Интегрированное психолого-логопедическое подгрупповое занятие с детьми-логопатами в старшей группе с сочетанными нарушениями и СДВГ

Это занятие предназначено для детей старшего возраста. Цели занятия:

* Закреплять знания по теме «Весна»: приметы весны, название весенних месяцев;

* Уточнять и расширять словарь по теме, учить подбирать как можно больше признаков и слов действий к существительным;

* Закреплять правильное произношение звука (С) в слогах, словах и предложениях;

* Развивать связную речь;

* Развитие слухового фонематического восприятия;

* Расширение и активизация словаря;

* Развитие  внимания и наблюдательности;

* Развитие произвольности и самоконтроля;

* Снятие психоэмоционального напряжения;

* Воспитание коммуникативных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_psihologo_tomsk.docx48.24 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида

городского округа Стрежевой

 Интегрированное психолого-логопедическое подгрупповое занятие с детьми-логопатами в старшей группе с сочетанными нарушениями и СДВГ

 по теме  «Времена года» - «Весна»

1. Педагог-психолог:  Николаева Ирина Дмитриевна        

2. Учитель-логопед :  Ломанова Ирина Николаевна

20.04.2012


Цель:

* Закреплять знания по теме «Весна»: приметы весны, название весенних месяцев;

* Уточнять и расширять словарь по теме, учить подбирать как можно больше признаков и слов действий к существительным;

* Закреплять правильное произношение звука (С) в слогах, словах и предложениях;

* Развивать связную речь;

* Развитие слухового фонематического восприятия;

* Расширение и активизация словаря;

* Развитие  внимания и наблюдательности;

* Развитие произвольности и самоконтроля;

* Снятие психоэмоционального напряжения;

* Воспитание коммуникативных навыков.

Оборудование:

  1. Картина «Пришла весна»
  2. Иллюстрированные картинки по теме «Весна»
  3. Магнитофонная запись – «Звуки природы Весной»

Словарь:  Весна, март, апрель, май, оттепель, солнечный луч, проталины, подснежники, ручьи, лужи, сосульки, капель, набухшие почки, «ледоход», солнце, светит, наступила.

Подгруппа из 5-6 человек.

Ход занятия

I. Подготовительный этап (психологическая часть)

1. Упражнение “Здравствуйте по-разному”

Цель: развитие внимания, группового взаимодействия, коммуникативных навыков.

Время: 5 минут        

Техника проведения: Участники группы хаотично передвигаются по группе. У ведущего три карточки  (голубая, белая, желтая), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает карточку  определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.

Материал: голубая, белая и желтая карточки, вырезанные из картона.

Инструкция: Вы будете молча ходить по группе. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх белую  карточку  нужно пожать руку как можно большему количеству игроков.  Голубая  карточка – погладить по плечу друг друга, желтая  карточка – поздороваться спинами.

Анализ:

– Какое из приветствий вам больше всего понравилось?
– Смогли ли вы поздороваться со всеми?
– Какое у вас настроение?

  2.Упражнение «Солнечный лучик»

Цель: снять нервно-психическое напряжение, агрессивные проявления, поднять настроение.

 Дети садятся на корточки.

Нас приветствует яркое солнышко, давайте порадуемся ему: улыбнемся, протянем ладони, помашем ручками.  Солнышко  протянуло нам свой лучик, лучик  коснулся глаз –  закройте и откройте глаза; лба – пошевелите бровями; носа – поморщите нос;  губ – пошевелите губами; подбородка – подвигайте челюстью;  плеч – приподнимите и опустите плечи;  рук – потрясите руками;  лучик коснулся ваших ног – лягте на спину и подрыгайте ногами. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся – вставайте ребята!

Заключительное упражнение на дыхание – вдох – выдох – 3-5 раз.

                                  II. Основной этап 

(логопедическая часть)

  1. Организационный момент

Логопед:  Я рада вас видеть в этот яркий, солнечный день.

А скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Наступила весна.

Логопед: Послушайте стихотворение о весне.

                 Светает рано по утрам,

                 Проталины и тут и там.

                 Ручей шумит, как водопад,

                Скворцы к скворечнику летят,

                Звенят под крышами капели,

                Медведь с еловой встал постели,

                Всех солнышко теплом ласкает.

И посмотрите теперь на картину «Пришла весна»

  1. Беседа по вопросам

Логопед: Какие изменения происходят весной?

Дети: На картине видно, что ярко светит солнышко, стало теплее, на крышах появились сосульки.

1-ый ребенок: Тает снег, бежит ручеёк  и мальчики пускают кораблики.

Логопед:  А какое солнышко весной?

2-ой ребёнок: Солнышко весной тёплое, ласковое, лучистое, весёлое.

Логопед: А что оно делает весной?

Дети: греет, ласкает, растапливает, веселит, дарит всем веснушки.

Логопед: А сейчас мы пойдем  к весне в гости.

III. Физминутка.                        

«В лес пойдем»

Мы сегодня отдохнем,  по тропиночке пойдем

Собирайся, детвора                                

Хлопки в ладоши

Весна зовёт: гулять пора

Будем по лесу гулять                                

Шагают  на месте

Свежим воздухом дышать

Вдох-выдох

На носочках по тропинке

Идут друг за другом на носочках.

Друг за другом мы идём.

В маленькие лужицы                          

Идут с высоким подниманием коленей

Не наступим, обойдём.

Встали ёлки на пути.                          

Идут «змейкой»  друг за другом.

Нам их нужно обойти.

Идите дети осторожно:

О ветки уколоться можно.

Вот сороки пролетели,                      

Бегут по кругу на носочках,

Им, сорокам, не  до сна!                    

плавно взмахивая руками

Трещат сороки-белобоки:                  

вверх-вниз.

-Весна идёт! Весна идёт!

За весной вслед пойдем,                    

Идут по кругу, взявшись за руки.

Хоровод мы заведём!

Будем петь и танцевать -        

Останавливаются, поднимают руки вверх,

Весну красную встречать!        

Выполняют поклон.

Логопед: Мы погуляли с вами в лесу. А теперь подойдите к столам и нарисуйте один предмет, который мы видели в лесу.

IV. Игра «Назови ласково»   с элементами рисования.

Дети рисуют, а затем каждый называет изображенный предмет ласково.

1-ый ребенок -  я нарисовал лес  – лесок

2-ой ребенок – я нарисовала ель – ёлочка

3-ий ребенок – я нарисовала солнце – солнышко

4-ый ребенок – я нарисовала цветок – цветочек

5-ый ребенок – я нарисовал птиц – птичек.

Логопед: Молодцы!

Психолог: 

(телесно-ориентированное ) упражнение  «Снеговик»

Выносится лист с нарисованным человечком.

Психолог предлагает детям встать в позу нарисованного человечка и говорит:

- Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика.

Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

- Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал  таять.

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки.

Под ласковыми солнечными лучами снеговик растаял и превратился  в веселый ручеек. Ручеек звонко зажурчал и пустился в путь. Дети встают, держась за руки,  передвигаются маленькими шажками и  двигаются за психологом  изображая ручеёк.  По дороге добрый ручеёк поил водой цветы и травы. Вскоре он добрался до прекрасного синего моря, влился в него и  отправился в далекое путешествие.

Анализ:

- Ребята, как вы думаете, почему наш снеговик растаял?

- Во что превратился наш снеговик?

- Что с ним дальше произошло?

(прослушивание записи ручейка)

V.  Характеристика звука[С]

Логопед:  Дети! Вы много слов говорили о весне, о солнышке.

А какой звук мы слышали в этих словах?

Дети: Звук [С]

Логопед: Этот звук какой?

Дети: согласный, глухой. При произношении звука [С] – губы растянуты в улыбке, дует холодный «ветерок».

VI. Закрепление правильного произношения звука [С] в слогах и чистоговорках.

Дети по очереди повторяют слоги:

                              Са – со – су - сы

                              Со – су – са - сы

                              Ска – ско – ску – скы

                              Спа – спо – спу – спы

Чистоговорки:  са-са-са – в лесу бегает лиса

                             са-са-са – сосновые леса

                             су-су-су – ягоды в лесу

VII.   Игра на внимание  «Четвертый лишний»  

Листопад, снежинка, снег, сугроб.

Подснежник, лыжи, лёд, сосулька.

Весна, подсолнух, веснушки, солнце.

Логопед: Молодцы!

Ребята, для вас  весна, приготовила каждому   по сюрпризу (каждый получает картинку, в названии которой есть звук [С], (солнце, подснежник, сосульки, снег))

Подойдите к облачкам и поместите туда, свою картинку определив  место звука [С]  в слове.

        

Логопед: Молодцы! с заданием  все  справились!

Завершающий этап

 (психологическая часть)

  1. Игра «Капельки»  

Цель: развитие групповой сплоченности, взаимодействия между участниками

 (запись со звуками птиц, дождя и  капели)

Инструкция: Представьте себе, что прошел дождь, и мы с вами превратились в капельки, которые  раскатились по всей нашей полянке, переливаясь на солнышке разными цветами.  (Все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать «старичка-дождивечка», который соберет все капельки воедино. «Старичок»  берет одного из участников за руку, второй не отпуская руки, ловит третьего и т.д. «Старичок-дождивечок» соединяет всех  в одну большую   капельку. Все капельки соединились? Как хорошо когда мы все вместе!

Анализ:

 -Как вы себя чувствуете?
-Когда много, много капелек соединяться, на что они могут быть похожи? (на ручеёк, на озеро, на море)
-Хотели ли  бы капельки  быть все вместе и стать  красивым голубым озером?

  1.  «Ритуал прощания» - «Свечка»

Анализ:

  1. Что наиболее запомнилось на сегодняшнем занятии?
  2. Какие игры вам  запомнились больше всего?
  3. Остались ли вы довольны собой, своим поведением?
  4. Участвовали ли вы с удовольствием во всех упражнениях?
  5. Дети говорят, что на занятии им понравилось, какие игры запомнились.

Логопед и психолог благодарят  всех детей и отмечают тех, кто был особенно внимательным, старательным.

Литература:

  1. Е.А.Лапп; Н.Г.Фролова «Современный логопедический урок». Изд. «Учитель»; Волгоград,2011г.
  2. А.Ф.Рыбина «Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет». Изд.»Учитель», Волгоград-2011г.
  3. Н.Ш.Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики». Изд. «Детство - Пресс», 2009г.; Санкт-Петербург.
  4. Г.Ф.Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Изд. «Учитель», Волгоград-2006г.
  5. О.Н.Лиманская «Конспект логопедических занятий второй год обучения». Изд. «Творческий центр Сфера», Москва-2010г.
  6. В.И.Габдракипова, Э.ГЭйдемиллер «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» УЦ «Перспектива» г.Москва 2009г.
  7. И.Л.Арцишевская  «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» Изд.»Книголюб-2005г.»
  8. Е. Лютова – Робертс, Г.Монина «Игры для гиперактивных детей»

Изд. «Речь»


 

Комментарии

Валентина Алексеевна Латышева

Чувствуется замечательный эмоциональный подъем занятия. Мне показалось интересным! Кое-что буду использовать в своей работе.