Практика применения Краткого ориентировочного теста для выявления математических склонностей учащихся
В статье приводятся сравнительные результаты использования интеллектуального теста КОТ на этапе выбора старшеклассниками профиля обучения в школах с различными программами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45 КБ |
Предварительный просмотр:
И.И.Проскурина, Санкт-Петербург
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КРАТКОГО ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современной школе диагностические обследования учащихся разных классов являются необходимым элементом психологического сопровождения образовательной программы. В частности, многие образовательные учреждения обращаются к групповому психологическому тестированию девятиклассников на этапе выбора этими учащимися профиля дальнейшего обучения. В школах, где в 10-11 классах реализуется программа с дополнительной (углубленной) подготовкой по математике, важны рекомендации психолога по комплектованию классов с учетом не только успеваемости, но и склонности учащихся к этому предмету.
В психолого-педагогической литературе склонность описывается как сложное психологическое образование, имеющее следующие внешние проявления: длительное и устойчивое стремление личности к определенной деятельности; успешность выполнения этой деятельности; творческий характер деятельности и стремление к творчеству; проявление устойчивого интереса к определенной области знаний; стремление к постоянному накоплению этих знаний. Именно устойчивая склонность к деятельности обусловливает формирование способностей и достижение успехов: склонность выступает как фактор одаренности.
В арсенале психолога есть немало интеллектуальных тестов, включающих субтесты на математические способности (тесты Векслера, Амтхауэра, Айзенка и др.). Краткий ориентировочный (отборочный) тест Бузина-Вандерлика (КОТ) также относится к категории тестов на интеллект. КОТ предназначен для определения интегрального показателя «общие способности» и предусматривает диагностику следующих критериев оценки интеллекта: способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, распределение и концентрация внимания, скорость и точность восприятия материала, переключаемость, языковое чутье, арифметические способности, пространственное воображение, выбор оптимальной стратегии (всего 50 заданий).
Как правило, основным показателем математической успешности в большинстве тестов является количество выполненных заданий или скорость их выполнения. Краткий ориентировочный тест в этом плане имеет существенное отличие: он в принципе допускает выбор – решать или не решать задачи, выбирать одни или другие задания. Тем самым можно предположить, что поскольку в ситуации дефицита времени (15 минут) инструкция позволяет пропускать сложные, трудоемкие или непонятные задания, то сам факт выбора и решения арифметических задач при наличии более простых и легких заданий свидетельствует о математических склонностях испытуемых.
Такое предположение подтвердил сравнительный анализ результатов тестирования девятиклассников различных школ – физико-математической гимназии, специализированной школы с углубленным изучением английского языка и общеобразовательной школы (см. таблицу). Всего в тестировании принимали участие около 250 учащихся.
Физ.-мат. гимназия | Специализированная языковая школа | Общеобразовательная школа | |
Всего баллов | 23,1 | 22,4 | 17,6 |
В том числе задач | 2,7 | 1,3 | 1,2 |
Обследование показало, что девятиклассники физико-математической гимназии и языковой школы демонстрируют довольно близкие (и более высокие, чем в обычной школе) интегральные показатели по тесту. При этом учащиеся как языковой, так и общеобразовательной школы в основной своей массе избегают заданий в виде арифметических задач, а те немногие задачи, которые выбирают, решают неправильно. В то же время учащиеся гимназии не только умеют (что естественно), но и хотят решать задачи, несмотря на то, что они занимают больше времени. После тестирования гимназисты оживленно делятся впечатлениями и обсуждают особо понравившиеся задачи, демонстрируя интерес именно к этой группе заданий.
Безусловно, для успешного решения задач требуется определенный уровень развития числовых способностей (способностей к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций). КОТ, по замыслу авторов, предназначен для испытуемых с образованием начиная с 6-го класса, то есть при желании учащиеся 9-х классов как гуманитарной, так и общеобразовательной школ с задачами могут справиться. Поэтому выбор стратегии – выполнять все задания подряд или какие-то пропускать – на наш взгляд, в большой степени определяется склонностями испытуемых.
Детальный анализ предпочтений при выполнении КОТ достаточно информативен и может также использоваться в качестве дополнительного приема в ряду других методических средств при индивидуальных профконсультациях. Математический фактор интеллекта, наряду с другими характеристиками, важно учитывать при профессиональном выборе в пользу технического образования.
Литература
- Барлас Т.В. Диагностические возможности Краткого отборочного теста. //Журнал практической психологии и психоанализа. № 3, 2005.
- Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М., Смысл (Психодиагностическая серия, выпуск 4), 1992.
- Орлов А. Б. Склонность и профессия. – М.: Знание, 1981.
4. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. – СПб, Речь, 2006.
