Игровая коррекция страхов

Орлова Любовь Владимировна

Статья: "Сказка о бесстрашном мальчике или игровая коррекция страхов":

функции игровой коррекциии,

контрсуггестивные особенности игровой коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_besstrashnom_malchike_statya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

«СКАЗКА О БЕССТРАШНОМ МАЛЬЧИКЕ» или

 ИГРОВАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ

Игровая коррекция определяется как динамическая система межличностных отношений между ребенком и психологом, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры – естественного для ребенка средства коммуникации. В игре разыгрываются прошлые переживания, растворяющиеся в новом восприятии и новых паттернах отношений. Таким образом, ребенок непрерывно открывает для себя заново, пересматривая свой образ, свои возможности и обязанности, свои отношения с миром.

На основе традиционной модели коррекции страхов А.И. Захарова [2], нами был составлен комплекс занятий, имеющий следующую структуру:

  1. Сочинение историй (например, сказка по кругу).
  2. Драматизация истории на заданную тему.
  3. Рефлексивный анализ, обсуждение.
  4. Упражнение на пантомимические выражения эмоциональных состояний.

Драматизация волшебных историй – это разыгрывание сказок типа: «Жил-был…»; реальные истории воспроизводят то, чего боится ребенок в жизни по типу: «Однажды…». Например, способствовать преодолению страха перед сказочными персонажами нужно с применением игрового момента на обыгрывание сказочных сюжетов, где ребенок занимает роль не только «бояки», но и «бесстрашного смельчака», или роли «пациента» и «врача» в историях с «медицинскими» страхами. А если он еще и нарисует «волшебные» таблетки против страха и выпишет рецепт «своему больному», то у него самого появляются устойчивые механизмы выработки борьбы против страха.

Одним из наиболее понравившихся детям приемов работы стало сочинение сказки по кругу. Приведем тематику данных упражнений: «Однажды на улице», «Мальчик заблудился», «Ваня пришел к зубному врачу», «Я проснулся ночью…» и др. В общем, задается тема, например: «Сказка о бесстрашном мальчике, который один отправился в путешествие...». Затем один из ребят начинает сочинять сказку (2-3 предложения), другой продолжает и так далее. Приведем пример.

    Жил-был мальчик. Он очень боялся выходить на улицу, так как там была злая собака, а в лесу жила Баба-Яга. Папа и мама у него работали с утра и до вечера, поэтому он сидел дома один или прятался под диваном, чтобы его никто не поймал.

    Он очень хотел не бояться, но у него не получалось. Тогда мальчик решил отправиться в путешествие искать смелость и силу.

    И вот однажды, когда мама и папа ушли на работу, он оделся и вышел на улицу.

   Мальчик, его звали Ваня, вдруг испугался: на улице бегал пес.

    Он хотел  зареветь, как вдруг увидел, что собака подошла к нему на задних лапках и стала плясать.

    Ваня угостил Бобика конфетой, это его  мама угостила и они вместе пошли искать смелость.

    Они подошли к лесу, им было очень страшно. Ване всегда говорила мама, что в лесу живет Баба-Яга, поэтому он никогда не ходил в лес.

    Вообще это был не лес, а парк. На углу стоял домик. Там жила старая бабушка. Она сидела на крылечке.

    Ваня поздоровался и Бобик тоже.

    Старушка попросила Ваню сходить в магазин за хлебом.

    Когда Ваня принес ей хлеб, она поблагодарила его. И угостила вкусными ягодами.

    С тех пор Ваня не стал бояться этой старушки, он подружился с ней.

    Бояться не надо, но разговаривать с незнакомыми людьми опасно!

    Ваня вернулся домой к маме и папе и попросил их оставить Бобика у себя.

    Ваня нашел и смелость, и друга.

Одним из методов работы в формировании адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях явилось моделирование конфликтной ситуации и объективирование вариантов ее разрешения с демонстрацией их последствий для каждого участника трудной ситуации. Хорошо развитое воображение помогало детям переключаться на адекватные способы эмоционального реагирования. В связи с этим мы постарались соблюсти последовательность заданий: сначала игры, основанные на общей фабуле сказки, придуманной детьми дома, затем игры-драматизации («Айболит», «Кощей», «Баба-Яга»), далее направленные сюжетно-ролевые игры («Детский сад», «На улице»).

Для закрепления смелости в отношении страхов перед сказочными персонажами было проведено небольшое развлечение «Сказочное путешествие». Дети стали активными участниками сказочных событий, выражали свое отношение к персонажам, ситуации. Ребята отправились в путь, где встретили разных сказочных персонажей.  Так, у Лешего они узнали о том, что есть волшебный кефир, придающий смелость. Преодолеть страх Бабы-Яги помогает испытание: состроить страшную рожицу – не хуже, чем у Бабы-Яги. Далее, самое трудное испытание: «страхомер» Кощея, который показывает, кто из детей боится, а кто нет. Дети пугали Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабу-Ягу и Лешего «страшилками». Ребята радовались, а значит, происходила победа над страхом и опасностями.

Чтобы преодолеть социально-опосредованные страхи и тревожность, –  выраженные беспокойством в ожидании каких-то событий, постоянными опасениями сделать что-либо не так или не то, не успеть, не быть принятым, – мы использовали условные истории. Это истории, которые могли бы произойти реально, но в другом месте, времени или обстоятельствах.

Роли распределялись так, чтобы тревожные и неуверенные в себе дети занимали ведущие позиции в игре или смогли приобрести их при небольшой поддержке.

С группой проигрывались также реальные истории. Они затрагивают жизненные отношения детей. Реальные истории обычно непродолжительны и напоминают фрагменты, сценки из жизни детей в детском саду, на улице и в семье. В играх на реальные темы необходимо объяснять как нужно себя вести в той или иной роли, то есть требуется достаточно хорошее понимание желательного поведения.  Схематически игра выглядит так: ребенок предлагает проиграть ту или иную ситуацию, рассказывает ее содержание, распределяет роли. После проигрывания идет обсуждение игры. Взрослый только направляет его в нужное русло, вносит элементы дискуссии так, чтобы решения проблемных ситуаций были сформулированы самими детьми (см., например, [1]).  

На четвертом, заключительном этапе занятий мы проводили упражнения на развитие пантомимики. Психогимнастика помогает детям снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание негативных эмоций в устойчивые эмоциональные состояния. При изображении эмоций страха, несмотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение, у детей всегда остается понимание, что они переживают страхи «понарошку».

Схема 1. Модель преодоления страхов в ходе игровых упражнений

ВЗРОСЛЫЙ /модель поведения/ ---- РЕБЕНОК /внешнее повторение/

---- Преодоление страхов через внешнее поведение

Дети, переживая воображаемые опасности и изображая страх, заражаются не эмоцией страха, а эмоцией радости, радостное настроение проявляется на их лицах в улыбке, смехе. Мы включили психогимнастику в наши занятия в качестве закрепления «смелости», для того, чтобы уменьшить напряжение участников группы, сократить эмоциональную дистанцию между ними; для выработки умения выражать свои чувства и понимать чувства и мысли других. С помощью игры происходит также обучение приемам поведения в сложных жизненных ситуациях.

 Итак, нами использовались игровые коррекционные упражнения, разыгрывание историй на темы детских страхов. Этот метод наиболее подходят детям дошкольного возраста с учетом  особенностей ведущей в данном возрасте деятельности. Проигрывание ребенком определенной ситуации представляет собой групповой процесс общения и познания себя среди других. Игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить мучающие его ситуации и найти свой выход из конфликтов. Именно игровая коррекция удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, преодолевают трудности и освобождаются от фрустрации. У многих ребят при проигрывании волшебных историй вместо страха наблюдалась явная заинтересованность, поэтому применение игровой терапии может быть показано при коррекции страхов сказочных персонажей.

Функции игровой коррекции

Нами использовался цикл игровых занятий, моделью которого послужила система коррекционной работы, предложенная А.И. Захаровым. Форма занятий – директивная игровая коррекция, в которой взрослый выступает в роли организатора и руководителя. Как правило, коррекция данного типа базируется на теории социального научения, а ее основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания эталону (герою, другим детям, взрослому). Данный метод хорошо подходит для детей, которым «трудно усидеть» на одном месте. Игровая коррекция удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от фрустраций. Они удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и актуализируют свои внутренние ресурсы.

Контрсуггестивные особенности игровой коррекции

В игровой коррекции наблюдается активная или мобилизующая игра, предполагающая ощущение прилива сил, легкости, повышение двигательной активности, т.е. здесь представлено внешнее возбуждение с последующим внутренним возбуждением. В игровой коррекции контрсуггестия предполагает отождествление (идентификацию) во внешнем плане, в игре с более сильным и смелым персонажем, принятие на себя его роли. Объединиться с сильным – значит найти себе защитника, что, по мнению М.Е. Сандомирского [4], предполагает отождествление ребенка с одним из родителей. Эта роль, если она разыгрывается часто, может усвоиться настолько, что становится неотъемлемой частью собственного «Я» ребенка.

Рассмотрим процесс взаимодействия родителя, ребенка и психолога в игровой работе по преодолению внушенных страхов.

Схема 2. Взаимодействия в игровой работе по преодолению внушенных страхов

РОДИТЕЛЬ

/вербальная суггестия/

|

РЕБЕНОК

/внушенный страх/

                                                           |                      |

ПСИХОЛОГ ----- ГРУППА ДЕТЕЙ

Во взаимодействии при игровой работе по коррекции внушенных страхов используется организуемая психологом игра с группой детей. Психолог в разыгрывании определенной ситуации, связанной с данным страхом, распределяет роли, отводя главную роль «боящему» ребенку, таким образом, призывая его к мобилизации и внешнему выражению своих переживаний. Поведение в игровой коррекции во многом определяется и контролируется результатом, следующим за ним (внимание, одобрение взрослого). Игровая коррекция директивна, так как образец поведения диктуется ведущим ребенком или психологом, поэтому ребенок, исполняющий роль, сконцентрирован на образе (взрослый рассказывает, как нужно сыграть, показать тот или иной образ). Метод игровой коррекции напоминает, в некотором смысле, модель научения и воспроизведения (А.Бандура [см., 5]), состоящую из четырех ступеней: внимание, сохранение, моторное воспроизведение, мотивационные процессы. В психотерапевтическом смысле игра позволяет прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, а так же отреагировать на них, эмоционально очиститься. Подобное возможно, как в спонтанной игре (предметной, ролевой или смешанной), когда ребенок бессознательно будет проигрывать беспокоящие его вещи, события, а так же в организованной игре на какую-то конкретную тему.

Таким образом, контрсуггестивные качества игровой коррекции позволяют ребенку прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, отреагировать свои переживания, эмоционально очиститься; способствуют преодолению внушенного страха на физическом уровне, обеспечивают активную двигательную составляющую, переходящую в отреагирование (катарсис).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций // Игра и самостоятельная деятельность в системе воспитания. – Таллинн: Прима, 1984
  2. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.
  3. Орлова Л.В. Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов (на материале старшего дошкольного возраста). Автореф., дисс. … канд. наук. М., 2009.
  4. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство – М.: Независимая фирма «Класс», 2007.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
  6. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
  7. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.