ваш ребёнок поступает в первый класс
Мтериал для выступления на родительском собрании.
Приведены осебнности переживаний будущего первоклассника, связанные с изменением социального статуса - школьник. Раскрыты измененмия как на физиологическом таки психологическом уровне.Особенность первоклассника в том, что ребенок находится в сильнейшей стрессовой ситуации наряду с радостью, восторгом, удивлением от происходящего испытывают тревогу, растерянность, напряжение, а это нередко приводит к нарушению сна, аппетита, повышению температуры, обострению заболеваний. Дети могут капризничать, раздражаться, плакать казалось бы без особых на то причин. Изменеия в поведении ребёнка связанные с типом темперамена.
Родителям предложена анкета для определения психологической готовностиребёнка к обучению в школе, советы как поддержать ребёнка в период адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.88 КБ |
![]() | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Ваш ребёнок поступает в первый класс».
Выступление школьного психолога.
Поступление ребенка в школу является переломным моментом во всей его жизни. У ребенка меняется режим, возрастает круг обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, напряженно трудиться, подчиняться разнообразным правилам, полностью выполнять требования учителя, выполнять домашнее задание. В этот период жизни ребенок до конца не осознает свое новое положение , но вместе с этим гордится им : ведь он стал школьником как старшие ребята. Наряду с этим ребенок внутренне переживает свой новый статус и боится не соответствовать ему. Многие дети на данном периоде обучения самостоятельно не справляются с заданием, многое у них не получается, хотя при прохождении занятий по подготовке к школе у них все получалось. Многие родители связывают такое действие ребенка с его торопливостью, ленью, невнимательностью…, но это не так. Зависит все от внутреннего состояния ребенка, которое он чувствует, а объяснить родителям не может, так как сам его не осознает.
Родите6лям в данной ситуации необходимо набраться терпения, и приложить все усилия, чтобы поддержать статус школьника. Поддерживая его дать ребенку максимум самостоятельности: не собирать за него портфель, не готовить и убирать на место его школьную форму, не убирать рабочее место после подготовки домашнего задания. Стараться по возможности терпеливо объяснять, что ребенок школьник и должен все делать сам. Вести за выполнением новых правил контроль.
На ряду с изменением социального статуса ребенка идет изменение на физиологическом уровне: дети могут управлять своим поведением на более высоком уровне, но его возможности остаются резко ограниченными: у детей недостаточно сформированы моторные навыки, что осложняет усвоение письма. Внимание носит непроизвольный характер, что ведет к тому, что ребенок долго не может сосредоточиться и часто отвлекается. Память непроизвольная дети запоминают только яркие интересные, насыщенные для ребенка сведения, поэтому необходимо опираться на наглядность. И объясняя ему, что форму надо убирать на место сразу надо не только говоря, но и выполняя самому эти требования по от ношению к своим вещам, собирать сумку на работу заранее, а не с утра…
Основная особенность первоклассника в том, что ребенок находится в сильнейшей стрессовой ситуации наряду с радостью, восторгом, удивлением от происходящего испытывают тревогу, растерянность, напряжение, а это нередко приводит к нарушению сна, аппетита, повышению температуры, обострению заболеваний. Дети могут капризничать, раздражаться, плакать казалось бы без особых на то причин. Это идет период адаптации. У разных детей он проходит по разному и длиться разный период. Если одни дети могут адаптироваться в течение одной двух недель, то другие в течение двух – трех месяцев, бывают случаи, когда адаптация не заканчивается и к концу года. Это может привести к сильнейшим нервным срывам у ребенка, которые откладываются у него в коре головного мозга и возвращаются к нему спустя несколько лет через нежелание учиться, затруднения в усвоении материала…. Тогда речь пойдет о трудном ребенке. Для того, чтобы этого избежать родителям необходимо знать индивидуальные особенности своих детей, их личностный уровень готовности к обучению в школе, тип нервной системы.
Анкета для родителей.
Личностная готовность ребёнка к обучению в школе.
Пожалуйста ответьте на вопросы «ДА» ИЛИ «НЕТ»
№ | Вопрос . | Ответ «да» «нет» |
1 | Считаете ли вы, что ваш ребенок общителен? | |
2 | Способен ли ребенок выполнять устное поручение? | |
3 | Может ли он заниматься каким либо делом самостоятельно? | |
4 | Убирает ли свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания? | |
5 | Если выполняя задание взрослого ребенок не может сам справиться с чем либо, обратится ли он за помощью? | |
6 | Сформированы ли у вашего ребенка основные навыки самообслуживания ( соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, прием пищи..) | |
7 | Умеет ли ребенок слушать других не перебивая? | |
8 | Способен ли он соблюдать очередь в игре или другой деятельности? | |
9 | Способен ли ребенок сам познакомиться с детьми оказавшимися в новом месте? (на детской площадке, в детском саду..) | |
10 | Может ли он сам справиться с гневом и раздражением, когда его чем-то обидели? | |
11 | Может ли ребенок выступить в роли организатора игры или какого – либо другого дела в процессе общения со сверстниками? | |
12 | Пытается ли ребенок справиться с трудностями самостоятельно, прежде чем обратиться за помощью? | |
13 | Есть ли у вашего ребенка друзья? | |
14 | Готов ли ребенок делиться своими игрушками в процессе игры с другими детьми? | |
15 | Может ли ребенок сам помириться после ссоры с другими детьми? | |
16 | Адекватно ли ребенок воспринимает замечания в свой адрес? |
Ключ: за каждый положительный ответ 1 балл.
10 – 15 баллов - хороший, высокий уровень личностной готовности
6 -9 баллов - средний уровень личностной готовности
0 -5 баллов - низкий уровень личностной готовности.
Темперамент ребенка.
Существует четыре типа нервной системы - холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.
Меланхолик – спокоен, плаксив, с трудом включается в деятельность и с трудом выходит из неё, кажется, что ребенок живет в своем мире. Нуждается в особом вдумчивом осторожном отношении.
Холерик – легко и быстро включается в работу, очень подвижен, эмоционален, с трудом отказывается от своих желаний. Им необходимы физические нагрузки. Эти дети легко переносят словесные наказания, но ограничение подвижности переносят как пытку.
Сангвиник – жизнерадостные, бодрые, редко унывающие, неутомимые труженики. Быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, достаточно усидчивы, легко преодолевают трудности. Наказания переносят баз плача и срывов.
Флегматик – еще более сдержаны, усидчивы, очень трудоспособны, но крайне медлительны. В общении основательны и солидарны с другими детьми.
Чем можно помочь детям: как можно больше рисуйте с детьми, начиная проводить линии в различных направлениях, рисовать крупные рисунки, постепенно переходя к мелким. Лепка, работа спицами направленная на развитие тонкой моторики пальцев…нельзя заставлять ребенка сидеть за выполнением домашнего задания длительное время. Необходимо делать перерыв после каждых 15 – 20 минут.
Для снятия напряжения достаточно предложить ребенку пройтись, что - то принести, выполнить упражнения на расслабление мышц: потягивание, потирание ушных раковин, снятие мышечного тонуса спины руки - одна за голову вторая за спину, руку из-за головы провести над головой до уровня носа и резко развести их в стороны. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка.
Помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению..
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Ваш ребёнок поступает в первый класс».
Выступление школьного психолога.
Поступление ребенка в школу является переломным моментом во всей его жизни. У ребенка меняется режим, возрастает круг обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, напряженно трудиться, подчиняться разнообразным правилам, полностью выполнять требования учителя, выполнять домашнее задание. В этот период жизни ребенок до конца не осознает свое новое положение , но вместе с этим гордится им : ведь он стал школьником как старшие ребята. Наряду с этим ребенок внутренне переживает свой новый статус и боится не соответствовать ему. Многие дети на данном периоде обучения самостоятельно не справляются с заданием, многое у них не получается, хотя при прохождении занятий по подготовке к школе у них все получалось. Многие родители связывают такое действие ребенка с его торопливостью, ленью, невнимательностью…, но это не так. Зависит все от внутреннего состояния ребенка, которое он чувствует, а объяснить родителям не может, так как сам его не осознает.
Родите6лям в данной ситуации необходимо набраться терпения, и приложить все усилия, чтобы поддержать статус школьника. Поддерживая его дать ребенку максимум самостоятельности: не собирать за него портфель, не готовить и убирать на место его школьную форму, не убирать рабочее место после подготовки домашнего задания. Стараться по возможности терпеливо объяснять, что ребенок школьник и должен все делать сам. Вести за выполнением новых правил контроль.
На ряду с изменением социального статуса ребенка идет изменение на физиологическом уровне: дети могут управлять своим поведением на более высоком уровне, но его возможности остаются резко ограниченными: у детей недостаточно сформированы моторные навыки, что осложняет усвоение письма. Внимание носит непроизвольный характер, что ведет к тому, что ребенок долго не может сосредоточиться и часто отвлекается. Память непроизвольная дети запоминают только яркие интересные, насыщенные для ребенка сведения, поэтому необходимо опираться на наглядность. И объясняя ему, что форму надо убирать на место сразу надо не только говоря, но и выполняя самому эти требования по от ношению к своим вещам, собирать сумку на работу заранее, а не с утра…
Основная особенность первоклассника в том, что ребенок находится в сильнейшей стрессовой ситуации наряду с радостью, восторгом, удивлением от происходящего испытывают тревогу, растерянность, напряжение, а это нередко приводит к нарушению сна, аппетита, повышению температуры, обострению заболеваний. Дети могут капризничать, раздражаться, плакать казалось бы без особых на то причин. Это идет период адаптации. У разных детей он проходит по разному и длиться разный период. Если одни дети могут адаптироваться в течение одной двух недель, то другие в течение двух – трех месяцев, бывают случаи, когда адаптация не заканчивается и к концу года. Это может привести к сильнейшим нервным срывам у ребенка, которые откладываются у него в коре головного мозга и возвращаются к нему спустя несколько лет через нежелание учиться, затруднения в усвоении материала…. Тогда речь пойдет о трудном ребенке. Для того, чтобы этого избежать родителям необходимо знать индивидуальные особенности своих детей, их личностный уровень готовности к обучению в школе, тип нервной системы.
Анкета для родителей.
Личностная готовность ребёнка к обучению в школе.
Пожалуйста ответьте на вопросы «ДА» ИЛИ «НЕТ»
№ | Вопрос . | Ответ «да» «нет» |
1 | Считаете ли вы, что ваш ребенок общителен? | |
2 | Способен ли ребенок выполнять устное поручение? | |
3 | Может ли он заниматься каким либо делом самостоятельно? | |
4 | Убирает ли свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания? | |
5 | Если выполняя задание взрослого ребенок не может сам справиться с чем либо, обратится ли он за помощью? | |
6 | Сформированы ли у вашего ребенка основные навыки самообслуживания ( соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, прием пищи..) | |
7 | Умеет ли ребенок слушать других не перебивая? | |
8 | Способен ли он соблюдать очередь в игре или другой деятельности? | |
9 | Способен ли ребенок сам познакомиться с детьми оказавшимися в новом месте? (на детской площадке, в детском саду..) | |
10 | Может ли он сам справиться с гневом и раздражением, когда его чем-то обидели? | |
11 | Может ли ребенок выступить в роли организатора игры или какого – либо другого дела в процессе общения со сверстниками? | |
12 | Пытается ли ребенок справиться с трудностями самостоятельно, прежде чем обратиться за помощью? | |
13 | Есть ли у вашего ребенка друзья? | |
14 | Готов ли ребенок делиться своими игрушками в процессе игры с другими детьми? | |
15 | Может ли ребенок сам помириться после ссоры с другими детьми? | |
16 | Адекватно ли ребенок воспринимает замечания в свой адрес? |
Ключ: за каждый положительный ответ 1 балл.
10 – 15 баллов - хороший, высокий уровень личностной готовности
6 -9 баллов - средний уровень личностной готовности
0 -5 баллов - низкий уровень личностной готовности.
Темперамент ребенка.
Существует четыре типа нервной системы - холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.
Меланхолик – спокоен, плаксив, с трудом включается в деятельность и с трудом выходит из неё, кажется, что ребенок живет в своем мире. Нуждается в особом вдумчивом осторожном отношении.
Холерик – легко и быстро включается в работу, очень подвижен, эмоционален, с трудом отказывается от своих желаний. Им необходимы физические нагрузки. Эти дети легко переносят словесные наказания, но ограничение подвижности переносят как пытку.
Сангвиник – жизнерадостные, бодрые, редко унывающие, неутомимые труженики. Быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, достаточно усидчивы, легко преодолевают трудности. Наказания переносят баз плача и срывов.
Флегматик – еще более сдержаны, усидчивы, очень трудоспособны, но крайне медлительны. В общении основательны и солидарны с другими детьми.
Чем можно помочь детям: как можно больше рисуйте с детьми, начиная проводить линии в различных направлениях, рисовать крупные рисунки, постепенно переходя к мелким. Лепка, работа спицами направленная на развитие тонкой моторики пальцев…нельзя заставлять ребенка сидеть за выполнением домашнего задания длительное время. Необходимо делать перерыв после каждых 15 – 20 минут.
Для снятия напряжения достаточно предложить ребенку пройтись, что - то принести, выполнить упражнения на расслабление мышц: потягивание, потирание ушных раковин, снятие мышечного тонуса спины руки - одна за голову вторая за спину, руку из-за головы провести над головой до уровня носа и резко развести их в стороны. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка.
Помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению..