Эффективное общение или как реагировать на неприемлемое поведение студентов

Гаврилюк Любовь Владимировна

Данный материал содержит: законы на которых строится поведение студентов в конфликтных ситуациях; стратегия и тактика поведения педагога в ситуации конфликта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Эффективное общение.ppt328 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: « Эффективное общение или как реагировать на неприемлемое поведение студентов » ГОУ СПО МК№ 5 ГАВРИЛЮК Л.В.

Слайд 2

Реакции преподавателя на неприемлемое поведение студента: Невмешательство Преподаватели в лучшем случае разъясняют студентам, что случилось, когда всё уже случилось, рассчитывая, что студенты сами постепенно научаться управлять своим поведением.

Слайд 3

2. Контроль : Преподаватели очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия- угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, демонстрирующее хорошее знание «слабых мест» каждого студента).

Слайд 4

3. Взаимодействие: Преподаватели берут на себя роль ненавязчивого лидера, каждый раз ставящего студента перед необходимостью осознанного выбора и ответственности. Они включают самих ребят в процесс установления правил. Их программа дисциплины строится на повышении самоуважения студентов с помощью стратегии поддержки.

Слайд 5

РЕАКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО КОНТРОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Слайд 6

На чём строится поведение студентов: 1-й закон : студенты выбирают определённое поведение в определённых ситуациях: Право выбора вести себя так или иначе должно быть признано педагогом за каждым из студентов . Основные законы.

Слайд 7

2 –й закон: Любое поведение студента должно быть подчинено общей цели – чувствовать себя приобщённым к студенческой жизни. 1. Ощущать свою состоятель- ность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность ) 2. Строить и поддерживать Приемлемые отношения с педагогом и сокурсниками (коммуникативная состоятельность) 3. Вносить свой особый вклад в жизнь группы и колледжа (состоятельность в коллективной деятельности)

Слайд 8

3-й закон: Нарушая дисциплину, студент осознаёт, что ведёт себя неправильно, но за этим нарушением стоит одна из четырёх целей: Привлечение внимания: студенты выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание педагога они всё время хотят быть в центре внимания, не давая педагогу вести урок, а ребятам понимать педагога. Месть : Для некоторых студентов главной целью присутствия в группе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Желание иметь власть: Важно быть главными. Часто демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» Избегание неудачи: Боятся повторить ситуацию поражения, неудачи, что предпочитаю вообще ничего не делать.

Слайд 9

Стратегия и тактика педагога в ситуации конфронтации: Правило 1 . Научитесь акцентировать внимание на поступках ( поведении), а не на личности студента. Мы должны быть твёрдыми в отношении конкретного поступка, чтобы прекратить его : « то, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я всё ещё с симпатией отношусь к тебе» . Эта установка как бы декларирует вашу веру в то, что ваши студенты могут вести себя как следует.

Слайд 10

Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Контролируйте свои отрицательные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение , мы уже не можем мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим студентам, тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение студента вести себя плохо, даём ему очевидное оправдание.

Слайд 11

Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. Мы ошибаемся , когда в ответ на выходку в напряженной ситуации : повышаем голос; произносим фразу типа: «учитель здесь пока я»; оставляю последнее слово за собой; начинаем кричать; используем уничижительные , оскорбительные, унижающие выражения.

Слайд 12

используем сарказм; обращаемся к оценке характера студента; действуем как начальник (с превосходством); настаиваем на своей правоте; читаем проповеди; оправдываемся или защищаемся или «подлизываемся к студенту»; командуем требуем, давим; изображаем негодование.

Слайд 13

Правило 4. Обсудите поступок позже. Поговорить о некрасивом поведении студента или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент когда, вы оба - и педагог, и студент – возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно.

Слайд 14

Правило 5. Позвольте студенту «сохранить лицо». Студенты нередко играют в игру «По-своему» . Мудрый педагог умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает - таким образом он позволяет студенту «сохранить лицо» и вместе с тем получает то, что ему нужно.

Слайд 15

Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. 1. Отложите «на потом» дисциплинарные меры. 2. Примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций.

Слайд 16

Наибольшая польза от этих правил в том, что студенты довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем эмоциям брать вверх над разумом, то и студенты позволяют себе это.

Слайд 17

Тот, кто не умеет управлять собой, не может и управлять другими. Платон