Банк дианостик

Викоренко Виктория Викторовна

Тест по Филиппсу и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bank_diagnosticheskih_metodik_v_rabote_s_odarennymi_detmi.rar92.13 КБ

Предварительный просмотр:

Горяинова Наталья Николаевна                                        

 Приложение 3

Банк диагностических методик

Тест школьной ной тревожности Филипса

           Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или

 "-", если не согласны».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА:

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2.  Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3.  Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4.  Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6.  Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорил?

7.  Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8.  Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12.  Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14.  Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15.  Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16.  Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18.  Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19.  Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20.  Похож ли ты на своих одноклассников?

21.  Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22.  Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24.  Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25.  Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26.  Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27.  Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.  Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31.  Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32.  Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33.  Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34.  Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36.  Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37.  Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38.  Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39.  Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42.  Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44.  Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47.  Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48.  Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49.  Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51.  Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52.  Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53.  Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54.  Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55.  Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56.  Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57.  Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т.е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности.

При обработке подсчитывается:

а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности;

б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы

Номера вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 ∑=22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 ∑ = 11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

= 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45 ∑=6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26

=6

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22

∑= 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28

= 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 ∑= 8

137

Ключ к вопросам

«+» — Да; «—» — Нет

1.

21.

41.

+

2.

22.

+

42.

3.

23.

43.

+

4.

24.

+

44.

+

5.

25.

+

45.

6.

26.

46.

7.

27.

47.

8.

28.

48.

9.

29.

49.

10

30.

+

50.

11

+

31.

51.

12

32.

52.

13

33.

53.

14

34.

54.

15

35.

+

55.

16

36.

+

56.

17

37.

57.

18

38.

+

58.

19

39.

+

20

+

40.

Методика Дембо-Рубинштейна

(шкала самооценки личности)

           Инструкция: Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией. Нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя – наивысшее. Ниже представлено семь  таких линий. Они обозначают: здоровье, умственные способности, характер, авторитет у сверстников, умелые руки, внешность, уверенность в себе. На каждой линии написано, что она обозначает. На каждой линии чёрточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали бы гордость за себя.

           Итак: «-» - уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент; «х» – такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь; достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой. Вертикальная линия условно обозначает развитие определённого качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, на линии «здоровья» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового.

Шкала самооценки

    100           100           100         100            100               100                  100

      0                    0                          0                  0                  0                       0                     0

здоровье      умственные      характер         авторитет      умелые       внешность    уверен-

                    способности                           у сверстников   руки                               ность в себ

Методика изучения мотивации учения подростков

(методика М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина))

Анкета

      Дорогой  друг!

     Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Подчеркни 2  варианта из предлагаемых ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

  1. Обучение в школе и знания необходимы мне для …

  а) получение хороших отметок;

  б) продолжения образования, поступление в институт;

  в) поступление на работу;

  г) того, чтобы получить хорошую профессию;

  д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

  е)    солидности.

2. Я бы не учился, если бы…

   а) не было школы;

   б) не было учебников;

   в) не воля родителей;

   г) мне не хотелось учиться;

   д) мне не было интересно;

   е) не мысли о будущем;

   ж) не долг перед Родиной;

   з) не хотел поступить в ВУЗ и иметь высшее образование.

3. Мне  нравится, когда меня хвалят  за…

   а) хорошие отметки;

   б) приложенные усилия и трудолюбие;

   в) мои способности;

   г) выполнение домашнего задания;

   д) хорошую работу;

   е) мои личные качества.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни…

   а) получить высшее образование;

   б) мне пока неизвестна;

   в) стать отличником;

   г) состоит в учебе;

   д) получить хорошую профессию;

   е) принести пользу моей Родине.  

5. Моя цель на уроке…

    а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;

    б) усвоить материал и понять тему;

    в) получить новые задания;

    г) сидеть тихо, как мышка;

    д) внимательно слушать учителя;

    е) получить пятерку.

6. Когда я планирую свою работу, то…

    а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

    б) тщательно продумываю все ее аспекты;

  в) сначала стараюсь понять ее суть;

  г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

  д) обращаюсь за помощью к старшим;

  е) сначала отдыхаю.

III

7. Самое интересное на уроке – это…

а) различные игры по изучаемой теме;

б) объяснение учителем нового материала;

в) изучение новой         темы;

г) устные задания;

д) классное чтение;

е) общение с друзьями;

ж) стоять у доски, то есть отвечать.

8. Я изучаю материал добросовестно, если…

а) он мне нравится;

б) он легкий;

в) но мне интересен;

г) я его хорошо понимаю;

д) меня не заставляют;

е) мне не дают списать;

ж) мне надо исправить двойку.

9. Мне нравится делать уроки, когда…

а) они не сложные;

б) остается время погулять;

в) они интересные;

г) есть настроение;

д) нет возможности списать;

е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше побуждает (побуждают)…

а) мысли  о будущем;

б) родители и(или) учителя;

в) возможная покупка желаемой вещи;

г) низкие оценки;

д) желание получать знания;

е) желание получать высокие оценки.

11. Я более активно работаю на занятиях, если…

а) ожидаю похвалы;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне  нужна высокая отметка;

г) хочу больше знать;

д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

12. Хорошие отметки – это результат…

а) хороших знаний;

б) моего везения;

в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г) помощи друзей;

д) моей упорной работы;

е) помощи родителей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от…

а) настроения;

б) трудности заданий;

в) моих способностей;

г) приложенных ною усилий;

д) моего везения;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

14. Я буду активным на уроке, если…

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справится с предлагаемыми  учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) иногда мне так хочется.

15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я…

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи учителя;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во чтобы то ни стало;

д) надеюсь, что разберусь потом;

е) вспоминаю объяснения учителя и просматриваю записи сделанные на уроке.

VI

16. Ошибившись при выполнении задания, я…

а) выполняю его повторно;

б) теряюсь;

в) нервничаю;

г) исправляю ошибку;

д) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у товарищей.

17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я…

а) анализирую его повторно;

б) огорчаюсь;

в) спрашиваю совета у родителей или у учителя;

г) откладываю его на время;

д) обращаюсь к учебнику;

е) списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они…

а) сложные и большие;

б) легко решаемы;

в) письменные;

г) не требуют усилий;

д) только теоретические или  только практические;

е) Однообразны и их можно выполнять по шаблону.

Спасибо за ответы!

Обработка результатов

     Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

     Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой  показатель мотивации – способность к целеполаганию.

     Блок III  анкеты (предложения 7, 8, 9) указывают на иные мотивы.

     Каждый вариант ответа в предложениях названых блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.

     Внешний мотив – 0 баллов.

     Игровой мотив – 1 балл.

     Получение отметки – 2 балла.

     Позиционный мотив – 3 балла.

     Социальный мотив – 4 балла.

     Учебный мотив – 5 баллов.

Ключ для показателей I, II, III  мотивации

Номер предложений и баллы, им соответствующие

Варианты ответов

Показатели мотивации

а

б

в

г

д

е

ж

з

1

2

5

4

3

5

0

-

-

I

2

0

0

0

5

3

4

3

4

3

2

5

2

4

5

3

-

-

4

3

0

2

5

4

4

-

-

II

5

4

5

5

0

3

2

-

-

6

3

5

3

5

0

1

-

-

7

1

4

3

3

5

1

3

-

III

8

3

1

3

3

0

0

2

-

9

3

1

3

3

0

5

-

-

     Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные  результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.

     Баллы выбранных вариантов  ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно определить  уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Оценочная таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

II

III

IV

V

27 – 29

24 – 26

18 – 23

10 – 17

до 9

25 – 29

20 – 24

13 – 19

6 – 12

до 5

20 – 23

16 – 19

10 – 15

4 – 9

до 3

70 – 81

58 – 69

39 – 57

18 – 38

до 17

      I  - очень высокий уровень мотивации учения;

     II -  высокий уровень мотивации;

     III -  нормальный (средний) уровень мотивации учения;

     IV -  сниженный уровень  мотивации учения;

     V -  низкий уровень мотивации учения.

Методика - "палитра интересов"

Общая характеристика

Методика может использоваться педагогами и родителями. Ориентирована на работу с детьми 6-10 лет. Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности интересов ребенка. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и характере одаренности ребенка.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак - (-); если нравится - (+), если очень нравится, ставьте - (+/+).

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника;

• гуманитарная сфера;

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где наибольшее число плюсов. При проведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность ответов испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам, в этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Для того, чтобы это было более наглядно, можно воспользоваться графическим выражением результатов. Необходимо отложить на вертикальной оси "У" количество полученных единиц (плюсов и минусов), а на горизонтальной - "X" обозначив семь выделяемых сфер.

Лист ответов

Дата                         Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Лист вопросов

 Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли ..."

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность
  2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Играть с техническим конструктором.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям иди взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать своё мнение).
  27. Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и др.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).
  29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Диагностика ценностных ориентаций школьников

(методика М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

Анкета

      Инструкция. Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением.

      Поставь знак «+» напротив того утверждения, которое в большей степени соответствует твоей точке зрения. Помни,  что здесь нет плохих  и хороших, правильных или не правильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

I

  1. А. Я думаю, что выражение «век живи – век учись» неверно.

Б. Выражение «век живи – век учись»  я считаю правильным.

    2.  А. Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе, доставляет мне удовольствие.

Б. Лишь немногие из учебных занятий по-настоящему меня радуют.

    3.  А. Усилия, которые требуют процесс познания, слишком велики.

Б. Усилия, которые требуют процесс познания, стоят того, ибо доставляют удовольствие и приносят пользу.

    4. А. Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании.

         Б. Вряд ли в творчестве и познании можно найти смысл жизни.

    5.  А. Сверстники, которые проявляют интерес ко всему  на свете, иногда   вызывают у меня раздражение.

Б. Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему  на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

    6.  А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных  законах природы и общества.

Б. Мне кажется, что без  знания основных законов бытия многие люди могут обойтись.

    7.  А. На уроках мне чаще всего бывает скучно.

Б. на уроках мне никогда не бывает скучно.

    8.  А. Я очень увлечен учебой в школе.

Б. Я не могу сказать, что увлечен учебой в школе.

    9.  А. Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все    получается.

Б. Мне не нравится учиться в школе.

    10.  А. Если бы была возможность решать самому, я бы занятия в школе посещал по выбору.

         Б. Я огорчаюсь, когда из-за болезни или по иной  уважительной причине мне приходится пропускать  занятия в школе.

II

1. А. Я чувствую себя не ловко, когда мне говорят комплименты.

     Б.  Я прихожу в восторг, когда мне говорят комплименты.

2. А. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.

    Б. Я определенно себе нравлюсь.

3. А. Я верю в себя тога, когда чувствую, что способен справится с проблемами, возникающими передо мной.

     Б. Я верю в себя даже тогда, когда не способен справится со своими проблемами.

4. А. Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.

    Б. Мое чувство самоуважения лишь в небольшой степени зависит от моих достижений.

5. А. Иногда я стыжусь проявлять свои чувства.

     Б. Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства.

6. А. Я всегда уверен в себе.

    Б.  не могу сказать, что я всегда уверен в себе.

7. А. Самоанализ всегда необходим  для человека.

    Б. Излишние самокопание иногда имеет дурные последствия.

8. А. Мне всегда удается руководствоваться  в жизни собственными чувствами и желаниями.

    Б. Мне не всегда удается руководствоваться  в жизни собственными чувствами и желаниями.

9. А. Иногда мне трудно быть искренним, даже тогда, когда мне этого хочется.

    Б. Мне всегда удается быть искренним.

10. А. Мне кажется , что у меня есть не мало позитивных качеств.

      Б.  Мне кажется, что мне нечем гордиться.

III

  1. А. Я думаю, что большинству людей можно доверять.

     Б. Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует.

 2. А. Люди редко раздражают меня.  

     Б. Люди часто раздражают меня.

3. А. Большинство людей стремится выбирать легкий путь.

     Б. Думаю, что большинство людей не склонны искать легкие пути.

4.  А. Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что судьба к ним несправедлива.

     Б. Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

5. А. О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой.

     Б. Обычно оценить человека очень легко.

6. А. По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

     Б. Достоинства человека заметить  гораздо легче, чем его недостатки.

7. А. Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

     Б. Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.

8. А. Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.

     Б. Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным, в том, что оно взаимно.

9.  А. Мне нравится большинство людей, которых я знаю.

     Б. Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится.

10. А. В беседе я уделяю максимум  внимания мнению своего собеседника.

     Б. В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому,  чтобы моя точка зрения была услышана и принята.

IV

1. А. Главное в жизни – нравиться людям.

     Б. Главное в жизни – приносить пользу людям.

2. А. Выбирая  для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы оно было  значимо, полезно не только мне, но и другим.

    Б.  Человек должен заниматься,  прежде всего, тем, что ему интересно.

3.  А. Я не могу делать, что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

    Б. Я считаю, что имею право ожидать от людей  правильной оценки того, что я для них делаю.

 4. А. Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или поручением, то я этому радуюсь  и выполняю с удовольствием.

        Б.   Дополнительные поручения или просьбы учителя  мен я не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел.

5. А. Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах.

     Б. Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках и трудовых десантах, так как это отвлекает меня от важных дел.

6. А. Я всегда чувствую активность, сильное стремление к деятельности, присутствие значительного запаса энергии.

    Б. Думаю, что чрезмерная активность и деловитость  могут повредить человеку.

7. А. Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздражают.

     Б. Мне нравятся активные, деловые, энергичные люди.

8. А. Низкооплачиваемая работа не может приносить удовлетворения.

    Б. Интересное, творческое содержание работы – само по себе награда.

9. А. Я считаю необходимым всегда следовать правилу « не трать время даром».

    Б. Я не считаю   необходимым всегда следовать правилу « не трать время даром».

10. А. Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружающих что-нибудь значимое, и переживаю, если это не удается.

      Б.  Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих.

V

1. А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.

    Б. У меня никогда не возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.

2. А. Я стараюсь относиться добросовестно ко всему,  что делаю.

    Б. Я не слишком расстраиваюсь оттого, что выполнил какое-то дело не добросовестно.

3. А. Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом.

    Б. Я считаю, что самоанализ больше приносит вреда, чем пользы.

4. А. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

    Б. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

5. А. Я не огорчаюсь, если по объективным причинам  не удается выполнить какое-либо обещание, данное другим.

    Б. Мне бывает очень не приятно, если я нарушил обещание  даже  по не зависящим от меня причинам.

6. А. Думаю, что благополучие и успех в школьном обучения  возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей .

    Б. Думаю, что я должен сам нести ответственность за собственные неудачи в школе.

7. А. Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше, если буду знать, что меня контролируют.

    Б. Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня   никто не контролирует.

8. А. Могу уверенно сказать, что к обучению в школе  я отношусь ответственно.

    Б. Не могу уверенно сказать, что к обучению в школе  я отношусь ответственно.

9. А. Могу сказать, что у меня есть чувство долга.

    Б. Не могу сказать, что я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

10. А. Я всегда чувствую ответственность за все,  что случается в моей жизни.

    Б. Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.

     Спасибо за ответы!

    Благодарим за участие в анкетировании!

Обработка и интерпретация результатов  анкетирования

     Анкета состоит из 5 содержательных блоков (шкал), каждый из которых содержит 10 вопросов. Максимальная оценка каждого из показателей – 10 баллов, так как за каждый ответ, совпадающий  с ключом, начисляется 1 балл.

     Необходимо посчитать сумму баллов, набранную старшеклассниками по каждому содержательному блоку, то есть определяется присутствие каждой названной ценности. Это позволит определить степень выраженности у учащихся той или иной ценностной ориентации, увидеть, какие из пяти базовых ценностей  личности проявлены в большей степени, а какие требуют усилия  для из развития.

     Для изучения наличия ценностных ориентаций как одного из показателей результативности образовательного процесса предлагается  рассматривать три уровня проявления названных ценностей: 1 – высокий; 2 – средний; 3 – низкий.

Определение уровней ценностных ориентаций

Показатели ценностных ориентаций

Уровни ценностных ориентаций

1, в баллах

2, в баллах

3, в баллах

I.Познание

          8 – 10

5 – 7

0 – 4

II.Я-ценность

8 – 10

4 – 7

0 – 3

III. Другой-ценность

8 - 10

4 - 7

0 - 3

IV.Общественно полезная деятельность

9 - 10

4 – 8

0 - 3

V.Ответственность

9 – 10

6 - 8

0 – 5

   

Примерные результаты диагностики

ценностных ориентаций

Название вопроса

Показатели ценностных ориентаций

I.

Познание

II.

Я-ценность

III. Другой-ценность

IV.

Общественно полезная деятельность

V.

Ответственность

1

б

б

а

б

а

2

а

б

а

а

а

3

б

б

б

а

а

4

а

б

а

а

а

5

б

б

а

а

а

6

а

а

б

а

б

7

б

а

а

б

б

8

а

а

а

б

а

9

а

б

а

а

а

10

б

а

а

а

А

Определение творческих способностей

методика Х.Зиверта

Уважаемые участники тестирования! Вы можете работать над тестом в одиночку или группой. Участвуя в тестировании Вы узнаете больше о себе. Внимательно прочитайте задачи теста. Каждый раздел предназначен для проверки того или иного измерения Ваших творческих способностей. Прочитайте сначала указания к решению теста и дайте соответствующие ответы. Приступайте к тестированию своих творческих способностей.

Задание. Его выполнение должно показать, насколько у вас уже развито дивергентное (нестандартное) мышление. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но и в то же время рациональные связи, которые могут иметь место в любой системе. Вот, например, шариковая ручка. Вы используете ее для письма и рисования, но она может сгодиться и для другого. В частности, чтобы провертеть дырки в бумажном листе.

Если ручку развинтить, то пружину можно использовать как "стартовую установку" для стержня, а тот превратится в направляющие и т.д. Задание: придумать, что можно сделать с каждым из трех предметов, названия которых вам будут даны. Сколько возможных вариантов вы найдете? На каждый предмет отводится одна минута.

Общее время для выполнения всего задания составляет три минуты. Если на перечисление возможностей в первом разделе вам потребуется меньше одной минуты (максимум 10 возможностей), засеките время и переходите к следующему разделу. Теперь начинайте отсчет времени.

Тест на определение творческих способностей

Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы предложите?

Спичечный коробок:

1._______________________________________________________

2.______________________________________________________

…………………………………………………………………………

10.______________________________________________________

Прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием и приступайте к выполнению следующего.

 Что можно сделать с жестянкой? Какие возможности вы предложите?

Жестянка:

1._______________________________________________________

2._______________________________________________________

…………………………………………………………………………

10.______________________________________________________

Прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием и приступайте к выполнению следующего.

 Что можно сделать с автомобильной шиной? Какие возможности вы предложите?

Автомобильная шина:

1._______________________________________________________

2._______________________________________________________

…………………………………………………………………………

10.______________________________________________________

По истечению одной минуты прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием. Общее время должно составлять три минуты.

Оценка результатов теста Подсчет баллов

За каждую осмысленно заполненную строчку насчитайте себе два балла. Затем просуммируйте начисленные баллы. Максимально вы можете получить 60 баллов.

0 - 20 баллов У вас, конечно, есть задатки нестандартного мышления, и в то же время вы очень плохо справляетесь с подобными заданиями. Старайтесь чаще упражняться, ставя перед собой аналогичные задачи. При условии соответствующих тренировок вы сможете набрать как минимум половину максимального количества баллов.

20 - 40 баллов Вы обладаете нормально выраженной склонностью к нестандартному мышлению, ваши способности в этой сфере являются средними. В пределах этих средних величин ваша креативность выражается, скорее, посредственно. Если займетесь соответствующими тренировками, вы, несомненно, сможете восполнить этот пробел.

40 - 60 баллов Ваша способность к нестандартному мышлению в какой - то мере явно выше общего уровня. Вы можете считать, что особенно способны к тем видам деятельности, в которых необходим творческий подход.

Диагностика эмоционального интеллекта (Н.Холл)

Назначение. Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1)   эмоциональная осведомленность;

2) управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);

3) самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14};

4)   эмпатия;

5}  распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).

Инструкция. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов;

Полностью не согласен         (-3 балла).

В основном не согласен         (-2 балла).

Отчасти не согласен                 (-1 балл).

Отчасти согласен                 (+1 балл).

В основном согласен                 (+2 балла).

Полностью согласен                 (+3 балла)

Обработка и интерпретация результатов

          Ключ

Шкала «Эмоциональная осведомленность» -         

пункты 1,         2, 4, 17, 19, 25.

Шкала «Управление своими эмоциями» -         

пункты 3,         7, 8, 10, 18, 30.

Шкала «Самомотивация» -                                 

пункты 5,         6,   13, 14, 16, 22.

Шкала «Эмпатия» -                                         

пункты 9,         11, 20, 21, 23, 28.

Шкала «Распознавание эмоций других людей» -

пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.

Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

14 и более - высокий;

8-13 - средний;

7 и менее - низкий.

Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:

70 и более - высокий;

40-69 - средний;

39 и менее - низкий.

Опросник

1.Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2.Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3.Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4.Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5.Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6.Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7.Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8.После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9.Я способен выслушивать проблемы других людей.

10.Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11.Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13.Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

14.Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

15.Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17.Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18.Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19.Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20.Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21.Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22.Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23.Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.

24.Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25.Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.

26.Я способен улучшить настроение других людей.

27.Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28.Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29.Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30.Я могу легко отключиться от переживания неприятностей

Методика - "карта одаренности"

Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. Интеллектуальная.
  2. Творческая.
  3. Академическая (научная).
  4. Художественно-изобразительная.
  5. Музыкальная.
  6. Литературная.
  7. Артистическая.
  8. Техническая.
  9. Лидерская.
  10. Спортивная.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: чело века, животного и других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую(художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск".
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх ( хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Т Е С Т – О П Р О С Н И К

для измерения потребности в достижении

Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью шкалы. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый ответ).

  1. Думаю, что успех в жизни скорее,, зависит от случая, чем от расчета.
  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.
  3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
  5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
  7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
  8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
  9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
  10. Мои близкие считают меня ленивым.
  11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.
  12. Терпения во мне больше, чем способностей.
  13. Мои родители слишком строго контролировали меня.
  14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.
  15. Думаю, что я уверенный в себе человек.
  16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.
  17. Я усердный человек.
  18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается
  19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
  20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.
  21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
  22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Код:

На вопросы “да”

2, 6, 7, 8, 14, 16, 18,19,21,22

На вопросы “нет”

1,3,4,5,9,10,11,12,13,15,17,20

Уровень мотивации достижения

низкий

средний

Высокий

Сумма баллов

2-11

12-15

16-21

Типология мотивов учения  «Лесенка побуждений»

(А. И. Божович, И. К. Маркова)

    Инструкция. Давай построим лесенку, которая называется «Зачем я учусь». Прочитай, что написано на карточках (написано, зачем школьники учатся в школе). Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное.

Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, - это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно. Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

1. Я учусь, чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.

3- Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.

4. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Обработка. Посмотреть, какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делаем вывод о гармоничном сочетании. Если эти места внимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения

Опросник для педагогов

на определение степени развитости основных интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

        Уважаемые педагоги!

        Эта шкала поможет Вам оценить степень развитости основных интеллектуальных и творческих способностей Ваших детей. Мы думаем, что в этом Вам поможет наблюдательность, знание детей и объективность.

        Перед вами список качеств, степень выраженности которых Вы будете оценивать у каждого ребенка по следующей уровневой системе:

        Низкий уровень - если данное качество не проявляется совсем.

        Уровень ниже среднего - если данное качество проявляется, но достаточно редко.

        Средний уровень - если данное качество в равной степени как проявляется, так и не проявляется.

        Уровень выше среднего - если данное качество проявляется часто, но не всегда.

        Высокий уровень - если качество проявляется всегда.

        1. Память

        Способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию (либо слуховую, либо зрительную, либо двигательную). "Маленький компьютер"

        Например: - Эта птичка похожа на ту, которую мы видели здесь прошлой зимой.

        2. Внимание

        Способность ребенка быстро концентрироваться, "настраиваться" на деятельность и долгое время ею заниматься не отвлекаясь. "Крайне сосредоточенный".

        Например: Ребенок бегает на перемене, но звенит звонок, и он уже готов заниматься долго, не отвлекаясь.

        3. Способность к анализу и синтезу

        Способность ребенка быстро "раскладывать" предложенную информацию (предмет) на составляющие ее части или, наоборот, из нескольких частей собирать целое (делать вывод). "Маленький ученый".

        Например: - На улице весна, потому что тает снег, прилетают птицы, греет солнце.

        - На улице тает снег, греет солнце, прилетают птицы - значит, наступила весна.

        4. Продуктивность мышления

        Способность ребенка на поставленную перед ним проблему находить большое количество решений. "Генератор идей".

        Например: - На что похож круг? На яблоко, на солнце, на тарелку и т.д.

        5. Перфекционизм (старательность)

Стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. "Очень старательный".

        Например: Ребенок учится писать. Он будет настолько долго и тщательно выводить буквы по несколько раз, что даже ваша похвала его не остановит.

        6. Гибкость мышления

        Способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни. "Ловкий и изворотливый менеджер".

        Например: Ребенок рисует хвост кошки. Краска растекается и грозит испортить рисунок. Он ловко "превращает" расплывшийся хвост в корень дерева.

        7. Оригинальность мышления

        Способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть "необычное" в обычном, действовать "не как все". "Оригинал".

 

Анкета для родителей

1. Ребенок научился читать рано, до шестилетнего возраста: самостоятельно 7 баллов,

с чьей-то помощью 5 баллов.

2.Читает много, причем быстро 2 балла.

3.Сам или с чьей-то помощью заинтересовался справочниками, словарями, энциклопедиями 2 балла.

4.Легко научился читать, но испытывает трудности при чтении 1 балл.

5.Он скрытен, не любит, когда вмешиваются в его дела, предпочитает друзей старше себя по возрасту 2 балла.

6.Предпочитает беседовать со старшими 2 балла.

7.Задает много каверзных вопросов, ставя под час взрослых в тупик

 2 балла.

8.У него всегда готовы ответы даже на самые неожиданные вопросы 1 балл.

9.Иногда рассеян, но всегда умеет сделать верные обобщения (скажем, после просмотра кинофильма, телевизионной передачи или наблюдая за чем-либо) 2 балла.

10.С удовольствием вступает в беседу об окружающем мире, дает свою оценку различным явлениям 1 балл.

11.С неудовольствием относится к однообразным, повседневным делам – уборке, мытью посуды, выполнению домашних заданий, не требующих больших усилий- 1 балл.

12.Чувствителен к любой несправедливости, если даже это не касается его самого -2 балла.

13.Любит шутить и обладает чувством юмора – 2 балла.

14.Имеет богатый словарный запас и умело использует в разговоре различные термины 2 балла.

15.Любит сложные игры (шахматы и т.п.), требующие определенной смекалки 2 балла.

16.Рано заинтересовался тем, что изучают в старших классах – 1 балл.

17.Предпочитает разнообразные занятия, причем любит все делать самостоятельно 2 балла.

18.Его интересуют вопросы мироздания и все, что касается праистории, т.е. нашего изначального бытия 2 балла.

19.Учится без особых усилий, быстро схватывает математику и имеет свое мнение по многим вопросам 2 балла.

20.У него развито чувство восприятия музыки, прикладного искусства, окружающей среды, он во всем ищет гармонию 2 балла.

     Подсчитайте сумму баллов по тем позициям, которые наиболее соответствуют чертам характера и склонностям вашего ребенка.

Набранная сумма не превышает 9 баллов. Следует подумать об активизации занятий с ребенком в плане общего развития. Необходимо расширить ему возможности для «пробы сил» в различных областях, так как его способности еще не проявились.

           10 – 13 баллов. Ребенок обладает определенными способностями, необходимо позаботиться о специальном развитии его возможностей.

Выше 14 баллов. Ребенка отличает неординарность. Ему необходима специальная программа обучения и развития. 



 

Комментарии

Викоренко Виктория Викторовна

Но не только для одаренных можно применять эти тесты, так же и в диагностике с 5 классами.