз увидеть …») Первое обобщение принципов, лежащих в основе его работы, было сделано врачом-психиатром, исследователем семейных отношений из Гейдельбергского университета Гунтхардом Вебером. Он участвовал в его группе, когда самому Берту Хеллингеру было уже 65 лет.

Можно говорить о каких-то законах, техниках применяемых в данной работе, но главное совершенно не в них, и иногда закончив сессию, даже удивляешься тому, что ты и как ты это сделал.

Но всё- таки есть ряд моментов, о которых говорит сам Хеллингер, которые близки мне, и которые больше касаются личности ведущего, психотерапевта. Это: отказ от намерений, мужество и согласие, которые можно по-своему перефразировать, как гибкость и пустотность ума, бесстрашие и открытость психотерапевтическому опыту.

Так, имея конкретные намерения, мы пытаемся по-своему влиять на реальность и хотеть от неё чего-то своего, и, таким образом можем пропустить что-то очень существенное. Отсутствие мужества, страх закрывает нам путь к встрече с правдой жизни, а без согласия с самыми различными её сторонами у нас не будет сил изменить её в лучшую сторону.

Есть важное наблюдение, лежащее в основе метода, состоящее в том, что любовь может существовать и действовать только в тех границах, в каких она поддерживает жизнь. Основное качество жизни - течение, движение. Заслуга Берта Хеллингера в том, что он заметил порядок, поддерживающий это. Любовь - это течение отношений между людьми, и она может существовать только в границах порядка, поддерживающего жизнь. Нарушение порядка жизни (а значит и семьи) ведет к уменьшению любви.

Расстановка почти волшебным образом отражает и показывает тот порядок, который существует в семье работающего участника группы, те нарушения, которые ей свойственны, и позволяет найти быстрое и мудрое решение по восстановлению естественного потока жизни и любви.

Она позволяет найти и восполнить «перекосы» и пробелы в структуре семьи, дать всем её членам «хорошее» место, «отпустить»  или принять кого-то из её членов с любовью.

Даже такое краткое и приблизительное описание работы с семейной расстановкой дает представление о том, что она вполне работает как раз с теми отношениями, которые существуют в семейном треугольнике, описываемом в начале статьи.

Вот случай расстановки N., участника одной из групп. Расстановка показала, что мать занимает в семье не совсем материнскую позицию, и её положение наполняет её чувствами, которые совсем не похожи на чувства матери к сыну. Это был клубок самых разных чувств: и из прошлых отношений с бывшим мужем, и рисовавшемся страхом будущего, и проч. Сын явно был не на своем месте. Увидев это в расстановке, он был шокирован открывшейся перед ним истинной. Признав и приняв её, он в ходе работы нашел и своё место в семье, и те действия, которые необходимы для восстановления «правильной»  материнской позиции, и, восстановив необходимый порядок в семье, он почувствовал такое освобождение и прилив энергии, которое, по его словам, было у него только в детстве.

Материнская часть проблемы редко бывает заявлена в расстановке, но часто встречается слегка измененный её вариант, когда сын со временем начинает быть похожим на предыдущего мужа. У матери формируется тревожность, у сына могут возникнуть психосоматические нарушения. Стратегическая задача в данном случае - восстановить место первого мужа в семейной системе. Если его место не замалчивается, и он каким-то образом представлен в системе, - порядок восстанавливается и всем становится намного спокойней.

Кому мощно порекомендовать такую форму работы со своими отношениями в семье?

Трудно заранее прогнозировать успех в такой тонкой сфере, как любовь и определять наиболее нуждающихся в ней. Каждому из действующих лиц, расстановка даст что-то своё, которое обогатит их совместную жизнь и сделает её немного, а может и намного теплее и добрее, и в которой БУДУЩЕЕ будет выглядеть светлым.

Эффект от тренинга связан не только с изменениями, произошедшими в сознании клиента в ходе работы с его «расстановкой» , не только с его открытиями, инсайтами и глубинным проникновением в суть семейных механизмов и движущих сил и принятыми, в результате, решениями.

Он часто бывает связан с почти магической способностью реальной семьи чувствовать, что происходит на тренинге. И она почти синхронно отзывается на происходящее во время терапии.

Так, во время Новосибирского семинара «Разумный путь», одна участница в ходе своей расстановки неожиданно для себя пришла к восстановлению отношений с мужем, который уже давно жил в другом городе и почти совсем с ней не общался. Она была счастлива уже самим этим решением. А после расстановки она приходит в свой номер и по телефону раздается звонок. Звонил муж. Чудо?!

Да, чудо часто сопровождает данный метод и в ходе самой работы, когда исполнители ролей членов семьи, как будто ясновидящие, вдруг начинают говорить те слова и испытывать те же чувства, что и настоящие члены семьи. Чудо продолжается и после работы, когда члены семьи, ничего не знающие о происходящем в группе, совершают такие поступки как будто энергия и чувства участников расстановки передалась им.

Да, любовь - это чудо человеческой жизни и когда происходят какие-то события, открывающие ей путь, она вызывает резонанс во всех сферах, и у самых разных людей, не связанных никакими средствами связи, не видящих, ни слышащих друг друга.

    Выразите свое отношение к прочитанному, возможно ли использование «расстановки» при работе с семьей, воспитывающей агрессивного ребенка_____________________________ ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 6

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОСТИ.   ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1. Заполните таблицу

Методы диагностики агрессивности детей в начальной школе

Метод

Суть

Достоинства

Недостатки

2. Подберите 5  методик для диагностики агрессивности младших школьников. Проанализируйте данные методики, выделите их достоинства и недостатка, трудности, возможные при их использовании.

Психодиагностические методики  для работы с агрессивными   младшими  школьниками

Название методики, автор

Диагностируемый параметр

Недостатки,

трудности, возможные при использовании

3. Проведите анализ   3 рисунков «Крокодил» и трех рисунков   «Кактус»,  выполненных учащимися начальных классов (смотри диск),  сделайте вывод об  агрессивности детей - авторов рисунков

Крокодил (рисунок №       ) __________________________________________________________

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

Крокодил (рисунок №       ) __________________________________________________________

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

Крокодил (рисунок №       ) __________________________________________________________

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

Кактус  (рисунок №       ) ____________________________________________________________

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

Кактус  (рисунок №       ) ____________________________________________________________

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

Кактус  (рисунок №       ) ____________________________________________________________

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

Как вы считаете, насколько объективны и достоверны выводы, сделанные вами по анализу рисунка. Можно ли считать их окончательными_______________________________________        

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 7

Современные  подходы к профилактике  и коррекции   агрессивного поведения.  Коррекция агрессивного поведения младших школьников

1. Создайте дизайн-проект комнаты «Психологической разгрузки», «Игровой»,  «Идеальной комнаты для коррекционных занятий» (на выбор) для работы с агрессивными детьми в начальной школе

            Дизайн-проект…..

2. Разработайте памятку-рекомендацию для родителей «Как воспитать ребенка в «меру агрессивным», что можно и нужно делать, что категорически  запрещено.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Специалисты маркетинговой компании «Мампоул» опросили три тысячи человек, чтобы выяснить, какие детские фразы сильнее всего раздражают родителей. Самой убийственной оказалась фраза «Мне скучно» — она выводит из себя 50 процентов взрослых. Тридцать семь процентов взрываются от вопроса «Почему?», а еще треть начинает сходить с ума, услышав вопрос «Когда мы приедем?», который звучит, как правило, едва только автомобиль заведется. Еще 33 процента признались, что их бесит фраза «Это нечестно!». В  «хит-парад» также попали вопросы «Я должен это делать?», «Можно мне…?», «Что?», «А ты можешь это сделать?». В числе остальных детских фраз, выводящих взрослых из себя — «Это не я», «Сейчас», «Я тебя ненавижу», «Он ударил меня», «Я не хочу в кровать», «Это он начал», «Я голоден», «Ты мне никогда ничего не разрешаешь», «Мне это не нравится», «Я хочу это», «Я не умею», «Но ты сказал…»

Выразите свое отношение к прочитанному___________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Дайте рекомендации родителям по конструктивному реагированию в ситуациях, когда велика вероятность сорваться на собственном ребенке_________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните таблицу, наметив основные направления реагирования  родителей зависимости от конкретной ситуации проявления агрессии ребенком

Работа с агрессивным ребенком

Конкретные примеры проявления агрессии

Рекомендуемые действия родителей действия

например

Дерётся со сверстниками в  школе, на площадке. Жалуются родители, дети, учителя и воспитатели.

Необходимо  разобраться в причинах такого поведения. Поговорите с учителем или воспитателем, который присутствовал при драке. Сделайте это без ребёнка, чтобы потом он смог вам изложить свою версию произошедшего, зачастую сильно отличающуюся от версии взрослого. У агрессии, грубо говоря, бывает только две причины — желание продемонстрировать свою силу или вызвать необходимую реакцию. Если ребёнок чётко излагает причину драки, скорее всего он прав. Если же пытается уйти от разговора, мямлит и выдумывает на ходу — он сам чувствует свою неправоту или же не придаёт значения всей этой ситуации. Особыми разбирательствами не стоит заниматься, если ребёнок дерётся не так часто. Если же это перерастает в постоянную привычку, тут уж стоит задуматься. Вместе с ребёнком попытайтесь найти положительные качества в его непримиримых врагах — это поможет ему по-новому взглянуть на окружающих его детей. Запишите ребёнка в спортивную секцию, где он сможет доказывать свою силу на боксёрской груше, а не на сверстниках. Если драка происходит на ваших глазах, постарайтесь не вмешиваться в ситуацию, пока она не несёт серьёзной опасности для здоровья детей. Если же в ход пошли камни и палки, подойдите и молча(!) отнимите опасные предметы. В момент драки взывать к совести детей так же бесполезно, как и убеждать быка на корриде тихонько постоять на месте, да ещё и извиниться. Все разговоры отложите на потом. Даже если вы явно видите, что ваш ребёнок прав, не стоит бежать сломя голову его защищать — он это сделает и без вас, ведь при виде мамы все дети сразу становятся меньше и слабее. Если же ребёнок неправ, и вы начнёте под горячую руку ему это внушать, вы рискуете стать ещё одним его врагом, так что кроме злобы со стороны ребёнка, вы ничего не добьётесь своим вмешательством.

Дерётся с братом или сестрой

Ребёнок бьёт родителей или бабушку

Ругается матом на уроках

Постоянно обижает животных

«Травит», унижает одного из одноклассников

«Внешне послушный и милый» постоянно пытается кого-нибудь незаметно обидеть, ударить

5.  Заполните таблицу, приведите по три упражнения  для каждого этапа программы  

Коррекция агрессивности младших школьников

Этап

Название упражнения

Цель

Описание упражнения

например

Объективирование  трудностей развития

«Рисование образа агрессии»

Объективирование агрессивности на эмоциональном -   волевом уровне

У каждого человека -и взрослого, и ребенка - иногда бывает плохое настроение. Оно может проявляться во враждебности, повышенной агрессивности, злости. Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь почувствовать, мысленно пережить это состояние. Нарисуйте символический образ агрессии на листе бумаги. Поступите с рисунком так, как вам хочется. При желании исправьте, дорисуйте изображение или уничтожьте работу любым способом (сомните, разорвите)

Конструктивно – формирующий

«Виды эмоциональных состояний»

Знакомство детей с эмоциональными состояниями, способами их определения.

Ведущий предлагает детям рассмотреть картинку с изображением Белоснежки и семи гномов (у каждого гнома определенное настроение). Дети определяют каждое состояние, называют его и объясняют, как по выражению лица можно определить эмоциональное состояние

Этап

Название упражнения

Цель

Описание упражнения

Ориентировочный

 Объективирования трудностей конфликтных

ситуаций

Конструктивно – формирующий

Обобщающе  - закрепляющий

ТЕМА 8

РАБОТА С БЛИЖАЙШИМ ОКРУЖЕНИЕМ АГРЕССИВНОГО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1. Согласны ли вы с утверждением, что у агрессивного учителя  агрессивные ученики (речь идет о начальной школе). Обоснуйте свою позицию___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Перечислите основные причины проявления агрессивности в поведении учителей начальных классов, попробуйте классифицировать выделенные вами причины (профессиональные, бытовые, личностные и т. д.). Какие причины доминируют?  Попробуйте интерпретировать полученный результат__________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Как вы считаете, отличаются ли учащиеся «агрессивного» и «неагрессивного» учителя? Обоснуйте собственную позицию. Если ваш ответ утвердительный, в чем выражаются подобные различия_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Ваше рекомендации учителю «Как вести себя с агрессивным ребенком», «Конструктивное  поведение учителя при вспышке у ребенка  агрессии на уроке»___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Рекомендации учителю «Что делать с собственным гневом» или «Как отрефексировать собственные негативные эмоции»____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6. Заполните таблицу, в графе «последствия» речь идет о риски возникновения  и особенностях проявления агрессии в поведении ребенка при данном типе воспитания.

Типы неправильного воспитания и  возможные последствия

Тип неправильного воспитания

Характеристика

Последствия

Рекомендации

7. Спланируйте основные направления деятельности психолога с самим ребенком и его ближайшим окружением в следующих ситуациях

Ситуация 1

К маме прибегает зареванный малыш 5 лет. «Вовка меня ударил», — вопит он. Мама решительно говорит: «А ты что же, не умеешь за себя постоять? Сейчас же пойди и дай сдачи!» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          ___

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          ___

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2

Дима Г., 11 лет. С виду добродушный толстячок с вечной улыбкой на лице. Никто и предположить не может, насколько обманчива его внешность. Стоит только тронуть этого ребенка, нечаянно толкнуть или сказать что-либо для него неприятное, он вихрем налетает на обидчика и молотит его так, что появляется опасение за жизнь жертвы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          ___

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          ___

________________________________________________________________________________

Ситуация 3

Таня Т. (8 лет). Очень просила родителей «купить» ей братика. Если бы она могла предвидеть, что последует за «покупкой»!  Когда ребенок возник в квартире, начались настоящие страдания Тани. Мама, папа и бабушка постоянно вертелись около этой живой куклы, которая постоянно пищала, плакала и чего-то требовала. Таня почувствовала себя одинокой и никому не нужной. От нее постоянно отмахивались, гнали посмотреть телевизор, почитать  книжки, порисовать. Таня капризничала, плакала, топала ногами. Ей решительно не хотелось уже никакого братика, не говоря уже о том, чтобы делить родителей с ним.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          ___

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          ___

________________________________________________________________________________

Ситуация 4

Женя В. (8 лет), ученик 2-го класса. Вспыльчив, агрессивен, драчлив на уроках и переменах. В классе имеет крайне неблагоприятный статус — его отвергают 20 одноклассников, причем почти все мальчики и девочки в рисуночном тесте «Что мне нравится и что не нравится в школе» изобразили Женю в качестве негативного явления. Мальчик сильно заикается, страдает логоневрозом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          ___

______________________________________________________________________________

Ситуация 5

Кирилл Л. (9 лет) учится в интернате для слабовидящих детей. Так уж случилось, что родился он инвалидом по зрению — один глаз имеет 9%, второй не видит вовсе. Несмотря на это, Кирилл развит не по годам. В 8 лет знал испанский и английский языки, сегодня овладевает французским. Кроме этого, он прекрасно лепит, особенно здорово у него получаются фигурки вымерших животных — бронтозавров, динозавров, информацию о которых черпает, несмотря на экстраслабое зрение, из энциклопедий.  Умен, подчас поражает своими суждениями. Родители всерьез занимаются сыном, при этом внушают ему, что он такой же, как все, — полноценный и нормальный ребенок. Одно плохо — Кирилл очень агрессивен и неуживчив со сверстниками. Как всякий одаренный ребенок, чувствует свое превосходство, смотрит на ребят свысока и снисходительно. Часто цепляется к детям словесно, но бывает, и с кулаками лезет. «Заводится» по пустякам, вспыльчив и безмерно раздражителен. На вопрос, почему он такой задиристый, отвечает: «Ну а как иначе с этими дураками говорить, если они ничего не понимают?»  Надо сказать, что агрессия Кирилла проявляется и в отношении к младшему брату.  Кирилл ревнует его к родителям, которые уделяют ему много времени и внимания. Кирилл частенько высказывает окружающим свое недовольство: «Почему они с ним возятся, зачем им это надо?».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          ___

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________          ___

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________          _________

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Агрессивное поведение ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Агрессивность__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Агрессия___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Агрессия  как инстинктивное поведение________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для педагога  «Критерии  агрессивности  ребенка»___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вербальная агрессия_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Волевой компонент агрессии_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Депривация_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деструктивная агрессия__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доброкачественная агрессия______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Злокачественная агрессия________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструментальная агрессия_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Катарсис_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каузальная диагностика_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каузальная  коррекция__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когнитивная  теория агрессивности______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Косвенная агрессия_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструктивная агрессия________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика «Несуществующее животное» ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика «Кактус» _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика  «Крокодилы»_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборонительная агрессия________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Псевдоагрессия_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Познавательный  компонент агрессии_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профилактика агрессивного поведения___________________________________________  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примерная схема наблюдения за агрессивными проявлениями в поведении ребенка___

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психологическое сопровождение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Симптоматическая  диагностика_________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Симптоматическая  коррекция___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Системный  подход______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сублимирование агрессии_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теория социального научения____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теория фрустрации-агрессии_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест Розенцвейга (детский вариант)______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технология психологической работы______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физическая  агрессия____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фрустрация____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоциональный  компонент агрессии_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

Адлер А.________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ассингер  А._____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вагнера Э.______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бандура А.______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Барабанщиков В.А._______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Басс  А._________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Берковиц  Л._____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бреслав   Г.Э._________________________________________________________________  

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Битянова М. Р.__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бэрон  Р._______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бютнер К.______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выготский  Л. С.________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дарки  А._______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доллард Д.______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дубровина  И. В._________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зильман Д.______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лаврентьева  Г.П.________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лоренц  К.______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Овчарова   Р. В._________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реан  А. А.______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Розенцвейг  К. ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Семенюк  Л.М.___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ломов  Б.Ф._____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ричардсон  Д.____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Смирнова  Т.П. _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фрейд  З.________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фрейд А.________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фромм  Э._______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фурманов И. А._________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками»

Формой оценки результатов изучения студентами дисциплины «Психологические основы с агрессивными младшими школьниками»  является зачет. К зачету студенты должны знать определение понятий агрессия, агрессивность; теории происхождения человеческой агрессивности;  типологию агрессивности; механизмы, условия, причины возникновения агрессивности в поведении младших школьников; возможности использования системного подхода к работе с агрессивными младшими школьниками; специфику психологического сопровождения агрессивных младших школьников; методы и методики выявления агрессивных младших школьников;  принципы, виды, специфику проведения профилактической и  коррекционно-развивающей работы с агрессивными младшими школьниками; особенности работы с ближайшим окружением  детей, склонных к проявлению агрессии(родители, учителя, сверстники).

Студенты должны уметь: анализировать рисунки агрессивных детей, подбирать диагностические методики для работы с агрессивными детьми,  анализировать причины агрессивного поведения младших школьников, составлять рекомендации, коррекционно-развивающие программы для работы с агрессивными детьми в начальной школе.

проводить анализ теоретической литературы, первоисточников, грамотно пользоваться научной терминологией.

 

Содержание

Раздел I. Теоретические основы исследования агрессивности младших школьников

Тема 1. Понятие агрессия, агрессивность, агрессивное поведение в психологической теории и практике.   Типология агрессивности

3

Тема 2.  Генезис человеческой  агрессивности

9

      Тема 3. Причины, особенности, варианты  проявления агрессивности в младшем школьном возрасте

 Раздел II. аздел Технологии работы с агрессивными младшими школьниками

12

Тема 4 Концепция сопровождения в психолого-педагогической теории и практике  

23

Тема 5. Сущность системного подхода  и возможности  его применения к работе с агрессивными детьми  в начальной школе.

26

Тема 6.  Методы исследования агрессивности.   Диагностика агрессивности младших школьников

31

 Тема 7. Современные  подходы к профилактике  и коррекции   агрессивного поведения.  Коррекция агрессивного поведения младших школьников

35

Тема 8. Работа с ближайшим окружением агрессивного младшего школьника  

42

Словарь терминов

48

Словарь персоналий

52

Требования к уровню освоения программы дисциплины  «Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками»

55

Приложение

57

Приложение

Психодиагностические методики для работы с агрессивными младшими школьниками

Тест руки (Hand test)

Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивности. Тест разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.

Ответы разносятся по 11 категориям:

1. Агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.

2. Указания - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.

3. Страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.

4. Привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.

5. Коммуникация - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.

6. Зависимость - рука выражает подчинение другим лицам.

7. Эксгибиционизм - рука разными способами выставляет себя напоказ.

8. Увечность - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.

9. Активная безличность - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.

10. Пассивная безличность - также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.

11. Описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

Карточка 6

Карточка 7

Карточка 8

Карточка 9

Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)

Тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», пони маемой как не вызванная объективными обстоятельствами и не обходимостью тенденция враждебно реагировать на большин ство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к чело веку, животным и предметам природы и материальной культу ры, склонность к их разрушению и агрессивным неспровоцированным действиям.

В данном тесте, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают рисунки, на которых представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуа циях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, являет ся то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть по няты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышлен но, по незнанию, без сознательного желания навредить или уни зить другого человека.

Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий подобного рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрес сией, причем даже тогда, когда действие другого человека не бы ло вызвано стремлением причинить ему неприятности. Инди вид, у которого личностная черта агрессивности выражена сла бо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: друже любно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успоко ить, не придать значения случившемуся и т.п.

Детский  вариант теста Розенцвейга разработан и апробирован В.В. Добровым.

Инструкция: На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал.

 

Графическая методика Кактус

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности

методика «Крокодилы»

Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, Крокодил является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила  способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность.

Методика была апробирована на различных возрастных группах.

Материалы: листы белой бумаги формата А4.

Изобразительные средства: простой и цветные карандаши, фломастеры.

Цвет, форма, размер, сюжет дополнительно не обсуждались. Ограничений по времени не устанавливалось. Младшие школьники обладают высокой степенью конформности, поэтому при обследовании необходимо разместить их таким образом, чтобы предотвратить срисовывание.

 «Чтобы его никто не боялся»

Тревожные дети в большинстве случаев прибегают к использованию простого карандаша. Как и во всех рисуночных техниках, в нашем исследовании наблюдались такие признаки тревожности, как стирание, прорисовывание деталей, возвращение к различным частям рисунка, штриховка. Причем, в рисунках детей младшего школьного возраста количество стертых и исправленных изображений во много раз больше, чем у подростков. Этот факт можно объяснить стремлением детей соответствовать школьным нормам и правилам, поскольку рисование воспринимается ими в качестве задания на оценку, а не как способ самовыражения.

В то же время исправление (и/или стирание) могут  рассматриваться как потребность с помощью изобразительных средств уменьшить переживание агрессии и порожденного ею страха.

Рисунок отражает не только устойчивые черты индивида, но и его состояние во время тестирования. Возможна ситуативная тревожность, которая вызвана общением с незнакомым человеком (исследователем), психологической атмосферой и другими причинами. Поэтому необходимо учитывать личностные характеристики исследователя: пол, возраст и т.д. По мнению Е.Т. Соколовой, исследователь должен выступать не в роли регистратора, а в роли партнера.

Кое-что об интеллекте.

Методика «Крокодилы» позволяет «снимать» не только показатели эмоционального состояния, но и диагностировать интеллектуальное развитие испытуемых.

Обсуждение образа жизни, географии распространения и других особенностей крокодила позволит исследователю получить дополнительную информацию о развитии интеллектуальной сферы испытуемого.

Я и социум.

На рисунках детей агрессивность может проявляться в двух формах: как состояние самого ребенка, а также как ощущение враждебного социума по отношению к себе.

Например, Алина, 8 лет. Девочка нарисовала животное, похожее на динозавра. По ее мнению, это очень-очень злой крокодил, живет на острове и является полноправным его хозяином, как лев — царем (хозяином) зверей. Такое понимание окружающей социальной среды травмирует ребенка, вызывает в нем страх. Графическим индикатором сказанного являются облака, прорисованная линия основания, хвост и гребень.

Дополнительные детали.

Дополнительные элементы (вода, деревья, земля и др.) трактуются как желание структурировать ситуацию и, следовательно, контролировать ее. Вода (озеро, река, бассейн...) в сочетании с замаскированным в ней крокодилом имеет свою символику. Она скрывает враждебное поведение, демонстрирует латентную форму агрессии (например, рисунок 6).

Кроме прямых агрессивных символов (когти, зубы, шипы), о враждебности свидетельствует количество изображенных животных. Например, на рисунке Оли, 8 лет,   изображены  два  крокодила, которые расположены рядом и как бы поддерживают друг друга. В ходе пострисуночного опроса выяснилось, что данная работа является примером ситуативной агрессии, так как выполнена сразу после нелюбимого урока математики.

Иди на место

Очень важным показателем является место животного на листе бумаги.

Положение в верхнем левом углу выявляет тревожность (рисунок 8, Наташа, 7 лет) и ориентацию на прошлое.

Срезание рисунка левым краем листа свидетельствует о фиксации на прошлом и, возможно, отрицании его (рисунок 9, Саша, 8 лет). Краем листа срезан хвост. Таким действием ребенок отрицает свою злопамятность, проговаривая при этом, что он всех любит и всех прощает.

Положение животного в центре страницы свидетельствует о чувстве неполноценности и незащищенности (рисунок 10, Юля, 7 лет). Этот рисунок был сделан очень застенчивой девочкой, которая физически менее развита по сравнению со сверстниками. Контакта с ней в ходе исследования установить не удалось.

Если весь рисунок сделан как вид сверху (рисунок 11, Надя, 15 лет), то состояние испытуемого интерпретируется как депрессивное. В ходе опроса девушка сообщила, что получился слишком большой крокодил для такого маленького озера, ему там очень тесно. Творческая работа и рассказ Нади отражают конфликтную ситуацию, вызванную потребностью выразить свою агрессивность и одновременно желанием замаскировать ее (в воде). Учителя и школьный психолог отмечают крайнюю неудовлетворенность девочки  социальной ролью и материальными условиями жизни. Отмечают частые вспышки агрессивности, сменяющиеся депрессивным состоянием.

Рисунки анфас, как правило, характерны для людей с бескомпромиссным поведением.

В процессе пострисуночного опроса, как правило, выясняются причины агрессии. Так, Люда (рисунок 13, 17 лет) прокомментировала свое произведение: Крокодил  бывает злой тогда, когда он один».

В исследовании наблюдались и прямые проговаривания типа: «Я его совсем не боюсь», «Я их всех съем», «Всех бы вас, радостных, перекусать», которые высоко информативны.

Таким образом, при интерпретации приемлемы параметры, характеризующие стандартизированные проективные рисуночные тесты (ДДЧ, тест Маховера, «Несуществующее животное» и др.). Данная методика проста в исполнении, доступна, интересна для детей, не вызывает у них сопротивления.

Несуществующее животное

Степень выраженности агрессивных тенденций определяется количеством, расположением и характером острых углов в рисунке. Прямые символы агрессии – когти, острые клювы, зубы, иглы.

Методика «Несуществующее животное» чрезвычайно чувствителен к проявлениям агрессивности. Это любые орудия нападения, такие как рога, когти, клыки, жало и т.п. Как и в рисунке человека, изображение зубов, как правило, отражает склонность ребенка к вербальной (словесной) агрессии. Иногда животное оказывается снабжено человеческим оружием типа пушки, лазера или же копья, лука. Любые острые наросты, которые сам ребенок не интерпретирует как оружие нападения, но которые производят соответствующее впечатление на зрителя, также служат показателями агрессивности.

Отражает степень самооценки, удовлетворённости своим положением в социуме, а также тенденцию к активной деятельности, планированию. Определяет зависимость принятия решений от мнения окружения, тенденцию к агрессивному поведению, характер контроля за рассуждениями и выводами, своеобразие установок и суждений, самостоятельность и присутствие в деятельности креативности.

Поскольку методика  является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая осо бенность данной методики состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определен ную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными про блемами ребенка

Симптомокомплексы теста «Несуществующее животное».

Симптомокомплекс

Симптомы

Балл

Агрессия

1. Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

2. Неаккуратность рисунка

0,1

3. Большое количество острых углов

0,1,2

4. Верхнее размещение углов

0,1

5. Крупное изображение

0,1,2

6. Голова обращена вправо или анфас

0,1

7. Хвост поднят вверх, пышный

0,1

8. Угрожающее выражение

0,1

9. Угрожающая поза

0,1

10. Наличие орудий нападения (зубы, когти,  рога)

0,1,2

11. Хищник

0,1

12. Вожак или одинокий

0,1

13. При  нападении  "дерется  насмерть"  или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти,  рога,  хобот и т.д.)

0,1

14. Ночное животное

0,1

15. Другие признаки

0,1

Примерная схема наблюдения

за агрессивными проявлениями в поведении ребенка

Ф.И.О. ребенка        

Возраст           Дата заполнения         

ФИО заполнившего протокол          

Подчеркните,  насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка:

0 - нет проявлений агрессивности,

1- про явления агрессивности наблюдаются иногда,

 2 - часто,

 3 - почти всегда,

4 - непрерывно.

 Добавьте те, которые не указаны.

Показатели  проявления агрессивности

Поведенческие акты

Частота проявления

1.Вегетативные признаки и

внешние проявления агрессивности

- краснеет (бледнеет) в состоянии раздра жения, гнева

- кусает, облизывает  губы в состоянии раздражения

- сжимает кулаки в состоянии  обиды

- сжимает кулаки в состоянии раздражения гнева

- ____________________________

01234

01234

01234

01234

01234

2 Длительность выхода из состояния раздражения, гнева

- после агрессивной реакции не успока ивается в течение 15 мин.

- после агрессивной реакции не успокаи вается в течение 30 мин.

- после агрессивной реакции не успокаи вается в течение 1часа

- после агрессивной реакции пребывает в напряженном

состоянии в течение дня

-  ____________________________

01234

01234

01234

01234

01234

3. Чувствитель ность

к помощи

взрослого

- не может успокоиться без помощи взрослого

-  замечания в устной  форме не тор мозят вербальной агрессии

- замечания в устной форме не тор мозят физической агрессии

- чувство неприязни к другим не коррек тируется извне  - ____________________________

01234

01234

01234

01234

01234

4.

 Отношение к собственным проявлениям  агрессии

- сам признает негативность своего поведения и прекращает его

- сам признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия

- признает негативность, но продолжает агрессивные проявления

-  не воспринимает собственные агрессивные действия как негативные

- ____________________________

01234

01234

01234

01234

01234

5 Недостаточность в проявлении гуманных чувств

- делает что-то  назло другим

- проявляет безразличие к страданиям дру гих

- стремится причинить другому страдание

- отсутствие  чувства вины после агрессивных действий

-  ____________________________

01234

01234

01234

01234

01234

6.

Реакция на новую обстановку и на ограничения

- непривычная обстановка не тормозит проявлений  агрессивности

- непривычная, незнакомая  обстановка не провоцирует проявлений  агрессии

- в ситуации ограничения активности проявляет агрессивность

- оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия

- ____________________________

01234

01234

01234

01234

01234

7 Реактивность,  чувствительность к агрессии других

- реагирует агрессией на агрессивные проявления других

-проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

- проявляет физические  агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

- провоцирует проявление агрессии

- ___________________________

01234

01234

01234

01234

01234

8.

 Проявление агрессии в присутствии других

- проявляет агрессию один на один

- проявляет агрессию в присутствии других сверстников

-проявляет агрессию в присутствии взрослых

-ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение у ребенка

-_____________________________

01234

01234

01234

01234

01234

9.

 Проявление физической  агрессии, направленной  на предмет

-ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры

-портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева

-в состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку

- портит вещи независимо от состояния и ситуации

-_____________________________

01234

01234

01234

01234

01234

10. Проявление агрессии,

направленной

на других детей

- проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

- проявляет агрессивные реакции на случайные действия других  (задели, толкнули и т. д.) проходя,  ударяет встречных

- проявляет агрессию по отношению к других детей без видимой причины

- задирается, провоцирует проявление агрессии

- ударяет детей, и внезапно успокаивается

- ________________________________________

01234

01234

01234

01234

01234

11 Проявление агрессии,

направленной

на взрослых

- проявляет агрессию по отношению  родителям

- проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым

- проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

- проявляет агрессивные реакции  на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.)

- проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины

- __________________________________

01234

0 1 234

012 3 4

01234

01234

0 1234

12 Проявление агрессии, направленной на  себя

- причиняет себе ущерб в состоянии раздражения, гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой)

- причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим

- просит причинить ущерб в наказание

- причиняет себе ущерб без видимых причин

- __________________________________

01234

01234

01234

01234

01234

13. Проявление агрессия, направленной  на животных

-насильно ловит животных

- причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева

- причиняет ущерб животным без видимых причин

- убивает животных


-__________________________________





_____________________


01234

01234

01234

01234

01234

14. Проявление вербальной агрессии

-говорит обидные слова детям

-говорит обидные слова взрослым

- говорит нецензурные  слова детям

- говорит нецензурные  слова взрослым

-__________________________________

01234

01234

01234

0 1 2 3 4

01234

01234

15.

Проявление физической агрессии

- замахивается

- щипает, дергает за волосы

- бьет рукой

- бьет ногой

__________________

01234

01234

01234

01234

01234

Анкета для педагога

(авторы Г.П. Лаврентьева,   Т.М.Титаренко)

  1. Временами кажется, что в него вселяется злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, разбивает что-то, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что над ним кто-то подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими  и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Ключ:

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл,

высокая агрессивность 15-20 баллов,

средняя 7-14,

низкая 1 - 6.

Шалагинова Ксения Сергеевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

РАБОТЫ

С АГРЕССИВНЫМИ

МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

ЧАСТЬ 2

Самостоятельная работа по курсу