Методическая разработка по теме: Наркотики в современном обществе

Ирина Петровна Ягодкина

       О наркотиках говорят очень много, но все же проблема наркомании продолжает оставаться актуальной уже на протяжении многих лет. Для решения этой проблемы необходимо не только заниматься лечением людей, страдающих этим недугом, но основной акцент следует делать на профилактику среди подростков. Этот цикл тренинговых занятий повысит уровень информированности подростков по проблеме, связанной с наркотиками, но и поможет сформировать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narkotiki_v_sovremennom_mire_treningovye_zanyatiya.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ракитянская средняя общеобразовательная школа № 2 имени А.И. Цыбулёва»

Методическая разработка по теме: Наркотики в современном обществе (цикла тренинговых занятий).

Целевая аудитория: подростки.

Цель: Повысить уровень информированности подростков по пробле мам, связанным с наркотиками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.

Задачи:

  1. определение актуального уровня информированности подростков и нали чия у них навыков ответственного принятия решений;
  2. знакомство с достоверной информацией о группах наркотических веществ; о зависимости и ее видах; о течении заболевания; о современных методах лечения и реабилитации зависи мых; о безопасном поведении; о социальных, экономических и других последствиях употребления наркотиков; об осно вах законодательства (учитывая уровень информирован ности);
  3. определить роль семьи в формировании ответственной по зиции подростка;
  4. определить возможные мотивы употребления наркоти нов;
  5. формировать у подростков способность принять ответ ственные решения в ситуациях выбора;
  6. мотивировать к дальнейшему использованию полученных знаний и навыков в реальной жизни и самостоятельному информированию друзей и знакомых;
  7. заложить основу Я-концепции и адекватной самооценки;
  8. проверить уровень усвоения информации и закрепление на выков.

Используемые формы и методы: дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм, игры на знакомство, игры на сплочение, игры - разминки, коммуникативные игры.

Занятие 1.

Тема: Что мы знаем и не знаем о наркотиках: история, закон, общество.

План занятия

Введение.

Знакомство. Игра «Интервью» (Приложение 2).

Ожидания участников.

Принятие правил работы группы (Приложение 3).

Для проверки знаний по проблеме наркомании провести анкету по методике «Интервью-вход» (Приложение 1).

Актуализация проблемы. Упражнение «Провокационные тезисы» (Приложение 2).

Мозговой штурм. «Почему люди употребляют наркотики?» (Приложение 2).

Игра-разминка «Театр Кабуки» (Приложение 2).

Оценка уровня информированности. Упражнение «Вопросы» (Приложение 2).

Игра-разминка «Пустой стул» (Приложение 2).

Информационный блок: «Общие сведения о наркотиках: история, закон, общество»

Этот блок провести в интерактивной форме и в нем должны быть освещены вопросы:

1.Что такое наркотические вещества?

2.Что такое наркомания?

3.Что такое физическая зависимость?

4. Каковы последствия влияния наркотиков на организм человека?

5.Что такое психическая зависимость?

6. Какова история употребления наркотических веществ в обществе?

7. Как влияет наркомания как явление на общество?

Игра на сплоченность «Берлинская стена».

Информационный блок: «Наркотики и закон».

На этом этапе надо рассмотреть особенности современного зако нодательства в отношении наркотиков в нашей стране. Подача ин формации может осуществляться в интерактивной форме.

Игра «Скала».

Завершение работы.

Ведущий подводит итоги первого занятия. Далее участникам предлагается поделиться своими чувствами, настроением, с кото рым они подошли к концу дня, и пожеланиями на завтра. При этом опрашивается каждый участник.

Занятие 2.

Тема: Как принимать ответ ственные решения в ситуациях выбора.

План занятия

Введение.

«Приветствие».

Упражнение «Броуновское движение» (Приложение 2).

Ожидания участников.

Ведущий задает вопросы: «Как настроение?», «С какими чувствами Вы пришли сюда сегодня?», «Рассказали ли Вы кому-нибудь о том, что происходило здесь вчера?», «Какой была реакция?».

Повторение правил работы группы.

Игра «Лабиринт» (Приложение 2).

Оценка уровня информированности. Мозговой штурм «Чем подросток отличается от ребенка и взрослого?» (Приложение 2).

Отработка практических навыков. Упражнения: «Мы с тобой похожи ...»,

«Комплимент», «Все равно ты молодец» (Приложение 2).

После окончания упражнений проводится обсуждение. Важно что бы каждый участник ответил на вопросы: «Легко ли было найти сходство и различия с другим человеком?», «Все ли смогли отреа гировать на рассказ партнера заданным образом?», «Кто не смог или не успел этого сделать?», «Что чувствовал тот, к кому была об ращена поддержка?», «Что чувствовал слушающий?», «Всегда ли было легко говорить комплименты?», «Кому было трудно это сде лать?», «Кто не смог удержаться от осуждения и почему?». Эти игры направлены на формирование уверенной Я-концепции. При правильном проведении участники могут ощутить свою цен ность для группы. Осознать важность проявления индивидуально сти. В то же время каждый участник может почувствовать себя ча стью единой команды, которая принимает и поддерживает его.

Оценка уровня информированности

Упражнение «Что такое зависимость?» (Приложение 2).

Упражнение позволяет выяснить уровень знаний участников о яв лении зависимости и дает возможность группе составить собствен ное определение этого понятия. В заключении ведущий дает свое определение и разъясняет его смысл.

Информационный блок «Что такое аддикция?»

Этот блок провести в интерактивной форме (дискуссия, в процессе которой, ведущий уточняет, исправляет и детализирует ответы участников).

Цель блока - изучить проблему зависимости, ее влияние на все стороны жизни человека. В ходе этого этапа должны быть даны ответы на следующие вопросы:

  1. Что такое зависимость (аддикция)?
  2. Какие встречаются виды зависимостей?
  3. Каков механизм развития зависимости?
  4. Как био-психо-социо-духовная модель описывает зависимость?
  5. Почему наркомания является наиболее деструктивным видом зависимости?

Группа делится на 3-4 микрогруппы. В группах обсуждается влияние зависимости (от компьютера, от еды, от работы, от наркотиков) на биологический, психический, со циальный, духовный аспекты здоровья человека. После этого группы представляют результаты своих обсуждений. Затем ведущий повторяет все названные аспекты жизни человека, на которые влияют наркотики.

Игра «Марионетка» (Приложение 2).

Информационный блок: «Модель изменения поведения» (Приложение 4).

Информационный блок проводится в интерактивной манере. Ведущий использует схемы, иллюстрирующие стадии из менения поведения. Их можно рисовать по ходу рассказа либо подготовить заранее на листе ватмана.

В этом блоке могут быть освещены вопросы:

  1. Что может заставить человека принять решение изменить свое поведение?
  2. Почему менять поведение сложно?
  3. Какие стадии проходит человек, прежде чем его поведение из менится?
  4. Как можно помочь человеку принять и реализовать верное ре шение о необходимости изменения поведения?
  5. Почему репрессивные меры и запугивание редко помогают формированию желательного поведения?
  6. Из-за чего человек может вернуться к проблемному поведению?
  7. Что такое срыв и рецидив?
  8. Как можно помочь человеку избежать срывов и рецидивов?

Приобретение практических навыков: Упражнение «Отказ» (Приложение 2).

Завершение работы.

Этап проводится так же, как на Занятии 1.

Занятие 3.

Тема: Как предотвратить употребление наркотиков.

План занятия

Введение.

«Приветствие».

Упражнение «Снежный ком» (Приложение 2).

Ожидания участников.

Ведущий приветствует участников. Задает вопросы: «Как настрое ние?», «С какими чувствами вы пришли сюда сегодня?», «Рассказа ли ли вы кому-нибудь о том, что происходило здесь вчера?», «Какой была реакция?», «Сегодня последний день нашей совместной рабо ты, на какие вопросы вы бы хотели получить ответы?». Участники отвечают по кругу.

Повторение правил работы группы (проводится так же, как на втором занятии).

Актуализация проблемы. Игра «Жизнь с болезнью» (Приложение 2).

Мозговой штурм «Роль семьи в формировании зависимости» (Приложение 2).

Информационный блок. «Лечение и реабилитация наркозависимых»

Задачи:

1) дать представление о возможных формах лечения наркомании и принципах реабилитации в нашей стране и за рубежом;

2) рассказать о вероятности успешного лечения этих состояний и дать представление о проблемах, встречающихся на пути излечения. Во время своего рассказа ведущий дает понятие со-зависимости в се мьях, где есть потребители наркотиков.

Форма проведения блока может быть лекционной или интер активной.

Игра - разминка «Ураган» (Приложение 2).

Дискуссия «Мой друг зависим от наркотиков» (Приложение 2).

Игра «Спорные утверждения» (Приложение 2).

Приобретение практических навыков: Ролевая игра «Предотвращение употребления наркотиков» (Приложение 2).

Завершение работы.

Для проверки знаний по проблеме наркомании провести анкету по методике «Интервью-выход» (Приложение 1).

Участники по кругу делятся своими чувствами от участия в тренинговых занятиях, говорят о своем настроении в дан ный момент. При этом желательно получить ответы на вопросы:

1. Что понравилось?

2. Что не понравилось?

3. Что хотелось бы изменить?

Необходимо конспектировать отзывы, а затем проанализировать и сделать выводы.

Сто ит отметить наиболее отличившихся участников и произнести заключи тельную речь: «Как приятно было работать вместе», «Как много удалось сделать», «Как это важно и нужно», «Какие все молодцы!». Можно провести заключительное чаепитие, которое создает у участни ков и приятное чувство завершенности процесса; позволяет в неформальной обстановке высказать чувства и мысли, поделиться ко торыми раньше было неловко или не нашлось подходящего момента.

Приложение 1

Критерии оценки эффективности тренинговых занятий

Для оценки эффективности тренинговых занятий проводятся два замера - до и после. В обоих замерах участники заполняют одинаковые анкеты для проверки знаний по проблеме наркомании методика «Интервью-вход» и «Интервью-выход». Если в анкетах, заполненных по окончании тренинга, количество неправильных ответов уменьшилось, то проведенные тренинговые занятия повысили информированность участников по проблеме.

Методика - «интервью-вход»/«интервью-выход».

Ответ помечается крестиком около каждого утверждения.

Утверждение

Верно

Неверно

Не знаю

1

Легкие наркотики безвредны.

2

Наркомания - это преступление.

3

Наркотики повышают творческий потенциал.

4

Наркомания - это болезнь.

5

У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков.

6

Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.

7

Наркомания излечима.

8

Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».

9

Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.

10

Наркоман может умереть от СПИДа.

11

Зависимость от наркотиков формируется только после их  многократного употребления.

12

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.

13

Наркоман может умереть от передозировки.

14

Продажа наркотиков не преследуется законом.

15

Наркомания неизлечима.

Оценить, качественное повышение уровня информированности участников  тренинговых занятий, можно с помощью двух способов - объективного и субъективного.

  1. Субъективная оценка участников. 

Участники отмечают степень согласия или несогласия с этими высказываниями.

Утверждение

Полно-стью согласен

Частично согласен

Частично не согласен

Полно-стью не согласен

На тренинге я приобрел много новой информации.

1

2

3

4

В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно.

1

2

3

4

Информация, полученная на тренинге, пригодится мне в дальнейшем.

1

2

3

4

Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией.

1

2

3

4

В ходе тренинга я получил ответы на все свои вопросы.

1

2

3

4

Обработать результатов: по каждому утверждению отметьте, каких ответов было получено больше всего. Сделайте выводы.

  1. Объективная оценка участников.

Достаточно сложно оценить, удалось ли в ходе тренинга сформировать у участников установку на заботу о своем здоровье. Наиболее эффективный способ - это «Панельное интервью-выход».

«Панельное интервью-выход». 

Через 3 месяца после окончания тренинговых занятий проводится исследование, цель которого - выяснить, каким образом информация и навыки, полученные на этих занятиях, повлияли на формирование модели безопасного поведения участника. «Панельное интервью-выход» включает следующие вопросы:

  1. Какие важные для себя решения принял респондент после семинара?
  2. Принял ли решение относительно употребления наркотиков?
  3. Что повлияло на принятие такого решения?
  4. Может ли вспомнить информацию, полученную на тренинговых занятиях?
  5. Как оценивает влияние этого тренинга на свое поведение?

Приложение 2

Психологические игры и упражнения к тренинговым занятиям

  1. Упражнение «Интервью».

Цель: познакомиться друг с другом и научиться слушать других людей.

Необходимо разбить группу на пары. Каждый участник должен рассказать своему соседу что-нибудь о себе. Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. По времени рассказ не должен превышать 5 мин. Ведущий контролирует время. Затем участники в парах меняются ролями (обязательно). После того как каждый из партнеров “потренируется” в терпеливом выслушивании соседа, группа собирается вместе. Каждый участник коротко представляет своего напарника, рассказывает, что он запомнил из того, что поведал ему его сосед.

  1. Упражнение «Провокационные тезисы».

Цель: выяснить, актуальна ли тема наркомании для участников, оценить их базовый уровень информированности. Ведущий предлагает разделиться на 1-2 номера и обсудить несколько предложенных им высказываний. При этом первые номера высказываются «за», вторые – «против».

Примеры высказываний:

  1. проблему наркомании нельзя решить, т.к. нет общества, свободного от наркотиков;
  2. только у людей, живущих вне общества, возможны проблемы с наркотиками;
  3. наркоманам нельзя помочь;
  4. милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов;
  5. молодежь слишком мало информируют о наркотиках;
  6. тому, кто стал наркоманом не повезло.
  1. Мозговой штурм «Почему люди употребляют наркотики?»

Ведущий фиксирует на ватмане поступающие идеи.

Например:

  1. от нечего делать,
  2. из любопытства,
  3. за компанию,
  4. чтобы испытать новые ощущения,
  5. назло родителям,
  6. это модно,
  7. что бы снять боль.

Обобщая, важно сделать вывод, что практически во всех случаях человек сам выбирает, потреблять ему наркотик или нет.

  1. Упражнение «Театр Кабуки».

Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая. Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает:

“Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу”. Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной.

Например:

Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаровывает).

Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что он его убивает).

Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу).

Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка).

Побеждает та команда, которая набрала, больше баллов.

  1. Упражнение «Вопросы».

Цель: выяснить информированность аудитории, спланировать информационный блок. Ведущий обдумывает вопросы, которые записывают участники, на их основе корректирует информационный блок на 3 тренинговых занятия.

Каждый пишет на листке бумаги вопросы, на которые он хотел бы получить ответ в ходе семинара. Листочки с вопросами отдаются ведущему.

  1. Упражнение «Пустой стул».

Участники делятся на первый-второй. Участники под номером “один” садятся в круг, под номером “два” - встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, - взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать.

  1. Игра «Берлинская стена».

Материалы: Веревка или достаточное количество стульев (5-7).

Ход упражнения: Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на высоте 0,5 м от пола). Группа должна перебраться на другую сторону комнаты, перешагнув через веревку. Если хоть один человек остается по ту сторону преграды или преграду кто-то задевает, все участники возвращаются обратно. Ведущие могут поднимать веревку на любую высоту.

В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведения игры в два этапа: «стена» может стать значительно выше, и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен в том случае, если в процессе знакомства и выработки правил в группе возникли разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков».

Обсуждение и резюме: Завершив игру, тренер обсуждает стратегию решения проблемы или причину ее отсутствия. А также оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы и какие еще стратегии могла избрать группа.

  1. Упражнение «Скала».

Дети на полу (сидя, лежа, стоя) выстраивают «скалу», принимая различные позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. По команде инструктора «Скала готова? Замри!» альпинист должен пройти вдоль обрыва перед «скалой» и не «сорваться». Он может держаться за «скалу», шагая по выступу. Все участники упражнения поочередно выступают в роли «альпиниста»

  1. Упражнение «Броуновское движение».

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некоторое время ведущий подает один сигнал, что означает - «тишина и замри», два сигнала - «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала - «открыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 ...)!». Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

  1.  Игра «Лабиринт».

Цель: найти выход путь из трудных ситуации, научиться прислушиваться к мнению окружающих.

Материалы: бумажный скотч или полоски из бумаги для строительства поля. Размер одного квадрата на поле примерно 20 на 30 см.      

Вид поля:

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

На полу ведущими раскладывается поле, состоящее из небольших квадратиков. Часть этих квадратиков «заминировано» (пустые квадратики). Крестиками отмечена не заминированная дорога, которую должны найти участники.

Задача группы: всем участникам перебраться на противоположную сторону поля.

Условия: участникам дается 5 мин. на обсуждение стратегии действий. После этого они не должны разговаривать, нельзя показывать на поле, помечать нужные квадратики на поле; 2 раза подряд один участник идти по полю не может; через один квадратик шагать нельзя. Если кто-то наступает на «заминированный квадрат», ведущий подает звуковой сигнал: (хлопает, топает, угугукает и пр.).

Примечание: если всей группе удается перейти на другую сторону за 10-15 мин, то можно делать вывод о том, что группа хорошо сплочена, может находить правильные стратегии выхода из сложных ситуаций.

  1.  Мозговой штурм «Чем подросток отличается от ребенка и взрослого».

Участникам предлагается разделиться на 2 подгруппы, одна группа обсуждает отличие ребенка от подростка, другая - отличие подростка от взрослого. После этого идет общее обсуждение в группе, делаются выводы о том, что происходит, что происходит с человеком в подростковом периоде. Необходимо соблюдать правила мозгового штурма, временные рамки.

Выводы при обсуждении: подростковый возраст имеет ряд особенностей - конформность, максимализм, зависимость от группы сверстников. Нельзя подходить к подростку со взрослыми мерками (но уже нельзя и с детскими) - каждый подросток сам должен отвечать за свои поступки и этому можно научиться.

Необходимо объяснить смысл используемых психологических терминов.

  1.  Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

  1.  Упражнение «Комплименты».

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

  1.  Упражнение «Все равно ты молодец, потому что...»

Участники делятся на пары. Один партнер рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, чем-нибудь неприятном, либо говорит о каком-либо своем недостатке и пр. Его собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что...».

  1.  Упражнение «Что такое зависимость».

Это упражнение и подобные ему помогают участникам определить значимость для человека такого явления, как «зависимость», в том числе, зависимость от наркотика.

Цель: выявить уровень знаний участников; выяснить, как участники определяют понятие «зависимость»; дать определение зависимости.

Материалы: листы бумаги, ручки на каждого участника, лист ватмана, маркер.

Участникам предлагается записать на листах бумаги ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово «зависимость».

После этого участники по кругу называют записанные ими ассоциации, а ведущий на листе ватмана записывает их так, чтобы варианты не повторялись (варианты, которые повторяются, можно отмечать «галочками»).

В результате обсуждения тренер подводит группу к правильному определению понятия «зависимость, разъясняет его смысл.

  1.  Упражнение «Марионетка».

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, а третий участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» -  перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен  сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

Обсуждение:

  1. Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли «куклы»?
  2. Понравилось ли им это чувство? комфортно ли им было?
  3. Хотелось ли что-либо сделать самому?
  1.  Упражнение «Отказ».

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.

Группа делится на 3 подгруппы. Каждой группе предлагается одна из ситуаций:

  1. одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома,
  2. одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить у тебя дома какие-то вещи,
  3. одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям, что какая-то его вещь лежит у тебя.

Задание подгруппам: в течение 7 мин, придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой - «отказывающегося».

Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Каждый стиль демонстрирует только один участник.

Комментарий; если ведущий чувствует, что роль уговаривающего может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может сыграть ее сам.

Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияние тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.

  1.  Упражнение «Снежный ком».

Правила проведения: Упражнение подходит для микрогрупп 6-8 человек. Группе предлагают рассказать историю, но так, чтобы каждый человек по очереди высказывал всего одно слово. Тема истории может быть любой, ее может предложить ведущий, например: «Пища», «Путешествие», «Хобби» или «Спорт». Как правило, рассказ принимает чрезвычайно забавные и причудливые повороты.

  1.  Упражнение «Жизнь с болезнью».

Цель: осознание участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом. Даёт участникам возможность прочувствовать изменения, которые происходят в жизни человека, живущего с ВИЧ/СПИДом.

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках – названия любимых блюд, на 4-х - названия любимых занятий, увлечений, на 4-х - имена близких или любимых людей.

Когда все участники готовы, ведущий говорит, что такая опасная болезнь, как СПИД, требует от человека больших жертв, и участников просят выбрать и отдать по 1 любимому блюду, занятию, близкому человеку. Далее болезнь требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника. Все, что осталось у участников - это возможный вариант того, что болезнь может сделать с жизнью любого человека.

После этого участники обсуждают психологические последствия незащищенных сексуальных контактов как варианта необдуманного поведения (разочарование, психологическая или сексуальная травма, чувство одиночества, тревога по поводу своего здоровья, мнительность, страх беременности или ИППП, неудовлетворенность своим сексуальным поведением, боязнь огласки, тревога по поводу дальнейших отношений и т.д.)

Обсуждение:

  1. Как себя чувствовали участники во время игры?
  2. Как сейчас себя чувствуют?
  3. С чем (или с кем) труднее было расставаться?

После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой и закончилось вместе с игрой... и т.д.» После этого участники делятся пережитыми чувствами.

Если накал эмоций в группе остается высоким, сделайте небольшой перерыв (5 мин.)

Или проведите упражнение на снятие тревожности.

Необходимо соблюдать осторожность при проведении данной игры, так как в группе могут быть участники, которые живут с ВИЧ/СПИДом или имеющие знакомых ЛЖВС. В этом случае данная игра может оказать разное воздействие, с одной стороны, показать насколько опасно рискованное сексуальное поведение, а, с другой, – вызвать у человека чувство безысходности. Ещё раз вспомним заповедь тренера, как и врача – не навреди!

  1.  Мозговой штурм «Роль семьи в формировании зависимости».

Задача: обсудить с участниками как с будущими родителями, роль семьи в жизни человека: как ребенка, подростка, так и взрослого. Обсудить, какое влияние родители могут оказывать на формирование уверенной личной позиции ребенка.

Ведущий делит участников на 3 микрогруппы и предлагает им подумать над вопросом «мозгового штурма». Задание каждой микрогруппе: в течение 10 минут, соблюдая правила «мозгового штурма», продумать как можно больше характеристик семей, которые способствуют/препятствуют формированию у ребенка зависимого поведения.

После этого группы докладывают, записывая в 2 столбца, свои результаты.

Обсуждение.

Обсуждение является наиболее важной и сложной частью этого этапа. Ведущий должен построить обсуждение так, чтобы у участников не сложилось негативного мнения, отношения к своим родителям как к плохим воспитателям. ВАЖНО, ЧТОБЫ НЕ ВОЗНИКЛО ЖЕЛАНИЕ ОПРАВДЫВАТЬ ПЛОХИМ ВОСПИТАНИЕМ СОБСТВЕННОЕ БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ ИЛИ ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

В ходе обсуждения ведущий может задавать «провокационные» вопросы: «Такие действия всегда формируют наркоманию у ребенка?» «Такие действия гарантируют отсутствие проблем с наркотиками в будущем?» и т.д.

Можно подбросить несколько аргументов в столбик «Препятствует». В результате группа должна прийти к выводу о том, что ответственность за свое поведение и свое решение человек всегда несет сам.

  1.  Упражнение  «Ураган».

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто обладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, черными глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названным признаком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим.

Ведущий называет только тот признак, которым он на данный момент обладает. Когда участники меняются местами, он должен занять чье-нибудь место. Оставшийся без стула участник становится ведущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать “Ураган”, и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

  1.  Дискуссия «Мой друг зависим от наркотиков».

Цель: выработать несколько различных стратегии поведения, которые позволяют не вступать в созависимые отношения с наркопотребителем, дают возможность сохранить личную безопасность и в то же время помочь близкому человеку.

Ведущий предлагает группе обсудить вопрос «Как следует строить отношения с другом, употребляющим наркотики?», участники высказывают свои идеи и мысли на заданную тему. Высказывания могут обсуждаться и критиковаться в корректной форме.

Главное, чтобы в результате дискуссии родилась стратегия, которая действительно будет работать. Ведущий направляет ход обсуждения, выявляет нелогичные и дискриминационные моменты, уточняет правильность понимания группой отдельных высказывании.

  1.  Упражнение «Спорные утверждения».

Цель: закрепить полученную информацию за счет оценки личного риска заражения ВИЧ-инфекции при различных формах сексуальной активности и в бытовых ситуациях.

Игра обычно проходит с большим эмоциональным подъемом, спорами. Это положительно влияет на групповую динамику (если участники не выходят за рамки корректности). Ведущий должен контролировать процесс обсуждения. После того как группа придет к единому мнению, тренер вносит исправления и обосновывает степень опасности тех или иных действий (ситуаций) в плане заражения ВИЧ.

Материалы: 5 листов бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен», «Не согласен, но с оговорками».

Прикрепите подготовленные листы с утверждениями по стенам комнаты.

Ведущий по одному зачитывает несколько спорных утверждений, связанных с проблемой ВИЧ/СПИДа. После того как утверждение произносится, участники сразу же должны разойтись и встать у тех листов, надписи на которых отражают их точку зрения. Участников просят объяснить, почему они выбрали именно это мнение. Выслушав разные точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.

Спорные утверждения:

  1. Проблема распространения ВИЧ-инфекции и гепатитов В, С касается только наркоманов, проституток и гомосексуалистов.
  2. Принудительное обследование на ВИЧ – единственный способ сдержать распространение инфекции.
  3. Сексуальное воспитание должно пропагандировать безопасный секс.
  4. Чтобы предупредить распространение ВИЧ/СПИДа, необходимо запретить проституцию.
  5. Необходимо ввести поголовное, принудительное обследование на ВИЧ.
  6. ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей.
  7. Все ВИЧ-инфицированные должны быть изолированы.
  8. ВИЧ-инфекция – это наказание за гомосексуализм, наркоманию, сексуальную распущенность.
  9. Нелогично, что ВИЧ-инфицированных освобождают от службы в армии, но наказание в виде лишения свободы к ним применяется.
  10. Государство должно наложить запрет на брак для ВИЧ-инфицированных граждан.
  11. «Проблема СПИДа» раздувается журналистами, а, на самом деле, она касается небольшой и не самой лучшей части общества.
  12. ВИЧ-инфицированные дети не должны посещать спортивные секции.
  13. СПИД - это один из способов естественного отбора, а именно, возможность улучшить генофонд человечества.
  14. Это несправедливо, что на пенсии старикам у государства денег не хватает, а огромные суммы на лечение ВИЧ-инфицированных находятся.

Обсуждение.

  1. Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
  2. Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказались в меньшинстве?
  3. Легко ли было изменить свою точку зрения?

Проводя эту игру можно выбрать любое количество утверждений, которые соответствуют поставленной цели.

  1.  Ролевая игра «Предотвращение употребления наркотиков».

Цель: приобретение практических навыков; игра дает возможность каждому участнику самому найти решение задачи, находясь в роли «большого начальника», формирует собственный масштабный подход к преодолению проблемы, позволяет приобрести опыт создания социальных проектов.

Участники делятся на 2 микрогруппы. Одна представляет администрацию школы, другая - администрацию города (для большого города - округа, района).

Примеры ролей для участников:

  1. администрация школы: директор, завуч, завхоз, учителя;
  2. администрация города (округа, района):
  3. глава управы, его заместитель, председатель Комитета по делам молодежи, представитель соцзащиты, органов управления МВД и т.д.

Ведущий помогает распределить роли между участниками. При обсуждении ведущий предлагает применять те правила мозгового штурма, которые участники уже освоили ранее.

Задача участников игры: находясь в избранной для себя роли, предложить творческое решение проблемы наркотиков в рамках школы, двора, одного города. Результатом игры становиться проект «администрации школы», «администрации города».

С позиции практической целесообразности лучше ограничить масштаб до уровня: «свой двор», «своя школа». Ведущий предлагает участникам продумать не только то, что можно сделать, но и кто будет это делать, откуда можно взять деньги на эту деятельность, как можно будет оценить эффективность предложенной программы. Несколько лучших проектов можно наградить, если есть такая возможность.

Приложение 3

Правила работы группы на тренинговых занятиях

«Для того чтобы работа группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли, не опасаясь насмешек. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому предлагаю несколько правил.

1. Право говорящего. 

Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы это не случилось на нашем тренинге, давайте договоримся, что  любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.

2. Правило поднятой руки. 

Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая - чтобы не перебивали говорящего, вторая - чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. «Осененный» участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.

3. Конфиденциальность. 

Это правило защищает любого участника и ведущего от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему поселку. Это правило не касается информации о проблеме, которой посвящены тренинговые занятия. Информацию можно и нужно распространять и пропагандировать!

4. «Не давать оценок». 

Это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки («Ты - дурак», «Это идиотская мысль», «Только такие, как ты, могут так делать»). Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.

5. Право ведущего. 

Я как ведущий могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если это мешает групповому процессу. Я также буду следить за соблюдением принятых группой правил.

6. Пунктуальность.

Нас в группе совсем немного, и отсутствие даже одного опоздавшего ощутимо скажется на процессе. Поэтому я предлагаю награждать опоздавших участников почетной ролью чтеца, певца или танцора с соответствующими функциональными обязанностями».

Приложение 4

«Модель изменения поведения»

Каждый человек в своей повседневной жизни действует чаще всего привычным для него способом. Но в новой, проблемной, конфликтной ситуации, или в ситуации выбора, когда старые способы действия не подходят, а новые неизвестны, человек сталкивается с необходимостью изменения, и для многих такая ситуация трудна и болезненна. Люди, обладающие широким и разнообразным набором жизненных стратегий, легче адаптируются в нестандартных ситуациях, чаще принимают взвешенные и ответственные решения. Если же у человека в арсенале только одна или две жизненных  стратегии, это значительно снижает его свободу выбора и повышает вероятность неудачных решений.

В 1993 г. американские психотерапевты Прохазка и Диклмент предложили модель изменения поведения, на основании которой можно построить наиболее оптимальный путь разрешения проблемной или конфликтной ситуации или ситуации выбора. Например, такой, когда необходимо отказаться от наркотиков, или пересмотреть свои отношения с близким, страдающим от зависимости.

Модель изменений включает несколько стадий.

1 - Пред-намерение:

человек не признает наличия проблемы, не готов к изменениям.

2 - Намерение (начало изменения):

взвешивание всех «за» и «против», осознание противоречий.

3 - Решение:

принимается относительно того, изменить проблемное поведение или нет.

4 - Действие:

реализация решения на практике, конкретные поступки.

5 - Поддержка:

активная поддержка, подкрепление изменений личностью. Реакция окружения.

6 - Рецидив:

более или менее продолжительное и серьезное возвращение к проблемному поведению.

Данная модель - цикличная, и каждый человек может покинуть ее на любой стадии. Та стадия, на которой находится человек, является главным показателем возможного прогресса: чем дальше человек продвинулся по «спирали изменений», тем возможнее появление положительных результатов.

Мотивация изменения

Процесс изменения обусловлен мотивами, которые заставляют человека принимать решение об изменении своего поведения. Этих мотивов может быть несколько.

1. Осознание проблемы. Человек осознает существование проблемы и значимость полученной информации, что создает предпосылки принятия эффективных решений по изменению сложившейся ситуации. Например, пройдя тренинг по профилактике наркозависимости, девушка начинает с меньшей симпатией смотреть на тех своих приятелей, о которых известно, что они принимают наркотики.

2. Самопереоценка. На эмоциональном и рациональном уровне оцениваются преимущества и недостатки изменения поведения. Например, молодой человек сравнивает такие последствия от принятия наркотиков, как чувство удовольствия и своя компания, с одной стороны, и реальная угроза отчисления из института и призыв в армию - с другой.

3. Социальное освобождение. Фокусировка на негативных последствиях проблемного поведения для окружающих - устои окружающего социума входят в конфликт с поведением индивида. Одноклассники не принимают и отворачиваются от молодого человека, который решил «блеснуть» перед ними тем, что попробовал наркотик.

4. Личное освобождение. Возникновение новых взглядов на жизнь и возросшая вера в личные способности. Поговорив с другом-психологом, молодой человек, переживающий разрыв с девушкой, решает бросить пить и попробовать  с ней объясниться.

5. Изменения окружающей среды. Меняются жизненные обстоятельства и отношения окружающих к человеку (не по его инициативе) - это серьезный фактор для изменения собственного поведения. Девушка, употребляющая наркотики, начинает получать очень низкие оценки в школе и постоянные нарекания со стороны учителей, хотя всегда отличалась хорошими способностями и всегда ладила с людьми.

6. Изменение условий и их оценки. Изменяется реакция человека на существующие обстоятельства его жизни, либо у него появляется новая реакция на изменившиеся условия. Выйдя из больницы, молодой человек решает порвать со своей компанией, которая приучила его к наркотикам.

7. Контроль со стороны внешних условий. Изменяются внешние условия с целью снизить возможность реализации человеком проблемного поведения. Родители переводят сына учиться в другую школу на другом конце города.

8. Управляемое изменение. Человек изменяет обстоятельства, вызывающие у него проблемное поведение. Например, после больницы переезжает в другой город.

9. Резкое изменение. Предполагает изменение поведения вследствие сильной эмоциональной реакции на какое-либо событие. Например, смерть близкого друга от передозировки заставляет пересмотреть отношение к наркотикам.

10. Доверительные отношения. Устойчивые и доверительные отношения по крайней мере, с одним человеком, например, с лечащим врачом.

Каждый из этих мотивов обычно активизируется на определенной стадии процесса изменения: на стадии пред-намерения резко появляется мотив изменения; на стадии намерения появляется осознание проблемы и переоценка; на стадии действия активизируется процесс личного освобождения, и здесь большую роль играют поддержка и понимание со стороны значимых других; на стадии поддержки наиболее важным является найти альтернативы прошлому поведению, при поддержании произошедших изменений наиболее эффективно изменение условий и контроль со стороны внешних условий.

Вывод: для того, чтобы человек принял решение об изменении поведения, главное - создать у него мотив.

Процесс формирования мотивации включает четыре главных этапа:

  1. создание уверенности в себе;
  2. получение необходимой информации;
  3. возникновение чувства компетентности;
  4. появление понимания необходимых изменений.

Развитие уверенности в себе - наиболее важный момент. Она связана с построением у человека положительной Я-концепции - достаточно полного и реалистичного представления о себе, сопряженного с самопринятием и самоуважением. Положительная Я-концепция - это тот «резервуар» внутренней поддержки, благодаря которому человек способен принять и преодолеть любую трудную жизненную ситуацию, выбрать зрелое поведение и активно противостоять проблемному.