технология исследовательской деятельности

вылиток жанна сергеевна

техника проектов в работе школьного психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_office_word.docx54.59 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА.

  1. Психодиагностика 
  2. Психологическое просвещение 
  3. Консультирование 
  4. Психокоррекционная и развивающая работа 
  5. Профориентация 
  6. Методическая работа

Психодиагностическая работа. 

Наиболее распространенной проблемой в работе педагога-психолога является большой объем диагностики и нехватка времени на обработку результатов. Проведение компьютерной психодиагностики позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку данных и больше времени уделить другим видам деятельности.

Система автоматизированной диагностики состоит из компьютерной диагностики, конструктора тестов, программ обработки информации.

• Компьютерная диагностика

Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу психолога более продуктивной. Преимущества компьютерной диагностики:

- появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как по одному общему, так и по разным тестам;

- не требуется персонального участия педагога-психолога или присутствия рядом с учащимся. Большинство тестов являются автоматическими. Учащийся самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование; после чтения каждого вопроса учащийся нажимает на клавишу ответа, тем самым переходя к следующему вопросу;

- обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования;

- результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.

Таким образом, за небольшой промежуток времени педагог-психолог может не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы. Кроме того, проведение компьютерной диагностики стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию учащихся, формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии.

В данных целях возможно использование компьютерного диагностического комплекса «Лонгитюд-ЭДК», созданную специалистами Санкт-Петербургского государственного университета (www.eds.pu.ru). Программу можно использовать в режиме некоммерческой студенческой версии. Эта версия не позволяет набирать базу более 300 обследуемых, получать техническую поддержку и текстовые интерпретации по некоторым методикам, но в целом может значительно облегчить работу педагога-психолога.

Отдельные методы в составе данного диагностического комплекса сгруппированы в разделы:

  1. Анкеты
  2. Опросники:

 Шкалы развития

  1. Проективные методы
  2. Методики смежных областей
  3. Аппаратурные методики
  4. Сенсомоторные методы и др.

Немало ресурсов, посвященных психодиагностическим программам, предлагает Интернет. Психологические компьютерные тесты вы можете скачать на сайтах:
http://www.psychometrica.ru,
http://psytest.info/taxonomy/term/16/all,
http://vch.narod.ru/myprog.htm 

• Конструктор тестов

С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать любые профессиональные текстовые методики в компьютерный вариант, создавать свои собственные методики, анкеты, опросники, необходимые для конкретной ситуации. У него появляется возможность проводить тестирование, анкетирование, опрос не только учащихся, но и педагогов и даже родителей. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса. В Интернете есть неплохие находки, которые помогут создать компьютерный вариант теста:

http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-910 
http://www.uchportal.ru/load/3-1-0-1 
http://soft.softodrom.ru/ap/Konstruktor-testov-p4024 
http://freesoft.ru/?id=7999 

• Обработка информации

Обработка информации — едва ли не самый сложный, длительный вид работы, а использование персонального компьютера в качестве средства подсчета результатов тестирования дает возможность психологу облегчить свой труд.

В тех случаях, когда нельзя провести компьютерное тестирование или необходимо подсчитать исследуемые показатели в целом по группе, курсу, педагогу-психологу необходимы обработчики тестов. С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10–15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким группам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки.

В качестве одного из самых распространенных обработчиков выступает офисная программа Excel, которая может делать различные выборки, считать аналитику. Кроме того, в Интернете существуют так называемые обработчики тестов, которые позволяют произвести обработку тестов, введя данные учащихся в систему. Полной автоматизации добиться сложно, но подспорье огромное. Таким образом, можно использовать программу «Excel на службе у психолога» (http://biblioteki.net/viewtopic.php?t=85428).

В Интернете обработчик тестов вы можете скачать здесь: http://narod.ru/disk/3543038000/obrabotsik%20testov.exe.html.

Краткий практический курс о том, как самостоятельно создать обработчик тестов с помощью программы Excel, вы можете найти по адресу: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&lib_no=2064&tmpl=lib.

Психологическое просвещение и консультирование 

К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы педагога-психолога, как психологическое просвещение и консультирование педагогов, учащихся и родителей.

У педагогических работников существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже кураторы, проработавшие не один год, располагают чрезвычайно скудными сведениями о психологических особенностях своих учащихся. Это же можно сказать и о родителях, которые нередко при всей своей любви к ребенку не знают его и не всегда могут его понять. Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса поможет использование и применение информационно-коммуникационных технологий на родительских собраниях, семинарах для педагогов, в беседах с учащимися.

• Веб-сайт учебного заведения

Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 60 от 1 февраля 2010 г. «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» государственные организации обязаны размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах этих государственных органов и организаций либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов и организаций.

В целях повышения психологической компетентности учащихся, педагогов и родителей целесообразно создание на сайте учебного заведения веб-страницы педагога-психолога. На ней можно разместить материалы для проведения классных часов, конспекты родительских собраний, психологические особенности учащихся, информацию о причинах неуспеваемости и о проблемах в поведении, различные рекомендации. Также можно разместить интересные компьютерные игры, тесты, головоломки для учащихся, а также развивающие программы.

Серьёзным инструментом в работе веб-страницы педагога-психолога является наличие гостевой книги, мини-чата. Они дают возможность посетителям сайта задавать вопросы психологу, высказывать свои предложения, что позволяет корректировать информацию на страницах сайта, добавляя необходимые материалы. Еще одним преимуществом веб-сайта является возможность организовать психологический форум, при этом педагог-психолог может задавать любые темы для общения (волнующие педагогов и родителей) и, конечно же, общаться сам и отвечать на вопросы.

• Сетевое взаимодействие

Сетевое взаимодействие пользуется популярностью в основном среди молодежи. Люди общаются на различные темы, обмениваются фотографиями, музыкой, информацией, опытом каждый день, не выходя из дома или не покидая своего рабочего места.

В нашем же случае сетевое взаимодействие не настолько распространено в образовательных учреждениях, за исключением, пожалуй, только электронной почты. А вообще этот тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие психолога с педагогами, учащимися, с родителями, коллегами из других образовательных учреждений — через сеть Интернет, с помощью электронной почты, либо в режиме реального времени с помощью системы ICQ, MSN, Skype, а также благодаря локальной сети учебного заведения. Воспользовавшись этими системами, вы можете пересылать необходимую информацию, проводить консультации, осуществлять просветительскую работу и консультационную работу, как говорится, «не сходя с места».

Конечно, сетевое взаимодействие никогда не заменит личного общения с основными участниками образовательного процесса, коллегами по работе, но нынешняя действительность такова, что с помощью дистанционных средств зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до представителей целевых групп.

• Медиапрезентации

Одним из немаловажных факторов в проведении семинара, беседы, родительского собрания является наглядность представленного материала. Сейчас очень популярно в таких случаях использовать презентации. С помощью ряда видеослайдов ваши слушатели смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, просмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями. А при желании и при вашем согласии участники семинара могут скачать презентацию и затем ознакомиться с темой более подробно.

В медиапрезентациях есть еще один существенный плюс: пропадает необходимость распечатки и ксерокопирования наглядного материала, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты.

В создании презентаций незаменима программа Power Point.

На сайте http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com вы сможете найти готовые медиа-презентации семинаров, родительских собраний.

Возможно подключение учащихся к созданию небольших презентаций на различные темы, при подготовке которых они смогут самостоятельно проработать материала. К примеру, можно привлечь учащихся к созданию презентаций релаксационных презентаций, в которых совместно подбираются фотографии цветов, водопадов, пейзажей, соблюдая переход цветовой гаммы, сопровождаемые определенным музыкальным сопровождением, что требует от учащихся предварительного ознакомления с информацией о влиянии цвета и музыки на настроение и физическое состояние человека.

• CD и видеофильмы

Применение CD и видеофильмов в просветительской работе психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских собраниях, семинарах для педагогов, уроках психологии и пр. Например, педагог-психолог проводит какое-нибудь занятие, урок, игру, а помощник в это время снимает этот процесс на видео. В ваш фильм могут быть включены как личные наработки, так и заимствованные из Интернета или интересные моменты телепередачи.

Консультирование 

Широкое применение компьютерные технологии получили в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности их обучения и учебной мотивации, а также развитию у учащихся профессионального образования интеллектуальных и творческих возможностей.

• Коррекционно-развивающие занятия

К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с учащимися в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются учащимся не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Учащийся может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Ознакомиться с такими программами, а также приобрести их вы можете на сайтах: http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml, http://www.effecton.ru/758.html 

Широкие возможности открывает пакет для работы с графикой Macromedia Flash. Возможность создания анимаций и презентаций, программирование обучающих и развивающих игр, предоставление информации в необычном варианте – вот краткий список того, что можно создавать с помощью этого пакета. Красочность и возможность интерактивного участия пользователя неизбежно привлекут молодежь к продуктам этой технологии.

Научиться работать с анимационными роликами можно, пройдя по ссылке http://www.rusedu.info/Article951.html 

Сегодня можно уверенно сказать, что в век информационных технологий достойное место среди других методов, использующихся в практической психологии для развития личности, активизации ее ресурсов и потенциала, улучшения взаимодействия с окружающим миром займет арт-тренинг.

В организации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога незаменимой окажется медиатека с релаксационной музыкой. Также можно использовать программу для релаксации Аура 2.6., моделирующуя звуковую атмосферу леса (http://freesoft.ru/?id=666766).

• Развивающие игры

Наиболее простым и доступным видом коррекции и развития способностей, чаще всего познавательных, являются развивающие компьютерные игры. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).

В коррекционно-развивающей работе чаще всего используются отдельные эпизоды какой-либо игры, моделирующие ситуации общения, которые необходимо проиграть психологу с учащимся. В этом компьютерные игры подобны книжно-картонным материалам, но имеют перед ними преимущества: лучшую графику, интерактивность и подвижность персонажей компьютерных игр. Различные эпизоды квестов, ролевых игр и стратегий содержат в себе или позволяют смоделировать любые ситуации взаимодействия. Кроме того, к разработке интерактивной игры с применением информационно-коммуникационных технологий целесообразно привлекать «трудных» учащихся.

Пример создания и использования квеста в работе педагога-психолога можно найти по ссылке: http://wiki.iot.ru/index.php/Квест_Путешествие_психологов_в_сетевом_мире 

Развивающие игры вы можете скачать на сайтах:
http://gameboss.ru/games/all/page-2_
http://www.solnet.ee/games/g1.html 
http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua 

• Развивающие психологические тренажеры

Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, мышления, восприятия. Удобнее всего использовать тренажер в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как работает с ним непосредственно сам учащийся, а специалист лишь наблюдает за процессом, контролирует правильность выполнения, помогает. Тем более, что эффективность занятий от этого только возрастает. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

Психологические игры и программы можно скачать по адресу: http://kuvshinka.net/load/160 

Профориентационная работа 

В области применения информационных технологий в профориентационной работе с молодежью одно из ведущих мест может занять Интернет. Размещение информации на web-странице психологической службы позволяет оперативно предоставлять информацию на актуальные для учащихся темы, как например: «Личный профессиональный план», «Учиться дальше? Где?», «Как составить резюме и успешно пройти собеседование».

В целях профориентации молодежи может использоваться комплекс программ, разработанный специалистами учреждения «Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи», который оптимизирует профориентационную работу учреждений образования. В данный комплекс входят программные продукты:

- Пакет психодиагностических методик «Профиль» v.2.0;

- Электронная профориентационная карта учащегося;

- Электронная анкета «Изучение профессиональных намерений учащихся»;

- Программно-методический комплекс «Путь к профессии» ознакомит учащихся с миром профессий, поможет определиться с выбором, углубит профессиональные представления учащихся по выбранной профессии. В состав данного комплекса входит приложение «Моя карьера», созданное в помощь молодежи для планирования успешной карьеры. Данный комплекс включает вопросы планирования карьеры, трудоустройства, поиска работы, знакомит с принципом составления резюме, а также Законодательством Республики Беларусь в области трудоустройства, регулирования труда молодёжи.

Скачать данный программный комплекс можно по адресу: ftp://ftp.minsk.edu.by/03-MGIRO/02-CIViSR/01-SPPS/ 

Кроме того, хочется обратить внимание на сайт «Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи» http://rcpom.edu.by, на котором размещены и постоянно обновляются: информационно-справочные материалы (о вступительной кампании, днях открытых дверей, учебных заведениях г. Минска, республики и др.); информационные бюллетени, посвященные различным аспектам профориентационной работы; план основных мероприятий центра и др.

Организационно-методическая работа 

В организационно-методическую работу педагога-психолога входят: составление отчетов, предоставление результатов своей работы, фиксирование результатов проделанной работы в журнале учета видов деятельности, разработка и оформление коррекционно-развивающих программ т.д.

  1. Психологические паспорта учащихся 

Психологические паспорта учащихся — это база данных, где содержится вся информация о тех учащихся, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности педагога-психолога, которая относится к психологическому сопровождению учащихся, особенно учащихся «группы риска».

Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени.

Программа Microsoft Access позволяет создавать простейшие и сложные базы данных. Составляется компьютерная база достаточно легко и быстро. Но самое главное, что специалист может найти компьютерной базе еще очень много вариантов практического применения.

  1. Фиксация и хранение результатов 

Очень важной и часто проблемной для психологов учреждений образования является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности.

Благодаря электронному журналу педагог-психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо.

Скачать электронный журнал можно по ссылке:
http://psiholog731.mylivepage.ru/file/1688/6973_Электронный_журнал_психолога.xls 

Программы Excel и Access могут создавать разной сложности виды отчетов, как графических, так и текстовых.

Обучиться навыкам работы в Excel можно на сайте http://office.microsoft.com/ru-ru/excel-help/RZ001132338.aspx 

  1. Составление отчетов, результатов тестирования 

Каждый специалист знает, что недостаточно только провести диагностику и обработать результаты. Необходимо еще грамотно составить отчет, представить свои результаты в понятной и доступной для администрации, педагогов и родителей форме.

Здесь вы можете воспользоваться программой Microsoft Word, применение которой позволит вам использовать таблицы, графики, диаграммы, вставлять различные рисунки, фотографии и др.

Программа Power Point поможет вам при разработке и использовании презентации результатов на педагогических советах и родительских собраниях. Таким образом, вы будете уверены, что ваши слушатели вас поняли. Методические рекомендации по подготовке электронных презентаций в программе Power Point (http://www.ztrc.ru/Doc/Metod/mr_PowerPoint.pdf)

  1. Электронная библиотека 

В своей работе педагог-психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия и пр. Помимо печатных изданий удобно иметь электронную библиотеку. Таким образом, вся ваша информация будет иметь электронный вид и исчезнет проблема с нехваткой места.

Здесь возможны самые различные варианты структурирования:
- в виде папочек с различной информацией;
- через создание внутреннего мини-сайта психолога с использованием системы гиперссылок для перехода к нужной информации. Для этих целей подходит программа Front page (присутствует в Microsoft Office, также можно скачать по адресу
http://seoprogramm.ru/content/view/41/36/).

Отделом социально-педагогического и психологического сопровождения УО РИПО создана серия «Электронная библиотека педагога-психолога», состоящая из нескольких дисков:

Диск 1 – «Психодиагностика», в который собрано более 150 методик, направленных на диагностику познавательных психических процессов, интеллекта и креативности, типологических особенностей личности, мотивационно-ценностной сферы, межличностных отношений и групповых отношений, профориентационные, проективные методики и другие материалы.

Диск 2 - «Психологическая литература», в который включены более 250 электронных книг по возрастной, педагогической, профессиональной психологии, психологии отклоняющегося поведения, материалы по психокоррекционной и развивающей работе, консультированию и психотерапии, тексты классиков психологии, книги и учебники по общей, социальной, экспериментальной, клинической психологии.

Диск 3 – «Информационные технологии», включает в себя электронные программы по основным направлениям работы педагога-психолога.

Использование информационных технологий открывает и дополнительные возможности для педагога-психолога:

  1. Совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня, профессиональное общение с коллегами посредством Интернета.
  2. Дистанционное обучение.
  3. Проектное и супервизорское взаимодействие с коллегами.
  4. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в Интернете (дистанционная олимпиада психологов образования, биржа проектов, день школьного психолога в Интернете и прочее).
  5. Чтение и анализ электронных книг по психологической тематике, электронные периодические издания; систематическое чтение электронных рассылок и сайтов по психологической тематике.
  6. Составление личного каталога психологических ресурсов Интернета, систематизация электронных ресурсов и методических разработок. В данных целях можно использовать программу «Справочник практического психолога» (Setup_slovar.exe) . В справочнике представлены материалы и ссылки на электронные ресурсы по диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работе психолога. Скачать можно с файлообменника по адресу http://depositfiles.com/ru/files/z4ugj707g .

Необходимо не забывать об опасностях, которые таит в себе информационное пространство. Предостеречься помогут материалы Управления по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД Республики Беларусь. На сайте МВД РБ педагогических работников и учащихся особенно заинтересуют материалы «Осторожно! Интернет», «Советы Фемиды», презентация «Предупреждение правонарушений в интернет-среде», которые можно использовать при проведении воспитательных часов, внеаудиторных мероприятий. Ознакомиться с профилактическими материалами и скачать их можно по адресу http://mvd.gov.by/modules.php?name=Content&pa=list_pages_categories&cid=24 

В заключение можно сказать, что нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями для организации работы и профессионального саморазвития педагога-психолога. Очень важна предоставляемая возможность проявить творчество в разработке пусть и простого, но необходимого в работе профессионального компьютерного инструментария. Надеюсь, что компьютерные технологии станут надежными помощниками в работе педагогов-психологов учреждений профессионального образования. Широкие возможности дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий в практической психологии открывают как горизонты, так и определенные риски. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши учащиеся. В силах специалистов системы образования сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее порой негативное влияние на учащихся.

Список использованных источников

Болсуновская Н.А. Новые практики организации школьной психологической службы в свете информатизации системы образования // www.som.fio.ru

Олейникова Е.В. Опыт использования в практике школьного психолога информационных компьютерных технологий // «Школьный психолог», № 03/2006. Электронный режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600312 

Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога // «Школьный психолог», №24/2009. Электронный режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200902404 

Шипунова О. А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога // «Вопросы Интернет образования», №78. Электронный режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_78/cd_site/articles/art_2_7.htm