открытый урок для учащихся 1-х классов на тему: "правила дружбы"

Соловьева Елена Владимировна

Первый год обучения ребенка в школе является периодом естественной адаптации к новым условиям. Первые пол года пребывания в школе дети испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. К середине первого класса большинство детей адаптируется к школьной среде. А на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности, в том числе трудности в общении, во взаимоотношениях с одноклассниками. По запросу классного руководителя первых классов, по результатам проведенной диагностики, сформированы группы детей для занятий под руководством психолога. Одно из таких занятий я представила в виде открытого урока.

. На занятии присутствовали педагоги-психологи школ Красносельского района.  Отзыв о проведенном занятии  положительный и  рекомендован методистом  к тиражированию.

 Цель занятия: способствовать укреплению дружеских взаимоотношений в коллективе. Расширить знания о дружбе, взаимоотношениях людей.

 Актуальность.   Дружба обогощает детей, у них возникает желание помочь друг другу, учит их правилам социального взаимодействия.

 Урок проводится с использованием электронных образовательных ресурсов.

Тема: «Секреты дружбы».

Ресурсы:иллюстрации для проектора, воздушные шары,  музыкальное оформление -  песни: «Улыбка», «Дружба крепкая», фигурки с изображением детей, плакат «остров дружбы».

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята.

У нас сегодня необычное занятие.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на остров Дружбы,  но на него не так-то просто попасть.  Для этого нужно разгадать секреты дружбы. Мы нашей дружной командой   постараемся это сделать.  Постараемся? Молодцы!

 

Разминка

Прежде, чем отправиться в путешествие,  сделаем  разминку: «аплодисменты».

 

Основная часть

 

Ребята, на чем мы можем добраться  до нашего острова?

(ответы детей). Подвести к тому, что на остров можно добраться на воздушном шаре.

Итак, мы отправляемся  в путь.

Для того, чтобы наш воздушный шар поднялся в воздух, нам надо разгадать первый секрет дружбы.

Послушайте внимательно  мелодию  и отгадайте какой же это секрет (звучит музыка)

 (ответы детей)

Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали.

(показываю слайд: улыбающиеся дети, звучит песня улыбка)

Правильно, с улыбки.

Молодцы, мы разгадали с вами первый секрет дружбы. 

А как вы думаете, почему улыбка обладает такой волшебной силой?

(ответы ребят?)

 Можно ли обойтись в жизни без улыбки?

А вы умеете улыбаться?

Посмотрите на своего товарища  и подарите ему свою самую добрую и приветливую улыбку (дети улыбаются друг другу).

Итак, наш воздушный шар поднимается, и мы  отправляемся в путь.

(звук …)

Кажется,  у нас поломка:

Наш воздушный шар снижается.

Наверное, мы еще не все секреты дружбы знаем.

 Следующий секрет дружбы «спрятан» в картинках.

(На слайде выставляются сюжетные картинки).

Чтобы его разгадать, попробуйте определить, что в этих картинках общего, о чем они?

(На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям)

Дети рассматривают картинки,  обсуждаем.

Давайте проверим, правильно ли вы решили?

Второй секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.

Молодцы, вы отгадали еще один секрет.

 Наш воздушный шар снова отправляется в путь.

 Узнать следующее правило нам поможет  сказка «друзья в походе».

 

Обсуждение.

Правильно ли поступили лиса и кабан?

Почему?

Как вы думаете, почему Бобер не пошел с лисой и кабаном?

Можно ли их назвать друзьями?

Скажите, какая из пословиц подходит к этой сказке?

(показываю слайд).

Человек без друзей,

Что дерево без корней.

 

Нет друга, так ищи,

А найдешь, так береги!

 

Друзья познаются в беде.

 

(ответы детей)

Давайте, посмотрим…

Правильно, и мы узнали еще одно правило дружбы.

 

Во время путешествия мы немного устали. Хотите отдохнуть?

 

Игра. "Река и щепка"

 

Мы  с вами  совсем близко к цели.

Успешно приземлиться   на наш остров, мы сможем, ответив на вопросы игры-викторины.

 

Вопросы к игре.

 

Для девочек.

Для мальчиков.

Пойдешь ли ты   ради подружки  пойти на обман?

Какое правило дружбы можно назвать?

Всегда говори правду.

Обидишь ли ты ради друга  своего одноклассника?

Не обижай друзей

  
  

Ваша подружка просит вас помочь сделать математику, ты хорошо понял урок, а подружка нет? Что ты сделаешь? Скажешь, чтобы подружка сделала урок сама

Скажешь, что нужно на уроке лучше слушать или просто поможешь? Помогай друзьям делать уроки

Тебе купили  велосипед. Ты еще ни разу не прокатился, как к тебе подошел твой друг и попросил тебя: дай мне покататься. Что ты скажешь: подожди, я еще сам не покатался, нет не дам, вдруг ты сломаешь, дашь прокатиться другу первому.

Делись с другом игрушками.

Вашу подругу обидели, она плачет. Что вы будете делать? Скажите: ну и плакса!

Даже не подойдете к подружке,

Подойдете и успокоите ее.

Поддержи друга, когда ему плохо

Ты видишь, что твой друг дерется с одноклассником. Что ты будешь делать? Скажешь другу: молодец, так ему и надо. Пройдешь мимо, или остановишь друга и объяснишь ему, что он драться нехорошо?

Останови товарища, если он делает, что-то плохое

Ваша подруга во время игры нечаянно испачкала платье вашей куклы. Что вы будете делать? Начнете на нее ругаться,

Пожалуетесь своей маме,

Скажите: «ничего страшного, с кем не бывает».

Не ссорься с друзьями

Ваш друг пришел к вам домой. Вы стали с ним играть в мяч. В результате игры  ты  разбил мамину вазу. Твой друг ушел домой. Когда придет мама, что ты ей скажете? Что твой друг разбил вазу, ведь друг все равно не узнает,

Спрячешь осколки вазы, чтобы мама не увидели, или признаешься во всем?

Говори правду

 

 

 А есть у вас в классе верный друг? Поднимите руки у кого в классе есть друзья?

Почему вы их называете друзьями?

Как ты понимаешь слово «друг?»

– Что вам нравиться в вашем друге?

– За что вы иногда обижаетесь на друга?

– Помогали ли вы друг другу в трудную минуту?

– А может у человека быть несколько друзей?

Молодцы! Действительно у человека может быть много друзей.

 

Наш воздушный шар снижается.

Во время путешествия  мы устали, давайте сделаем остановку. И тоже отдохнем.

Мы отдохнули.

 

(Дети занимают свои места).

 

Я уже вижу наш остров.

Скажите, есть ли у вас в классе друзья, которые не отправились с нами в путешествие?

(ответы детей).

Каждому  из вас на я раздам  фигурки  мальчика или девочки - это ваши друзья. Подумайте, вспомните своих друзей и дорисуйте фигурки (Звучит музыка)

Выполнив задание, дети откладывают фигурки.

Наше путешествие заканчивается. Ребята, как вы думает,  удалось ли наше путешествие на остров дружбы? Какие секреты настоящей дружбы мы узнали?  Давайте их вспомним.

Дети вспоминают правила дружбы.

Чаще улыбайся.

помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей.

Всегда говори правду.

Не обижай друзей

Делись с другом игрушками

Поддержи друга, когда ему плохо

Не ссорься с друзьями.

Останови товарища, если он делает, что-то плохое

Помогай друзьям.

Заключение.

Много опасностей подстерегают дружеские отношения: обидные слова, грубость, драки, злость, слезы по пустякам, капризы. Поэтому дружбу надо беречь.

Возьмите в руки фигурки ваших друзей.  Давайте разместим их на нашем острове (звучит музыка)

Теперь встаем в круг.

Я передаю свое теплое дружеское отношение всем вам: сначала Лене, от Лени – Анюте, Никитке, Сашеньке…(называю по очереди всех детей). Я чувствую, как мне передается ваше доброжелательное отношение. Сегодня мы забыли все свои обиды и стали друзьями. Стали? Молодцы! Возьмемся за руки и споем все вместе.