Семинар-практикум на тему: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Петрова  Инна Николаевна

Чрезмерные  эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы. Ухудшение профессионального здоровья педагога – «…национальное бедствие …показатель того, что одна из самых преданных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией…». А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.

Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога посвещен этот семинар. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План семинара69 КБ
Microsoft Office document icon Профилактика46.5 КБ
Microsoft Office document icon Притчи39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Профилактика эмоционального выгорания педагогического коллектива.

1. Мини-тест. Кто должен заботиться о здоровье человека (в том числе и о его психологической составляющей)?

Варианты ответов: (написаны на доске)

1)врачи;

2) родители;

3) воспитатели, учителя;

4)кто угодно, только не сам человек;

5) сам человек.

Ваш ответ определил вашу позицию к своему здоровью.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств лично сти педагога, его профессиональной компетентности и др. В ча стности, формирование отрицательного влияния педагогов (по Р. В. Скворцовой) связано со следующими параметрами: недо статок или отсутствие любви и уважения к детям, интереса к ним; непонимание их психологии, возрастных и индивидуальных особенностей; низкая эффективность, повышенная трудность педа гогической работы; психоэмоциональные перегрузки, испыты ваемые в работе, профессиональная усталость, а отсюда эмоциональное отчуждение и агрессия. Действительно, профессио нальные и личные качества педагога тесно взаимосвязаны. Но, увы, тесно они взаимосвязаны и с эмоциональным состоянием детей, которое определяет их когнитивно-поведенческое состо яние, т. е. чему научится сотня ребятишек за день зависит от ва шего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Определенные соче тания качеств, свойств личности прямо или косвенно способству ют развитию тревожности у детей. Выявлены следующие факто ры такого влияния, приводящие даже к социально-педагогиче ской запущенности (по Р. В. Овчаровой).

Фактор лигностной тревожности и сверхконтроля поведения со стороны педагога через доминирование или гиперопеку, ко торый ведет к снижению социальной активности ребенка и за трудняет формирование его субъектности.

Фактор преимущественного развития вербального интеллекта у педагогов (и, как следствие, преобладание в их работе словес ных форм обучения и воспитания), входящий в противоречие с неразвитостью вербального интеллекта у запущенных детей, не гативно отражающийся на результатах учебной деятельности.

Фактор поведенческой агрессивности педагогов на фоне неаде кватной самооценки, который означает, что они неосознанно про воцируют ответные реакции детей.

Фактор равнодушия, формального отношения к чувствитель ному, несбалансированному и незащищенному ребенку, который разрушает личностно-эмоциональное общение, не способствует решению проблем ребенка.

Фактор неадекватного отношения к себе и малодифференцированного образа «я» педагога, показывающий, что воспитатели и учителя слабо разбираются в себе и своих собственных про блемах. Не умея правильно оценить и принять себя, они не в со стоянии сделать это и по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.

На возникновение и развитие социально-педагогической за пущенности детей могут влиять такие личностные особенности педагогов, как повышенная изменчивость настроения, утомляе мость, раздражительность, нерешительность и тревожная мни тельность, сверхконтроль, эмоциональная холодность, а также низкий уровень сенситивности, открытости, стремления при влечь к себе внимание детей.

Вывод один: чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоцио нальными проблемами, причинами, их вызывающими, найти вы ход из стрессовых ситуаций, а затем — с причинами детских эмо циональных проблем и путями их коррекции.

Начнем с себя.

2. Диагностика отношения педагога к миру с помощью рисуночной методики «Домик для эльфа».

Автор -  Королева З.  Книга «Говорящий» рисунок» Екатеринбург, 2005.

Цель: узнать ваше отношение к окружающему миру.

Инструкция: Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!

Ключ к тесту: 

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет.

  1. Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.
  2. Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.
  3. Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.
  4. ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.
  5. Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.
  6. Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные  вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.

3. Групповая игра «Передай шарик по кругу». 1 раз как хотят сами участники.2 раз передать шарик по кругу без помощи рук.

(Вывод делается о сплоченности коллектива. Быстро ли договорились о способе действий).

4.Теория с шариком. Гнев.  

Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.

Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость.

Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.)

Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники  отпуска ют шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)

Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.

Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники  выполняют задание.)

Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)

А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)

5. Как я справляюсь с гневом и тревогой (по В.А.Ананьеву)

Нарисуйте цветок. Внутри напишите «мои ресурсы», лепестки – названия ресурсов.  

Обсуждение по кругу. Каждый участник высказывается.

6.Участникам предлагаются листочки с приемами снятия напряжения.

Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге

Эффективным средством снятия напряжения является расслаб ление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, за кройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Ды шите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре — на за держку дыхания, четыре — на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбега ется по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыс лей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: напряжение — расслабление («потягивание вперед»)

Традиционным способом борьбы со стрессом во врачебной практике являются транквилизаторы и антидепрессанты. Одна ко они имеют побочные действия и производят то или иное раз рушительное воздействие на здоровье пациентов.

Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное — это установка человека на то, что жизнь — прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыс лить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами — чтобы ви деть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом — чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, полу чать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощу щать, умеем ли радоваться.

Главное — это установка на радость.

Профилактика.

Опорой в жизни являются:

1. Позитивное отношение к жизни. (Психологическое прави ло: если можешь изменить ситуацию — измени ее, не можешь изменить обстоятельства измени отношение к ним.)

  1. Разумный образ жизни. (Психологическое правило: не мо жешь жить напряженнее, начинай жить умнее.)
  2. Умение без ущерба для здоровья пережить неудачу. (Пси хологическое правило: жизнь ритмична: спады чередуются с  подъемами.)

 Мышечная  раз рядка отрицательных эмоций (много ходить пешком, выполнять  мышечно-волевые физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя,  ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на  90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в та лии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая. Это средство от нервно-психического  перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).

Формула выживаемости профессора В. М. Шепеля: на каж дые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвящен ный себе, своему отдыху, здоровью. Это время рекреации (вос становления физических сил организма); время релаксации (рас слабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).

 Улучшить свою жизнь можно только через изменение отно шения к ней, восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радости каждого дня, минуты, впечатления. Неурядицы, жизнен ные противоречия — это норма жизни; они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

 Чем напряженнее ритм жизни, выше стрессовые нагрузки, тем актуальнее для человека проблема сознательного влияния на свое здоровье через разумную организацию образа жизни.

Научитесь жить с юмором. «Юмор — соль жизни, — гово рил К. Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет».

Мгновенное успокоение.

         Автор и разработчик Программы улучшения здоровья и физической подготовки Роберт Купер описывает релаксационную технику, которая помогает вызвать реакцию релаксации за несколько секунд. Мгновенное успокоение (МУ) основывается на убеждении Купера о том, что лучший способ справиться со стрессом — умение распознавать первые признаки стрессовой реакции и немедленно отреагировать на них. Техника МУ состоит из пяти шагов.

•        Шаг 1: Непрерывное дыхание. Несмотря на стрессор, продолжайте дышать ровно и глубоко.

•        Шаг 2: Позитивное выражение лица. Улыбнитесь слегка, как только вы
почувствуете, что стрессовая ситуация стала влиять на ваше состояние.

  1. Шаг 3: Баланс осанки. Расправьте грудь, поднимите голову, вытяните шею,выставьте подбородок вперед. Представьте, что вас поднимают за ниточку, прикрепленную к вашему затылку.
  2. Шаг 4: Волна релаксации. Пустите «волну релаксации» к тем частям тела, где есть напряжение.
  1. Шаг 5: Сознательный контроль. Оцените реальное положение дел.

Купер предлагает говорить: «То, что происходит, происходит на самом деле, и сейчас я найду лучшее из возможных решений».

        Сосчитать до  10, затем медленно вдохнуть носом, задержать дыхание, выдохнуть воздух через нос и потянуться всем телом. Сделать 5 свободных вдохов и расслабить мышцы живота. Затем глубокий вдох и такой же выдох. Повторить упражнение 4 раза.

        Массаж центральной части подбородка указательным пальцем круговыми движениями 9   раз   по   часовой   и   9   раз   против   часовой   стрелки   в   течение   2-   Зх   минут.  Массаж  среднего   пальца  по  2-3   минуты   на   каждой   руке   -   нормализует  АД.

Применение антистрессовых коктейлей: чай с мятой, мелиссой (по 1 ч. ложке травы на стакан кипятка), столовую ложку сухого шалфея залить стаканом холодного молока, довести до кипения, после чего нагревать 10 минут на медленном огне. Процедить, снова дать закипеть, слегка  остудить  и выпить.

  Если   предстоит   неприятный  разговор,   выпить   за   1   час  до   него   15-20   капель валокардина,  корвалола,  новопассита,  или  настойку  пустырника (пиона,  валерианы), которые не только успокаивают, но и снижают АД. В этом плане не противопоказаны и "легкие" транквилизаторы и спазмалитики (грандаксин, седуксен, тазепам и др.). Но в любом случае частоту приема и дозу медикаментозных средств определяет только врач.

Если  конфликт  уже  произошел,  то  сделайте  небольшую  разминку,  походите  по кабинету, поднимитесь по лестнице на 3- 5 этажей и, если возможно, выполните одну из вышеперечисленных         рекомендаций.
      И   помните,   для   того   чтобы  успешно   бороться   со   стрессом   и   его   болезненными   проявлениями, нужно взять в руки не только таблетки, но и самого себя, свой режим, диету, свое поведение   и   даже        настроение.

7. Участникам предлагаются листочки с притчами из книги  Энтони  де Мелло  «Одна минута мудрости».

8. Рефлексия семинара-практикума.

Список использованной литературы:

1. Королева З.  «Говорящий» рисунок. Екатеринбург, 2005.

2. Энтони де Мелло  «Одна минута мудрости» «София», 2003.

3. Никифорова Л.А. Программа по развитию эмоциональной сферы «Вкус и запах радости» Изд-во «Книголюб», 2005.

4. Седоренко Л.Г.  Психологическое здоровье  в условиях школы. Изд-во «Каро», СПб, 2003.



Предварительный просмотр:

Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге

Эффективным средством снятия напряжения является расслаб ление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, за кройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Ды шите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре — на за держку дыхания, четыре — на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбега ется по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыс лей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: напряжение — расслабление («потягивание вперед»)

Традиционным способом борьбы со стрессом во врачебной практике являются транквилизаторы и антидепрессанты. Одна ко они имеют побочные действия и производят то или иное раз рушительное воздействие на здоровье пациентов.

Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное — это установка человека на то, что жизнь — прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыс лить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами — чтобы ви деть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом — чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, полу чать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощу щать, умеем ли радоваться.

Главное — это установка на радость.

Профилактика.

Опорой в жизни являются:

1. Позитивное отношение к жизни. (Психологическое прави ло: если можешь изменить ситуацию — измени ее, не можешь изменить обстоятельства измени отношение к ним.)

  1. Разумный образ жизни. (Психологическое правило: не мо жешь жить напряженнее, начинай жить умнее.)
  2. Умение без ущерба для здоровья пережить неудачу. (Пси хологическое правило: жизнь ритмична: спады чередуются с  подъемами.)

 Мышечная  раз рядка отрицательных эмоций (много ходить пешком, выполнять  мышечно-волевые физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя,  ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на  90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в та лии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая. Это средство от нервно-психического  перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).

Формула выживаемости профессора В. М. Шепеля: на каж дые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвящен ный себе, своему отдыху, здоровью. Это время рекреации (вос становления физических сил организма); время релаксации (рас слабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).

 Улучшить свою жизнь можно только через изменение отно шения к ней, восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радости каждого дня, минуты, впечатления. Неурядицы, жизнен ные противоречия — это норма жизни; они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

 Чем напряженнее ритм жизни, выше стрессовые нагрузки, тем актуальнее для человека проблема сознательного влияния на свое здоровье через разумную организацию образа жизни.

Научитесь жить с юмором. «Юмор — соль жизни, — гово рил К. Чапек, — кто лучше просолен, дольше живет».

Мгновенное успокоение.

         Автор и разработчик Программы улучшения здоровья и физической подготовки Роберт Купер описывает релаксационную технику, которая помогает вызвать реакцию релаксации за несколько секунд. Мгновенное успокоение (МУ) основывается на убеждении Купера о том, что лучший способ справиться со стрессом — умение распознавать первые признаки стрессовой реакции и немедленно отреагировать на них. Техника МУ состоит из пяти шагов.

•        Шаг 1: Непрерывное дыхание. Несмотря на стрессор, продолжайте дышать ровно и глубоко.

•        Шаг 2: Позитивное выражение лица. Улыбнитесь слегка, как только вы
почувствуете, что стрессовая ситуация стала влиять на ваше состояние.

  1. Шаг 3: Баланс осанки. Расправьте грудь, поднимите голову, вытяните шею,выставьте подбородок вперед. Представьте, что вас поднимают за ниточку, прикрепленную к вашему затылку.
  2. Шаг 4: Волна релаксации. Пустите «волну релаксации» к тем частям тела, где есть напряжение.
  1. Шаг 5: Сознательный контроль. Оцените реальное положение дел.

Купер предлагает говорить: «То, что происходит, происходит на самом деле, и сейчас я найду лучшее из возможных решений».

        Сосчитать до  10, затем медленно вдохнуть носом, задержать дыхание, выдохнуть воздух через нос и потянуться всем телом. Сделать 5 свободных вдохов и расслабить мышцы живота. Затем глубокий вдох и такой же выдох. Повторить упражнение 4 раза.

        Массаж центральной части подбородка указательным пальцем круговыми движениями 9   раз   по   часовой   и   9   раз   против   часовой   стрелки   в   течение   2-   Зх   минут.  Массаж  среднего   пальца  по  2-3   минуты   на   каждой   руке   -   нормализует  АД.

Применение антистрессовых коктейлей: чай с мятой, мелиссой (по 1 ч. ложке травы на стакан кипятка), столовую ложку сухого шалфея залить стаканом холодного молока, довести до кипения, после чего нагревать 10 минут на медленном огне. Процедить, снова дать закипеть, слегка  остудить  и выпить.

  Если   предстоит   неприятный  разговор,   выпить   за   1   час  до   него   15-20   капель валокардина,  корвалола,  новопассита,  или  настойку  пустырника (пиона,  валерианы), которые не только успокаивают, но и снижают АД. В этом плане не противопоказаны и "легкие" транквилизаторы и спазмалитики (грандаксин, седуксен, тазепам и др.). Но в любом случае частоту приема и дозу медикаментозных средств определяет только врач.

Если  конфликт  уже  произошел,  то  сделайте  небольшую  разминку,  походите  по кабинету, поднимитесь по лестнице на 3- 5 этажей и, если возможно, выполните одну из вышеперечисленных         рекомендаций.
      И   помните,   для   того   чтобы  успешно   бороться   со   стрессом   и   его   болезненными   проявлениями, нужно взять в руки не только таблетки, но и самого себя, свой режим, диету, свое поведение   и   даже        настроение.

Определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

Использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

Профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания  является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания );

Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания.

В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:

стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

проще относиться к конфликтам на работе;

не пытаться быть лучшим всегда и во всем.



Предварительный просмотр:

ГЛУБИНА

Мастер сказал бизнесмену:

-  Как рыба гибнет на берегу, так и ты гибнешь в мирской суете. Рыбе нужно вернуться к воде, а тебе - к уединению.

Бизнесмен ужаснулся:

-  Мне что же - бросить свой бизнес и уйти в монастырь?

-  Нет-нет. Продолжай заниматься бизнесом и войди в свое сердце.

ГАРМОНИЯ

Несмотря на приверженность традициям, Мастер не особо чтил законы и условности. Однажды между отцом и дочерью возник спор. Отец настаивал, чтобы в выборе будущего супруга дочь поступала сообразно с канонами религии.

Мастер открыто стал на сторону девушки.

Отец удивился: как мог такой благочестивый человек поддержать его дочь? Мастер ответил ему на это:

- Пойми: жизнь сродни музыке. А для музыки чувства и интуиция важнее, чем законы

НЕВЕЖЕСТВО

Ученик Мастера был одаренным юношей. Отовсюду к нему за советом приезжали ученые, которые восхищались его познаниями.

Когда правителю понадобился мудрый совет, он отправился к Мастеру.

-  Говорят, этот юнец очень много знает. Верно ли это?

-  По правде говоря, - сказал Мастер иронически,- парень читает так много, что я и представить не могу, откуда у него может взяться время на то, чтобы что-то знать.

СЧАСТЬЕ

Один человек пришел к Мастеру и стал молить о помощи:

-  Я в отчаянии. Я сойду с ума. Мы все живем в одной комнате: дети, жена, родственники. Наши нервы на пределе, все вопят и орут друг на друга. Не дом, а преисподняя!

-  Обещаешь сделать все так, как я скажу тебе? - подумав, спросил Мастер.

-  Клянусь, я сделаю все, что нужно.

-  Отлично. Сколько у тебя животных?

-  Корова, коза и шесть кур.

-  Возьми их всех к себе в комнату. А через неделю придешь.

Ученик пришел в ужас. Но он должен сдержать клятву!

Он забрал животных к себе в комнату.

Неделю спустя ученик пришел к Мастеру: на него было жалко смотреть.

-  Я больше не могу. Грязь! Смрад! Шум! Мы все на грани безумия!

-  Иди домой, - сказал ему Мастер, - и выставь животных обратно.

Всю дорогу домой человек бежал.

На следующий день он снова пришел к Мастеру: его глаза светились радостью.

-  Как хороша жизнь! Животных нет. Тишина, чистота, простор! Не дом, а рай!

ДАЛЬНОВИДНОСТЬ

Один заядлый картежник пожаловался Мастеру:

-  Вчера я попался на шулерстве, меня избили и выкинули из окна.

Мастер смерил игрока взглядом и сказал:

-  На твоем месте я бы играл только на первом этаже.

Ученики уставились на Мастера.

-  Почему ты не посоветовал ему бросить азартные игры? - спросили они.

-  Потому что я знаю: он не бросит, - просто ответил Мастер.

РАЗГОВОР

Ученику   не   терпелось   рассказать   Мастеру   сплетни, услышанные на базаре.

-  Подожди, - остановил его Мастер. - Правдива ли эта история?

-  Думаю, нет.

-  Принесет ли она кому-нибудь пользу?

-  Да нет.

-  Она смешная?

-  Нет.

-  Тогда зачем мне ее слушать?

ОБЛЕГЧЕНИЕ

Мастер считал, что не бывает плохих слов: все зависит от ситуации.

Узнав, что один из его учеников непристойно бранится, он заметил:

- Иногда сквернословие приносит облегчение, какого не может дать молитва

ТЮРЬМА

- Ты очень гордишься своим интеллектом, - сказал Мастер ученику. - Этим ты напоминаешь мне заключенного, который гордится тем, что у него большая камера.

СУДЬБА

Одна женщина жаловалась Мастеру на судьбу.

-  Ты сама за нее в ответе, - сказал Учитель.

-  Но разве отвечаю я за то, что родилась женщиной?

-  Быть женщиной - это не судьба. Это твое предназначение. А твоя судьба зависит от того, как ты им распорядишься

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Ученику, который постоянно всех критиковал, Мастер сказал:

- Если ищешь совершенства, стремись изменить себя, а не других. Проще самому надеть сандалии, чем покрывать ковром всю землю.

ФИЛОСОФИЯ

Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:

-  Можешь ли ты объяснить мне, в чем цель жизни?

-  Не могу, - последовал ответ.

-  Тогда хотя бы скажи - в чем ее смысл?

-  Не могу.

-  А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по Ту Сторону?

-  Не могу.

Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?

Мастер успокоил их, сказав:

-  Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал ее вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нем.

УКРЫТИЕ

Мастер стал легендой еще при жизни. Рассказывали, что сам Бог однажды просил у него совета:

-  Я хочу поиграть с людьми в прятки. Я спросил у своих ангелов, где лучше всего спрятаться. Мне предлагали разные места: в глубине океана, на вершине самой высокой горы, на обратной стороне луны и на далекой звезде. А что бы посоветовал ты?

Мастер ответил:

-  Спрячься в сердце человека - вот уж куда он и не подумает заглянуть!

АТЕИЗМ

К великой радости учеников Мастер сообщил, что ко дню своего рождения хотел бы новую рубашку. Купили самую лучшую ткань. Пришел деревенский портной, снял мерку и пообещал с Божьей помощью справиться за семь дней.

Прошла неделя. К портному послали ученика: Мастер спрашивает, где же его новая рубашка?

-  Не успел дошить, - ответил портной, - но с Божьей помощью дошью завтра.

На другой день все повторилось:

-  Сожалею, еще не готово. Приходите завтра - если будет угодно Господу, закончу непременно.

На следующий день Мастер сказал:

-  Спросите у него, сколько времени ему потребуется, если он будет работать один, без помощи Господа.

ПРОЕКЦИЯ

-  Почему здесь все счастливы, кроме меня?

-  Потому что они научились во всем видеть благодать и красоту, - ответил Мастер.

-  А почему я не вижу эту благодать и красоту?

-  Потому что нельзя увидеть  снаружи  то,  чего не видишь внутри.

УХОД

-  Как помочь миру?

-  Пойми его, - сказал Мастер.

-  А как понять мир?

-  Отвернись от него.

-  Как же тогда служить людям?

-  Пойми себя.

ПРИЧИННОСТЬ

Однажды Мастер удивил всех, сказав:

-  Жизнь похожа на автомобиль.

Услышать такое смелое сравнение из уст Мастера! Все застыли в ожидании объяснений.

-  Ах да, - произнес наконец Мастер. - На автомобиле можно достичь вершин.

Новая пауза.

-  Но нередко люди сами лезут под колеса, позволяя себя переехать. А потом во всем винят автомобиль.

РАСЧЕТЛИВОСТЬ

Мастер высмеивал тех учеников, которые слишком долго и тщательно обдумывают каждое свое решение.

- Тот, кто долго думает, прежде чем сделать шаг, всю жизнь проживет на одной ноге.

РАКУРС

Мастер,   казалось,   просто  излучал  веселье.  Ученики полюбопытствовали, знакомо ли ему уныние.

Знакомо.

Те   продолжали  допытываться:   а  правда  ли,   что  он пребывает в постоянном блаженстве?

Правда.

Им не терпелось узнать, в чем секрет.

- Секрет в том, - ответил Мастер, - что хорошо человеку или плохо - решает он сам.

ЛЮБОВЬ

-  Что нужно сделать, чтобы наша любовь прошла испытание временем? - спросили молодожены у Мастера.

-  Любите не только друг друга, но и мир вокруг вас, - ответил Мастер