Информационный материал для педагогов-психологов, педагогов образовательных учреждений "Учет особенностей репрезентативной ситсемы учащихся в образовательном процессе"

Информационный материал для педагогов-психологов, педагогов "Учет особеннотей репрезентативной системы учащихся в образовательном процессе"

Теоретические аспекты репрезентативных систем, тесты на определение репрезентативной системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУРОМСКОГО РАЙОНА

Информационный материал для педагогов

Учет особенностей репрезентативной системы учащихся в образовательном процессе

                                                    Составил:

                                                                  Педагог-психолог

                                                                                        МБОУ «Чаадаевская СОШ»

                                                                Е.В. Мартынова

2011-2012 уч.год

Учет особенностей репрезентативной системы учащихся в образовательном процессе

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.

  1. Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
  2. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
  3. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
  4. Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Визуалы говорят быстро и резко, часто смотрят вверх, когда вспоминают. При разговоре им нужна большая дистанция – потому что «лицом к лицу лица не увидать», нужно поле зрения. В их тексте будут слова «смотри», «ясно, как день», «по-видимому», показывать, демонстрировать, иллюстрировать, смотреть, отражать, ярко, ясно и .д. Около 35% из нас – визуалы. Когда визуалы думают, они рисуют в своем сознании картинки. Они понимают, как им действовать потому, что свои действия видят. Если вы выражаете свои мысли визуальными терминами, они понимают Вас и чувствуют себя комфортно. У них великолепная зрительная память. Они могут описать вещи, которые когда-то видели, с точностью до детали, четко запоминают цвета и формы. Для визуалов очень важна внешность.

В процессе мышления визуалы обычно смотрят в трех направлениях: вверх - вправо, когда думают о будущем и создают образы («Интересно, какое лицо было бы у моего мужа, если бы он узнал, что я купила этот продукт?»). Вверх - влево, когда думают о прошлом («Ах, что это была за презентация. Просто чудо!»). Прямо перед собой расфокусированным взглядом (верный признак того, что перед вами размышляющий визуал). Можно попробовать определить, говорит ли визуал правду, наблюдая за его поведением. «Ты рассказал маме о моем вчерашнем замечании?» - «Да, рассказал». – «Что же она сказала?». Если взгляд визуала направлен вверх и вправо, значит он неискренен. Он думает о будущем, рисует в воображении события, которые еще не произошли. Если он вспоминает о том, что уже было, его взгляд будет направлен вверх и влево.

Общаясь с этим человеком, не рассказывайте ему, а показывайте. Если надо что-то объяснить, лучше нарисовать график, а уж если это будет яркий график – визуал будет просто счастлив. Лучше всего в разговоре и объяснениях стоять не перед ним, а рядом, обрисовывая общую для вас обоих перспективу.

Второй тип людей – «слушающие», аудиалы.                                                          Аудиала может вывести из себя даже скрип половицы. Это не повод для скандала? Вы так думаете?! Ему важны все повышения и понижения голосов, сам он говорит ритмично и размеренно – либо, напротив, мелодично и сам обожает слышать свой музыкальный голос. Он сам себе кивает в ритм своей речи – и, слушая, поворачивает к говорящему ухо. Рассказывать он будет очень обстоятельно, со всеми деталями – и если он будет пересказывать сериал, то вы узнаете все реплики героев дословно. И не пытайтесь его ускорить и говорить: «Все ясно, дальше!» - это все равно что кричать магнитофону. Нельзя пропустить! Речь – не цель, речь – это процесс! Путь к сердцу этих людей лежит через музыку. Одновременно слушать и разговаривать аудиалу сложно, поэтому, если нужно его изолировать на время, поставьте послушать что-то незнакомое… (если знакомое – он будет подпевать). Люди, воспринимающие мир преимущественно посредством звуков, составляют примерно 25% населения.

Аудиалы обращают внимание не столько на то, что Вы говорите, сколько на то, как Вы говорите: на высоту голоса, тембр, темп, интонацию. Для речи аудиалов характерны такие слова, как: тон («Не говори со мной таким тоном!»), звучать («Это звучит убедительно»), сказать («Скажи, эта идея тебе нравиться?») и т.д. Аудиалы очень любят телефон. Аудиалы часто склонны разговаривать сами с собой или бурчать себе что-нибудь под нос. Это не признак шизофрении, это способ решить проблему через ее проговаривание вслух. Речь аудиалов отличается размеренностью, ритмичностью, неторопливостью – осознанием каждого слова, в отличие от визуалов, которые говорят высоким голосом и дышат учащенно.

Характерное направление взгляда: в сторону - вправо когда размышляют о будущем («Интересно, что скажет мой друг, когда узнает, что я так быстро решил задачу?»). В сторону - влево, когда вспоминают прошлое («Хорошо бы вспомнить, что он ответил на мои возражения»). Подобно визуалу, оценивающему информацию расфокусированным взглядом прямо перед собой, аудиал «переваривает» сказанное взглядом вниз - влево. Когда ученик-аудиал смотрит в этом направлении, остановитесь, дайте ему подумать. Если Вы будете продолжать говорить, он Вас не услышит. Слова, несущие звуковую нагрузку (голос, звучать, сказать и т.д.), дают аудиалам знать, что Вы говорите на их языке, услышав такие слова, аудиалы расслабляются и открываются Вам. Аудиалы, так же как и визуалы, любят иллюстративный материал, только воспринимают его по-другому. Дайте аудиалу иллюстрацию, подождите 15 секунд, а затем поясните, что она означает. 15 секунд нужны аудиалам для того, что сориентироваться в том, что им показывают. Затем они хотят, чтобы им дали разъяснения.

Если же у человека в комнате бардак, но зато он, протянув руку, возьмет все, что ему понадобится (слева – чашка, справа – мобильник, чуть дальше книжка), быстро и удобно. Если он подбирает одежду не по цвету, а по фактуре – «чтобы мягко» или «чтобы гладко», а автомобиль возьмет любого цвета – лишь бы было комфортно в нем сидеть… Если он смотрит чаще вниз, легко краснеет и глубоко дышит, а общаясь, постоянно что-то крутит в руках, теребит и трогает собеседника - это кинестетик. Ему важно, чтобы написанное или напечатанное было на хорошей, приятной на ощупь бумаге, чтобы кресло на его рабочем месте было мягким. Если визуалу легко принять решения – надо это делать быстро и одновременно несколько, то кинестетик, чтобы принять решение, должен в нем обжиться, его почувствовать, прожить, окунуться в него. Не давите на него: он созреет. Для него думать – это чувствовать, а чувства тела небыстры – оно имеет долгую память.

Среди населения кинестетики составляют 40%. Эти люди воспринимают информацию преимущественно посредством прикосновения, эмоций, инстинктивного мышления. Прежде чем довериться кому-либо, у них должно возникнуть ощущение, что они поступают правильно. Речь кинестетиков изобилует словами, выражающими эмоции, чувства. Чувствовать: «Я чувствую, тебя не слишком интересует предмет разговора»; уловить «Улавливаю твою мысль!»; потрясать: «Потрясающая идея!»; ударять «Кризис ощутимо ударил по его доходам». Кинестетикам требуется больше времени, чтобы «прочувствовать» решение, чем визуалам нарисовать картинку, аудиалам – оценить звук. Поэтому они как бы думают медленнее. Они делают более продолжительные паузы между фразами, часто раздражающие собеседника «м-м-м», «э-э-э», «ну-у-у». Во время этих пауз они прислушиваются к своим ощущениям, и когда определяются с ними, продолжают свой разговор. Кроме того, кинестетики любят прикасаться к людям и вещам, часто во время разговора вертят в руках какие-нибудь мелкие предметы. Прикосновение помогает им установить контакт. Кроме того, кинестетики наиболее чувствительны к температурным перепадам. Если в классе слишком тепло или холодно, часть учащихся просто не сможет воспринимать информацию.

Когда кинестетики пытаются определиться со своими чувствами, их взгляд направлен вниз - вправо. Правило «В разговоре с человеком пользуйся его словами» справедливо и для кинестетиков. Они поймут вас, потому что почувствуют, что Вы правы. Им надо дать возможность дотронуться до наглядных пособий, поводить указкой по картинке или по карте.

Дискреты: их еще называют логическим типом, поскольку информацию они воспринимают, запоминают, хранят и воспроизводят в виде схем, логических цепочек, формул, зависимостей и так далее. Итак, речь у дискретов исключительно логическая: в ней по минимуму встречаются слова, соответствующие классическому восприятию людей – через органы чувств. Дискрет будет говорить логически и о логических процессах, а не о красоте или звучании, цветах, или звуках, эмоциях или других характеристиках обсуждаемых вещей. Речь у него будет похожей на автоматическую: без особых оттенков, интонаций и эмоций. Дискрет обычно использует такие слова как “во-первых, в следствие, из этого следует, это значит, таким образом, согласно теории вероятностей или законам логики”… Кроме того, бытует мнение, что дискреты вообще трудно идут на общение и редко открываются другим людям. Часто дискретов описывают как закомплексованных и закрытых людей. Но скорее всего, будучи людьми чувствительными, они просто стараются скрывать это в себе, не демонстрируя окружающим свою эмоциональность.

Визуальный контакт во время разговора отвлекает дискретов, поэтому они отводят глаза в сторону. Дискреты не смотрят глаза-в-глаза, чтобы не терять нить беседы и подбирать правильные слова (то есть если человек не смотрит вам в глаза – это вовсе не значит, что он лжет). Кроме того, дискреты с помощью касания и других физических ощущений возвращаются от своих мыслей к окружающей действительности. Дискретам очень сложно общаться с другими людьми, так как другие их просто не в состоянии понять их логические связи, аналитические схемы и прочие "заумности". Зато сами они хорошо всех воспринимают.

В вопросах вкуса дискретам приписывают любовь к строгому стилю и к классическому дизайну. Фраза, которая подчеркивает все тонкости восприятия дискретами окружающего мира: “Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный.” Считается, что дискретами не рождаются, но становятся. Речи человек обучается гораздо позже, чем восприятию и самовыражению с помощью ведущих органов чувств. Поэтому при определении ведущего типа восприятия у детей, тип “дискрет” часто даже не рассматривают. Отдельные специалисты считают, что … дискреты скорее всего сами не подозревают, что они дискреты. А если в этом и уверены, то никогда в этом не признаются.

По каким признакам ещё можно отличить,

к какой группе относится ребёнок?

Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.                                            

Специалисты говорят:
- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Да и замечание  ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс. Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение. Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни и в жизни ваших детей будет намного меньше проблем!!!

Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая. Примеры различий в поведении.

Тест  № 1 на определение репрезентативной системы.

Перед вами четыре высказывания. Они не закончены. Под каждым из них имеются четыре окончания. Обозначьте окончание, которое больше всего подходит  Вам цифрой 4, которое немного хуже подходит  Вам – цифрой 3 и т. д.  Поставьте 1 перед окончанием, которое меньше всего подходит Вам. Проделайте это под каждым из четырех высказываний.

Сосчитайте общую сумму баллов, относящихся к каждой группе, и сравните их. Больше всего баллов соответствует ведущей системе восприятия. Чуть меньше - вспомогательной системе, то есть той, которая тоже довольно активно участвует у вас в сборе информации. На третьем и четвертом местах окажутся менее приоритетные для вас системы. Но если суммы баллов по всем буквам приблизительно равны, вы умело переключаетесь с одной системы на другую, гармонично сочетаете их и в результате извлекаете максимальный объем нужной информации, что позволяет вам более верно строить поведение в общении и понимать других.                                                                                                                      (А) - аудиал
(К) - кинестетик
(В) - визуал
(Д) –дискрет

1.Вы принимаете важные решения опираясь на... 
- чувства и интуицию; (К)
- то, что лучше звучит; (А)
- то, что лучше выглядит и более красиво; (В)
- точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д)

2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет... 
- тон и интонации голоса; (А)
- могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В)
- логика его аргументации; (Д)
- насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К)

3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда...
- смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В)
- ловите свои ощущения; (К)
- выражаете это словами; (Д)
- прислушиваетесь к тону своего голоса. (А)

4. Для вас самое простое...
- подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А)
- работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д)
- выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К)
- подобрать идеальные сочетания цветов. (В)

5. Лучше всего вы запоминаете... 
- мелодии и звуки; (А)
- логические построения; (Д)
- ароматы и вкус; (К)
- лица, цвета, картины. (В)

6. Вы...
- настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А)
- хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д)
- очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К)
- всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В)

Примечание: вполне очевидно, что такой упрощенный и короткий тест, как этот, не даст абсолютно точных данных.

Тест №2 на определение репрезентативной системы

«ВАШ СПОСОБ ВОСПРИЯТИЯ»

То, каким образом вы усваиваете новые знания, зависит от ощущений, которые поставляют информацию в ваш мозг. Большинство людей склонны пользоваться одним из видов ощущений больше, чем остальными. Некоторые лучше всего учатся на слух. Такие люди полагаются на свое СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Другие лучше всего запоминают, читая или глядя на изображения, то есть, пользуясь ЗРИТЕЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ. Есть и такие, которым, чтобы учиться, надо что-то делать, например, записывать. Это двигательное или КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ.Знание наилучшего для вас способа обучения может помочь вам в учебе.Может быть, вам даже удастся понять, почему некоторые вещи не имеют для вас никакого смысла.

Отвечая на эти вопросы, выбирайте первое, что придет вам на ум. Не тратьте время на обдумывание.

1. Каким образом вы предпочли бы узнать, как работает компьютер?
а. посмотрев учебный фильм;
б. прослушав объяснения;
в. разобрав компьютер и самостоятельно попытавшись понять, что там к чему?
2. Что бы вы предпочли почитать для развлечения?
а. книгу о путешествиях со множеством иллюстраций;
б. детектив со множеством диалогов;
в. книгу с задачами, загадками и головоломками.
3. Если вы не уверены, как пишется слово, что вы скорее всего сделаете?
а. напишете, чтобы посмотреть, так ли оно выглядит, как надо?
б. произнесете его;
в. напишете, обращая внимание на свои ощущения, те ли они?
4. Если вы были на вечеринке, что вы скорее всего будете вспоминать на следующий день?
а. лица тех, кто там был, но не их имена;
б. имена, но не лица;
в. то, что вы там сами говорили и делали.

5. Как вы скорее всего будете готовиться к контрольной работе?
а. читать свои конспекты, заголовки книг, рассматривать схемы и иллюстрации;
б. попросите кого-нибудь задавать вам вопросы или сами будете повторять все про себя;
в. записывать то, что надо знать, на карточках и рисовать схемы.
6. Когда вы видите слово с-о-б-а-к-а, что вы делаете первым делом:
а. представляете себе собаку;
б. мысленно произносите слово «собака»;
в. представляете, что можно делать с собакой: гладить ее, играть с ней и т. д.
7. Что вам больше всего мешает, когда вы пытаетесь сосредоточиться?
а. зрительные отвлекающие моменты;
б. Шум;
в. другие ощущения вроде голода, тесной обуви или тревоги.
8. Как вы предпочитаете справляться с трудностями?
а. составить список, определить этапы и вычеркивать то, что сделано;
б. сделать несколько звонков по телефону, чтобы посоветоваться со специалистами и друзьями;
в. представить проблему в уме и пройти по всем возможным этапам ее решения.
9. Что вы скорее всего будете делать, стоя в очереди за билетами в кино?
а. рассматривать плакаты и объявления;
б. беседовать с теми, кто стоит поблизости;
в. притоптывать ногой или ходить туда-сюда.
10. Вы пришли в музей. Что вы сделаете для начала?
а. осмотритесь, чтобы найти схему выставок;
б. спросите у служащего, где какие выставки;
в. начнете с первой выставки, какая приглянется, а дальше — как получится.
11. Если вы разозлитесь, что скорее всего станете делать?
а. мимикой покажете свое недовольство;
б. кричать;
в. топать ногами и хлопать дверьми.
12. Если вы обрадуетесь, что скорее всего сделаете?
а. сделаете обрадованное лицо;
б. закричите от радости;
в. запрыгаете от радости.
13. Какой кружок вы предпочтете?
а. художественный;
б. музыкальный;
в. спортивный.
14. Что вы делаете, когда слушаете музыку?
а. мечтаете (представляете себе разные картины);
б. подпеваете себе под нос;
в. двигаетесь под музыку, притоптываете ногой и т. п.
15. Как бы вы поведали историю о каком-нибудь случае?
а. написали;
б. рассказали;
в. разыграли.
16. В какой ресторан вы бы не пошли?
а. где слишком яркое освещение;
б. где слишком громкая музыка;
в. где слишком неудобные стулья.

А  теперь результат  подсчитайте число «а», «б» и «в»: «а»___«б»___«в»___

  1. Если у вас больше всего «а», вы в учебе больше полагаетесь на зрительное восприятие. Вы учитесь глазами.
  2. Если у вас больше всего «б», вы в учебе больше полагаетесь на слуховое восприятие. Вы учитесь ушами.
  3. Если у вас больше всего «в», вы в учебе больше всего полагаетесь на кинестетическое восприятие. Вы учитесь в движении и руками.
  4. Если вы обвели все буквы примерно одинаковое число раз, вы в учебе зависите от нескольких способов восприятия.

Не так уж необычно пользоваться в разных случаях разными способами восприятия. Например, для подготовки к экзамену по английскому вы можете вслух повторять слова, для экзамена по математике просматривать задачки.