Главные вкладки

    Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей

    Богатикова Людмила Александровнa

     

    Коррекционно-развивающая  программа

    психологических занятий для гиперактивных детей

                   Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.

                Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.

                Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.

     

    Занятие 1.

    1.     Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»

    2.     Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

    3.     «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).

    4.     Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.

    5.     Пиктограммы эмоций. Определение настроения.

    6.     «Ласковое имя» 

    -Когда к вам обращаются с ласковым именем?

    -Какие чувства испытываете при этом?

    -Что вам хочется сделать в ответ?

    7.     «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра

    8.     «Поза покоя» -

    Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

    Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая:

    Замедляется движенье, исчезает напряженье…

    И становится понятно – расслабление приятно.

     

    9.     «Зеркало». Игра в парах -   повторение всех движений и жестов.

    10.            «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.

    11.            «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

    12.            Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

     

    Занятие 2.

    1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-Чанга»

    2. «Выбрось пальцы» – упражнение  на сплочение группы.

    3.     «На ошибках учатся» -

    «Каждый из нас иногда совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Вспомните сейчас какую-нибудь свою большую ошибку.

    Некоторые ребята, совершив ошибку, долго себя винят, а другие ещё раз пытаются сделать то, что у них не получалось. А как вы реагируете на свои ошибки?  Пытаетесь ли вы многократно что-либо делать, пока не получится? Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?

     

    4.     «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание  своего эмоционального состояния.

     

    5. «Белые медведи»

     

    Двое детей берутся за руки (это медведи) и со словами «Медведи идут на охоту!» бегут, стараясь окружить и поймать других детей.

    Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту

     

    6.     Море волнуется – раз!

    Море волнуется – два!

    Море волнуется – три!

         Морская фигура – замри!

     

     

     

     

    7. Дыхательное упражнение

    Сидя на полу. Вдох, пауза, выдох. Предложить ребенку вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки:

    «а», «и», «у», «о».

     

    8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.

     

    9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.

     

    10.            «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

    11.           Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

     

     

    Занятие 3

    1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

     

    2.     Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.

     

    3.     «Строители» -

     

    Предложить детям построить себе дом из предметов и мебели в игровой комнате. Вопросы:

    -Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

    -Где разместишь гостей – друзей?

    -Кто ещё будет жить с тобой?

    Обыгрывание. Приглашение в гости друг друга.

     

     

     

     

     

    4.     «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.

     

    5.     Ролевая гимнастика

     

    Рассказать известное стихотворение:

    -шепотом; с пулеметной скоростью; как робот.

    Походить как:

    -          младенец; глубокий старик; лев.

    Попрыгать как:

    -          кузнечик; козлик; кенгуру; лягушка.

    -          Нахмуриться как :

    -          -рассерженная мама; разъяренный лев; строгая учительница.

    6.      «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.

     

    7.     «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.

     

    8.     Разыгрывание ситуаций

     

    -          ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, разними их;

    -          тебе очень хочется поиграть игрушкой, как у одного из ребят во дворе, попроси её;

    -          ты очень обидел своего друга, помирись с ним;

    -          ты нашёл на улице маленького, слабого, замерзшего котёнка – пожалей его.

     

    9.     «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

    10.           Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

     

    Занятие 4

     

    1.     Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

     

    2.     «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.

     

    3.     « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

     

     

    4.     «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.

     

    5. «Пошли письмо»

    В кругу держатся за руки. Почтальон - в центре:

    «Я посылаю письмо от Серёжи к Лене». Сережа в кругу пожимает руку следующему соседу, тот пожимает следующему, пока «письмо» не дойдёт до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого оно сейчас находится.

     

     

    6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»

     

    7. «Слушаем себя» – сесть, расслабиться и закрыть глаза. Послушать, что происходит вокруг и внутри нас. Внимательно прислушаться к своим ощущениям. Поделиться впечатлениями.

     

    8.     «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.

     

    9.     Подвижная игра по желанию детей.

     

    10  «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

    11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

     

     

     

    Занятие   5

    1.     Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

    2.     «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.

     

    3.     «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

     

    4.     «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.

     

    5.     «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.

    Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.

     

    6.     «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

     

    7.     «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).

     

    8.     «Жмурки с голосом» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала по голосу. Роли меняются.

     

    9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

     10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

     

     

     

     

     

    Занятие   6

    1.     Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

    2.     «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

    Я хочу…

    Я умею…

    Я смогу…

    Я добьюсь…

    Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).

    3. «Будь дружелюбным»

     

    -Как вы видите и чувствуете, что этот человек дружелюбен?

    -Знаете ли вы человека, который иногда всем своим видом нагоняет на вас угрюмость и враждебность?

    -Покажи, как ты стоишь и двигаешься, когда дружелюбен?

    -Можешь ли ты быть дружелюбным в своей повседневной жизни: дома, с друзьями, с учителем?

     

     

     

    4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.

     

     

    5.»Смак»

    Предложить представить, что каждый из детей самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в передачу «Смак» рассказать, как готовится то или иное блюдо.

     

    6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

     

     

     7. «Шарик»– релаксация.

     

    Положить руку на живот. Представить и надувать живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтоб рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимать. Вдох – пауза, выдох – пауза.:

    Вот шарик надуваем!

    А рукою проверяем(вдох).

    Шарик лопнул, выдыхаем,

    Наши мышцы расслабляем.

    Дышится легко…ровно…глубоко…

     

    8. «Запрещенное движение» – игра организует детей, дисциплинирует, сплачивает.

    Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.

     

    9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.

     

    . 10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.

      11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon korrekcionno-razvivayushchaya__programma.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение № 2

    Коррекционно-развивающая  программа

    психологических занятий для гиперактивных детей

                   Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.

                Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.

                Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.

    Занятие 1.

    1. Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»
    2. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
    3. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).
    4. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.
    5. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.
    1. «Ласковое имя»  

    -Когда к вам обращаются с ласковым именем?

    -Какие чувства испытываете при этом?

    -Что вам хочется сделать в ответ?

    1. «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра
    1. «Поза покоя» -

    Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

    Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая:

    Замедляется движенье, исчезает напряженье…

    И становится понятно – расслабление приятно.

    1. «Зеркало». Игра в парах -   повторение всех движений и жестов.
    2.  «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.
    3.  «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
    4.  Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

    Занятие 2.

    1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-Чанга»

    2. «Выбрось пальцы» – упражнение  на сплочение группы.

    1. «На ошибках учатся» -

    «Каждый из нас иногда совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Вспомните сейчас какую-нибудь свою большую ошибку.

    Некоторые ребята, совершив ошибку, долго себя винят, а другие ещё раз пытаются сделать то, что у них не получалось. А как вы реагируете на свои ошибки?  Пытаетесь ли вы многократно что-либо делать, пока не получится? Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?

    1. «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание  своего эмоционального состояния.

    5. «Белые медведи»

    Двое детей берутся за руки (это медведи) и со словами «Медведи идут на охоту!» бегут, стараясь окружить и поймать других детей.

    Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту

    1. Море волнуется – раз!

    Море волнуется – два!

    Море волнуется – три!

         Морская фигура – замри!

    7. Дыхательное упражнение

    Сидя на полу. Вдох, пауза, выдох. Предложить ребенку вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки:

    «а», «и», «у», «о».

    8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.

    9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.

    1.  «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
    2. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

    Занятие 3

    1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

    1. Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.

    1. «Строители» -

    Предложить детям построить себе дом из предметов и мебели в игровой комнате. Вопросы:

    -Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

    -Где разместишь гостей – друзей?

    -Кто ещё будет жить с тобой?

    Обыгрывание. Приглашение в гости друг друга.

    1. «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.

    1. Ролевая гимнастика

    Рассказать известное стихотворение:

    -шепотом; с пулеметной скоростью; как робот.

    Походить как:

    1. младенец; глубокий старик; лев.

    Попрыгать как:

    1. кузнечик; козлик; кенгуру; лягушка.
    2. Нахмуриться как :
    3. -рассерженная мама; разъяренный лев; строгая учительница.
    1.  «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.

    1. «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.

    1. Разыгрывание ситуаций

    1. ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, разними их;

    2. тебе очень хочется поиграть игрушкой, как у одного из ребят во дворе, попроси её;
    3. ты очень обидел своего друга, помирись с ним;
    4. ты нашёл на улице маленького, слабого, замерзшего котёнка – пожалей его.

    1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
    2. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

    Занятие 4

    1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

    1. «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.

    1. « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

    1. «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.

    5. «Пошли письмо»

    В кругу держатся за руки. Почтальон - в центре:

    «Я посылаю письмо от Серёжи к Лене». Сережа в кругу пожимает руку следующему соседу, тот пожимает следующему, пока «письмо» не дойдёт до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого оно сейчас находится.

    6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»

    7. «Слушаем себя» – сесть, расслабиться и закрыть глаза. Послушать, что происходит вокруг и внутри нас. Внимательно прислушаться к своим ощущениям. Поделиться впечатлениями.

    1. «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.

    1. Подвижная игра по желанию детей.

    1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

    11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

    Занятие   5

    1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
    2. «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.

    1. «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

    1. «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.

    1. «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.

    Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.

    1. «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

    1. «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).

    1. «Жмурки с голосом» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала по голосу. Роли меняются.

    9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

     10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

    Занятие   6

    1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
    2. «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

    Я хочу…

    Я умею…

    Я смогу…

    Я добьюсь…

    Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).

    3. «Будь дружелюбным»

    -Как вы видите и чувствуете, что этот человек дружелюбен?

    -Знаете ли вы человека, который иногда всем своим видом нагоняет на вас угрюмость и враждебность?

    -Покажи, как ты стоишь и двигаешься, когда дружелюбен?

    -Можешь ли ты быть дружелюбным в своей повседневной жизни: дома, с друзьями, с учителем?

    4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.

    5.»Смак»

    Предложить представить, что каждый из детей самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в передачу «Смак» рассказать, как готовится то или иное блюдо.

    6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

     7. «Шарик»– релаксация.

    Положить руку на живот. Представить и надувать живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтоб рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимать. Вдох – пауза, выдох – пауза.:

    Вот шарик надуваем!

    А рукою проверяем(вдох).

    Шарик лопнул, выдыхаем,

    Наши мышцы расслабляем.

    Дышится легко…ровно…глубоко…

    8. «Запрещенное движение» – игра организует детей, дисциплинирует, сплачивает.

    Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.

    9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.

    . 10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.

      11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».