Развивающее занятие для детей подготовительной группы. Тема " Космическое путешествие "

Работа педагога - психолога МДОУ №27 Чуракова Елена Петровна на тему " Внимание. Развитие внимания дошкольников ".

Что значит: быть внимательным?

Сложность современной жизни такова, что цена человеческой ошибки возрастает постоянно. К сожалению, увеличивается не только цена ошибки, но и её вероятность. На человека действует одовременно большое количество информации в виде разнообразных сигналов, противоречивых факторов и условий. Для того, чтобы выжить, человек должен реагировать на эти сигналы, причём реагировать быстро и точно. Но колличество информации, поступающих к человеку, как правило, превышает его возможности, поэтому необходим механизм выделения актуальных, наиболее личностно значимых сигналов. Эту функцию и выполняет внимание, которое ограничивает лишь ту часть информации, которая будет реально обрабатываться. Внимание - это способность человека сосредотачивать сознание на каких - либо предметах или явлениях. Другими словами, внимание - это процесс регуляции интелектуальной активности, процесс, помогающий функционировать другим познавательным способностям. Внимание можно сравнивать с пучком света или лучом прожектора, который направляется на яркое, актуальное, наиболее значимое. Этот луч света может быть сильным и слабым, узким и широким, устойчивым и колеблющимся, управляемым и не очень. На научном языке перечислинные характиристики называются свойствами внимания и описывают психолгическую сущность этого процеса.

Выделяют несколько свойств внимания:

- устойчивость

- избирательность

- концентрация

- объём

- переключаемость

- распределяемость

Учтойчивость - это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Максимальная учстойчивость внимания взрослого без переключений составляет не более 2 - 3 минут . В тех случаях, когда  колебания внимания имеют место, но человек, тем не менее, постоянно возвращается  к одному и тому же объекту, устойчивость может измерятся не только минутами, но и часами.

Объём внимания - колличество  одновременно отчётливо осознаваемых объектов -  может колебаться  от 5 до 7 объектов ( в среднем, для взрослого человека).

Под распределением внимания понимают способность человека удерживать в центре внимания несколько разнородных объектов одновременно. Однако эта способность - своего рода иллюзия, когда человеку кажется, что он выполняет разные действия одновременно. Историки любят рассказывать о феноменальных способностях Цезаря и Наполеона, которые могли выполнять 7 не связанных между собой дел. Их внимание, безусловно , было очень развито, но часть действий была отработана до автоматизма, то есть не тробовало внимания. Таким образом, распределяемость внимания является обратной стороной его переключаемости.

Переключение внимания определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Это свойство теснейшим образом связано с концентрацией внимания, которую можно рассматривать, как степень погружения человека в проблему. При концентрации внимания происходит сужение объёма внимания, но то, что поадает при этом в поле зрения человека, представляется ему подробно, отчётливо, ярко.

 Обратной стороной высокой степени концентрации внимания и плохой его переключаемости является такое широко известное явление, как рассеянность. Причиной рассеянности является наличие мощной доминаты вызванной определёнными идеями или переживаниями и подавляющей все прочие сигналы , поступающие извне. О подобных ситуациях мы говорим обмолвки, оговорки, странности и нелепые ситуации, в которые попадает и создаёт человек, максимально сконцентрированный на своих переживаниях.

 Особенно много анекдотов посвящено рассеянности учёных. В самом деле, разве не смешно, когда Н.Е.Жуковский приходит к себе домой, звонит и, когда из-за двери спрашивают, " вам кого? ", он отвечает: " скажите дома ли хозяин? " - " нет. А что передать? " - " Скажите, что приходил Жуковский ". Причина расспространённости учёных в быту объясняется тем, что они стремятся всячески экономить сови силы для основного дела, и поэтому каждый вырабатывает стереотипы поведения, чтобы вывести контроль за их исполнением из сознания.

Ещё одно свойство внимания - избирательность.

Человек обращает внимание на то, что отвечает его потребностям, желаниям, интересам. Можно сказать, что выражение " человек видит то, что хочет видеть ", - не далеко от истины. Перчисленные выше характиристики внимания свойственны всем людям, но степень их развития существенно приводит к появлению произвольного внимания. В этом случае субъект самостоятельно регулирует свою психическую активность. В противном случае говорят о непроизвольном внимании. Последнее хорошо известно всем педагогам и родителям по тем ситуациям, когда ребёнок знает правило, но пишет с ошибками, когда часто отвлекается при выполнении задания, когда смотрит на вас и как бы слушает, но ничего не слышит. 

  Вряд ли кто будет спорить с утверждением, что настоячщим образцом внимательности является литературный пресонаж Шерлок Холмс. Он, как известно, добивался своих фанастических результатов благодаря индуктивно-дедуктивным способностям. Но прежде чем осмысливать какую-либо информацию, её надо получить. Шерлок Холмс мог часами наблюдать за одним человеком, быстро и точно схватывал смысл события и при этом не пропускал ни одной детели, штриха, нюанса. Его способности концентрироваться на проблеме позволяли ему думать и рассуждать так, как интересующий его человек, и предвидеть дальнейшие действия его участников событий.

 Разумеется, помимо сверхнаблюдательности и уменя настраиваться на ситуацию, Холмс обладал блестящей памятью на всё, что относилось к его занятим.

  Вряд ли кто, знакомый с этой легендарной личностью по книгам и фильмам, будет сомневаться в его наблюдательности. Однако не стоит думать, что внимательность проявляется только в способностях заметить отсутствие пуговицы на чьём - то пиджаке. По настоящему внимательный человек внимателен не только к предметам и вещам, но и к людям. Обратимся ещё раз к Ш.Холмсу. Каким он был в общении с людьми? Не суетлив, не импульсивен.Последователен. Тактичен. Разговаривая с собеседником, он был поглощён его заботами, его личностью.

 Не правда ли, невозможно представить Холмса переспрашивающим чьё- то имя: " ах, как вас там ........ зовут? "

 Или : " Забыл ваше имя, вас вроде и зовут как - то просто? "

 Думается, что не надо объяснятьб отрицательную роль подобного поведения. Возьмите себе за правило: человек - прежде всего.

 Особенности внимания ребёнка от 3 до 7 лет.

Дошкольник - существо энергичное, буйное, активное. Характеризовать особенности его внимания - занятие неблагодарное. Внимание, как известно, представляет собой способность регулировать собственную интелектуальную активность, управлять своим сознанием и поведением.

  А что мы видим, глядя на ребёнка 3-4 лет? Его притягивают любая лужа, грязный фантик и всё то, что так не нравится взрослым и откровенно портит им жизнь. По мнению психологов, это закономерная стадия нормального развития ребёнка. Его возможности выросли: он ходит, бегает, может дотянуться, доползти и подползти. И ребёнок использует сои возросшие энергитические, физические и интелектуальные ресурсы так, как задумано Природой. Для того, чтобы осоить мир. Для того, чтобы научиться спосбам действий с предметами и овладеть способами поведения, принятыми во взрослом мире.

 Надо ли удивляться и раздражаться, когда ребёнок не может спокойно пройти мимо чего - то незначительного, по мнению взрослых. Другого пути развития личности ребёнка просто не существует. Нелязя научиться правильно и красиво держать ложку, не изучив всех её свойств. Отсюда следует совершенно банальный вывод: ребёнок должен быть активен в познании мира, а взрослые призваны помогать ему, создавать для этого условия.

 Увлекаясь, ребёнок погружается в исследванительскую деятельность, в процесс познания, и его внимание начинает меняться: теперь оно концентрируется не только на ярком, необычном предмете окружающего мира, но и на собственных действиях. Всем мамам, папам и бабушкам знакомы симптомы этого процесса. Ребёнок затихает, успокаивается, в его поведении появляется нечто, напоминающее логику действий. В этот период ребёнок внимателен, он сосредоточен на собственных действиях. Это и есть нормальный, естественный путь развития произвольного ( как любят говорить психологи ) внимания.

 Начинается процесс развития произвольного внимания приблизительно через 10 месяцев. Когда мама показывает ребёнку игрушку и называет её, а потом указывает на неё жестом, тем самым помогая ребёнку выделить данный предмет из среды, начинается перестройка внимания. Оно перестаёт подчинятся только естественным ориетировочным реакциям, кторые управляются либо силой, либо новизной раздражителя, и начинает подчиняться речи или жесту. Всю оставшуюся жизнь непроизвольное внимание будет существовать с произвольным.

  По настоящему о произвольном внимании можно говорить лишь в 6-7 лет. Этому есть физиологическое объяснение. Нервная система ребёнка 6-7 лет созревает настолько, что процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения. Наступает период, когда нельзя сказать, что наше дитя неуправляемо. Многе меняется. Ребёнок способен самостоятельно управлять не тоьлко своими действиями, поступками, речью, но и мыслями. Правда, на весьма незначительный временной промежуток, который пока ещё измеряется минутами.

 Итак, каковы же основные характиристики нормально развивающегося внимания ребёнка 6-7 лет?

 Исследователи считают, что развитие устойчивости произвольного внимания детей надо изучать, определяя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре. По некоторым данным максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребёнка составляет 14 минут, но к шести годам она возрастает до полутора часов. Исследования последних лет были  направлены на изучение устойчивости  внимания дошколника в разных видах деятельности: учении, игре и других занятиях. Оказалось, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем-же делом около 10-15 минут. Шестилетки довольно редко ( приблизительно в 4 раза реже ), по сравнению с детьми 3 лет, отвлекаются на посторонние, т.е. не связанные напрямую с актуальным занятием, объекты.

  Считается, что объём внимания дошкольника практически не отличается от объёма его восприятия, или объёма непосредственной кратковременной памяти, и составляет в среднем 2-3 объекта.

 Понимание потребностей ребёнка и учёт его возрастных особенностей позволяют правильно предсказть то, на чём будет концентрироваться внимание. В противном случае можно попасть впросак, что наглядно демонстрирует следующий житейский пример.

 В одной семье родители были очень озабочаены тем, что их сыновья семи и восьми лет смотрят вместе с ними вечером по телевизору фильмы " про любовь ", где встречаются сексуальные сцены. И вот во время демонстрации такого фильма, в самый критический момент, когда герой целует героиню в шикарной машине, один из мальчиков, потверждая опасения родителей, громко зовёт брата к телевизору. На сердце у матери становится тяжело, она уже готова выключить телевизор, но тут она слышит: " Смотри, смотри, Петя! Видишь - это и есть мерседес-бенц !...."

 Может быть, родителям не стоило зря тревожиться: ребёнок воспринимает лишь то, что отвечает его интересам. Поэтому в ряде случаев родителям стоит тревожиться скорее по поводу интересов ребёнка, а не особенностей его внимания.

 Учёт особенностей внимания дошкольников при организации учебных занятий.

Эффективность внимания человека в значительной степени зависит от функционального состояния его организма. Исследования показали, что наивысшая работоспособность детей дошкольного возраста наблюдается во вторник и среду. В эти дни наиболее целесообразно устраивать занятия повышенной сложности, интенсивные занятия,  контрольные работы, диагностические процедуры, направленные на определение уровня развития интелектуальных способностей детей. В эти дни можно проводить по три занятия, в остальные же дни по два. Вполне уместно будет устраивать после занятий, требующих умственных усилий более лёгкие: ознакомительные, музыкальные, физкультурные игры.

  Многотонные занятия отрицательно сказываются на работоспособности и детей, и взрослых. Физиологи отмечают, что преждевременное утомление при многотонности развивается быстрее в шумной группе, ли наоборот, если в нем очень тихо и почти пустынно.

 Совершенно противопоказано гладкие белые стены в группе, без рисунков и украшений; абсолютно непреемлимы матовые стёкла в окнах. В таких помещениях дошкольники не только быстрее устают, но и усваивают предмет хуже, чем в других группах.

 Способы уменьшения утомления от монотонности, которые применимы в любой группе, требуют:

       - замены слуховой информации на зрительную и наоборот

       - изменения на короткое время темпа работы

       - наличия творческих заданий с установкой " придумай ", " создай новое ", " сотвори "

       - создание ситуации ответственного отношения к результату; Всем педагогам известно, что ничто так не взрослит ребнка, как перживание ответственности за гкого-либо и что-либо.

  Перчислинные здесь способы управления внимания не единственные.   

Пути и способы развития внимания детей от 3 до  7 лет.

 Возрастание способности 7 летнего ребёнка произвольно управлять сосредоточением сознания на предетах и явлениях окружающего мира предопределяется двумя обстояельствами:

- созреванием мозга, приведшем к большему уравновешиванию процессов возбуждения и торможения;

- развитием познавательных способностей ребёнка: мышления, памяти, восприятия, представления и воображения.

 Отсюда следует, что если у здорового ребёнка будут развиваться мыслительные операции:

- анализ,

- синтез,

- сравнение,

- классификация,

- группировка,

- обобщение,

- абстрагирование,

- конкретизация; 

если ребёнок способен мысленно оперировать образами предметов или явлений:

- повернуть,

- перевернуть,

- разрезать,

- раскрасить,

- перекрасить,

- сложить,

- свернуть и т.д.;

если ребёнок способен вглядываться, вслушиваться в окружающий мир, настраиваться на него, соизмерять предметы и соотносить их по форме, цвету и т.д., то его внимание будет развиваться нормально.

 Произвольное внимание в этом случае будет следствием развития познавательных способностей. Вышесказанное приводит к выводу, который можно использовать, как рекомендацию педагогам и родителям.

 Для тоо, чтобы совершенствовать способности дошкольника к саморегуляции своей психической активности, необходимо:

 а) Развивать все его познавательные способности:

 мышление: учить устанавливать причинно - следственные связи;

 память: учить запоминать, сохранять и воспроизводить информацию;

 восприятие: учить быстро и точно отражать окружающий мир ( видеть, слышать, осязать и т.д );

 представление: учить оперировать вторичными образами, т.е. образами ьез наглядной основы;

 воображение: учить создавать новые образы на базе известных.

 б) Тренировать способности к сосредоточению сознания:

 быстро переключаться с одного предмета на другой;

 успешно распределять внимание между малоизвестной деятельностью и хорошо знакомой;

 развивать устойчивость внимания, т.е. длительность сосредоточения сознания на одном предмете или деятельности;

 совершенствовать объём внимания, т.е. увеличивать колличество предметов, осознаваемых одновременно. 


Внимание можно сравнить с пучком света, который направляется на яркое, актуальное, наиболее значимое. Этот луч света может быть сильным и слабым, узким и широки, устойчивым и колеблющимся, уравновешенным и не очень. Так вот у некоторых детей, это уже видно ближе к школьному обучению, пучок света, т.е. внимание ( и его свойства ) бывает слабоватым, неустойчивым и т.д.
 И что одна из проблем, с которыми сталкиваются педагоги – трудности организации внимания ребёнка, неумение планировать и конструировать свои действия. Пока ребёнок не ходит в школу, трудности эти не так заметны. В школе же такие дети не могут успешно следовать указаниям учителя, не выучивают задания до конца, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения, не различает существенное и второстепенное в заданиях и т.д. Ошибки по невнимательности бывают очень обидными и часто приносят много огорчений, снижают мотивацию к учению.
 Внимание – вещь коварная. До сих пор психологи не могут между собой договориться, что такое внимание и как оно существует. В самом деле память нужна для того, чтобы запоминать и раскрываться в воспоминаниях,
мышление служит для решения задач, речь проявляется в словах и предложениях. А внимание не существует само по себе и не приносит никакого отдельного результата, однако его отсутствие резко ухудшает результаты той деятельности, которой занят ребёнок. Опыт многолетней работы показал, что нужно проводить развивающую работу по развитию произвольности  психических процессов и формированию способности к внутреннему планированию и контролю. Развитие сосредоточенности и внимания, контроль за своими действиями.
 Автоматизация счёта со сменой основания от 1 до 10 и наоборот. Закрепление зрительных образов, совершенствование графических навыков.
 Это подтолкнуло к выбору темы по самообразованию и разработки дальнейшего плана работы.
 План:
1.    Изучение литературы.
2.    Подбор диагностического инструментария для оценки развития внимания детей 5-7 лет.
3.    Проведение обследования развития внимания у детей  5-7 лет.
4.    Ознакомить родителей с результатами обследования, с целью выработки методов и приёмов воспитания и обучения детей с недостатками в развитии внимания.
5.    Проведение тренинга для воспитателей « Игры и упражнения стимулирующие развитие внимания детей 5-7 лет ».
6.    Были подготовлены и проведены консультации для родителей, для воспитателей по темам:
- Что значит  быть внимательным?
-  Особенности внимания ребёнка от 3 до 7 лет.
-  Учёт особенностей внимания дошкольников при организации учебных занятий.
- Пути и способы развития внимания детей от 3 до 7 лет.
- Враги эффективного внимания.
-  Это полезно знать .....
7. Разработка коррекционно-развивающей программы внимания детей 5-7 лет.
8. Проведение цикла занятий по развитию внимания.
9. Повторная диагностика развития внимания детей 5-7 лет, с целью сравнения результатов эффективности проведённой работы.
10. Изготовление настольно – печатных игр по развитию внимания и  пропаганда их среди воспитателей и родителей. Использование игр в повседневной жизни ребёнка.
11. Была сделана подборка и анализ игр и упражнений на развитие внимания и его свойств:  словесные, подвижные, на сравнение и т.д. Вся наглядность находится в методическом кабинете и воспитатели свободно пользуются этим материалом для работы с детьми.
 Организация занятий с детьми по развитию внимания проводилась в форме игровых занятий: фронтальной, групповые и индивидуальные. И работ Л.С.Выгодского, я сделала для себя вывод, что бесполезно тренировать одно только внимание, лучше развивать процесс внимания вместе с другими процессами: память, мышление, речь, моторика и т.д. Тип таких занятий больше познавательный. Предлагаю сценарий развивающего занятия с детьми подготовительной группы « Космическое путешествие » 

  Развивающее занятие для детей подготовительной группы.
Тема « Космическое путешествие ».
.
          Ход занятия.
Цель:  1.продолжать стимулировать внимание детей, учить точно и быстро регулировать на звуковые сигналы, развивать моторно – слуховую и зрительную память, развивать умение сравнивать предметы между собой, мелкую моторику
          2. Закреплять навыки саморегуляции и саморасслабления.
          3. Обогащение активного словаря – космонавт, звездолёт, иллюминатор.
          4. Воспитывать у детей потребность помогать друг другу, играть вместе, согласовывать свои действия.

 1.   « Дети, я очень рада вас видеть. Ребята, я сегодня к вам пришла не одна, а с известным и любимым всеми героем из мультфильма. Вы все знаете этого героя, его часто показывают в детской передаче « Спокойной ночи, малыши! » Как вы думаете, кто же это такой? ( дети отгадывают)
       ( Достаю, показываю)
Знакомый вам персонаж? Правильно, это Лунтик. А где он живёт? ( На луне ). Но знаете ребята, у него случилась неприятность. Он прилетел на Землю, на экскурсию с друзьями и потерялся. А его друзья улетели без него. И вот он не знает, что же ему делать. Ребята, может быть мы поможем Лунтику?
Но его планета Луна находится далеко на небе, в космосе, там много и других звёзд и планет. Многие люди летают в космос, к звёздам.
Как называются такие люди?
( космонавты ).
Нужно быть сильным, крепким, внимательным, чтобы стать космонавтом.
 А вы хотели бы стать космонавтами?
 Тогда нужно пройти тренировку, не простую, а космическую, только тогда мы сможем помочь Лунтику.
     Космонавтом можешь стать
     Если будешь много знать.
     Начинаем тренировку
      Чтобы умным стать и
      Ловким.
2. По порядку, в одну шеренгу становись!
    Будьте внимательны: по сигналу « Зайчики » - прыжки с продвижением вперёд.
    « Лошадь » - стоим на месте, ударяем копытом.
    « Раки » - пятимся назад.
    « Птица » - лёгкий бег, руки в стороны.
    « Солдаты » - обычная ходьба.
    
На месте стой раз, два! Итак, продолжаем нашу тренировку. Рядом с каждым из вас стоит сосед – справа и слева. Посмотрите и запомните своего соседа и своё место в строю. Запомнили? Бег врассыпную, по сигналу бубна найти своё место. Напоминаю, чтобы при беге врассыпную не наталкивались друг на друга. ( 2 – 3 раза).
 На месте стой 1, 2! Молодцы ребята! Самым смелым будет наш весёлый дружный экипаж. ( ещё стоим ).
 Вспомните ребята, а чего нам не хватает для полёта? На чем мы полетим? ( ракета, звездолёт, космический корабль. ).
 Чтоб отправиться в полёт, нужно строить звездолёт. Садитесь ребята за столы.
  3. Сели все удобно. Посмотрите вот сюда: вот таким у нас будет звездолёт.
 Давайте его рассмотрим: это нос – он какого цвета?
                                           это корпус......
                                           это иллюминатор......
                                           это хвост.........
 Ребята, у вас на столе, на подносике, лежит разобранная на части ракета, одна на двоих. Ракета получится у тех детей, которые будут вместе, дружно без ссор и обид собирать её. Пододвиньте поднос к себе и можете приступать к сборке ракеты ( хожу, помогаю ).
 Ну вот корабль почти готов, только не хватает одной детали. Вот такой!, попробуйте отыскать её среди других деталей на подносике и положите рядом со своим звездолётом. ( хожу, проверяю. ).
Молодцы ребята, справились все с заданием, ракета готова к полёту! А теперь ребята сядьте поудобнее в космических креслах, пристегните ремни. Внимание! Заводи мотор! ( ж – ж – ж ).
Звездолёт, звездолёт
Отправляемся в полёт
5,4,3,2,1. Пуск!

Ребята, посмотрите в иллюминатор. Как красиво и интересно. Вон вдали проплывают перед планеты, звёзды, млечный путь. Узнаёте какие планеты  мы с вами увидели? ( рассматриваем, показываем ). Запомните их. А сейчас мы с планетами поиграем в прятки. Закрывайте глаза, не подглядывайте. ( убираю ). Какая планета спряталась? ( 3 – 4р ).
 4. Хорошо, ребята вы были очень внимательными.
 А теперь настала пора выйти нам в открытый космос. Выходите из-за столов и становитесь как вам будет удобно ( пошире ).
 a. Приложите руку к уху и послушайте, не слышно ли шума? Не падает ли новая звезда.
 б. А теперь посмотрите в одну сторону, в другую сторону. Шея напряжена. Нет нигде звёздочки.
 в. А теперь расслабили шею. Опустили голову на грудь. Можно немного отдохнуть. Голова тяжёлая, никак её не удержать: падает туда, сюда, голова как на верёвочке болтается – туда, сюда. А теперь поднимите голову. расставьте руки в стороны, расставьте ноги в стороны. Вот так закачались и чуть не упали. Мы сейчас похожи на звёздочки. Ножки – лучики – напряжены, твёрдые.
Ручки – лучики напряжены – твёрдые.
 г. Устали звёздочки и присели.
Шеи – лучики опустили
Руки – лучики опустили
Руки – как вата.
 д. А теперь звёздочки полетели вверх.
 Давайте прыгать как на батуте. И руками себе помогать. Всё выше и выше. Ноги упругие, как мячики. Приземляемся на носочки. Остановились!
 е. Хлоп! Одна звёздочка! Хлоп! Другая! Собрали целый мешок.
 ё. А мешок взял и развязался, звёздочки рассыпались. А теперь медленно и плавно наклоняемся, то в одну сторону, то в другую. Осторожно, чтобы звёздочки не рассыпались. Всё тело мягкое, свободное. Ноги – твёрдые.
 ж. Собрали звёздочки и стали баловаться.
 Дрык – одной ногой,
 Дрык – другой ногой,
 Дрык – дрык, брык – брык.
 - быстрее, резче.
з. Пока мы баловались, набежали тучки и закрыли небо. Давайте раздвинем тучи руками.... Не получается! А может подуем.... Не получается! А давайте погрозим пальцем: кыш, улетайте тучи.
 к. Улетели тучи, а на небе опять засверкали звёздочки. А мы возьмём подзорные трубы и посмотрим на них.
 А вот и Луна, на которой живёт Лунтик!
 Посмотрите, но путь на планету преграждают астероиды,  космические камни. Нам надо скорее возвращаться в ракету. Садитесь на свои места.
 Возьмите и положите перед собой вот такой листок и карандаш. Треугольники и квадратики – это астероиды. Вам нужно их обойти на своём корабле. Проведите карандашом строго по кружочкам, путь своей ракеты до Луны, обходя астероиды и нигде не останавливаясь.
 Ребята, друзья Лунтика очень рады, что вы помогли ему попасть домой и дарят вам по звёздочке.
  Мы с полёта возвратились и на Землю опустились.

Анализ: Ребята, чем вы сегодня занимались? Что вам понравилось? ( проходили тренировку, играли со звёздами, выходили в открытый космос, помогли Лунтику и т.д. ).
 Я думаю, что вы сможете стать отличными космонавтами, когда вырастете. Сейчас вы пойдёте в группу и кто – то может захочет построить ракету из кубиков и взять с собой в полёт игрушки. А кто – то захочет нарисовать наше путешествие красками. В любом случае вы найдёте себе занятие по душе. И так до новых космических встреч.  
 

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ И  САМОКОНТРОЛЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ « ГУСИ-ЛЕБЕДИ «.

ЗАДАЧИ :-----развитие свойств внимания ( устойчивости , переключения , концентрации )
                  -----развитие видов внимания ( слухового , зрительного )
                  -----развитие мышления , мелкой моторики рук
                  ----развитие произвольности и самоконтроля
                  ----расширение словарного запаса .

ХОД ЗАНЯТИЯ :
Педагог : Здравствуйте друзья мои . Я рада вас сегодня видеть. По- моему кто-то стучит. Смотрите –ка . Сорока ! Она что-то говорит ,Давайте послушаем:
Сорока: « Слушайте дети внимательно ! Запомните все обязательно : я только что видела издалека солнце над лесом и облака . Отец с матерью ушли , дочка заигралась, посадила братца на травке, сама убежала. Налетели гуси –лебеди ,подхватили мальчика .Хочет съесть его Баба-Яга! Помогите скорее , беда !»
Улетела сорокап, Вы запомнили , о чем она стрекотала ? Что же случилось в сказке ?
Кто кого хочет съесть?
Где живет Баба-Яга ?
О чем еще говорила сорока? Что она видела издалека ?
Ребята ,что же мы будем делать ? ( нужно помочь Аленушке спасти братца Иванушку ). Хорошо ! Молодцы !
Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказке « Гуси – лебеди « .Дети ,А вы хотите помочь Аленушке ? Нам предстоит много испытаний , Вы готовы к ним ?
Скажите , а   как мы можем  добраться до леса ? ( доплыть , долететь , доехать )
Ну , что же не будем терять  время ,Садимся и поедем на поезд .( в кругу ).( обращаю внимание детей на то ,что левая рука это вокзал – он не двигается , правая рука –вагон ( стаканчик ) ,он движется вот так : на слова «тук-тук» ударяем  стаканчиком в правой руке о левую руку . На слово «так « --переносим стаканчик в правой руке в левую руку соседа , Сначало упражнение делается не быстро , потом с убыстрением , потом под музыку ,желательно  не гармоничную  по такту перетукиванию поезда )
Приехали ! Поезд дальше не пойдет , нас тропинка поведет. Лесная тропинка такая узенькая и извилистая : где-то можно пройти спокойно , где –то осторожно , а где –то весело, А музыка леса нам поможет и подскажет  как нужно идти ,( звучат поочередно музыкальные фрагменты  различного характера ) Молодцы ребята ! Все услыхали музыкальные подсказки , никто не отстал и не заблудился . Вот мы и попали в сказку.
Вспомните ребята , кого же  первого встретила Аленушка на своем пути ? (печку )
Посмотрите ,печка стоит из печи дым валит! А в печи – то , а в печи не пекуться калачи!
Давайте ребята присядем около печки . Чтобы печка нас пропустила дальше , нужно разложить пирожки на противень, Что такое противень?
Перед вами противни ( показ ) , расчерченные на клеточки , Я вам буду говорить куда и на сколько клеточек нужно провести линию от маленькой точки – пирожка  , чтобы получился свой большой пирог , Карандаш от бумаги отрывать нельзя пока мы не нарисуем целый пирог , Приготовились , будте внимательны ( следить за осанкой )
( Можно продиктовать любой графический узор с различной степенью сложности в зависимости от возможности детей .Например – 2 клеточки вправо , 2 кл. вниз , 2 кл. влево, 2 кл. вверх .)
Вы хорошо выполнили задание и печка нас пропускает ,
 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Снова нам пора в дорогу ,зашагали дружно в ногу ( шагаем на месте ).
Меж еловых мягких лап дождик тихо кап –кап-кап (поочередно поднимаем руки перед собой ).
Где сучок давно засох –вырос серый мох , мох ( медленно приседаем ).
Где листок к листку прилип –появился белый гриб ( медленно поднимаемся , держась за голову )
Кто нашел его друзья ? (пожимаем плечами )
Это я ,Это я ! ( прижать руку к груди , кивать головой ).
Ребята вспомните , кого же дальше повстречала Аленушка на своем пути ? ( яблоньку )
Посмотрите на нашу яблоньку , Что –то в ней не так  ? кто –то ее поломал ,Надо все исправить . Внимательно посмотрите какой кусочек откуда и соедините его и соответствующее ему пустое место на яблоне .( индивидуальные ответы детей ).
Яблонька вас  благодарит , подняла веточки и нас пропустила , Снова нам пора в дорогу , зашагали дружно в ногу ,
Кто же еще встретился Аленушке на пути ? ( речка ) Вот и мы с вами вышли на берег реки ,Нам нужно  перебраться на другой берег по мосту ( перед детьми кладется полоска дермантина с наклеенными геометрическими фигурами разной формы и цвета ) Мостик у нас не простой . Идти по нему нужно,соблюдая правила : Можно наступать  на геометрические фигуры , но не на  треугольники и не на фигуры желтого цвета. Вы  запомнили это правило , Повторите . ( выполнение задания )
Вот мы с вами и перебрались  на другой берег . Посмотрите вот и избушка на курьих ножках стоит , да не одна , а целых 4 . Только одна из них настоящая , та которая отбрасывает тень . Посмотрите внимательно и определите , какой избушке принадлежит тень.
Кукла Иванушка благодарит детей :» Спасибо вам ребята  , выручили меня из беды,но нам надо торопиться ,чтобы гуси – лебеди нас не пой мали .».
Посмотрите , у меня в руках кружки. Это сигналы .Когда я поднимаю    Красный –это кричалка – вы можете кричать и бегать –гуси еще далеко . Когда я поднимаю желтый – это шепталка – нужно вести себя тихо – гуси подлетают . Когда я поднимаю синий сигнал –это молчалка – нужно замереть –гуси уже над головой . ( выполнение задания ).
Молодцы вы были очень внимательны и гуси-лебеди нас не поймали .А вот и Аленушка . Не грусти Аленушка , мы  помогли твоему горю и спасли Иванушку из беды . Вот он. А ребята сейчас тебе расскажут ,как они спасали Иванушку и какие препятствия им пришлось преодолеть . ( рассказ детей )
 Итог занятия : а сейчас ребята вы пойдете в группу ,может кто –то из вас захочет еще раз перечитать и вспомнить сказку , а кто то захочет нарисовать путешествие по сказке .В любом случае вы найдете себе занятие по душе т.
До новых встреч .

Материалы : рисунок печи, листы бумаги ,расчерченные на клеточки ,карандаши , рисунок яблони , 4 нарисованных избушки Б-Я и силуэт одной из избушки , коврик с наклеенными геометрическими фигурами разной формы и цвета, сорока ,куклы Аленушка и И ванушка.,крышки от баночек для игры в поезд .


Занятие проводила педагог – психолог детского сада № 27 г.Ржева Чуракова Елена Петровна.