Интегрированное психолого-логопедическое подгрупповое занятие с детьми-логопатами в старшей группе с сочетанными нарушениями и СДВГ
Это занятие предназначено для детей старшего возраста. Цели занятия:
* Закреплять знания по теме «Весна»: приметы весны, название весенних месяцев;
* Уточнять и расширять словарь по теме, учить подбирать как можно больше признаков и слов действий к существительным;
* Закреплять правильное произношение звука (С) в слогах, словах и предложениях;
* Развивать связную речь;
* Развитие слухового фонематического восприятия;
* Расширение и активизация словаря;
* Развитие внимания и наблюдательности;
* Развитие произвольности и самоконтроля;
* Снятие психоэмоционального напряжения;
* Воспитание коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой |
Интегрированное психолого-логопедическое подгрупповое занятие с детьми-логопатами в старшей группе с сочетанными нарушениями и СДВГ |
по теме «Времена года» - «Весна» |
1. Педагог-психолог: Николаева Ирина Дмитриевна 2. Учитель-логопед : Ломанова Ирина Николаевна 20.04.2012 |
Цель:
* Закреплять знания по теме «Весна»: приметы весны, название весенних месяцев;
* Уточнять и расширять словарь по теме, учить подбирать как можно больше признаков и слов действий к существительным;
* Закреплять правильное произношение звука (С) в слогах, словах и предложениях;
* Развивать связную речь;
* Развитие слухового фонематического восприятия;
* Расширение и активизация словаря;
* Развитие внимания и наблюдательности;
* Развитие произвольности и самоконтроля;
* Снятие психоэмоционального напряжения;
* Воспитание коммуникативных навыков.
Оборудование:
- Картина «Пришла весна»
- Иллюстрированные картинки по теме «Весна»
- Магнитофонная запись – «Звуки природы Весной»
Словарь: Весна, март, апрель, май, оттепель, солнечный луч, проталины, подснежники, ручьи, лужи, сосульки, капель, набухшие почки, «ледоход», солнце, светит, наступила.
Подгруппа из 5-6 человек.
Ход занятия
I. Подготовительный этап (психологическая часть)
1. Упражнение “Здравствуйте по-разному”
Цель: развитие внимания, группового взаимодействия, коммуникативных навыков.
Время: 5 минут
Техника проведения: Участники группы хаотично передвигаются по группе. У ведущего три карточки (голубая, белая, желтая), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает карточку определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.
Материал: голубая, белая и желтая карточки, вырезанные из картона.
Инструкция: Вы будете молча ходить по группе. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх белую карточку нужно пожать руку как можно большему количеству игроков. Голубая карточка – погладить по плечу друг друга, желтая карточка – поздороваться спинами.
Анализ:
– Какое из приветствий вам больше всего понравилось?
– Смогли ли вы поздороваться со всеми?
– Какое у вас настроение?
2.Упражнение «Солнечный лучик»
Цель: снять нервно-психическое напряжение, агрессивные проявления, поднять настроение.
Дети садятся на корточки.
Нас приветствует яркое солнышко, давайте порадуемся ему: улыбнемся, протянем ладони, помашем ручками. Солнышко протянуло нам свой лучик, лучик коснулся глаз – закройте и откройте глаза; лба – пошевелите бровями; носа – поморщите нос; губ – пошевелите губами; подбородка – подвигайте челюстью; плеч – приподнимите и опустите плечи; рук – потрясите руками; лучик коснулся ваших ног – лягте на спину и подрыгайте ногами. Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся – вставайте ребята!
Заключительное упражнение на дыхание – вдох – выдох – 3-5 раз.
II. Основной этап
(логопедическая часть)
- Организационный момент
Логопед: Я рада вас видеть в этот яркий, солнечный день.
А скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Наступила весна.
Логопед: Послушайте стихотворение о весне.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
И посмотрите теперь на картину «Пришла весна»
- Беседа по вопросам
Логопед: Какие изменения происходят весной?
Дети: На картине видно, что ярко светит солнышко, стало теплее, на крышах появились сосульки.
1-ый ребенок: Тает снег, бежит ручеёк и мальчики пускают кораблики.
Логопед: А какое солнышко весной?
2-ой ребёнок: Солнышко весной тёплое, ласковое, лучистое, весёлое.
Логопед: А что оно делает весной?
Дети: греет, ласкает, растапливает, веселит, дарит всем веснушки.
Логопед: А сейчас мы пойдем к весне в гости.
III. Физминутка.
«В лес пойдем» | |
Мы сегодня отдохнем, по тропиночке пойдем | |
Собирайся, детвора | Хлопки в ладоши |
Весна зовёт: гулять пора | |
Будем по лесу гулять | Шагают на месте |
Свежим воздухом дышать | Вдох-выдох |
На носочках по тропинке | Идут друг за другом на носочках. |
Друг за другом мы идём. | |
В маленькие лужицы | Идут с высоким подниманием коленей |
Не наступим, обойдём. | |
Встали ёлки на пути. | Идут «змейкой» друг за другом. |
Нам их нужно обойти. | |
Идите дети осторожно: | |
О ветки уколоться можно. | |
Вот сороки пролетели, | Бегут по кругу на носочках, |
Им, сорокам, не до сна! | плавно взмахивая руками |
Трещат сороки-белобоки: | вверх-вниз. |
-Весна идёт! Весна идёт! | |
За весной вслед пойдем, | Идут по кругу, взявшись за руки. |
Хоровод мы заведём! | |
Будем петь и танцевать - | Останавливаются, поднимают руки вверх, |
Весну красную встречать! | Выполняют поклон. |
Логопед: Мы погуляли с вами в лесу. А теперь подойдите к столам и нарисуйте один предмет, который мы видели в лесу.
IV. Игра «Назови ласково» с элементами рисования.
Дети рисуют, а затем каждый называет изображенный предмет ласково.
1-ый ребенок - я нарисовал лес – лесок
2-ой ребенок – я нарисовала ель – ёлочка
3-ий ребенок – я нарисовала солнце – солнышко
4-ый ребенок – я нарисовала цветок – цветочек
5-ый ребенок – я нарисовал птиц – птичек.
Логопед: Молодцы!
Психолог:
(телесно-ориентированное ) упражнение «Снеговик»
Выносится лист с нарисованным человечком.
Психолог предлагает детям встать в позу нарисованного человечка и говорит:
- Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика.
Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.
- Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять.
Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки.
Под ласковыми солнечными лучами снеговик растаял и превратился в веселый ручеек. Ручеек звонко зажурчал и пустился в путь. Дети встают, держась за руки, передвигаются маленькими шажками и двигаются за психологом изображая ручеёк. По дороге добрый ручеёк поил водой цветы и травы. Вскоре он добрался до прекрасного синего моря, влился в него и отправился в далекое путешествие.
Анализ:
- Ребята, как вы думаете, почему наш снеговик растаял?
- Во что превратился наш снеговик?
- Что с ним дальше произошло?
(прослушивание записи ручейка)
V. Характеристика звука[С]
Логопед: Дети! Вы много слов говорили о весне, о солнышке.
А какой звук мы слышали в этих словах?
Дети: Звук [С]
Логопед: Этот звук какой?
Дети: согласный, глухой. При произношении звука [С] – губы растянуты в улыбке, дует холодный «ветерок».
VI. Закрепление правильного произношения звука [С] в слогах и чистоговорках.
Дети по очереди повторяют слоги:
Са – со – су - сы
Со – су – са - сы
Ска – ско – ску – скы
Спа – спо – спу – спы
Чистоговорки: са-са-са – в лесу бегает лиса
са-са-са – сосновые леса
су-су-су – ягоды в лесу
VII. Игра на внимание «Четвертый лишний»
Листопад, снежинка, снег, сугроб.
Подснежник, лыжи, лёд, сосулька.
Весна, подсолнух, веснушки, солнце.
Логопед: Молодцы!
Ребята, для вас весна, приготовила каждому по сюрпризу (каждый получает картинку, в названии которой есть звук [С], (солнце, подснежник, сосульки, снег))
Подойдите к облачкам и поместите туда, свою картинку определив место звука [С] в слове.
Логопед: Молодцы! с заданием все справились!
Завершающий этап
(психологическая часть)
- Игра «Капельки»
Цель: развитие групповой сплоченности, взаимодействия между участниками
(запись со звуками птиц, дождя и капели)
Инструкция: Представьте себе, что прошел дождь, и мы с вами превратились в капельки, которые раскатились по всей нашей полянке, переливаясь на солнышке разными цветами. (Все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать «старичка-дождивечка», который соберет все капельки воедино. «Старичок» берет одного из участников за руку, второй не отпуская руки, ловит третьего и т.д. «Старичок-дождивечок» соединяет всех в одну большую капельку. Все капельки соединились? Как хорошо когда мы все вместе!
Анализ:
-Как вы себя чувствуете?
-Когда много, много капелек соединяться, на что они могут быть похожи? (на ручеёк, на озеро, на море)
-Хотели ли бы капельки быть все вместе и стать красивым голубым озером?
- «Ритуал прощания» - «Свечка»
Анализ:
- Что наиболее запомнилось на сегодняшнем занятии?
- Какие игры вам запомнились больше всего?
- Остались ли вы довольны собой, своим поведением?
- Участвовали ли вы с удовольствием во всех упражнениях?
- Дети говорят, что на занятии им понравилось, какие игры запомнились.
Логопед и психолог благодарят всех детей и отмечают тех, кто был особенно внимательным, старательным.
Литература:
- Е.А.Лапп; Н.Г.Фролова «Современный логопедический урок». Изд. «Учитель»; Волгоград,2011г.
- А.Ф.Рыбина «Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет». Изд.»Учитель», Волгоград-2011г.
- Н.Ш.Макарова «Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики». Изд. «Детство - Пресс», 2009г.; Санкт-Петербург.
- Г.Ф.Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Изд. «Учитель», Волгоград-2006г.
- О.Н.Лиманская «Конспект логопедических занятий второй год обучения». Изд. «Творческий центр Сфера», Москва-2010г.
- В.И.Габдракипова, Э.ГЭйдемиллер «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» УЦ «Перспектива» г.Москва 2009г.
- И.Л.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» Изд.»Книголюб-2005г.»
- Е. Лютова – Робертс, Г.Монина «Игры для гиперактивных детей»
Изд. «Речь»
Комментарии
Интегрированое психолого-логопедическое мероприятие