Организация и принципы работы психологического клуба для детей и подростков. Основные направления деятельности. Фрагмент практического занятия. Развёрнутый план - конспект.

Мусатова Юлия Вадимовна

Организация и принципы работы психологического клуба для детей и подростков.

Основные направления деятельности.

Фрагмент практического занятия. Развёрнутый план-конспект.

В работе психолога часто приходится сталкиваться с непониманием самой сути профессии. Таким образом при работе специалиста такая форма работы, как клуб, даст наибольшую возможность заинтересовать и получить положительные результаты. В данной статье описаны основные принципы и направления деятельности клуба для детей и подростков. Так же клубная работа не оганичивает творческий подход в работе специалиста, и способствует проявлению креативности самих участников встреч. 

Не стоит забывать и о том, что подростковый возраст отличается тем, что ребёнок постепенно выходит из под тотального контроля родителей и пытается отстаивать собственную точку зрения и мнение. Таким образом, клубная работа может оказывать и положительное психотерапевтическое влияние в работе с подростающим поколением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и работа психологического клуба для детей и подростков.

Основные принципы и направления деятельности.

Фрагмент практического занятия. Развёрнутый план-конспект.

Очень часто многие родители в определённый момент жизни своего ребёнка перестают его узнавать, и задаются вопросом типа: «Что происходит? Его как – будто подменили!»

Подростковый возраст переживают все. Но нельзя забывать, что этот период жизни протекает у всех по-разному.

Останавливаясь более подробно на особенностях подросткового периода развития личности в контексте всего жизненного периода, нельзя не отметить ряд новообразований, которые в свою очередь влияют на поведение подрастающего поколения.

Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.

Основным новшеством, с которым приходится мириться родителям – это «чувство взрослости». Уже не ребёнок, но ещё и не взрослый завоёвывает своё пространство, устанавливает свои законы, взаимоотношения со сверстниками выходят на первый план, а родители и ненавистная учёба задвигаются как можно дальше.

К сожалению, многие родители не стремятся повысить уровень своих психологических знаний, а именно это многим помогло бы избежать, так называемой, проблемы «отцов и детей».

Не стоит забывать о том, что большинство подростков постоянно находятся в состоянии стресса: гормональные, психологические, психические, физиологические изменения наносят сокрушительный удар по ещё не созревшему до конца человеку, личность которого находится на пике своего становления.

Конечно же, ни для кого не секрет, что общение в подростковом возрасте принимает доминирующие формы, а именно общение со сверстниками носит первостепенный характер. Учитывая это можно говорить и о том, что общение необходимо считать важнейшим психологическим условием личностного развития и роста подростков. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать которые не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах жизнедеятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто очень важное: об этом говорит их пристальное внимание к форме общения, его тональности, доверительности, стремление к осмыслению и анализу своих контактов со сверстниками и взрослыми.

Зачастую потребность подростков  в доверительном общении со взрослыми не получает своего удовлетворения. Это обстоятельство ведёт к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной  неустойчивой самооценкой, со сложностями в личном развитии, установлении межличностных контактов, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях и пр. Всё это во много раз усугубляется, если у ребёнка отсутствует благоприятное общение в семье.

Учитывая всё выше изложенное, перед психологом встаёт задача: специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого.

Одним из возможных решений этой задачи может являться разработка психологом или использование имеющихся в психологической литературе личностных развивающих программ, способных помочь подросткам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее…

Наиболее эффективно реализуются эти программы в групповых формах работы, что объясняется особой ролью, и широко доказанной сегодня продуктивностью этих форм психологической работы.

Применение групповых форм взаимодействия может иметь, так же, положительный характер и при клубной работе с подростками. Создание психологического клуба на базе образовательного учреждения подразумевает организацию адекватной атмосферы для конструктивного общения подростков. Одной из целей психологического клуба для подростков является удовлетворение потребности в общении, как одной из первостепенных необходимостей развивающегося человека.

При организации подобной работы необходимо учитывать интересы самих подростков, т.к. клуб может выполнять помимо прочих задач, ещё и просветительскую функцию. Принцип работы и подбор тем базируется на приоритетах самих подростков.

Обязательно стоит отметить, что запрещённых тем для разговоров в клубе не должно быть. Имея опыт организации и работы в подобном клубе, хочу отметить примерные темы, которые интересуют ребят в большей степени:

  1. Семейные проблемы: конфликты с родителями, переживания из-за ссор родителей друг с другом, переживания из-за развода родителей, измены одного из родителей;
  2. Отношения со сверстниками: взаимоотношения с друзьями и подругами, ссоры со сверстниками и т.п.;
  3. Проблемы, связанные с взаимоотношениями полов: как привлечь внимание мальчика/девочки, разрыв отношений, конфликт в паре, безответное чувство;
  4. Учебные проблемы: плохая успеваемость, конфликты с одноклассниками и учителями, нежелание ходить в школу, информация о дальнейшем обучении;
  5. Сексуальная информация: плохая осведомлённость, отношение к сексу и сексуальным отношениям, информация о заболеваниях передающихся половым путём и т.д.
  6. Экзистенциальные проблемы: переживание одиночества, переживания, связанные с потерей близкого человека, размышления на философские темы (смысл жизни и т.д.), религиозные, политические и национальные вопросы.
  7. Запросы, связанные  темой алкоголизма и наркомании: переживания из-за приёма наркотиков или алкоголя кем – то из близких, друзей, просто интересующая информация.

Любому специалисту не сложно объяснить приоритет выше указанных тем, так как возникающие вопросы напрямую зависят от возрастного периода развития личности.

Посещая психологический клуб, подростки сами задают тон работе. Задачей психолога является организация своего рода досугового пространства, для приятного время провождения, но с познавательным и развивающим оттенком.

Отдельно хотелось бы отметить развивающий компонент работы психологического клуба. В план работы клуба необходимо включать следующие тренинги: «Тренинг личностного роста для подростков и старшеклассников», тренинг «Уверенности», «Тренинг развития коммуникативных навыков», и, конечно же, профориентационная работа, так как большая часть посещающих клуб ребят являются старшеклассниками, и вопрос выбора дальнейшего жизненного пути стоит достаточно остро. Конечно же, каждый специалист имеет право применять и другие различные тренинговые программы, не только те, что были указаны выше.

Отдельно хотелось бы выделить вопрос профессионального самоопределения подростков. Надо сказать, что клубная работа даёт неограниченные возможности по проведению работы в данном направлении.

Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте,  специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

На мой взгляд, психологу, занимающемуся профессиональной ориентацией подростков не следует изобретать велосипед, - вполне реально использовать стандартный набор общепринятых методик: Дифференциально – диагностический опросник, «Карта интересов», опросник Айзенка на выявление характерологических особенностей оптанта, тесты на выявление интеллектуальных способностей и т.д. Считаю возможным для каждого специалиста подбирать методики по своему усмотрению – чётких правил не должно быть: психолог, занимающийся профориентацией, имеет свой набор методик, которые он успешно применяет и при необходимости добавляет или убирает лишнее.

Существование активизирующей профориентационной методики «Перекрёсток», разработанной кандидатом педагогических наук Е. Пряжниковой, существенно облегчает работу с подростками по профессиональному самоопределению. Данная методика используется для определения наиболее привлекательного для клиента «предметов «сфер» и «средств труда», что позволяет уточнить наиболее привлекательные профессии (по специальной таблице).

Основным является провоцирование размышлений самоопределяющегося клиент, над сложными мировоззренческим проблемами, связанными с выбором профессии и учебного заведения. Поэтому психодиагностический эффект является не самым важным.

В работе профконсультанта, на мой взгляд, пристальное внимание стоит уделять первичной встрече с оптантом. Беседа всегда является одним из наиболее эффектным психотерапевтическим приёмом в консультировании. В первичной беседе выясняются практически все приоритеты, а полученная информация играет важнейшую роль в получении итогов профконсультирования и т.д.

Не стоит забывать, что в подростковом возрасте каждый ребёнок стоит на распутье, и каждый из них страдает от неопределённости профессиональной карьеры.

Мы не ошибёмся, если скажем, что правильный выбор профессии для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели определить для себя в будущем. Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью: для наиболее адекватного решения выпускникам школ приходится проделывать огромную внутреннюю работу – необходимо проанализировать свои ресурсы, т.е. интересы, способности, особенности и многое другое.

Роль психолога, в свете всего выше изложенного, является во многом первостепенной и, во многом зависит от профессионального уровня самого психолога, а так же его желания постоянно повышать свой квалификационный уровень. Учителя учатся вместе со своими учениками, а психологи, в свою очередь, должны развиваться и совершенствоваться вместе с теми, кто нам доверяет.

Фрагмент практического занятия. Развёрнутый план-конспект.

 Тема: «Точная передача информации».

Встреча в рамках Психологического клуба «Доверие».

Цель: Сформировать представление о точной передаче информации.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий для проведения встречи;
  2. Создание благоприятных условий для общения;
  3. Создание атмосферы поддержки;
  4. Активизация представления о точной передаче информации;
  5. Обострить внимание к точной передаче информации;
  6. Развитие навыков, практического, каждодневного общения;
  7. Личностный рост участников группы.

Вводная часть.

После того, как участники встречи собрались, все рассаживаются в круг.

Ведущий приветствует всех собравшихся: 

« Я рада видеть Вас на нашей встрече. Надеюсь, что наша с вами встреча будет продуктивной, надеюсь на ваше активное участие и взаимную поддержку. Предлагаю поприветствовать друг друга так, как мы делаем это обычно».

Каждая группа Психологического клуба имеет свой звук, который участники встреч, произносят в начале и в конце встречи.

Упражнение «Руки здороваются».

Участники встречи только с помощью рук приветствуют друг друга. Приветствие может выражаться в поглаживании, пожатии и т.д.

Дискуссия: «Настроение в данный момент». Ведущий задаёт придлительно следующие вопросы:

- С каким настроением Вы шли на нашу встречу?

- Изменилось ли что-нибудь после приветствия?

- Что Вы чувствуете в данный момент?

 - Готовы ли Вы к работе?

Основная часть.

Начальная дискуссия. Ведущий:

 «Сегодня, наша с вами встреча будет посвящена следующей теме это – «Точная передача информации». Все мы очень любим общаться: поговорить по телефону, общаемся с друзьями, родственника и т.д. Надо сказать, что передача информации – это одна из основных функций общения. Без общения мы себе не можем представить своей жизни. Но не всегда мы получаем точную информацию, как хотели бы. Как Вы думаете почему? Что мешает информации в полном объёме доходить до нас7 (Участники встречи делятся своими соображениями). У нас есть возможность на наглядном примере увидеть, как меняется информация. Я предлагаю выполнить следующее упражнение».

Упражнение «Пересказ текста».

Инструкция: 

«Сейчас все вы покинете комнату, останется только один участник. Ему я зачитаю текст. После этого мы пригласим в комнату второго участника и первый расскажет ему текст, который услышал. Затем, пригласим третьего участника, и второй расскажет ему, что услышал он. Затем позовём следующего и так до тех пор, пока все участники не окажутся в комнате».

Далее упражнение выполняется по инструкции. (Текст подбирается произвольно, и должен быть незнакомым).

После того, как будет выслушан последний пересказ, и все участники вернуться на свои места, ведущий зачитывает текс в оригинале.

Дискуссия по упражнению. Сильно ли исказилась информация? Как вы думаете почему? Что повлияло на то, что информация потеряла достоверность? За счёт чего произошло искажение информации? Что каждый из участников «внёс» своего? Бывает ли так в жизни? Что надо сделать, чтобы искажения были минимальными? Где лучше получать достоверную информацию, как вы думаете? (Имеется ввиду первоисточник). Непременно можно сказать, что мы получили наглядный пример того, как образуется сплетня.

Что вы чувствовали во время выполнения задания? Что вы чувствуете в данный момент?

Ведущий:

 «Мы знаем, что информацию можно передавать по-разному, но не зависимо от способа передачи она может претерпевать изменения. Давайте выполним следующее упражнение».

Упражнение «Пантомима». Перед выполнением упражнения группу необходимо разделить на подгруппы. Делить по принципу 1-ый, 2-ой, только цифры заменить на цветы: ромашка-василёк. Вариантов может быть много. После того как группа поделилась, и образовались две команды: «Васильки» и «Ромашки», ведущий даёт инструкции к упражнению. Инструкция: «Каждой команде предлагается придумать какое-либо слово или понятие, или предмет имеющий конкретный признак. Затем из противоположной команды приглашается один участник, которому говориться загаданное слово, но только, так, чтобы члены его команды его не услышали. А он, в свою очередь, должен показать это слово своей команде, только с помощью пантомимы. Команда отгадывает. Затем ситуация меняется – по тому же принципу вторая команда отгадывает слово».

Дискуссия по упражнению. Сначала вопросы актёрам: что они чувствовали, легко ли было передавать информацию? Легко ли было расшифровывать информацию? Что удалось? Что не удалось? Почему? Что понравилось? Что бы вы сделали по-другому? Что было проще передавать информацию или расшифровать? При желании зрителей  резерве времени можно повторить упражнение ещё с несколькими участниками.

Заключительная часть.

Ведущий: 

«Сейчас мне хотелось бы подвести итоги нашей встречи. Мы с вами выяснили, как легко искажается информация при определённых условиях и, что этих условий может быть большое количество. Это и неправильное понимание информации, и стремление специально донести информацию в искажённом виде, простая невнимательность, стремление человека отделаться от собеседника  тем самым он сокращает имеющуюся информацию до минимума и меняет смысл важно иметь подлинную и полную информацию. Чёткость и правильность передаваемой информации несёт в себе благоприятное и конструктивное общение. Думаю, что если бы педагоги искажали информацию, то вероятнее всего мы не обладали бы теми знаниями, которыми обладаем на данный момент. Вспомним с вами сказки, которые с древних времён передавались из уст в уста. Можно предположить, что в своём первозданном виде они имели и другой смысл, и других героев, а герои имели несколько другие имена и т.д. К сожалению, мы теперь не узнаем, какой же была подлинная информация. До наших дней она дошла в изрядно искажённом виде».

Что вы думаете о сегодняшнем занятие? Что нового вам удалось узнать? Что вы чувствуете в данный момент? Изменилось ли ваше настроение с начала занятия?

Ведущий: «Спасибо вам за активное участие. Я рада была всех видеть, и надеюсь, что в следующий раз мы встретимся в том же составе. И в заключении, я предлагаю попрощаться так, как мы это делаем каждую нашу встречу».

Упражнение «Руки прощаются». Выполняется по аналогии с Упражнением «Руки здороваются».

После прощания группа выполняет ритуал в виде «Звука группы».