ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ ПРЕВЕНЦИИ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена проблеме насилия и жестокости в современном образовательном пространстве. рассматриваются возможности  использования гендерного  подхода  (причины, особенности поведения, варианты проявления, реакция окружающих на действия мальчиков и девочек, выбор приспособительной тактики жертвы ), возможности разработки  гендерного подхода  к превенции и оказанию помощи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gender_elektron.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности применения гендерного подхода к проблеме превенции Насилия и жестокости в современной школе

О насилии в школе и даже в детских садах известно достаточно давно. Начиная с 1905 года, в печати стали появляться первые работы, посвященные этой проблеме. В настоящее время проблема обеспечения для  субъектов образовательного процесса  благоприятных условий для жизни, развития и воспитания, гарантий безопасной среды, свободной от жестокости и насилия, все больше оказывается в центре внимания мирового сообщества.

Между тем, статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов, не заслуживают доверия поскольку являются явно  заниженными. В общественном сознании и средствах массовой информации (СМИ) проблемы насилия представлены в очень усеченной и трансформированной форме «ужасов отдельного случая». Представления о том, что насилие имеет место только в социально-неблагополучной   среде (неполной семье, «непрестижной школе»  и т. д.) современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие имеет место  в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социально-экономических аспектов. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь

Проблематика насилия - обширная область, разрабатывающаяся в мировой психологии, педагогике, философии, социологии, культурологии, медицине и других отраслях научного знания. В  психологии  Зигмунд Фрейд и его психоанализ; не чужды этой проблеме Ясперс, Фромм, Гроф и многие другие. Теория насилия исследуется в трудах Ф. Ницше, представителей современного французского постмодернизмома (Ж. Батай, Ж. Делёз, Ф. Гватари, П. Клоссовски, М. Бланшо, Р. Барт, М Фуко и др.). Наряду с исследованием насилия, в последние годы активно исследуется понятие «ненасилие», появились новые научные направления — педагогика ненасилия (В.А. Ситаров, В.Г. Маралов), психология ненасилия (А. Маслоу, К. Роджерс. Ф. Перлз, В. Франкл), философия ненасилия (Н.В. Абаев, Р.Г. Асперсян, Ж. Госс, А.А. Гусейнов, М.В. Колтыпина, Г.С. Померанц) и другие направления. В отечественной общественно-политической лексике термин «ненасилие» закрепился с конца 80-х гг. 20 в.

Различные аспекты насилия над детьми затрагиваются в работах Н.А. Асановой, А. Гуггенбюль, М.А. Догадиной, Л.О. Прежогина, СВ. Ильина, В.Е. Каган, А.В. Орлова и др. Сущность профилактики насилия над детьми и технологи ее осуществления раскрываются в работах М.А. Беляевой, М.Н. Бессоновой, М.А. Галагузовой, Г.В. Латышева, Л.В. Мардахаева, М.Ф. Черкасовой и др.

В мировой практике достаточно громко в последнее время заявила о себе проблема буллинга ( от англ. bully — задирать, запугивать - агрессивное преследование одного из членов коллектива, особенно коллектива школьников и студентов, но также и сотрудников  со стороны остальных членов коллектива или его части).   Школьный буллинг рассматривается в современном мире как серьезная социально-педагогическая проблема. В странах Евросоюза не раз проводились совещания на уровне министров образования и вырабатывались законодательные меры по его профилактике (Ананьяду и Смит 2002). Антибуллинговые акции проводятся как на местном, так и на национальном и даже международном уровне. Речь идет не о полном преодолении буллинга – это явно невозможно, насилие и угрозы – неотъемлемая часть нашего мира, - а лишь о профилактике его наиболее опасных последствий.

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми и (или)  учителями  по отношению к ученикам или учениками по отношению к учителю. Достаточно упомянуть такие распространенные в школах явления, как индивидуальная, групповая агрессия, буллинг, моббинг,   жестокое обращение с одноклассниками, случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения физического насилия и т.д.  Поведенческие реакции жертвы насилия при этом  лежат в широком диапазоне, от ответной жестокости до суицидальных попыток. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности, безысходности заставляют детей и учителей  идти на крайние меры.

Проблема школьного насилия посвящены многочисленные психолого-педагогичекие исследования. Это работы,    затрагивающие  проблематику  толерантности в противовес интолерантности, расовой и национальной нетерпимости, ксенофобии (Т. Адорно, М. Боуэн, Т. Нельсон), становления и развития сотрудничества (Л. Колберг, Ж. Пиаже и  др.), самоактуализирующейся личности и видов проявления эмпатии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон); отечественных ученых, направленные как на изучение толерантности в качестве  психологического феномена (А.Г.Асмолов, И.Б.Гриншпун, А.А.Реан), так и на описание и  диагностику коммуникативных установок (В.В. Бойко, М.А. Джерелиевская), межэтнические  взаимодействия (Г.У.Солдатова),  типологию толерантной активности субъекта  (З.И.Рябикина, В.Г. Третьяк);  разрабатывающие прикладные аспекты формирования толерантного сознания  (Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова), в том числе и программы по развитию навыков ненасилия и  толерантного поведения (В.С.Магун).

Толерантность изучается в контексте проблемы  педагогического взаимодействия и взаимоотношений в малых группах (Я.Л.Коломинский, Е.Ю.Клепцова), а также как основа межкультурной коммуникации (К.П.Краковский).  Особое внимание при разработке проекта уделяется педагогическим направлениям развития толерантного сознания учащихся различных возрастных групп (Н.В. Казанова,  Н.О. Симаченко, др.), различные средства организации учебно-воспитательного процесса  (М.В.Ковынева, А.О. Наследова, М.И.Амаатов, А.Г.Мафтей, др.), в различных  региональных (С.Д. Бакулина, Т.Э.Эмирбекова, и др.) и социальных условиях (Г.Р. Фархшатова, С.С.Акавова, и др.).

Между тем, проблема все еще далека от своего окончательного решения, что можно объяснить целым комплексом причин и факторов. В своем исследовании мы обратились к проблеме гендерных особенностей в проявлении насилия и жестокости и возможности использования  «половых» отличий в организации практики работы по профилактике насилия и жестокости.

Гендерный подход [англ. gender — род, пол] — исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличие от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин "гендер" вошел в употребление под влиянием "женских" исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную обусловленность системы половых ролей, социальных функций, понимания того, что есть "мужское" и "женское", причин некоторых психологических особенностей женщин и мужчин (Воронина О.А. и др.). Применение гендерного подхода  в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях -  использование гендерного подхода позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерный подход  также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на "мужской" модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами (М. Mead, 1949).

Половые (гендерные) свойства проявления насилия и жесткости связаны прежде всего с особенностями мальчишеской нормативной культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У младших подростков положение меняется: «крутизна» и агрессивность способствуют повышению статуса мальчика у сверстников собственного пола, а затем и у девочек. Многочисленные кросс-культурные исследования показывают, что более напористые мальчики пользуются большим успехом у девочек, чаще имеют свидания с ними, раньше приобретают сексуальный опыт и т.д.

До недавнего времени проблема буллинга считалась преимущественно «мужской»   поскольку  для многих, «совершенно  очевидно», что  представители мужского пола более агрессивны по сравнению с женским полом. Однако, в последнее время ситуация существенно изменилась, девочки стали все чаще демонстрировать  агрессивные формы поведения.

Формы осуществления буллинга различаются у представителей женского и мужского пола. У девочек (56%) преобладающей явилась такая форма как вербальный буллинг (обзывания, распространение обидных слухов, дразнение). Тогда как у мальчиков (55%) преобладающей формой явился физический буллинг (умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений).

Между тем,   по утверждению британских психологов, буллинг со стороны девочек более опасен.  Валери Бесаг (Valerie Besag), проводившая мониторинг поведения 11-летних выпускников начальной школы на протяжении 16 месяцев, обнаружила, что, если мальчики, избирая какого-то ребенка «козлом отпущения», демонстрируют только лишь свое физическое превосходство, то девочки начинают против своих жертв настоящую психологическую войну. Сплетни, вербальные оскорбления и бойкоты являются наиболее часто встречающимися формами буллинга среди девочек. Такие повторяющиеся оскорбительные действия могут нанести вред физическому и эмоциональному развитию ребенка, против которого это направлено.  Женский буллинг более персонализирован, психологически направлен и гораздо более эмоционально деструктивен.

Психологи обнаружили, что у детей, подвергшихся остракизму со стороны группы девочек, в будущем наблюдаются трудности в построении отношений, они склонны к гиперопеке собственных детей и часто становятся жертвами буллинга на рабочем месте.

Разница мужского и женского буллинга может быть связана с тем, что у мальчиков и девочек могут быть неодинаковые критерии популярности. Например, исследование 400 греческих школьников 4-6 классов (Андреу 2006) показало, что агрессия, как явная, так и условная, уменьшает популярность девочек, тогда как мальчиков явная агрессия делает более популярными.

В школе мальчик не только учится, но и продолжает конструировать собственную маскулинность, главный принцип которой – не делать ничего «девчоночьего». Драчун, который нарушает школьные правила и никого не боится, сплошь и рядом становится героем и предметом восхищения, тогда как «хороший мальчик» и отличник - всеми презираемый маменькин сынок.

Исследования последних лет, выполненные как отечественными, так и зарубежными исследователями позволяют утверждать следующее:

  1. девочки все чаще становятся объектами буллирования;
  2. булли становится нормативным образом «настоящего мужчины», на которого нужно равняться. Воспитанные в этом духе мальчики не умеют  конструктивно общаться с девочками, да и все прочие конфликты пытаются решать с помощью силы. В свою очередь, мальчики, ставшие жертвами буллинга, стесняются обращаться за помощью к взрослым и пытаются защитить себя с помощью ответной агрессии, что нередко усугубляет их социальные и психологические трудности;

3) ситуации повышенного риска в отношении буллинга находятся мальчики и выходцы из низших социальных слоев. За  буллингом нередко стоят социально-экономические факторы, например, имущественное, социальное и этническое неравенство. Мальчики из бедных и неблагополучных семей вымещают свои фрустрации на более благополучных сверстниках, заставляя их испытывать страх и одновременно - чувство своей неполноценности по сравнению с более сильными, мужественными, неуправляемыми и крутыми выходцами из низов. В результате создается некий противоречивый симбиоз, когда подростки и юноши из разных социальных слоев одновременно ненавидят и неудержимо привлекают друг друга.  (Португалия  - обследование  4000  10-12-летних детей);  

4) распространению буллинга способствует общее отрицательное отношение мальчиков к потенциальным жертвам буллинга и мнение, что их друзья воспринимают такое поведение положительно. Интересно, что отрицательное отношение родителей к буллингу влияет лишь на девочек, мальчики в этих вопросах ориентируются только на мнение собственной среды (Австралия).

5) в качестве психосоциальных факторах буллинга, на первый план выдвинты  такие факторы как влияние на подростков девиантных сверстников и слабый самоконтроль над собственной агрессивностью и импульсивностью, а на противоположном полюсе - недостаток напористости и неумение сопротивляться нажиму (Япония);
6) ) роль булли относительно стабильна, ее играют одни и те же мальчики, тогда как роль и положение жертвы больше зависят от ситуативных условий. В тех школьных классах, где существует жесткая иерархическая структура, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы и после перехода из младших классов в средние. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться  (Англия).

6) отношение  детей к буллингу  с возрастом меняется. Среди младших мальчиков булли обычно непопулярны, тошда как индекс популярности подростка в его естественной среде связан как с просоциальным, так и с антисоциальным поведением. Изучение большой группы мальчиков 4-6 классов показало, что центральные места в их системе взаимоотношений занимали, с одной стороны, «образцовые мальчики», которых считали неагрессивными, спортивными, лидерами, старательными и общительными, а с другой – «крутые ребята», воспринимаемые как популярные, агрессивные и физически развитые. С возрастом и в более «уличной» среде популярность «плохих мальчиков» возрастает. По сравнению с другими школьниками, булли имеют больше друзей, более высокий социометрический ранг и, при выровненных показателях темпов полового созревания, больший успех у девочек (Англия).

Исследования как зарубежных (Д. Лэйн, Д.Олвеус, В.Бесаг), так и российских ученых (И.С. Кон, И.С. Бердышев, О.А. Маланцева), занимающихся гендерными особенностями, позволяют выделить следующие гендерные особенности проявления буллинга у подростков:

 - различия в формах проявления у представителей женского и мужского пола;

- особенности проявления буллинга у мальчиков связаны прежде всего с мальчишеской нормативной культурой;

- буллинг для представителей мужского пола связан прежде всего с борьбой за власть;

- буллинг со стороны девочек более персонализирован, психологически направлен и гораздо более эмоционально деструктивен;

- девочкам, в силу гендерных особенностей труднее справиться  с проблемой буллинга.

Данные представленные работе позволяют говорить о высоких перспективах, целесообразности и эффективности использования гендерного подхода к профилактике насилия и жестокости в современной школе.