О роли школьного психолога в решении проблемы повышения психологической культуры современного учителя.

Возможности психологической науки рядовой учитель расценивает через призму эффективности работы школьного психолога в конкретном учебном заведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол по теме:

«Использование передовых

достижений  психологической

практики в педагогическом опыте»

Тезисы к выступлению

О роли школьного психолога в решении проблемы повышения психологической культуры современного учителя.

Вряд ли кто-то подвергнет сомнению тот факт, что усилиями  одного психолога  проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания в современной школе, не решить. «Один в поле не воин». И даже работая в режиме «скорой помощи», решая конкретные ситуативные задачи оказания психологической помощи детям, испытывающим те или иные формы школьной дезадаптации, работать изолированно, без сотрудничества с учителем невозможно. Конечно, опытный психолог найдет подход к ребенку, увидит его сильные и слабые стороны, выявит и исключит травмирующие факторы, создаст наиболее комфортную психологическую обстановку на индивидуальных и даже групповых занятиях. Дети любого возраста, как правило  с большим желанием и интересом посещают коррекционно- развивающие занятия, мы видим хорошую динамику,   но это всегда всего лишь первый этап. Ведь главная  цель психолога образовательного учреждения адаптировать ребенка  не только на наших  занятиях, а во всех областях  учебного процесса (учебная деятельность, межличностное общение, взаимоотношения в системе «учитель-ученик). А это уже совместная работа психолога и учителя. И роль учителя тем выше, чем младше возраст ученика, когда еще не достаточно сформировано самосознание, влиять и корректировать  развитие ребенка мы можем только через изменения поведения и отношения к нему учителя. Исследовав психологические особенности личности ребенка, которые вступили в противоречие с системой требований современной школы, а может быть и личностными качествами учителя, мы совместными усилиями пытаемся эти противоречия устранить, сочетая доброжелательное отношение  с последовательной системой предъявляемых к ребенку требований.  Таким образом, осуществляем переход на личностно-ориентированное обучение в данном конкретном случае.

Если постараться выйти за пределы непрерывного потока повседневной психологической деятельности начинаешь осознавать, что без армии единомышленников, без формирования высокой психологической культуры каждого учителя, осознания им, что даже внешние проявления психологической компетентности  : доброжелательность и открытость, умение слушать (как профессиональный навык), конструктивно общаться с родителями, классом, и каждым ребенком в отдельности , лидерские и организаторские навыки , владение голосом, речью - необходимы не  менее, чем  глубокое владение учебным предметом и методическая грамотность . Об этих качествах нельзя сказать, что они – только дар и талант. Их можно и нужно развивать.  Без всего этого, учитывая все более агрессивное влияние окружающей действительности, мы  будем вынуждены перейти в режим психологической реанимации как по отношению к ученикам, так и по отношению к учителям.

Кто должен решать проблему «прихода учителя в психологию»? Педагогические Вузы?  Институты дополнительного профессионального педагогического образования?  Какую роль может сыграть в этом процессе школьный психолог?  

Мой опыт работы показывает , что возможности психологической науки  рядовой учитель оценивает через призму эффективности работы школьного психолога в конкретном учебном заведении. Если есть результат, то всегда будут сторонники и единомышленники. Педагог с удовольствием возьмёт то, что поможет ему в повседневной практике.

Имеет смысл и наша  просветительская деятельность в виде лекций, тематических выступлений  на педагогических советах, собраниях, методических объединениях классных руководителей и учителей-предметников, ознакомление педагогов с  достижениями, исследованиями , открытиями современной психологической науки и практики ( по проблемам  актуальным  в данном образовательном учреждении в данный момент) позволяет учителю безболезненно   осознать, что  такие же проблемы как у него испытывают тысячи других учителей  , что возникают  они по объективным причинам  далеко не всегда зависящим от самого учителя, но он может научиться распознавать их на ранних этапах, не допуская глобализации, а кроме того всегда есть  возможности и  пути  конструктивного  решения. Возникает интерес, а за ним и желание самосовершенствоваться , углубляя свои знания в области психологии.

Но психология – особая наука, здесь недостаточно много знать, здесь необходимо научиться использовать знания в работе.

 Целенаправленная практическая работа школьного психолога с учителем  или группой учителей по более глубокому изучению той или иной  психологической технологии, тренинговые занятия по овладению и закреплению практических навыков применения данной технологии в педагогической практике помогут  учителю достичь  такого уровня личностного и профессионального  развития, на котором  его действия в самых сложных педагогических ситуациях будут оптимальны.  

        

Новокубанский район

станица Советская

МОБУСШ № 10

педагог-психолог Бабаева

Ирина Владимировна