Программа психолого-педагогического сопровождения в школе

Основные направления програмы, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_soprovozhdeniya_preemstv.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

Принята:                                                                                               Утверждена:

Решением Методического совета                                                               Директор

 школы МОУ «СОШ №1                                               «МОУ СОШ № 1 г. Анадыря»

г. Анадыря»                                                                   Шохирева Н.Н. __________

Протокол №______                                                         «____»______________2008 г

«____»______________2008 г.                                      

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОЦЕССОВ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

В МОУ «СОШ №1 г. Анадыря»

                                                                                                                        Составители:

                                                                                                                   Педагоги-психологи:

                                                                                                                                 Алянок Я.А.

                                                                                                                                 Армана Р.Х.

Содержание:

Пояснительная записка        

Первая ступень обучения начальные классы /1 – 4 классы /.        

Тематический план - программа коррекционно-развивающих занятий        

для начальной школы 1 класс        

Тематический план - программа коррекционно-развивающих занятий        

для начальной школы 4 класс        

Вторая ступень обучения /5-8 классы/.        

Тематический план - программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-х классов        

Предпрофильная подготовка учащихся 8-х классов по программе Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии»        

Тематический план - программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 8-х классов «Профессия и выбор профессии»        

Третья ступень обучения /9-11-е классы/.        

Тематический план - программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 9-х классов        

Психолого-педагогическое сопровождение профильной подготовки учащихся 10-11 классов и психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовки к ЕГЭ        

Тематический план - программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 10-11 классов        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        

Пояснительная записка

Под адаптацией понимается успешность школьника в обучении, положительный эмоциональный фон его пребывания в школе, а также отсутствие тенденции к нарушению норм школьной жизни. Противоположная ситуация – дезадаптация рассматривается как неуспешность ребенка в сфере обучения и невозможность найти в школе  «свое место», на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации. Данная ситуация нуждается в психолого-педагогической коррекции.

Сопровождение- система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социальных условий для полноценного развития успешного обучения ребенка и подростка в ситуациях их взаимодействия.

Основные циклы сопровождения:

1.Прием в первый класс.

2. Адаптация в начальном звене школы.

3. Переход в среднее звено.

4. Адаптация в среднем звене.

5.Подростковый кризис.

6.Адаптация в старшем звене.

Алгоритмы работы в данном цикле.

Организационная и методическая подготовка к проведению цикла.

Проведение первого этапа диагностического обследования (диагностический минимум).

Проведение второго этапа психодиагностического обследования (углубленная диагностика).

Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.

Проведение психолого-педагогического консилиума.

Реализация решений консилиума.

Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

Первая ступень обучения начальные классы /1 – 4 классы /.

Учитель начальных классов включает элементы психологического сопровождения в педагогический процесс, создает оптимальные условия для развития ребенка, самовыражения, самореализации.

В начальной школе психологическая служба осуществляет:
-организацию и проведение психологической адаптации учащихся;
-психологическую диагностику учащихся;
-развивающие  и коррекционные психологические занятия с учащимися (индивидуальные и групповые);
-социально — психологические тренинги, способствующие  развитию коммуникативных навыков и  толерантности поведения;
-консультирование родителей и педагогов;
-беседы с родителями и преподавателями;
-участие в родительских собраниях;

Основные направления работы с детьми:
-1 класс: адаптационные занятия, развитие основных психических процессов, эмоциональной сферы;
- 4 класс: развитие основных психических процессов, эмоционально-волевой сферы, социальных навыков.

Цель — содействие созданию, в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды, условий для развития его творческого потенциала, формирования устойчивых  ученических компетенций.

Задачи:
-Реализация в работе с учащимися  возможностей, резервов развития каждого возраста;
-Развитие индивидуальных особенностей воспитанников и учащихся: интересов, способностей, отношений, жизненных планов и т.д.;
-Содействие созданию благоприятного психологического климата для развитиядетей,  их  продуктивного общения  со взрослыми  и сверстниками;

 

Тематический план - программа коррекционно-развивающих занятий

для начальной школы

                    «Я школьник» и «Азбука хорошего настроения»  1-й класс “

Тема

Цели

Методическое обеспечение

Кол-во часов

Сроки

1. Игра «Путешествие в стану знаний»

1. Сплочение коллектива,

2. формирование образа школы и преодоление тревожности

1. Игра из сборника игр психолога (распечатка),

2 . Игра «Созвездие» (школьный психолог, №21-2004)

1 сентября

2 . От улыбки станет всем светлей.

1 . Ознакомить с понятием “настроение”.

 2. Ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.

1. Плакат “Три настроения”,

2. серия «Полезные навыки» 1 класс

3. Школьный психолог №17 – 2004, стр. 15.

4. Мои эмоции. Школьный психолог №21 – 2008., стр 12

1 час

Сентябрь

2. Расскажи мне о себе.

1 .Помочь глубже осознать своё  “Я”.

1 . Нарисуй себя и свою семью -

1час

Октябрь

3. Мои умные помощники (глаза, уши, рот)

1 . Познакомить с системой органов чувств человека, позволяющих познавать

окружающий мир.

1 . “Глаза”, “Уши”, “Нос”, “Рот” –

2. Смекалка и наши память, внимание «Школьный психолог» №22 – 2007, стр. 10

1 час

Ноябрь

4. В гостях у королевы “Памяти”.

1. Познакомить с понятием “память”.

2. Развивать память.

1. Нарисуй по памяти (дерево, домик, мяч, солнышко, книгу, кораблик). “Нарисуй по памяти”. 2. Игра “Четыре стихии”.

1 час

Декабрь

5. Какой ты внимательный?

1. Познакомить с понятием “внимание”.

2. Развивать внимание.

1. Игры на внимание

2. Игра “Продолжи ряд”.

3. Смекалка и наши память, внимание «Школьный психолог» №22 – 2007, стр. 10

1 час

Январь

6. Ты - ученик.

1. Помочь осознать себя в роли ученика.

I. Ученик “может” и “должен” 2. Закончи предложение.

1 час

Февраль

7.  Учимся работать дружно.

1.Развивать навыки учебного сотрудничества, взаимодействия. 2. Развитие коммуникативных способностей.

1.Нарисуй, что лучше делать одному, а что вместе. 2.Рисование вместе, одним карандашом..

1 час

март

8. Кем быть?

1. Познакомить с разными

профессиями родителей.

1. Рисунок "Кем работают мама и папа"?

2. Профессии людей, которые вас окружают.

3. Игра "Угадай профессию" (по предмету, характерному для профессии). (Серя упражнений из «Школьный психолог» №10 (2004), №21 (2004)

3 часа

апрель

9.  Давайте никогда

не ссориться.  (Моё

поведение в трудных ситуациях)

1 .Дать возможность проявить

взаимопомощь,

взаимовыручку.

2.Развивать ассоциативную

память

1 .Беседа “Что такое дружба”.

2.Игра “Не намочи ноги”.

З.Игра “Вспомни имена своих друзей”.

4. Правила “Как работать вместе и не ссориться”

5. Игры из «Школьный психолог» №12 – 2007 «Секреты общения» стр. 10.

1час

май

Дополнительные материалы:

1. Школьный психолог №16 – 2007, стр. 3-44.

2. Игры на регуляцию психофизического состояния. «Школьный психолог» №11 – 2004, стр. 28.

3. «Скоро в школу» Школьный психолог №21 – 2008., стр 12, «Ускоренная адаптация» стр. 26

4. Игра «Дерево достижений»/ Школьный психолог №6 – 2006, стр. 46.

5. Программа исследования адаптации пятиклассников/Школьный психолог №19 – 2008, стр.14

6. Программа диагностики готовности детей 6-7 лет к школьному обучению/ Распечатка психолога – папка Преемственность.

7. ШТУР для детей 7-9 лет/ Сонин В.А. Психологический практикум, стр. 137.

Подготовка к переходу на 2 ступень обучения /4 класс/

  1. Психологическая диагностика с целью определения степени готовности учащихся

к обучению в среднем звене. По результатам диагностики проведение консультаций для педагогов, родительского собрания и индивидуальных консультаций для родителей.

  1. Проведение групповых коррекционно – развивающих занятий, направленных на:

- Развитие познавательной сферы;

- Развитие эмоционально – волевой сферы.

  1. Проведение тематических родительских собраний по запросу учителей и

родителей (Примеры тем: «Переход из начальной школы в среднее звено» и др.).

  1. Проведение групповых занятий с учащимися «До свидания, начальная школа».
  2. Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по запросу.
  3. Индивидуальная психодиагностика по запросу родителей.
  4. Оформление тематического стендового материала для учителей и родителей.

Тематический план - программа коррекционно-развивающих занятий

для начальной школы

«Как стать старше»  4-й класс “

Тема

Цели

Методическое обеспечение

Кол-во часов

Сроки

1. Как ты отдыхал летом?

1. Обратить внимание ребёнка на невербальную сторону общения.

2. Познакомить с понятиями “мимика”, “интонация”, “жесты”, “телодвижения”.

1. Как ты отдыхал летом? -поделись впечатлениями. 2. Определить по внешности как провёл лето каждый из нарисованных персонажей.

1 час

Сентябрь

2.Твоё настроение.

1 .Научить понимать своё эмоциональное состояние,

2.Что влияет на настроение?

Сравнить своё настроение с солнышком, дождливой погодой.

1час

Октябрь

3.Какими бывают ощущения?

1. Учить распознавать мышечные ощущения своего тела.

2. Учить соотносить эмоциональное состояние и мышечные ощущения.

3. Учить релаксации, владению своими эмоциями.

1.Пальчиковые игры.2.Гимнастика для лица. 3,Анализ таблицы “Эмоции”

1час

ноябрь

4. В гостях у королевы “Памяти”.

1 .Развивать память:

-слуховую;

 -зрительную;

-вербальную;

 -логическую.

1. Игра “Снежный ком” (имена, города) 2. Игра “Нарисуй по памяти” 3. Игра “Что изменилось?” (пересесть, пока ведущий за дверью).

1час

декабрь

5. Какой ты внимательный?

1 .Развивать внимание.

1. Игра “Продолжи ряд”.

2. Найти на рисунке 10 отличий.

3. Смекалка и наши память, внимание «Школьный психолог» №22 – 2007, стр. 10

1час

Январь

6.Мимика - язык лица, жесты - язык тела.

1 .Расширить понятие “Общение” - рассказать о возможностях невербального общения.

1 .Картинка-загадка “Какое настроение”, стр.55 2. “Прочти” по лицам, что происходит с ребятами, стр.57 3.Схема “Основные жесты”,

стр.63-66

1час

Февраль

7. Нос задирать -друзей потерять!

1.Формировать бережное отношение друг к другу.

2. Показать, что словом можно поддержать, а можно обидеть.

, 1,Работа с рисунками: -“Определить, у кого самодовольный вид?”;, стр.60 -“Возвращение из школы”.,стр.61 2.Игра-инсценировка “Изобрази настроение по картинкам”

3. Игровая программа «Школьный психолог» №12 – 2007 стр. 17.

1час

Март

8. Кем быть?

1 .Дать представление о классификации профессий: человек - техника,, человек -природа, человек - человек.

1 .Беседа с опорой на плакат с подборкой профессий по области труда.

2.Ввести основные требования к профессиям.

З.Игра “Кто больше назовёт профессий?” из опред. области. 4.Игра “Мир профессий” (по типу “Летает - не летает”).

1час

Апрель

9,Цветок добрых слов.

10. Итоговая игра «Покорение новых земель»

1. Помочь глубже осознать, какие знания, умения, навыки, ученики получили на занятиях.

1. Цветок добрых слов,

2. Игра «покорение новых земель» Школьный психолог №22 -2007, стр. 12.

3 часа

Май

Дополнительные материалы:

1. Игры на регуляцию психофизического состояния. «Школьный психолог» №11 – 2004, стр. 28.

2. Ролевая игра «Королевство»/ Школьный психолог №17 – 2008., стр. 46

3. Игра «Дерево достижений»/ Школьный психолог №6 – 2006, стр. 46.

Вторая ступень обучения /5-8 классы/.

Эта ступень начинается с психологического сопровождения пятиклассников. Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация 5 класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

  1. В сентябре-октябре проводится психолого-педагогический семинар с классными руководителями и учителями предметниками, работающими в 5-6 классах, по проблемам связанным с особенностями младших подростков «Как помочь пятикласснику?»;
  2. Родительское собрание «Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению при переходе из младшего в среднее звено школы»;
  3. Наблюдение педагогами-предметниками и классными руководителями за поведением и учебой в течение первой четверти;
  4. При организации воспитательной работы предусмотрено введение в школьную жизнь традиции. Таковой является праздник «Посвящение в пятиклассники», где проводятся разные упражнения, игры для развития интеллектуальных, познавательных способностей. Для оценивания эффективности работы по данной программе до и после занятий проводится исследование социальной тревожности по методикам Филипса, Спилбергера-Ханина. Социальная тревожность после рабо¬ты по программе снижается, что является показателем для успешного обучения в школе.
  5. Проведение родительского собрания по темам: «Адаптация учащихся при переходе

      в среднее звено», «Возрастные психологические особенности пятиклассников».

  1. Проведение круглого стола с учителями, администрацией, учителями начальной

      школы по преемственности обучения.

  1. Психологическая диагностика с целью изучения особенностей приспособления

       школьников к обучению в среднем звене (диагностика проводится в 2 этапа: 1 этап    

      – октябрь, контрольное обследование – май). По результатам проведение круглого  

      стола с учителями, индивидуально – групповых консультаций с родителями и  

      учащимися.

  1. Проведение цикла бесед с учащимися с элементами тренинга: «Как правильно

      дружить», «Моё настроение».

  1. Проведение индивидуальных коррекционно – развивающих занятий с учащимися

      по развитию познавательной сферы.

  1. Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по запросу.
  2. Индивидуальная психодиагностика по запросу родителей.
  3. Оформление тематического стендового материала для учителей и родителей.

Тематический план - программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-х классов

«Узнаём себя» 12 часов

Тема

Цели

Методическое обеспечение

Кол-во часов

Сроки

1. Игра «Мы на островах»

1. Развитие навыков взаимодействия, снижение тревожности

1. Сценарий игры «Школьный психолог» (№23, 2004).

2. Программа «Навстречу» («Школьный психолог» №12-2007, стр 17-18)

3. Игра «Перепись населения» Школьный психолог №20 – 2004, стр. 28.

3 часа

сентябрь

  1. “Учись учиться

или почему одни

люди умнее

других?”

1 .Настроить детей на успешное обучение в 5-м классе.

2.Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ

собственного поведения и поступков окружающих людей.

3.Развивать у детей активность,

самостоятельность.

4. Определить эмоциональную

комфортность.

1.Тест ЦТО

Беседа дома с родителями

на данную тему.

2.Стихотворение А.Барто “В школу!”

3.Обсуждение пословиц.

4. Рисунок “Что вам пригодится в жизни из того, что вы узнали на уроке”. 1 час.

Р.В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе, стр. 81-82.

1 час

сентябрь

3.Ты-

пятиклассник.

1 .Формировать эмоциональную стабильность и положительную самооценку;

2. Формировать позитивное отношение к своим возможностям.

1 .Нарисуй карту учебного маршрута.

2. Игра – путешествие по школьным кабинетам.

3. Школьный психолог №9 – 2004, стр. 12.

1 час

октябрь

4.Сила владения собой.

1 .Учить преодолевать возникающие трудности и оказывать поддержку другим. 2.Учить сознательно регулировать поведение.

Невербальная социометрия «Школьный психолог» №9 – 2004., стр. 30.

1 час

Ноябрь

4. Соколиный глаз.

1. Познакомить с классификацией памяти. 2.Развитие зрительной памяти.

1 Тренировка памяти, упражнение “10 предметных картинок.

 Найди отличия на картинках.

2. Серия упражнений из «Школьный психолог» №10 (2004), №21 (2004)

3. Школьный психолог. №22 – 2007, стр 24 (Соколиный глаз,

1час

декабрь

5.Какой ты внимательный?

1 Развивать концентрацию и устойчивость внимания.

1. Упражнение на расслабление и концентрацию. 2. Игра “Как вы умеете слушать и выполнять инструкцию”.

3. игры на внимательность из сборника распечаток психолога

1 час

Январь

6. Шапка мудреца.

1. Знакомство с основными операциями мышления.

2. Развитие мыслительных процессов.

1.  Забавы с геометрическими фигурами. 2. Добавь несколько линий, чтобы получился рисунок.

3. Развитие креативности «Школьный психолог» №4 – 2004, стр 30.

4. Смекалка и наши память, внимание «Школьный психолог» №22 – 2007, стр. 10

1 час

Март

7. Средства  общения.

1. Повторить понятия “мимика”, “жест”, “поза”, интонация.

2. Ввести понятия “психологическое пространство”, “вступление в контакт”, “выход из контакта”.

Школьный психолог №22 – 2007, стр. 6 «Лабиринты Мерлина»

1 час

Февраль

8.Мир профессий.

1 .Личностное самоопределение, связанное с ориентиром на будущий выбор профессии.

1.Игра “Мозговой штурм” (кто больше перечислит профессий) 2.Настольная игра “Мир профессий”. «Школьный психолог»

1 час

апрель

9.Цветик –

семицветик.

10. Игра «Планы нашего класса»

1 .Подвести итоги обучения по программе.

2. Определить эмоциональную комфортность.

1. Игра “Цветик-семицветик” (написать или нарисовать на лепестке, что понравилось или не понравилось в пятом классе).

2. Планы нашего класса. «Школьный психолог» №22 – 2007, стр. 28

1 час

Май

Дополнительные материалы:

1.Игры на регуляцию психофизического состояния. «Школьный психолог» №11 – 2004, стр. 28.

2. Школьный психолог №9 – 2004, стр. 12. (серия заданий)

3. «Тренинг сплочения»/Школьный психолог №13 -2004, стр. 8.

4. Общая логика работы с пятиклассниками/Школьный психолог №17 – 2008, стр. 10.

5. Ролевая игра «Королевство»/ Школьный психолог №17 – 2008., стр. 46

6. Игра «Дерево достижений»/ Школьный психолог №6 – 2006, стр. 46.

7. «Наш герб» / журн. Классный руководитель №7 – 2002, стр.40.

Предпрофильная подготовка учащихся 8-х классов по программе Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии»

В связи с этим целью системы профессиональной ориентации, включая предпрофильную ступень, является содействие формированию у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям  и запросам рынка труда, а также умению адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
 Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
 Как показывает анализ реальных жизненных ситуаций, психологически наиболее трудными являются моменты перехода от общеобразовательной школы к сфере профессионального  труда, а в рамках средней и старшей школы — от общепринятого обучения к профильному, так как причины возможных трудностей в выборе профессии или профиля обучения во многом определяются личностными проблемами. Без их решения невозможен ни правильный выбор профессии, ни успешная социальная адаптация, ни семейное благополучие.

 Соответственно  на предпрофильной ступени обучения (уже в 8-м классе) необходимо помочь учащимся активизировать свои внутренние психологические ресурсы с тем, чтобы, сделав выбор в пользу предлагаемых в школе профилей обучения, ученик мог в полной мере реализовать себя в нем или, что немаловажно, осознать, что данный профиль ему не подходит, и изменить профессиональную ориентацию.
 В связи с этим уже на уровне 8-го класса проводятся занятия по программе предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии», целью которой является возможность дать почувствовать подростку радость самопознания, помочь ему осознать свою неповторимость, задуматься о своем будущем и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения в школе. Это определяет основную идею курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.

Задачи курса:

-содействие формированию адекватного представления учащимися о своем профессиональном потенциале  (соотношение своих склонностей и способностей с требованиями профиля) на основе самодиагностики и знания мира профессий; 
-содействие формированию у учащихся положительного отношения к самим себе (посредством осознания своей индивидуальности) и уверенности в своих силах применительно к обучению по выбранному профилю;
-содействие формированию у учащихся понимания меры ответственности, которую каждый человек несет за свой  профессиональный выбор;
-ознакомление учащихся со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Тематический план – программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 8-х классов «Психология и выбор профессии»

Тема

Цели

Методическое обеспечение

Кол-во часов

Сроки

1 .“Хочешь знать правду о себе?” 2. Игра «Чего мы хотим» (классный час)

1. Осознание своей индивидуальности и важности познания себя.

1. Проективная методика “Кто Я?”

2. Психогеометрический тест.

3. “Окна Джогари”. РезапкинаГ.В., стр.7.

4. Классный час «Чего мы хотим» («Школьный психолог» №12 – 2004 стр. 46)

2 часа

Сентябрь

2. “Где живёт наша психика?”

1 .Обсудить как проявляются эмоции у человека. 2.Познакомить с языком нашего тела.

3. Познакомить со строением и функционированием ЦНС.

1.Плакат с изображением эмоций.

2. Тест эмоций Резапкина Г.В., стр.30

3.Таблица “Влияние вегетативной НС на состояние внутренних органов человека.” Стр. 80

Игры на психофизическое состояние «Школьный психолог» №10 – 2004 стр. 30

1час

Октябрь

3.КтоЯ? “Художник”, “Мыслитель” или Микеланджело?”

1. Определить тип мышления по ведущему полушарию головного мозга. 2. Помочь осознать, что: -   предпочитаемые виды деятельности зависят от типа мышления человека; -   тип мышления влияет на

поведение и отношения к окружающему миру и людям.

1. Экспресс-тест определения ведущего полушария.

 2. Вопросник “Художники и мыслители”. Обозов Н.Н. “Темперамент и характер”

1 час

Октябрь

4-5, “Насколько” открыт?”

1 .Определить тип темперамента. 2.Показать, как темперамент влияет на эмоциональное состояние, познавательную деятельность, взаимоотношения с людьми, поведение.

1.Тест Айзенка Резапкина Г.В., стр. 32

2.Таблица темпераментов Обозов Н.Н. “Темперамент и характер”

2 часа

Ноябрь

6-7. “Вопросы, на которые не всегда легко ответить.” (Занятия по подгруппам для мальчиков и девочек).

1 .Половое воспитание.

2.Ответить на вопросы, которые подростки не всегда могут задать взрослым.

3.Воспитывать значимость своей личности, умению грамотно строить интимные отношения.

Дайджест для подростков.

2 часа

Декабрь, Январь

8. Секреты памяти.

1. Познакомить с особенностями памяти и внимания человека. 2.Помочь учащимся определить особенности

своей памяти и внимания

1 .Резапкина Г.В., стр.25

1час

Март

9, “Я мыслю,

значит я

существую”.

1. Познакомить с

особенностями мышления

человека.

2. Помочь учащимся

определить особенности

своего мышления.

1.Резапкина Г.В., стр.17

2.Развитие креативности «Школьный психолог» №4 – 2004, стр 30.

1 час

Февраль

10. «На пути к образованному человеку»

1. Формирование учебной мотивации

1. Школьный психолог №17 – 2004 , стр. 12

1 час

Дополнительные материалы:

1. Серия занятий «Культура эмоций» Школьный психолог» №2 -2004, стр. 9.

2. «Тренинг сплочения»/Школьный психолог №13 -2004, стр. 8.

3. Игра «Ловушки-капканчики»/ Школьный психолог №21-2008, стр.38.

4. Ролевая игра «Королевство»/ Школьный психолог №17 – 2008., стр. 46

5. «Изумрудный город»/ Школьный психолог №19 – 2008., стр.6 (сотрудничество)

6. «Наш герб» / журн. Классный руководитель №7 – 2002, стр.40.

7. «Давай договоримся» / журн. Классный руководитель №7 – 2002, стр.55

Третья ступень обучения /9-11-е классы/.

Подготовка учащихся 9 классов к переходу в старшее звено. Профориентация.

  1. Проведение беседы с родителями «Профессиональная ориентация учащихся».
  2. Профориентационная деятельность:

- Профконсультирование с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении и профессиональной ориентации;

- Профориентационные занятия по курсу «Я выбираю профессию».

  1. Индивидуально – групповые занятия «Психологическая готовность к

экзаменационной ситуации».

  1. Индивидуальное консультирование учащихся, родителей и педагогов по запросу.
  2. Индивидуальная психодиагностика по запросу учащихся и родителей.
  3. Оформление тематического стендового материала для учащихся, учителей и

родителей.

              Цель программы: актуализировать процесс личностной и профессиональной ориентации и самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности; помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий, открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии.

            Задачи программы:

            -формирование актуального для подростков «информационного поля»;

            - активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения;

            -осознание жизненных ценностей и смыслов профессиональной деятельности;

            -содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;

            -активизация самопознания;

            -содействие в построении адекватного образа «Я»;

            -развитие умения принимать решения;

            -развитие рефлексии.

Тематический план - программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 9-х классов    

“Профиль или профессия? - твой выбор”.  15 часов.

Тема

Цели

Методическое обеспечение

Кол-во часов

1. «На пути к образованному человеку»

1. Формирование учебной мотивации

1. Школьный психолог №17 – 2004 , стр. 12

1 час

2. Профессиональное и личностное самоопределение

1 .Дать представление о многообразии мира профессий.

2.Мотивировать на выбор профиля или профессии в течение 9-го класса. 3.Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде.

1 .Игра “Угадай профессию”.

1 час

3. Азбука выбора профессий

1. Дать представление о рабочих специальностях.

2. . Дать представление о сроках обучения.

  1. Просмотр видеофильма.
  2. Круглый стол “Азбука выбора профессий”

2 часа

4-5. Путь к самопознанию. Образ “Я” и выбор профессии.

1 .Показать типичные ошибки при выборе профессии: подверженность эмоциональному влиянию, идеализация своего профессионального будущего, ориентация на предполагаемые неудачи.

2. Интеграция “хочу”, “могу”, “надо”.

1 .Таблица А.Маслоу “Пирамида потребностей”.

2.Методика “Закончи предложение”. Введение в мир труда и профессий (ЦЗН), стр. 15 3.Мини-тест “Кто Я?”

2 часа

6.Классификация профессий.

1 .Ознакомить учащихся с

различными способами

классификации профессий в

соответствии с различными

признаками

профессиональной деятельности.

1 .Тест Климова Е.А. ДДО,

Справочная книга школьного

психолога, Рогов. 2.Тест

Томаса.

2 часа

7-8. Учёт интересов и склонностей в профессиональном самоопределении.

1. Выявить ведущие профессиональные интересы и склонности.

1 .Карта интересов А.Е. Голоштока «Введение в мир труда и профессий», стр.15

2. Игра «Профконсультация» Школьный психолог №6 – 2004., стр.30.

2 часа

9-10. Особенности познавательных процессов личности в выборе профессии.

1. Показать роль внимания, памяти, мышления, ощущения, восприятия, воображения в профессиональном самоопределении.

1. Экспресс - диагностики  памяти, внимания, мышления.

2 часа

11. Темперамент в профессиональном становлении личности.

1 .Показать учащимся значение свойств нервной системы, темперамента и характера в профессиональной деятельности.

1. Схема-таблица Айзенка.

2. Экспресс-диагностика темперамента. Обозов Н.Н. “Темперамент и характер”.

1 час

12. Эмоции и волевая  регуляция в профессиональной деятельности

1 .Показать роль эмоций в трудовой деятельности.

2. Анализировать возможные причины своего поведения.

1 .Методика  определения  самооценки

2. Школьный психолог №13 -2004, стр.22

1 час

13. Новые профессии на рынке труда.

1. Ознакомить с новыми профессиями, появившимися в последнее десятилетие

2.. Библиографический обзор литературы по проф. Ориентации.

1. Экскурсия в центр занятости

1 час

14. Особенности рынка труда в ЧАО

1. Проинформировать о потребности  в квалифицированной рабочей силе в ЧАО.

1. Участие в Дне открытых дверей , проводимым ЦЗН.

1 час

15. – 16. Мотивы, ценности

ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

1.Сущность понятий  “мотивы”,

“ценностные  ориентации ”.

2. Их значение в профессиональном самоопределении.

Игра «Ловушки-капканчики»/ Школьный психолог №21-2008, стр.38.

2 часа

17.Итоговое занятие по курсу.

1.Определить эффективность работы по программе.

2. Дать возможность выбора профиля или профессии.

 1. Итоговая анкета.

1 час

Дополнительный материал: 

  1. Игра «Профконсультация» (Школьный психолог №7 -2004, стр. 30)
  1. «Тренинг сплочения»/Школьный психолог №13 -2004, стр. 8.
  2. «Давай договоримся» / журн. Классный руководитель №7 – 2002, стр.55

Психолого-педагогическое сопровождение профильной подготовки учащихся 10-11 классов и психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовки к ЕГЭ

Программа курса “Технология профессионального успеха” ориентирована на учащихся 10-11-х классов и предусматривает:

  1. изучение своих индивидуальных качеств и их соответствие будущей сфере труда;
  2. ставит целью способствовать формированию умения правильно соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии;
  3. ознакомление учащихся с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий;
  4. формирование представления о современном рынке, его структуре и функционировании, формах и методах организации труда и новом типе организации людей в производственной деятельности;
  5. обучение методам совладения со стрессом, связанным с поиском работы и временной безработицей;
  6. формирование стрессоустойчивого поведения в экстренных ситуациях.

Тематический план - программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 10-11 классов

Тема

Цели

Методическое обеспечение

Кол-во часов

1. Игра «Перепись населения»

1. Формирование коллективов

1. Школьный психолог №20 – 2004 г., стр. 28

1 час

2.Океан профессий. Какие профессии вас привлекают?

1. Показать многообразие профессий.

2. Сориентировать в мире профессий.

1. Презентация о профессиях

2. Беседа со специалистом ЦЗН, психологом-консультантом ЦЗН.

1 час

3. Психологическая суть жизненного и

профессионального

самоопределения.

1 .Ввести в проблему профессионального самоопределения.

2. Формирование первых умений по анализу необходимой информации.

1. Техника “Составление информационной карты”,

1 час

4.Эмоциональное

отношение к выбору

профессии.

Занятие по

подгруппам.

1. С помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к

необходимости принять решение о выборе профессии.

2. Обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность и удовлетворённость ею.

1. “Проективный рисунок”.

2 часа

5.Игра “Шестое

чувство”

1. Проверить способность

учащихся оценивать

образ, мышления группы.

2. Показать важность учёта

мнения социального

окружения.

1. Игра “Шестое чувство”.

1 час

6-7. Эмоциональное

состояние и приёмы

саморегуляции.

1. Дать представление о

богатстве

эмоциональных проявлений человека, о разрушительной силе негативных эмоций и ответственности за них; 2. Ознакомить с некоторыми приёмами саморегуляции.

1 .Опросник Басса-Дарки,

Личностный профессиональный

план, “Я и моя профессия”, программа профессионального самоопределения для подростков, Резапкина Г.В.,стр 14 2. Техники быстрой самопомощи в стрессовых ситуациях.

2 часа

8. Личный профессиональный план.

1. Обучение и систематизации приобретённых знаний. 2. Обучение правилам составления личного профессионального плана.

1 .Личностный профессиональный план, “Я и моя профессия”, программа профессионального самоопределения для подростков, Резапкина Г.В.,стр.4

2. «Школьный психолог» №13 – 2004 (Подготовка к ЕГЭ), №15 - 2004

1 час

9. Поведение на

экзамене и после

него.

1 .Формирование уверенного

поведения в момент стресса.

2.Настроить на успех.

3 .Научить самообладанию в стрессовых условиях.

4. Научить правилам доведения до, во время и после экзаменов.

1. “Стресс-тест”.

2, Тест “Умеете ли вы контролировать себя?”

3. Упражнение “Что я хочу достичь?”

4. Упражнение “Эксперимент”

5. Упражнение “На сколько вы правильно умеете выполнять инструкцию”

 10.. Профессиональкая

зрелость.

I, Обобщение полученных

знаний и навыков по

принятию решения о

выборе профессии.

2. Проверить усвоение

навыков и знаний.

I. Диагностическая методика “Профессиональная

готовность”,

2, Итоговая анкета“Я и моя профессия”, программа

профессионального самоопределения для

подростков, Резапкина Г.В.,стр.67

1 час

11. Классный час «Прощай, школа».  

1. Снятие тревожности.

2. развитие рефлексии

1. Школьный психолог №20 – 2004, стр. 12

Дополнительные материалы:

1.  «Тренинг сплочения»/Школьный психолог №13 -2004, стр. 8.

2. «Изумрудный город»/ Школьный психолог №19 – 2008., стр.6 (сотрудничество)

3. Профориентационная работа в анкетах/ журн. Классный руководитель №6 -2003, стр. 103.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
  3. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып. 1 – 3/ Под ред. Бурлаковой Н. С. – М.: УЦ Перспектива, 1998 – 2001.
  4. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2006.
  5. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2004.
  6. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: Теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
  7. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы – Изд. 3 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  8. Клюева Н. В. Психологическая поддержка учителей и администрации (технологии работы психолога с педагогическим коллективом и администрацией в образовательном учреждении). – Ярославль, 1995.
  9. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000.
  10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.:УРАО, 1999.
  11. Меттус Е. В., Турта О. С., Литвинова А. В. Учимся выбирать профиль обучения – СПб.: КАРО, 2006.
  12. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М., Воронеж, 1995.
  13. Оганесян н. Т. Методы активного социально – психологического обучения. – Ось – 89. М, 2002.
  14. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  15. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. – М.:»Просвещение», «Учебная литература», 1996.
  16. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  17. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.:Творческий центр, 2000.
  18. Пилипко Н.В., Приглашение в мир общения. – М., Сфера, 2003.
  19. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред. И. В. Дубровиной. – М, 1994.
  20. Психологическая помощь – Мн.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2002.
  21. Психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение развития ребёнка. Материалы Российско – фламандской научно – практической конференции (14 – 16 марта 2001 г.). СПб., 2001.
  22. Психолого – педагогическое сопровождение отношений детей и взрослых в образовательной ситуации: сборник научных статей и тезисов научных докладов/ Под ред. Е. А. Козыревой. – М., Арт – Бизнес – Центр, 1999.
  23. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки/ Г.В. Резапкина. – Генезис., - М. , 2005.
  24. Рабочая книга школьного психолога /И. В. Дубровина, М. К. Акимова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
  25. Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социально – педагогическая психология. – СПб, 1999.
  26. Региональная служба практической психологии. Опыт работы и перспективы развития. – Самара, 2002.
  27. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей (в работе психологических служб)//Вопросы психологии. – 2001. - №4.
  28. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1999.
  29. Таланов В. Л., Малкина – Пых И. Г. Справочник практического психолога. – СПБ.: Сова, М. Эксмо, 2002.
  30. Фридман Л. М. Школьная психологическая служба: Пособие для школьных психологов. – М.: АПК и ПРО, 2003.
  31. Хухлаева Д. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2000.
  32. Я работаю психологом…; Опыт, размышления, советы/ Андреева А. Д., Воронова А. Д., Вохмянина Т. В. И др.; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Сфера, 1999.

.