Художественно-прикладное творчество в психолого-педагогической коррекции с младшими школьниками, страдающими тяжелыми нарушениями речи.

Крылова Инна Владимировна

В данной статье автор предлагает использовать приёмы арт-терапии для работы с детьми с речевыми нарушениями.


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-прикладное творчество в психолого-педагогической коррекции с младшими школьниками, страдающими тяжелыми нарушениями речи.

   В литературе описаны психолого-педагогические особенности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. В структуре речевого нарушения отмечаются незрелость умений и навыков коммуникативной деятельности, эмоционально-волевой регуляции поведения. Отставание в развитии навыков вербальной самопрезентации, повышенная тревожность детей, осознание собственных речевых проблем также оказывают тормозящее влияние на развитие познавательной активности, мотивации к учебной деятельности. Самостоятельное участие в различных видах коллективной деятельности, основанной на распределении ролей, последовательном выполнении определенных обязанностей, прогнозировании результата и оценке собственного вклада в конечный результат также часто вызывает затруднения.

   Успешность коррекционных мероприятий по развитию умений и навыков коммуникативной деятельности детей связана с включением в процесс родителей ребенка.  Анализ и оптимизация навыков взаимодействия в системе «родитель-ребенок» является важной составляющей развития коммуникативной компетентности детей и осознанного выбора  воспитательной стратегии родителями ребенка.

     При определении содержания, методов, структуры занятий и последовательности работы мы исходили из современных представлений о развитии общения в рамках деятельностного подхода, о механизмах формирования невербальной и вербальной самопрезентации в норме и в структуре тяжелых речевых нарушений, о влиянии внутрисемейных отношений на формирование повышенной тревожности у детей, о роли коммуникативной компетентности в процессе адаптации младших школьников к новым условиям обучения в школе.

   Опыт работы с данным контингентом учащихся начальной школы подтверждает целесообразность систематического проведения  групповых коммуникативных тренингов (тренинг коммуникативных умений и навыков, тренинг на  сплоченность группы, развитие соционормативных навыков общения) с включением творческой предметно-практической деятельности, как дополнительного структурного элемента коррекции. Возможности самопрезентации в предметно-практической деятельности, творческой работе значительно выше, чем в таких традиционных для младших школьниках видах деятельности, как письмо, чтение,  рассказывание.          

    Войлоковаляние как вид арттерапии благоприятно влияет на эмоциональную сферу деятельности,  способствует более тонкому и дифференцированному выражению своих переживаний, внутренних противоречий. В то же время, изготовление различных поделок из цветной шерсти активизирует творческое самовыражение детей.  

   Применение данного вида деятельности способствует реализации ряда коррекционно-развивающих задач в работе с данным контингентом детей.

- развитие различных параметров движения мелкой моторики, навыков конструирования;

- активизация зрительно-моторной координации, развитие  зрительного восприятия.

- формирование навыков саморегуляции с использованием алгоритма действий (вербальных или  пиктографических).

- развитие повествовательной и описательной форм монологической речи.

- формирование опыта вербальной самопрезентации, преодоление тревожности.

       Дети объединяются в подгруппы вместе со своими родителями, которые  оказывает посильную помощь, в планировании деятельности, достижении результатов. На начальном этапе работы педагог-психолог предлагает  алгоритм действия по изготовлению поделок. Это дает возможность участникам сосредоточиться на распределении обязанностей между собой, осознать необходимость координации совместных усилий для достижения положительного результата, быстрее овладеть навыками войлоковаляния.  В дальнейшем дети и их родители получают большую свободу выбора  как изделия и способа его изготовления, так и возможностей его презентации перед другими участниками.

      Комментарии действий, совершаемых детьми самостоятельно и в сотрудничестве с родителями, прогнозирование результата и оценка их деятельности постепенно вырабатывают навыки самоконтроля, укрепляет регулирующую и планирующую функцию речи. Атмосфера доброжелательности и творческого энтузиазма способствует активизации навыков вербальной  самопрезентации, в ходе которой каждый ребенок представляет коллективу замысел своей работы, рассказывает предысторию или конечную цель изготовления той или иной поделки, представляет готовый продукт деятельности, участвует в коллективном диалоге по обсуждению выполненных изделий.

     Проведение творческих мастерских с семьями детей, посещающих коррекционные занятия, имеет важное диагностическое значение. Педагог- психолог получает возможность наблюдать за особенностями взаимодействия родителей и детей, анализировать стратегию и тактику коммуникативного поведения членов семьи, определить возможные причины возникновения конфликтных ситуаций. Кроме того, включенное наблюдение позволяет специалисту анализировать такие аспекты коммуникативной компетентности, как организаторские способности, навыки эмпатии, гибкость использования средств общения в ходе партнерского взаимодействия между детьми и родителями.  

     Одной из важных задач организации творческой мастерской совместно с родителями детей является  оптимизация    навыков гибкого взаимодействия в системе родитель-ребенок. Формирование конструктивных партнерских отношений,  навыков эмпатии и рефлексии в общении родителей и детей позволяет родителям полнее осознать потребности и переживания собственного ребенка, овладеть способами активизации  его творческой активности.

    Положительный опыт взаимодействия с родителями и активное участие в коллективном  творческом процессе дает ребенку важную для него опору и поддержку, развивает навыки активного и содержательного внеситуативно-личностного и внеситуативно-познавательного общения с окружающими.