Программа "Психолог и "Я"
Программа позволяет помочь подросткам осознать свои особенности, способствоватьих социальной адаптации и саморазвитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psiholog_i_ya.docx | 44.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Программа «Психолог и «Я»
Разработал: Плеханов В.Ю., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 5»
Нефтеюганск, 2012
Пояснительная записка
В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма ребенка, которая отражается и на психических особенностях. Появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Психолог вынужден решать сложнейшие задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.
Цель: помочь подросткам осознать свои особенности, способствовать их социальной адаптации и саморазвитию.
Задачи:
1. Повысить уровень знаний школьников об окружающей действительности: явлениях, событиях, понятиях.
3. Способствовать развитию познавательных процессов: уровню развития восприятия, внимания, непосредственной и опосредованной памяти.
4. Развивать мыслительные, интеллектуальные способности: обобщение, исключение, классификация, аналогии.
5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.
6. Развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия.
Методы: мозговой штурм, дискуссия, беседа, элементы арттерапии, рефлексия, анкетирование, тестирование, тренинги.
Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения.
Программа рассчитана на 432 часа продолжительностью 3 года (4 часа в неделю).
Учебно-тематический план
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | Знакомство с участниками | Тренинг знакомства | 2 |
2 | Кто «Я» такой? | Беседа «Кто такой Я» Знакомство с собой | 2 |
Рисунок: «Кто такой Я (мой автопортрет)». | 2 | ||
Беседа: «Что в имени моём? Тайна имени». | 2 | ||
Беседа «Я-физическое». | 1 | ||
Беседа: «Я и окружающие». | 1 | ||
Рисунок-схема: «Сходство и различие наших «Я»». | 2 | ||
Беседа: «Моё восприятие окружающего мира». | 1 | ||
Рисунок: «Как я вижу окружающий мир». | 3 | ||
Беседа: «Я – друг. Почему я им могу быть». | 1 | ||
Беседа: «Я – могу, «Я» - хочу». | 2 | ||
Беседа: «Что значит «Я – подросток»?». | 2 | ||
Беседа: «Мальчики и мужчины». | 2 | ||
Беседа: «Девочки и женщины». | 2 | ||
Беседа: «Мои индивидуальные качества». | 2 | ||
Рисунок: «Мой самый счастливый день в жизни». | 2 | ||
Рисунок: «Я одержавший самую важную для себя победу». | 2 | ||
3 | Познавательная деятельность личности | Беседа: «Что такое ощущения его виды и значение их в жизнедеятельности человека». | 2 |
Беседа: «Восприятие, его виды и свойства». | 2 | ||
Диагностика: «Изучение пространственного восприятия» | 2 | ||
Беседа: «Память и ее виды. Процессы памяти. Значение памяти в жизни человека». | 2 | ||
Диагностика: «Изучение кратковременной, слуховой и зрительной памяти». | 3 | ||
Диагностика: «Исследование процессов запоминания». | 3 | ||
Занятия развивающие память. | 2 | ||
Беседа: «Что такое воображение. Необходимо ли оно человеку?» | 1 | ||
«Я» воображающее и фантазирующее. Сочиняем историю. | 2 | ||
Диагностика: «Изучение творческих способностей». | 2 | ||
Диагностика: «Изучение креативной (творческой) логики». | 2 | ||
Занятия развивающие воображение | 2 | ||
Беседа: «Мышление, его виды и формы» | 2 | ||
Беседа: «Язык и речь. Виды речевой деятельности» | 2 | ||
Диагностика: «Изучение гибкости мышления». | 2 | ||
Диагностика: «Изучение мыслительных процессов». | 3 | ||
Диагностика: «Изучение интеллектуального развития». | 4 | ||
Развитие мыслительных операций | 2 | ||
Беседа: «Внимание, его виды и свойства». | 1 | ||
Диагностика: «Исследование устойчивости внимания». | 3 | ||
Диагностика: «Оценка распределения и устойчивости внимания». | 3 | ||
Беседа: «Как развивать внимание». | 1 | ||
Занятия развивающие внимание. | 2 | ||
4 | Я-концепция человека | Беседа: «Образ своего «Я» – это сумма мыслей и чувств ребёнка о самом себе». | 1 |
Беседа: «Позитивные и негативные мысли о своём «Я» и их участие в процессе общения». | 1 | ||
Беседа: «Взгляд на себя со стороны (свой внешний облик, особенности и манеры поведения)». | 2 | ||
Рисунок: «Я глазами другого» | 2 | ||
Беседа: «Индивидуальность и личная уникальность каждого человека» | 1 | ||
Диагностика: «Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка». | 3 | ||
Беседа: «Важность адекватности самооценки, негативность или завышения самооценки личности». | 1 | ||
Диагностика: «Изучение самооценки». | 2 | ||
Беседа: «Уверенность в себе и своих силах. Влияние уверенности на самооценку человека». | 1 | ||
Тренинг уверенного поведения | 2 | ||
Беседа: «Что такое рефлексия и её значение в жизни человека». | 1 | ||
Тренинг развития навыков рефлексии. | 2 | ||
5 | Личность и её индивидуальные особенности | Беседа: «Я – личность». | 2 |
Беседа: «Мой темперамент. Характеристика типов темперамента». | 2 | ||
Диагностика: «Выявление типа темперамент»а | 2 | ||
Беседа: «Мой характер. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты». | 2 | ||
Диагностика: «Изучение черт характера». | 2 | ||
Беседа: «Способности, их происхождение и виды». | 2 | ||
Диагностика: «Дом-дерево-человек». | 3 | ||
Беседа: «Что такое чувства. Осознание необходимости анализа собственных чувств и способов их регуляции». | 2 | ||
Беседа: «Эмоциональная сфера личности человека. Важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека. Индивидуальные различия эмоциональной жизни» | 2 | ||
Беседа: «Внешнее выражение эмоций. Основные классификации эмоций» | 2 | ||
Тренинг умения выражать свое эмоциональное состояние. | 2 | ||
Беседа: «Стресс и фрустрация». | 1 | ||
Тренинг по преодолению стресса и фрустрации. | 2 | ||
Беседа: «Монотония и психическое пресыщение». | 2 | ||
Беседа: «Злость и агрессия. Формы их проявления и влияние на общение» | 2 | ||
Диагностика: «Изучение проявления агрессивности» | 2 | ||
Тренинг коррекции агрессивного поведения. | 3 | ||
Тренинг регулирования эмоционального состояния. | 3 | ||
Беседа: «Что такое страх и его виды?» | 2 | ||
Диагностика: «Изучение страхов» | 2 | ||
Беседа: «Способы борьбы с страхами» | 2 | ||
Тренинг преодоления страхов. | 2 | ||
Беседа: «Что такое обида? Формы проявления и влияние на процесс общения» | 1 | ||
Тренинг по преодолению обид | 2 | ||
Беседа: «Что такое тревога и её влияние на жизнедеятельность человека?» | 1 | ||
Диагностика: «Изучение личностной тревожности». | 2 | ||
Тренинг снятия тревожности | 2 | ||
Беседа: «Что такое утомление и влияние его на жизнедеятельность человека. Сон как способ отдыха человека». | 2 | ||
Тренинг снятия утомляемости. | 2 | ||
Беседа: «Что такое настроение. Роль настроения в процессе жизнедеятельности человека и его общения с другими людьми». | 1 | ||
Тренинг формирования умения чувствовать настроение другого человека. | 2 | ||
Беседа: «Азбука настроения. Причины и пути выражения настроения». | 2 | ||
Рисунок: «Моё плохое и хорошее настроение». | 2 | ||
Тренинг регуляции настроения. | 2 | ||
Беседа: «Мои интересы. Составление списка интересов». | 2 | ||
Беседа: «Мои заветные желания». | 1 | ||
Диагностика: «Люблю, не люблю». | 2 | ||
Беседа: «Хочу и надо. Хочу и нельзя» | 1 | ||
Сочинение сказки про главное и второстепенное в жизни моей. | 2 | ||
Беседа: «Умею ли я отдыхать. Способы и приёмы отдыха». | 2 | ||
Беседа: «Я и время. Планирование времени. Мой режим дня. | 2 | ||
Тренинг планирования моего дня. | 2 | ||
Беседа: «Способы оценки моих результатов». | 1 | ||
6 | «Я» и школа | Беседа: «Значение школы, образования в моей жизни». | 1 |
Беседа: «Правила и нормы поведения в школе». | 2 | ||
Тренинг адекватного поведения | 2 | ||
Рисунок: «Лучший и худший ученик». | 3 | ||
Беседа: «Шкала лучшего и худшего ученика. Оценка себя по этой шкале». | 2 | ||
Беседа: «Моё отношение к школе (внимание, аккуратность, ответственность). Умею ли я учиться». | 1 | ||
Диагностика: «Изучение мотивации к обучению в школе». | 2 | ||
Тренинг развития внимательности и ответственности. | 2 | ||
Беседа: «Мои любимые и не любимые предметы, учителя». | 1 | ||
Диагностика: «Изучение отношения к предметам, учителям». | 2 | ||
Беседа: «Отношение к неудачам в учёбе». | 1 | ||
Тренинг снижения критических реакций на неудачи в учёбе. | 2 | ||
Беседа: «Как стать умнее и отличится от всех?» | 1 | ||
Беседа: «Я и старшеклассник (общее, отличия). Составление портрета подростка и старшеклассника». | 2 | ||
Беседа: «Как мы делаем уроки. Как подготовиться к новому учебному дню». | 1 | ||
7 | Межличностное взаимопонимание . | Беседа: «Почему нужно правильно слушать, понимать других и взаимодействовать с ними». | 2 |
Беседа: «Адекватное выражение чувств и симпатии». | 2 | ||
Тренинг развития умения выражения чувств и симпатии. | 2 | ||
Тренинг формирования и развития навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания. | 3 | ||
Тренинг: «Необитаемый остров» | 3 | ||
Беседа: «Что такое одиночество» | 2 | ||
Тренинг нахождения путей ухода от одиночества. | 2 | ||
Беседа: «Что такое эмпатия и какова она в действии». | 1 | ||
Тренинг развития эмпатийного поведения. | 2 | ||
8 | Вербальные и невербальные средства общения | Беседа: «Знаковая природа общения. Отличие способов общения человека и животных. Взаимозависимость человека и природы». | 2 |
Беседа: «Восприятие мира. Язык как средство вербального общения». | 2 | ||
Беседа: «Речь, её функции и виды». | 1 | ||
Тренинг развития вербального общения. | 3 | ||
Беседа: «Что такое невербальное общение. Влияние зрительного контакта, позы и дистанции в общении. Мимика, жесты, интонация как средства общения» | 2 | ||
Тренинг развития невербального общения | 3 | ||
9 | Общение в школе | Беседа: «Психологические особенности общения учащихся в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик». | 2 |
Беседа: «Что значит быть приятным в общении и добиваться при этом успехов». | 1 | ||
Тренинг создания модели желательного поведения в общении. | 2 | ||
Сочинение: «Портрет моего учителя» | 3 | ||
Диагностика: «Учитель глазами ученика». | 2 | ||
Тренинг: «Подари учителю доброе слово». | 2 | ||
Беседа: «Одноклассник, товарищ, друг. Зачем нужны нам друзья». | 1 | ||
Рисунок: «Портрет моего друга. Мои друзья». | 2 | ||
Беседа: «Что мы понимаем под словами - Я, ты, мы!». | 1 | ||
Проективный коллаж «Я, ты, мы!». | 3 | ||
Беседа: «Что такое школьный конфликт?. Как его решать?». | 2 | ||
Диагностика: «Изучения проявления конфликтного поведения». | 3 | ||
Тренинг конструктивного разрешения конфликтов. | 2 | ||
Беседа: «Понятие коллектива. Я и коллектив». | 1 | ||
Проективный коллаж: «Коллектив начинается с меня». | 3 | ||
10 | Общение в семье | Беседа: «Особенности внутрисемейных отношений». | 2 |
Диагностика: «Родители глазами ребёнка» | 2 | ||
Беседа: «Мой дом – моя семья». | 1 | ||
Рисунок: «Моя семья». | 3 | ||
Беседа: «Тепло родного дома». | 1 | ||
Рисунок: тепло, которое мне дают мои родные». | 3 | ||
Беседа: «Я и семья. Насколько долго мы будем вместе?». | 2 | ||
Тренинг «Учитесь быть благодарными». | 2 | ||
Беседа: «Необходимо ли разделять печаль и радость близкого мне человека?». | 2 | ||
Беседа: «Какое место я занимаю в кругу семьи?». | 2 | ||
Диагностика: «Кто я в своей семье и какое место я в ней занимаю». | 3 | ||
Беседа: «Кто из членов семьи мне важнее всего?». | 2 | ||
Тренинг: «Как найти общий язык с моими родителями». | 3 | ||
Изучение отношения подростков к родителям | 3 | ||
Тренинг: «Уроки мудрости». | 3 | ||
11 | Культура общения и культура речи | Беседа: «Что такое культура общения и культура речи». | 2 |
Тренинг: «Этические правила и нормы». | 3 | ||
Беседа: «Что такое этикет?». | 2 | ||
Тренинг: Техники общения в различных жизненных ситуациях» | 3 | ||
Беседа: «Внешняя и внутренняя воспитанность человека». | 2 | ||
Тренинг: «Как сделать так, чтобы меня уважали». | 3 | ||
12 | Культура общения полов | Беседа: «Кто такие мальчики и девочки. Различия и сходства между мальчиками и девочками». | 2 |
Беседа: «Общение мальчиков и девочек. Дружба между мальчиками и девочками». | 2 | ||
Тренинг культурного общения мальчиков и девочек. | 2 | ||
Беседа: «Общение мужчин и женщин. Дружба между мужчиной и женщиной». | 2 | ||
Тренинг культурного общения взрослых. | 2 | ||
Тренинг: «Мужские и женские роли». | 3 | ||
Проективный коллаж: «Я и семья». | 3 | ||
Тренинг: «Культура выражения чувств». | 2 | ||
13 | Принятие решений | Беседа: «Что такое решения и их важность в жизнедеятельности человека». | 2 |
Диагностика: «Исследование мотивация достижения успеха». | 3 | ||
Диагностика: «Исследование мотивация избегания неудач». | 2 | ||
Тренинг: «Формирования и развития навыков принятия решений, ответственность за себя и свои поступки». | 4 | ||
14 | «Я» - лидер | Беседа: «Кто такой лидер. Нужен ли он обществу?». | 2 |
Беседа: «Качества и способности лидера». | 2 | ||
Диагностика: «Оценка качеств и способностей лидера». | 4 | ||
Беседа: «Социальные ожидания. Ролевые санкции». | 2 | ||
Тренинг: «Лидер и общество». | 3 | ||
Рисунок: «Я – лидер». | 3 | ||
Тренинг развития лидерских качеств и способностей. | 4 | ||
15 | «Я» - взрослый | Беседа: «Кто такой взрослый человек? Какие функции он может выполнять». | 2 |
Беседа: «Качества и умения взрослого» | 2 | ||
Тренинг: Я – взрослый и мои роли». | 4 | ||
Рисунок: «Я – взрослый». | 3 | ||
16 | Ценностные ориентиры личности | Диагностика: «Изучение основных ценностей подростка». | 3 |
Беседа: «Нравственные представления о добре и зле, жестокости и человечности, внимательности к окружающим». | 3 | ||
Рисунок: «Добро и зло». | 3 | ||
Тренинг формирования и закрепления представлений о добре и зле. | 3 | ||
Беседа: «Нравственные представления жестокости и человечности, внимательности к окружающим». | 2 | ||
Тренинг формирования и закрепления представлений о жестокости и человечности, внимательности к окружающим. | 3 | ||
Беседа: «Хорошие и плохие поступки. Ответственность за свои поступки и поведение». | 2 | ||
Тренинг формирования ответственности за свои поступки и поведение». | 3 | ||
Беседа: «Гуманность как проявление уважения и доброжелательного отношения к любому человеку». | 2 | ||
Тренинг: «Отворите волшебные двери добра и доверия». | 3 | ||
17 | Я – умеющий достигать цели | Беседа: «Что такое цель и способы её достижения. Понятие жизненного пути». | 3 |
Рисунок-схема: Мои жизненные цели». | 3 | ||
Тренинг обучения тому, как ставить цели; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей. | 3 | ||
Рисунок-схема: «Мой жизненный путь | 3 | ||
18 | Будь собой, но в лучшем виде | Беседа: «Кто такой лучший». | 2 |
Тренинг обучения тому, как находить в себе скрытые особенности личности и использовать приемы для изменения в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей. | 3 | ||
Рисунок: «Я – лучший среди лучших». | 3 | ||
Рисунок-схема: мой положительный багаж | 3 | ||
Беседа: «Три внутренних голоса: родителя, ребёнка и взрослого». | 2 | ||
Рисунок: «я – ребёнок, родитель и взрослый». | 3 | ||
Тренинг развития взглядов на различные ситуации с позиций ребёнка, родителя, взрослого». | 3 | ||
19 | «Я» и моё будущее | Просмотр фильма: «Назад в будущее». | 2 |
Рисунок: «Я – в будущем». | 3 | ||
Тренинг: «Встреча через 15 лет». | 3 | ||
Моё будущее зависит от меня (сочинение) | 3 | ||
20 | Заключительный урок | Тренинг прощания. Подведение итогов. Обратная связь. | 2 |
Способы оценки эффективности: анкетирование участников
- Что нового о себе я узнал во время занятий?
- Что нового я узнал о других людях?
- Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы на занятиях?
- Каким образом я собираюсь это сделать?
Список используемой литературы
- Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 2005.
- Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей» Саратов, 2005.
- Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» Питер, 2007.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 2002.
- Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников» Питер, 2007.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М 1987.
- Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Москва, 2004.
- Зайцев Г. «Регуляция психики» Санкт-Петербург, 2003.
- Ефимова Н. «Психология взаимопонимания» Питер, 2004.
- Леви В. Искусство быть собой.- М., 1991.
- Микляева А. В., Румянцева П. В. школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб., 2004.
- Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша школа.-1995.-№ 6
- Потёмкина О. «Тесты для подростков» Москва, 2005.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003.
- Прихожан А. Как обрести уверенность в себе.- М.,1994.
- Рязанова Д. «Тренинг с подростками» Москва, 2003.
- Спрингер С., Дейч Г., Левый мозг, правый мозг.- М.,1983.
- Тихомирова А.Ф. Развитие познавательных способностей детей.-М., 2000.
- Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения» Санкт-Петербург, 2003.
- Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – Ч.3.- М., 2001.