Использование рисуночного теста «Человек под дождем» для изучения гендерных различий первоклассников
Проективная рисуночная методика «Человек под дождем» является удобным и информативным инструментом изучения личностных особенностей первоклассников в период их адаптации к школе. В статье рассматриваются гендерные различия в выполнении данного теста учащимися 1-х классов, которые необходимо учитывать в педагогической практике.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И.И.Проскурина
ЦПМСС Калининского района
Санкт-Петербург
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНОЧНОГО ТЕСТА
«ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ»
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Многие школьные педагоги-психологи занимаются изучением адаптации первоклассников к школе и, соответственно, сталкиваются с задачей выбора средств для такого изучения. Как правило, подбирается некий набор методик, которые призваны измерять ключевые параметры адаптации и ориентировать психолога в причинах возможной дезадаптации. Учитывая, что диагностика проводится на целой параллели первых классов и ее результаты нужно получить в сжатые сроки для скорейшей помощи дезадаптированным детям, важным требованием к методикам является экономичность по форме проведения и затратам времени. В этой связи нередко для получения эмпирических данных о психических особенностях ребенка психологи обращаются к рисуночным методам.
В качестве одного из инструментов изучения адаптации первоклассников к школе нами использовалась проективная методика «Человек под дождем», которая направлена на диагностику особенностей совладания со сложными ситуациями. Методика позволяет понять, как человек реагирует на стресс, способен ли он успешно преодолевать жизненные трудности, какими личными ресурсами он располагает, а также позволяет увидеть применяемые защитные механизмы. Таким образом, школьный психолог может узнать, насколько устойчив ребенок-первоклассник к воздействию стрессовых факторов и каковы его адаптивные возможности.
Методика «Человек под дождем» была предложена Е.С. Романовой и Т.И. Сытько [6]. Авторы методики исходят из того, что одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам. В качестве «стрессового фактора» в нашем случае выступает фактор внешней среды – дождь.
В классическом варианте авторы методики предлагают обследуемым нарисовать поочередно два рисунка – сначала «Человек», а затем «Человек под дождем». Полученные рисунки рассматриваются в сравнении. Поскольку дождь символизирует стрессовую ситуацию, по тому, как меняется изображение по сравнению с первым рисунком, можно судить об отношении индивида к трудностям и о способах их преодоления. Безусловно, работа с двумя рисунками является для психолога более предпочтительным вариантом, особенно в ходе индивидуальной консультации. Тем не менее, практика показала, что достаточно информативен и имеет право на существование (особенно в условиях 35-минутного урока в первых классах) и сокращенный вариант, когда используется только рисунок «Человек под дождем».
Проведение диагностики в школах позволяет получить большое число детских рисунков. При этом обращает на себя внимание то, что помимо ярких индивидуальных различий имеются существенные различия в рисунках девочек и мальчиков, что, на наш взгляд, является проявлением гендерных различий в ходе самой адаптации.
Для исследования были взяты рисунки первоклассников двух школ за два учебных года, для ровного счета – 100 рисунков мальчиков и 100 рисунков девочек. Соответственно, приведенные в таблице цифры – проценты. Следует отметить, что хотя количественный анализ не позволяет учесть много разных нюансов, значимых при индивидуальной интерпретации изображения, тем не менее, он дает возможность сравнить выборки мальчиков и девочек с точки зрения особенностей их эмоционального состояния и личностного развития. Ниже в таблице представлены параметры, выбранные для анализа рисуночного материала, и цифровые данные.
Табл.1
Мальчики | Девочки | ||
Всего рисунков | 100 | 100 | |
Человек | Фигура своего пола | 93 | 92 |
Фигура противоположного пола | 7 | 8 | |
Есть одежда | 75 | 97 | |
Нет одежды (голая схема) | 25 | 3 | |
Человек улыбается | 67 | 77 | |
нейтральный | 23 | 19 | |
грустный | 10 | 4 | |
Два или несколько человек | 10 | 4 | |
Дополнительные детали | Собачка (или др.животное) | 7 | 18 |
- деревья | 5 | 11 | |
- дома | 9 | 6 | |
- машины | 6 | 1 | |
Атрибуты дождя | Дождь есть | 96 | 90 |
Дождя нет | 4 | 10 | |
Тучи есть | 47 | 40 | |
Туч нет | 53 | 60 | |
Лужи есть | 43 | 50 | |
Луж нет | 57 | 50 | |
Гроза с молнией | 12 | 3 | |
Солнце, радуга | 6 | 12 | |
Зонт | Зонт есть | 82 | 81 |
- закрывает от дождя | 53 | 65 | |
- не закрывает от дождя | 29 | 16 | |
- гигантский зонт | 7 | 8 | |
Зонта нет | 18 | 19 | |
Толстая ручка зонта | 34 | 34 |
Рассмотрим приведенные данные. Обращает на себя внимание тот факт, что в обеих выборках практически одинаковый процент детей рисует человека своего пола. Казалось бы, использование мужского рода в самой инструкции («Нарисуй человека под дождем») провоцирует возникновение образа «мужчины под дождем», тем не менее подавляющее число девочек рисует женскую фигуру. Получается, что только 7-8 детей из 100 согласно интерпретации нашей методики реагируют на стрессовую ситуацию по типу противоположного пола (либо здесь есть вероятность спутанной гендерной идентификации).
Бросается в глаза, как сильно различается само изображение человека в рисунках мальчиков и девочек. Поскольку у детей рисунок является глубинным портретом личности, неким интегративным показателем развития, здесь наглядно проявляются различия в социальной зрелости мальчиков и девочек. На изобразительном уровне мы упрощенно свели это к показателю, одет человек или нет. Известно, что к началу школьного возраста девочки опережают мальчиков в развитии на 1-1,5 года. Анализ наших рисунков подтверждает, что четверть мальчиков рисует человека на уровне 5-летнего ребенка, как голую схему. У большинства же девочек рисунки с явными признаками половой идентификации, с большим количеством хорошо прорисованных деталей. Зачастую возраст изображенного персонажа значительно старше самой девочки.
Важное значение при интерпретации самочувствия ребенка в ситуации «дождя» имеет выражение лица человека на его рисунке. Девочки в массе своей чувствуют себя гораздо уверенней и чаще изображают своих персонажей улыбающимися (77% против 67%). Иногда они вообще забывают изобразить дождь, поскольку этот символ для них не актуален. Грустное же лицо человечка на рисунке может свидетельствовать о тревожной ситуации в жизни самого ребенка.
Дополнительные детали на рисунках наших первоклассников вполне ожидаемы. Мальчики чаще изображают дома и машины, девочки – животных и деревья. У девочек моден сюжет с прогуливанием собачки под дождем. В методике это интерпретируется как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. Но на наш взгляд, в некоторых случаях можно предположить, что у рисующего есть потребность самому кого-то поддерживать и опекать.
Изображение таких атрибутов дождя, как тучи (символ ожидания неприятностей) и лужи (внутренние переживания после неприятностей) имеет некоторые гендерные особенности. Мальчики с их непоседливостью, импульсивностью, неряшливостью чаще получают замечания от учителей. Их адаптация к школьным требованиям протекает значительно более бурно. Отсюда большое количество туч на рисунках, сильнее сам дождь, а у 12 % мальчиков – вообще гроза с молниями. В то же время девочки более склонны к рефлексии, и этим можно объяснить некоторое преобладание у них рисунков с изображением луж. В целом же девочки настроены более оптимистично, и вдвое чаще изображают символы, предвещающие скорое разрешение проблем – солнце и радугу.
Такая существенная деталь, как зонт, в наличии практически у одинакового числа мальчиков и девочек (81-82%). Зонт – это родительская защита, и на рисунках детей данного возраста естественно ожидать его изображение. Тем не менее, почти у пятой части первоклассников зонта нет, что может трактоваться двояко. У некоторых детей, особенно рисующих улыбающегося одетого человека, есть представление (или иллюзия) о собственной самостоятельности («я сам справляюсь с собственными неприятностями»), другие же таким образом сигнализируют, что им родительской заботы и защиты не хватает. Противоположная картина – наличие гигантского зонта, что может говорить о гиперопеке со стороны родителей, чаще матери (это почти одинаковый процент: 7 у мальчиков и 8 у девочек). В целом же даже имеющие зонт человечки далеко не всегда прикрыты им от невзгод. И в данном случае наблюдаются значительные гендерные различия: у мальчиков зонт в стороне от головы почти в два раза чаще, чем у девочек.
Изображение толстой ручки зонта как символа тесной связи с отцом выделено нами как отдельный признак, поскольку было интересно сравнить, как часто по рисункам мальчиков и девочек можно увидеть проявление отцовского начала в семье. Оказалось, что гендерных различий нет, и ручка, изображенная не одной, а двумя линиями, встречается в 34% случаев как у тех, так и других.
ВЫВОДЫ.
- Проективная рисуночная методика «Человек под дождем» является удобным и информативным инструментом изучения личностных особенностей первоклассников в период их адаптации к школе.
- Рассмотрение гендерных различий при выполнении рисуночного теста «Человек под дождем» позволяет подтвердить опережающее развитие девочек-первоклассниц по сравнению с одноклассниками-мальчиками.
- Судя по рисункам, переход от статуса дошкольника к статусу школьника мальчики переживают более драматично. Девочки в процессе адаптации чувствуют себя увереннее и оптимистичнее.
- Не выявлено существенных гендерных различий в частоте символического изображения родительской защиты от неприятных внешних воздействий – зонта, в том числе и гигантского. Тем не менее, по ощущениям почти трети мальчиков, они остаются «со стихией» один на один.
- Данный рисуночный тест хорошо дополняет другие средства изучения адаптации первоклассников, а также позволяет в работе с родителями дезадаптированных учащихся именно наглядно продемонстрировать им чувство беспомощности ребенка перед внешними обстоятельствами, его потребность в родительской защите.
Литература
- Гаффарова А. Е. К вопросу становления когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов гендерной идентичности у детей младшего школьного возраста. //Научно-издательский центр «Социосфера», Раздел Теория и практика гендерных исследований в мировой науке, 2010.
- Иванова М.В., Коваленко О.В. Психологические особенности формирования гендерной идентичности в младшем школьном возрасте: Монография. - Иркутск, 2005. - 114 с.: ил.
- Косенкова Ю.В. Адаптационный период ребенка-первоклассника //Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2008. №5.
- Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Рисунок в психодиагностике //«Школьный психолог» № 43/2003.
- Никорчук Н.В. Психодиагностическое исследование эмоционального состояния учащихся младшего школьного возраста. //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Раздел Школьная психологическая служба http://festival.1september.ru/articles/211109/.
- Романова Е. С., Сытько Т. И. Проективные графические методики. СПб., 1996.
- Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2002.
