Формирование учебной мотивации

Гудкова Елена Владимировна

Речь пойдет о главной проблеме подрастающего поколения - мотивации. И не просто мотивации, а именно учебной. Выбранная форма (школьная система) развития детей старшего дошкольного возраста, а зачастую, и младшего дошкольного возраста способствует развитию отдельных познавательных функций, но не формирует интерес, стремление к собственному поиску, к сложному умственному труду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekabr_2011_formirovanie_uchebnoy_motivacii.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной мотивации

Три кита учебной мотивации = Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности (компетентности)

  1. Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным участником учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат.
  2. Потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни – базовая психологическая потребность, никому не нравится отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям – особенно). Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни. Меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности.  
  3. Третий важный источник желания учиться – ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех – понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживать трудности решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

Учебная мотивация (желание учится) запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, родителей, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также го способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила (позитивной обратной связи = ПОС):

  1. ПОС должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ребенок должен понимать за что его хвалят, чем именно вы обрадованы и восхищены.
  2. ПОС дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.
  3. ПОС должна быть индивидуально ориентирована, без оценко и сравнений с другими детьми, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе – неэффективный (плохой) мотиватор.
  4. Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.

Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.

Мощным, реально действующим источником мотивации является характер объяснений родителем успехов и неудач ребенка. Если объяснить успехи его способностями и усилиями, то у него сложиться уверенность, что он сможет снова добиться успеха.