Психологическое сопровождение

Бакулина Елена Владимировна

Психологическим сопровождением детей является система профессиональной психологической деятельности, которая направлена на создание специальных условий для активизации и коррекции  развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение

На первый план на современном этапе развития системы образования выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашей школе особое внимание было уделено организации психологического сопровождения детей младшего школьного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи.

Психологическим сопровождением детей является система профессиональной психологической деятельности, которая направлена на создание специальных условий для активизации и коррекции  развития ребенка. В системе этой деятельности существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:

  1. Диагностическое сопровождение развития ребенка. Диагностика развития ребенка может носить эпизодический характер, проводиться по запросу, а может быть основой мониторинга развития ребенка в процессе его сопровождения.
  2. Реализация программ индивидуальных и групповых занятий психологической направленности.
  3. Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Анализ результатов сопровождения школьников проводится по  критериям, разработанным по каждой программе, а также по данным наблюдения и  объективным показателям успешности обучения ребенка в школе.

1. Диагностическое сопровождение

Психологическое сопровождение детей начинается с этапа диагностики развития ребенка и   включает в себя как традиционные методы, так и новые, основанные на использовании компьютерных  технологий. Ряд заданий ребенок выполняет в диалоговом режиме. Психолог организует обследование в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, выбирая последовательность предъявления материала. Психологическая диагностика является важным звеном. Применяются тесты, позволяющие проводить дифференциальную диагностику развития и оценку потенциальных возможностей ребенка: обучаемость, соотношение видов мыслительной деятельности в структуре познавательной деятельности и речь. 

Используется компьютерная программа «1С Школьная психодиагностика». Ее применение позволяет улучшить качество диагностического сопровождения и проводить скрининг развития школьников, обращающихся за помощью.

2. Технологии психологического сопровождения, используемые на занятиях с детьми.

Наряду с традиционными методами развивающей и коррекционной работы, используются новые.

Игровые технологии

Игры Кайе, «Домик», «Свирель», «Песочница», «Мозартика»;
Как считают авторы «Мозартики», методики, основанные на применении нового типа игр, образуют раскидистое дерево, с которого можно собирать великолепные плоды в области развития, обучения и реабилитации детей. Мы активно используем на групповых занятиях с учащимися 1-4 классов.

Интегративные психотехнологии

Эти технологии имеют эффект системного воздействия на всю психику ребенка. Коррекция происходит в той сфере, которая больше всего нуждается в ней. Понижается общий уровень тревожности, неуверенности в себе. Самооценка становится более адекватной. В телесных проявлениях дети становятся более гармоничными. Появляется способность к импровизации. У более развитых детей появляется способность к рефлексии. Снижается уровень невротизации.

Мультимедийные обучающие программы

Психологические занятия с детьми ведутся с использованием программ развивающих занятий по возрастам и по ступеням сложности. Отмечается значительная активизация познавательного интереса, рост функциональной грамотности и активный интерес к успешному выполнению заданий.

Индивидуальные занятия строятся так, что часть времени отводится для упражнений с использованием компьютера. Например, программа «Коррекционно-развивающие  занятия для детей» (пр-во «Адалин») включает в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления продолжительностью 15 минут. Каждое задание начинается с подробной инструкции, которую ребенок должен прочитать, повторить (как он понял задание), затем выполнить. Психолог предлагает  ребенку обосновать ответ, объяснив, почему он сделал такой выбор. Только после этого ребенок может проверить правильность ответа, решения, выполнив определенные действия на компьютере.

Групповые занятия с использованием компьютера строятся так, что одно и то же задание одновременно выполняют все дети в тетрадях, а один работает на компьютере, затем меняются. Задание каждому подбирается с учетом индивидуальных возможностей школьника.

Применение компьютерных технологий на психологических занятиях помогает сделать коррекционно-развивающую работу интересной, увлекательной для детей, развивает кругозор и творческие способности.

Психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где  основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы. Существует проблема недостаточного внимания специалистов-психологов к обогащению опыта эмоциональных переживаний ребенка, формированию адекватного уровня ситуативной тревожности, не позволяющему ребенку оценивать свои достижения. А.В. Запорожец, посвятивший ряд своих работ проблемам эмоционального развития дошкольников, отмечал, что раннее неблагополучие аффективных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками или дефектность эмоционального общения с окружающими, создает опасные нарушения личностного развития. Есть исследования, подтверждающие, что развитие эмоциональной сферы значительно влияет на умственное развитие, которое надо просто разбудить, активизировать и это можно делать  различными методами. Направление психологической коррекции эмоционального развития детей сейчас исключительно актуально.

Состояние детей, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы. В качестве сопровождающей технологии используется тест «Домики». Он дает возможность составить психологический портрет ребенка с точки зрения развития эмоционального интеллекта.

3. Направления анализа результативности психологического сопровождения    

  1. отзывы родителей;
  2. отзывы детей, посещавших занятия;
  3. проведение открытых занятий и мастер – классов для педагогов-психологов;
  4. результаты психологической диагностики (в начале и в конце цикла занятий);