Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности. (По книге А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция»).

Терехина Ирина Николаевна

 

Целью групповой работы по проблеме школьной тревожности является создание условий для ее снижения у первоклассников до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.

Для достижения этой цели поэтапно решаются следующие задачи:

·обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;

·способствование повышению самооценки у участников группы;

·повышение общей коммуникативной культуры учащихся.

Ожидаемым результатом групповой работы является снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме, повышение самооценки учащихся, развитие культуры общения.

Программа рассчитана на 11-13 часов, включает в себя 11 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 академический час. Наполняемость группы - 7-10 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

УТВЕРЖДЕНО        ПРИНЯТО

Педагогическим советом        Директор_______________

Протокол №___ от _____________        П.А. Трошкеев

ПРОГРАММА

групповой работы по проблеме школьной тревожности

 (модифицированная, по книге А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция»)

Автор-составитель: педагог-психолог Терехина И.Н.

Возраст учащихся: 6-8 лет

Санкт-Петербург

2012 г.

Пояснительная записка.

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.

Развивающая работа психолога с детьми, характеризующимися высоким уровнем школьной тревожности, может осуществляться индивидуально и в группе. При выборе формы работы учитывают, прежде всего, характер тревожности ребенка. Если она связана с одноклассниками (или наблюдаются трудности в общении со сверстниками), на первом этапе с ребенком работают индивидуально, а, достигнув определенного результата, включают в групповую работу.

Для первоклассников группа может стать мощным ресурсом, позволяющим справится со школьной тревожностью. Это связано с тем, что данная проблема является эмоциональной, а пространство развивающей группы позволяет возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке (отреагированию) негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.

Развивающая работа, направленная на создание условий для преодоления учащимися школьной тревожности в первом классе проводится в третьей учебной четверти. К концу первой четверти у большинства первоклассников уровень школьной тревожности снижается до пределов возрастной нормы. Это связано с тем, что первый класс характеризуется изменяющейся социально-педагогической ситуацией, и  первоклассникам свойственно испытывать школьную тревожность,  отражающую протекание адаптационного процесса.

Целью групповой работы по проблеме школьной тревожности является создание условий для ее снижения у первоклассников до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.

Для достижения этой цели поэтапно решаются следующие задачи:

  1. обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;
  2. способствование повышению самооценки у участников группы;
  3. повышение общей коммуникативной культуры учащихся.

Ожидаемым результатом групповой работы является снижение тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме, повышение самооценки учащихся, развитие культуры общения.

Программа рассчитана на 11-13 часов, включает в себя 11 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 академический час. Наполняемость группы - 7-10 человек.

Проблема школьной тревожности требует системности и комплексного подхода, поэтому помимо групповой работы с детьми, параллельно проводится работа с классным руководителем и родителями учащихся.

На подготовительном этапе работы проводятся консультации с родителями и классным руководителем участников группы с целью предупреждения возникновения ситуаций, способствующих развитию тревожности.

Работа ведется в условиях школьного класса, где дети взаимодействуют не только в процессе развивающих занятий, но и в течение всего учебного года. Поэтому основным условием эффективности программы стало создание максимально безопасной атмосферы в группе и соблюдение максимально возможной анонимности. Занятия с учащимися разных классов проводятся в разное время, так как возможное смешивание препятствует созданию рабочей атмосферы, сплоченности, провоцирует соперничество.

Содержание занятий.

Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы.

Необходимые материалы: шаблоны для визиток из цветной бумаги, парные «рукавички», вырезанные из бумаги, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, скотч, игрушка-«талисман группы», листы А4 с нарисованными символами правил группы, текст сказки «Шапка-невидимка».

Ход занятия:

1. Вводное слово ведущего. Краткое выступление ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме занятий.

2. Знакомство, изменение стереотипов, связанных с восприятием работы группы как урока, демонстрация стиля взаимоотношений с ведущим группы и ее членами. В  общем кругу каждый называет свое имя. Работа разворачивается по принципу «снежного кома»: первый называет свое имя, следующий - имя предыдущего участника и только потом свое. Если имя соседа забылось, нужно его вежливо попросить повторить. В завершении задания выясняется, кто «самый памятливый»: желающие могут попытаться назвать по именам всех присутствующих.

Затем каждый оформляет себе «визитку» на заранее приготов ленных квадратиках цветной бумаги. Если ребенок затрудняется напи сать свое имя, ему помогает ведущий. На визитке нужно отразить что-то, что ее автор любит. По окончании работ визитки представ ляются группе (с небольшим комментарием), после чего «надева ются» — приклеиваются скотчем (одежду это не портит). Если ре бенок испытывает трудности с определением «что я люблю», ведущий может предложить ему несколько альтернативных вариантов «на выбор».

  1.  Упражнение «Варежки» для развития сплоченности группы через совместную деятельность. В случайном порядке раздаются парные заготовки «варежек» (на тот случай, если участников группы окажется нечетное количество, необходимо приготовить одну «тройку» варежек). Задача – найти свою пару (тройку), договориться и вместе их раскрасить. Затем каждая пара представляет свое творение. В случае конфликтов внутри пар возможна тактичная помощь ведущего.
  2.   Установление правил с целью регламентирования работы на основе добровольно принятых обязательств. Обсуждаются трудности,
    возникшие в предыдущих заданиях. На их основе вырабатываются
    правила работы группы, которые помогут в дальнейшем избегать
    таких ситуаций:
  1. правило «я» - каждый говорит только за себя, а не за других;
  2. правило «равных прав» - все участники группы равны и обращаются друг к другу по имени; нельзя перебивать того, кто говорит, применять физическую силу, оскорблять и дразнить;
  3. правило «талисмана» - говорит тот, у кого в руках собачка-талисман группы, бережное отношение к талисману;
  4. правило поднятой руки - говорить по одному, если хочешь сказать – подними руку, а не кричи;
  5. правило поднятой руки – если ведущий поднял руку раскрытой ладонью вниз, значит все замолкают и слушают его;
  6. правило «Шапки-невидимки» - сан кция за нарушение остальных правил. Для этого используется сказ ка М. Панфиловой, адаптированная к работе в развивающей группе (в оригинале она предназначена для дости жения аналогичных целей педагогом на уроке).

Правила в виде небольших рисунков (пиктограмм) заранее фиксируются на листах бумаги формата А4, и во время всех последующих занятий группы висят на стене.

5.        Рефлексия результатов занятия для ассимиляции полученного
опыта.
Обсуждение итогов занятия: круг «Новое и важное для
меня». Выработка ритуала завершения занятий, включающего элементы рефлексии («новое и важное для меня»), его проведение.
Важно внимательно следить за соблюдением принятых правил, тактично, но настойчиво пресекать попытки их нарушения.

6. Ввод в занятие «ритуала прощания». Ведущий напоминает ребятам, что данные занятия – не просто уроки и предлагает заканчивать их по особенному. Все встают в круг и берутся за руки, повторяя за ведущим слова в такт поднимают и опускают руки:

Мы сегодня были рады

Видеть каждого из нас!

Не пугают нас преграды,

В добрый путь и в добрый час!

За то, что сегодня не скучно нам было,

Мы скажем друг другу: «Большое спасибо!».

7. «Небосклон настроения». По окончанию занятия детям раздаются листочки «Мое настроение», которые заполняются каждым ребенком индивидуально. Листочек нужно подписать (если ребенок затрудняется, то ему помогает ведущий), и закрасить первое облачко настроения (в котором находится цифра 1) определенным цветом (в зависимости от настроения).

Облачко закрашивается красным (розовым, оранжевым) цветом, если настроение отличное, замечательное; если настроение просто хорошее – облачко закрашивается зеленым цветом, и синим, если настроение после занятия плохое.

Сказка «Шапка-невидимка»

(Панфилова М, 2000)

В Лесной школе появился новый ученик. Это Мышонок. Мы шонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно го ворили мама с папой, и дедушка с бабушкой всегда восхищались им. Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует: «Да ты просто соловей у нас!» Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» Родители говорили, что он точно будет отличником, ведь он уже теперь все знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность доказать это всем жителям леса.

В лесной школе его почему-то приняли без восторгов и восхи щения. Учитель Еж на уроках спрашивал всех учеников. Если Мы шонок выкрикивал ответ, учитель почему-то расстраивался и все равно дожидался ответа другого ученика. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. Если ответ Мы шонка оказывался верным, то он гордо вертел головой во все сто роны, чтобы насладиться вниманием одноклассников. Но ожида ния не оправдывались: учитель и одноклассники не замечали ге ниальности Мышонка.

Тогда Мышонок решил удивить всех своим соловьиным пис ком. И это ему удалось! Учитель строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись. «Вот наконец-то, — подумал Мышо нок, — все заметили меня!» Он, забыв об уроке, начал размышлять, чем бы еще всех поразить. Особенно понравилось Мышонку, когда рассмеялась Белочка над его прыжком через хвостик во время уро ка. Только учитель не улыбался. Еж подошел и тихо спросил про казника: «Почему ты нам мешаешь?», но вместо ответа услышал пронзительный писк Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мы шонок был счастлив.

Когда после уроков за Мышонком пришли родители, учитель Еж увидел в их глазах восхищение своим сыном и призадумался:

«Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником лесной школы? Ведь сейчас он поступает как маленький ребенок, а не как ученик. Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радоваться успехам своих новых дру зей?»

На следующий день учитель Еж начал урок с рассказа о шапке-невидимке, которая хранится в самом секретном месте в кабинете у директора школы. Шапка эта — невидимая, и других она тоже делает невидимыми. Еж сказал, что готов надеть ее на голову лю бому ученику, который мешает тем, кто учится. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих.

Учитель с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, ничего особенного не произошло, только ребята-зверята перестали обращать внимание на кривляния мышонка. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему надоело (ведь никто не обращал на него внимания). Через не которое время он стал прислушиваться к заданиям учителя, захо тел выйти к доске, но его никто не заметил. Мышонок обиделся: «Ну и пусть, они еще все пожалеют!»

Наконец прозвенел звонок, и началась перемена. Когда учени ки ушли гулять в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и «снял» шапку. «Правда, грустно быть одному?» — тихо спросил учитель и добавил: «Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда прозвенит звонок, шапка-невидим ка вновь вернется к тебе. Так будет до тех пор, пока ты не научишь ся помогать друзьям в учебе, а не мешать им».

Мышонок сидел молча и к ребятам играть не пошел. Он думал... Так прошла перемена, потом прошел урок, на котором дети узна вали что-то новое и интересное. Перед уроком математики Мы шонок вновь остался в классе. Он вдруг заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачу.

- Что, попрыгала дома, а теперь пытаешься домашнюю задач ку решить? -завредничал Мышонок.

- Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не получается, - ответила Белочка.

Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение: «Хочешь, я помогу тебе?» Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачей, и Мышонок вновь услышал веселый смех Белочки и увидел благодарный блеск в ее глазах. Никогда Мышонок не чувство вал себя таким нужным! Ему было так приятно!

На уроке математики Зайчонок решал у доски, а помогать ему учитель пригласил Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не пе ребивал товарища, не отвечал за него, а только помогал ему.

После того как учитель поблагодарил Зайчонка и Мышонка за хорошие ответы, Мышонок вдруг вспомнил про шапку-невидим ку. «Что же с ней случилось? Куда она исчезла?» — думал Мышо нок. А учитель Еж и ребята добродушно улыбались...

Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.

Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, талисман.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Искорка настроения».

Ведущий напоминает ребятам, что данные занятия – не просто уроки и предлагает начинать их по особенному, «зажигая» искорку настроения. Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий спрашивает, кто из ребят хочет «зажечь» искорку настроения сегодня. Если желающих нет, то ведущий просит начать участника, стоящего по правую (левую) руку от него. «Зажигают» искорку настроения так: ребенок говорит какое-либо слово, междометие (Ах! Уау! Ух! и т.п.) с определенной интонацией и пожимает руку стоящему справа. Все остальные по кругу должны передать это же слово, но с интонацией своего настроения, также слегка пожимая руку того, кому передают «искорку». Затем «искорку» запускают в обратную сторону.

2. Настрой на работу с элементами рефлексии.

«Строим мостик», связывающий прошлое занятие с сегодняшним, вспоминаем, что делали на первом занятии, обсуждаем, чем будем заниматься сегодня.

3. Упражнение «Перечисли правила», необходимое для закрепления
правил и принятия детьми ответственности за их соблюдение.
 Каждый участник получает лист бумаги. Задача – изобразить правила группы, принятые на прошлом занятии. По завершении каждый представляет результаты своей рабо ты. Некоторым детям может понадобиться помощь ведущего.

4. Упражнение «Рука». Для развития сплоченности группы, формирования мотивации групповой работы, развития эмпатии.

Все сидят в кругу. Необходимо по команде ведущего «три-четыре», ни с кем не договариваясь, показать определенное количество пальцев. «Играет» только правая рука. Задача заключается в том,
чтобы все участники показали одинаковое количество пальцев.

В обсуждении выясняется, что никто в группе не может «выиграть», пока группа не работает синхронно, а участники не пытаются понять и почувствовать друг друга.

В случае проявления раздражения, агрессии со стороны отдельных ребят в адрес других, данные особенности поведения регулируются на основе правил групповой работы, в дальнейшем служат материалом для анализа, возможно для индивидуальной работы с ребенком.

5. Упражнение «Поменяйтесь местами...» для развития сплоченности, для внимания к окружающим.

Все сидят в кругу. Количество стульев на один меньше, чем число участников. Ведущий  называет какой-то цвет, и те, у кого этот цвет присутствует в одежде, меняются местами. Цель ведущего – успеть занять пустой стул. Тот, чье место занимает ведущий, становится водящим в игре.

6. Упражнение «А не поиграть ли нам в театр?». На создание положительного эмоционального фона завершения занятия.

Дети повторяют за ведущим слова и движения:

- А не поиграть ли нам в театр?

Все: Да! Да! Да! (хлопают в ладоши)

- Прозвенели три звонка.

Все: дзинь, дзинь, дзинь (показывают руками звонки)

- Запиликали скрипки

Все: пили, пили, пили (показывают игру на скрипке)

- Застучали барабаны

Все: бум, бум, бум (стучат ногами)

- Поднимается занавес

Все: вжик, вжик (руки в стороны)

- И, вот, на сцене появляется шайка разбойников

Все: у-у-у!!! (руки вверх, угрожающе)

- И тут один встает и говорит

Ребенок, на которого указывают: « А не создать ли нам банду?»

Все сначала.  

- И тут другой встает и говорит

Другой ребенок: « А кто у нас будет атаманом?»

Все сначала.

- И все показали на …  (показывают)

Тот, на кого показали: « А что я для этого должен сделать?»

Все: спеть, станцевать и пр.                                              

7. Завершение занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

 Во время рефлексии напоминается цель групповой работы для того чтобы связать опыт, полученный на занятии, со «стратегическими» целями работы. 

8. Ритуал прощания. 

9. Заполнение «Небосклона настроения».

Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей.

Необходимые материалы: бумага для рисования, талисман, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Искорка настроения».

2. Упражнение «Тс-с, тишина!» на создание рабочего настроя, установление тишины после выражения эмоций. Все участники повторяют за ведущим слова: «Тс-с! Тс-с! Тишина!», одновременно прижимая к губам указательный палец. Сначала громко, потом все тише и постепенно исчезая.

3. Игра «Молекулы». Эмоциональный разогрев, закрепление мотивации групповой работы, развитие группо вой сплоченности. Участники свободно перемещаются по помеще нию. По сигналу ведущего необходимо объединиться в группы по несколько человек. Количество человек в группе зависит от того,
сколько раз ведущий хлопнул в ладоши.

У некоторых детей могут возникнуть трудности со счетом хлоп ков на слух. В этом случае ведущий может параллельно с хлопками называть цифру вслух.

Участники объединяются в группы по 3, 4, 5 и т. д. человек, в заключение объединяются по парам. Образовавшиеся пары садятся за заранее приготовленные столы для следующего упражнения.

4.        Рисунок «Мои школьные трудности», направленный на вербали зацию
личных целей участия в группе.
Ведущий предлагает собрать
«копилку трудностей первоклассника»: «Что может быть трудным
в школе?», «Что может расстроить в школе?». Затем каждый полу чает
лист бумаги. Детям предлагается представить себя художником и нарисовать иллюстрации к выбранным трудностям.

Законченные работы комментируются в общем кругу. Рассматривая каждый рисунок, детям предлагается представить, что  в данную ситуацию попал Талисман группы (плюшевый щенок). Ребята помогают Талисману, советуют, как ему поступить, справиться с проблемой.

По завершении рисунки остаются в пространстве группы.

5. Завершение занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

6. Ритуал  прощания. 

7. Заполнение «Небосклона настроения».

Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности.

Необходимые материалы: тексты сказок, рисунок, талисман.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Искорка настроения».

2. Игра «Изобрази предмет» для создания рабочего настроя, обра щения
к школьным заботам.
Детям нужно придумать и без слов изоб разить
предмет, как-то связанный со школой. Остальные участни ки группы отгадывают,
какой предмет имеется в виду.

3. Упражнение «Сказка» для вербализации участниками собствен ных
причин школьной тревожности в безопасной (проективной) фор ме.

Ребятам предлагается картинка, по которой необходимо сочинить сказку (см. приложение). Все вместе выбирают имя герою. У нас это Пузатик. Сказка сочиняется по кругу — каждый говорит по одному предложению.

Если сказку не получается закончить позитивно, эта работа мо жет быть предложена в индивидуальном режиме: «В сказках всегда счастливый финал. Кто может придумать счастливый финал на шей сказки?»

Дети, характеризующиеся страхом самовыражения, при выпол нении этого упражнения нуждаются в помощи ведущего; ведущий может придумывать предложение вместе с таким ребенком или вслух громко говорить то предложение, которое ребенок говорит шепотом, обязательно подбадривая его при этом.

4. Упражнение «Сказочная шкатулка» для снижения уровня тревожности путем снятия эмоционального и телесного напряжения и через закрепление ребенком умения решать проблемную ситуацию без опоры на роль-образ.

Рассказывается сказка. Детям предлагается сопровождать сказочный сюжет соответствующими движениями, придумывая их самостоятельно.

Сказка «Белки и орехи»: «Жили-были с одном лесу белочки с большими пушистыми хвостами, маленькими лапками и смешными мордочками. И такие они были веселые и быстрые. А еще в этом лесу жили маленькие гномы. Однажды белки набрали много орехов, чтобы запастись ими на зиму. Белки очень долго работали. Перекидывали орешки друг другу и аккуратно складывали их в дупло. К вечеру белочки очень устали, но все равно были очень довольны, что набрали столько орехов. Легли белочки спать. Утром проснулись и первым делом побежали посмотреть, как там орехи, а орехи пропали…»

Детям предлагается проблемная ситуация. Вопросы:

- Куда делись орехи?

- Что было дальше?

- Что сделали белки?

- Чем дело кончилось?

Сказка «Прими решение»: «В одном городе жила девочка. Она была умная, хорошая девочка, но постоянно все теряла. Однажды девочка очень торопилась в школу, но никак не могла найти ключи от квартиры. Девочка обыскала весь дом, вес карманы, но их нигде не было. Долго думала девочка, что же ей делать: остаться дома и пропустить школу или пойти в школу и оставить дверь открытой? Решила девочка пойти в школу. Пришла на урок, открыла портфель, чтобы достать учебники, и… увидела ключи…»

Детям предлагается продолжить сказку.

5. Игра «Чайничек с крышечкой» на снятие эмоционального напряжения.

6. Завершение занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

7. Ритуал прощания. 

8. Заполнение «Небосклона настроения».

Занятие 5. Разрядка школьной тревожности.

Необходимые материалы: талисман, набор сюжетных картинок.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Искорка настроения».

2. Игра «Иностранец в школе», позволяющая участникам включиться
в работу по теме занятия, эмоционально «размяться».

Ребятам предлагается представить, что в школу приехал иностранец, который не знает русского языка, а никто не знает того языка, на котором говорит он. Он хочет что-нибудь узнать о нашей школе. Нужно что-нибудь рассказать ему о школе без слов, при помощи жестов. Водящий «рассказывает», остальные угадывают. Ведущий строго контролирует выполнение правил.

  1.  Сочинение сказок для вербализации и проработки школьной тре вожности в безопасной (проективной) форме. Участники разбива ются на пары с помощью приема «Выбор кота Базилио» (выбор вслепую: все закрывают глаза и на ощупь находят себе партнера). Каждая пара получает набор картинок (см. приложение). Необ ходимо придумать сказку по этим картинкам, расположив их в произвольном порядке. Обязательное условие: сказка должна закон читься хорошо. По завершении работы сказка представляется ос тальным участникам группы. Если какая-то подгруппа не хочет или не может придумать позитивное окончание сказки, ведущий мо жет попросить группу о помощи авторам сказки.

4. Упражнение «Рисунок на стене». 

Большой лист бумаги кнопками закрепляется на стене. Ведущий спрашивает детей, не хотели бы они поиграть с рисунком, и поясняет, что это занятие предполагает взаимную помощь в создании рисунка на основе каракулей. На стуле рядом с листом бумаги лежит все необходимое для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), участники группы сидят в кругу. Таким образом, все оказываются в равных условиях. Каждый ребенок выбирает карандаш, фломастер или мелок одного цвета. Два человека не могут использовать одинаковый цвет.

 На основе детской считалочки, инициатором которой становится один из участников группы, выбирается ребенок, который начинает игру. Он с закрытыми глазами быстро рисует на листе каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Если дети проявляют нерешительность, ведущий помогает. Следующий участник (по часовой стрелке), исходя из собственных представлений, пытается дорисовать созданные каракули.

Надо следить за тем, чтобы каждый, рисуя в порядке очереди, вносил в рисунок лишь минимальные дополнения, - тогда все поучаствуют в создании законченной композиции по несколько раз. Путешествие к рисунку и обратно продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему дорисовать. Когда рисунок закончен, избегая критических оценок, подчеркнуть вклад каждого, сказать что-нибудь хорошее о самом процессе творчества.

Некоторые возможные моменты, подлежащие обсуждению:

- отмечается ли в рисунке преобладание одного цвета, что говорит о доминирующей роли того или иного человека;

- можно ли увидеть какие-либо сюжеты или образы, которые отражают настроение участников группы и взаимоотношения в семье;

- что принес  в коллективную деятельность каждый участник группы, и как его труд повлиял на ход и результат общей работы. Обращая на это внимание других членов группы, можно научить их быть более внимательными и терпимыми друг к другу.

На основе образов, которые участники видят в рисунке, предлагается придумать какую-нибудь историю. Через несколько секунд «эстафету» рассказа может взять другой ребенок, третий, до тех пор, пока группа не придет к соглашению относительно завершения рассказа. Называется основная тема рассказа. Если участники проявляют нерешительность, ведущий может начать рассказ и предложить кому-либо его продолжить.

5. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

6. Ритуал прощания. 

7. Заполнение «Небосклона настроения».

Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций.

Необходимые материалы: талисман.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Искорка настроения».

2. Упражнение «Урок и перемена» для создания рабочей атмосферы, развития эмоционального самоконтроля.

Ведущий называет ка кое-то дело, а ребята отвечают, когда его делают: «на уроке» или «на перемене». Если ведущий поднимает руку, задавая вопрос, от вечают все хором, если рука не поднята, а ведущий смотрит на кого-то одного, — отвечает этот ребенок.

3. Разыгрывание ситуаций для проработки школьной тревожно сти.

По итогам прошлых занятий («копилки трудностей», «рисунков трудностей») ведущий предлагает несколько ситуаций, кото рые разыгрываются в виде сценок. Ведущий сам назначает малень кие группы и раздает им задания. Подготовленные выступления разыгрываются перед остальными участниками группы. Задача: сценка должна закончиться хорошо. Если внутри групп возникают конфликты, необходимо тактичное вмешательство ведущего.

За удачное выполнение задания дети получают восковые мелки.

4. Упражнение «Поймай комара» с целью разрядки остаточного
напряжения.
По помещению как будто летает комар (участники на
выдохе произносят звук «з-з-з»). Комар то приближается, то удаля ется (показывается силой голоса).

5. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

6. Ритуал прощания. 

7. Заполнение «Небосклона настроения».

Занятие 7. Тренировка гибкости поведения.

Необходимые материалы: талисман, бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Искорка настроения».

2. Игра «Школа Кенгуру» для создания рабочей атмосферы, двигательного раскрепощения. На время игры все превращаются в кенгуру. Водящий — кенгуру-учитель, остальные — ученики-кенгурята. Учитель говорит на «кенгурином» (непонятном) языке, вызывает кого-то к доске, ругает или хвалит. Задача — догадаться, что он имеет виду, и выполнить его требования. В роли водящего желательно побывать всем. Детям со страхом самовыражения может потребо ваться поддержка со стороны ведущего (от подбадривания до выполнения задания параллельно с ребенком).

3.         Упражнение  «Школа для животных», помогающее развить гибкость поведения в ситуации урока. Каждый участник рисует себя в образе
какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем
 моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников - лидеров). Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в со ответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обра щают внимания и т. д.). После этого рисунки произвольно пе рераспределяются, учитель сменяется (по жребию), каждый демонстрирует доставшееся ему поведение.

Вербальная агрессия сразу пресекается ведущим. Если ребенок испытывает трудности в моделировании поведения, ведущий мо жет помочь или попросить о помощи того ребенка, от которого испытывающий затруднения участник будет готов ее принять.

4. Упражнение «Поплавок». Релаксация с визуализацией.

" Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели... компаса... карты... руля... весел... Вы движетесь туда, куда несёт вас ветер... океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас... но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривание... Ощутите движение волны... тепло солнца... капли воды... подушку моря под вами, поддерживающую вас... Посмотрите, какие ещё ощущения возникнут у вас... когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане..."

5. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

6. Ритуал прощания. 

7. Заполнение «Небосклона настроения».

Занятие 8. Работа с глиной на выражение агрессии.

Необходимые материалы: подставка из пластика или картона, сосуд с водой у каждого.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Искорка настроения».

2. Знакомство с глиной. Каждый берет в руки ком глины и в течение нескольких минут сжимает его с разной силой – то посильнее, то послабее.

Ведущий предлагает скатать и взбить глину на подставке, похлопать по ней ладошками. Вновь создать ком, разбить его, похлопать по глине  ребром ладони, кулаком, взбить ее в кучу, с силой ударить по ней, проткнуть глину, пошлепать по ней, отщипнуть кусочек, скатать колбаску, прокатить ее по поверхности ладоней, разорвать ее и снова сделать шар.

Затем детям предлагается добавить воды, столько, сколько захочется.

Далее происходит небольшое обсуждение. Ведущий задает вопросы каждому по очереди: что тебе понравилось делать больше всего? что ты не любишь делать?

3. Упражнение «Любимое животное».

Детям предлагается вылепить свое любимое животное.

После того как каждый вылепит свое животное, ведущий просит каждого ребенка по-очереди поговорить от лица этого животного. (Что это за животное? Представь, что ты это…...Расскажи мне о себе и своей жизни.) Если ребенок затрудняется с описанием, ведущий задает вопросы, чтобы облегчить ему задачу. (Как тебя зовут? Где ты живешь? У тебя есть друзья? А враги? Чем ты питаешься? Что тебе нравится делать? А что не нравится? Чего бы тебе хотелось сделать? Скажи, что-нибудь из того, что ты сейчас рассказал относится  каким-либо образом к твоей жизни?) В конце рассказа ведущий обязательно благодарит ребенка за то, что он поделился своей историей.

4. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

5. Ритуал прощания. 

6. Заполнение «Небосклона настроения».

Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.

Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, талисман, скотч.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Искорка настроения».

2. Упражнение «Встаньте те, кто...» для формирования рабочего настроя, установки на рефлексию.

Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто...» и называет какое-нибудь качество. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения!».

3. Упражнение «Ладошка» (основная цель — повышение самооцен ки через самоанализ достоинств). Каждый получает листок бумаги. Нужно, приложив ладошку, обвести ее, в центре написать свое имя, а в каждом пальчике — по одному хорошему качеству, которое ре бенок может в себе найти. Нарисованная ладошка раскрашивает ся. Законченные рисунки представляются группе, комментируются авторами. В завершении устраивается выставка «ладошек».

 В случае если ребенок не может найти у себя положительных качеств,
ведущий предлагает варианты таких качеств или помогает попро сить помощи у других ребят.

4. Упражнение «Маяк» (обучение приемам саморегуляции, повышение самооценки). Релаксация с визуализацией.

" Представьте маленький скалистый остров... вдали от континента... На вершине острова...- высокий, крепко поставленный маяк...

Вообразите себя этим маяком... Ваши стены такие толстые и прочные... что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове... не могут покачнуть вас... Из окон вашего верхнего этажа... вы днём и ночью... в хорошую и плохую погоду... посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов... Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча... скользящего по океану... предупреждающего мореплавателей о мелях... являющегося символом безопасности на берегу...

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе... – света, который никогда не гаснет...

Данные упражнения выполняются последовательно, переходя от первого ко второму и так далее до четвёртого. Словесные инструкции могут произноситься на фоне музыки, подобранной в соответствии с характером и содержанием упражнения.

5. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

6. Ритуал прощания. 

7. Заполнение «Небосклона настроения».

Занятие 10. Представления о бесконфликтном общении, работа с глиной.

Необходимые материалы: подставка из пластика или картона, сосуд с водой у каждого, наборы сюжетных картинок для упражнения «Мультфильмы».

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Искорка настроения».

2. Упражнение «Что лежит в портфеле» для создания рабочей атмосферы,
раскрепощения участников.
Водящий бросает кому-то из ребят
мяч и называет какой-то предмет. Если, по мнению ребенка, он
должен лежать в портфеле, мяч нужно ловить, если нет, мяч ловить
не нужно.

Некоторые дети, бросая мяч, проявляют при этом очевидные признаки агрессивного поведения. Как и на предыдущих занятиях, в рамках групповой работы агрессия регулируется на основе принятых правил, но в том случае, если это уже не первые агрес сивные проявления ребенка, они, очевидно, указывают на необхо димость в дальнейшем обратиться к работе с данной трудностью.

У детей проявляется заинтересованность, активируется мыслительный процесс.

3. Упражнение «Мое настроение».

Для начала, как и в прошлый раз, ведущий предлагает скатать и взбить глину на подставке, похлопать по ней ладошками. Вновь создать ком, разбить его, похлопать по глине  ребром ладони, кулаком, взбить ее в кучу, с силой ударить по ней, проткнуть глину, пошлепать по ней, отщипнуть кусочек, скатать колбаску, прокатить ее по поверхности ладоней, разорвать ее и снова сделать шар.

Детям предлагается подумать, какое сейчас у них настроение, что они сейчас чувствуют? Затем детям предлагается закрыть глаза и  придумать, как могло бы выглядеть их чувство, настроение. В это время пальцы должны работать с глиной. Пусть они попробуют держать глаза закрытыми, а через руки картина сама воплотится в глине – все произойдет само собой.

4. Упражнение «Мультфильм» для развития навыков эффективного
общения.
Группа делится на три подгруппы по 4 человека. Каждая подгруппа получает набор сюжетных картинок (см. приложение). Из них надо составить
смешной «мультфильм», договорившись о последовательности кар тинок и сценарии. Готовые рассказы представляются группе. Не которые группы испытывают трудности в создании связного рас сказа. Им требуется помощь ведущего.

5. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

6. Ритуал прощания. 

7. Заполнение «Небосклона настроения».

Занятие 11. Подведение итогов.

Необходимые материалы: рисунки и фигурки из глины, сделанные на предыдущих занятиях.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Искорка настроения».

2. Упражнение «За что меня можно похвалить» (основная цель — создание рабочей атмосферы, повышение самооценки). Все ребята сидят в кругу. Каждый по очереди говорит, за что его можно похвалить. Если возникает затруднение, помочь могут одноклассники или психо лог (предлагает варианты).

3.         Упражнение «Помоги другу» (основная задача — интеграция опыта, полученного на занятиях). Каждый получает свой рисунок с изображением школьных трудностей (см. занятие 3). Не обходимо представить, что в эту ситуацию попал друг, и рассказать ему, как в такой ситуации себя нужно вести. Если отдельные дети дают неконструктивные «советы», им можно предложить помощь психолога и группы.

4. Завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

В заключительной части занятия детям раздаются все рисунки и фигурки из глины, которые они сделали на занятиях. Ребята решают, что делать с этими групповыми произведениями: оставить себе, пода рить психологу.

5. Ритуал прощания.