Психологический тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

 

знакомство участников с работой в тренинговой группе, развитие групповой сплоченности, осознание своей жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_emocionalnogo_vygoraniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 32
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Психологический тренинг

«Профилактика эмоционального выгорания

 педагогов».

подготовила

педагог-психолог

 Лебедева Е.С.

Цель: знакомство участников с работой в тренинговой группе, развитие групповой сплоченности, осознание своей жизненной позиции.

Оборудование: фломастеры, листы бумаги, стулья, мягкая игрушка.

1.Теоретическая часть (понятие эмоции, роль и функции эмоций, феномен «эмоционального выгорания»).

2.Тренинг.

  1. Эмоции (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний человека и животных, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания эмоциональных состояний. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей. В зависимости от влияния на активность поведения и деятельности человека, эмоции подразделяются на стенические (от греч. shenos - сила) и астенические. Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы. В структуре поведения и деятельности можно выделить базовые эмоции, определяющие цели деятельности, ее стратегические направления, и производные от них операциональные эмоции. Базовые эмоции определяют направленность жизнедеятельности индивида, а операциональные – его отношение к различным условиям деятельности, к реальным достижениям. То, что содействует достижению цели, вызывает положительные эмоции, то что препятствует, - отрицательные.

Виды эмоционального реагирования: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный тон впечатлений, настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы, тревоги и фрустрации.

Настроение – (англ. mood) – одна из форм эмоциональной жизни человека. Настроением называется более или менее устойчивое, довольно продолжительное эмоциональное состояние человека.

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Стресс это вид эмоционального психического состояния, которому личность подвергается в связи с нервной и эмоциональной перегрузкой.

4. Феномен «эмоционального выгорания».

В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состоя ния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.).

Обобщив многие определения «выгорания», выделяли три главных компонента:

- эмоциональное и/или физическое истощение;

- деперсонализация;  

- сниженная рабочая продуктивность.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перена пряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся, формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут понача лу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности. Подобное явление обнаружил у учителей со стажем свыше 30 лет С. А. Гаранин.

К трем основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят следующие: личностный, ролевой и организационный.

Влияние личностных особенностей. Среди личностных особенностей, способ ствующих «выгоранию», выделяют:

- эмпатию;

- гуманность;

- мягкость;

- увлекаемость;

- идеализированность;

- интровертированность;

- фанатичность.

Имеются данные, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у муж чин, хотя это подтверждается не во всех исследованиях. А. Пайнс с коллегами установили связь «выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руковод ства. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недо статок автономии способствуют «выгоранию». В. И. Ковальчук отмечает роль таких личностных особенностей, как самооценка. Людям с низким уровнем самооценки больше угрожает напряжение, поэтому они более уязвимы и подвержены «выгоранию».

К. Кондо наиболее уязвимыми, «выгорающими», считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков».

Ролевой фактор проявляется в ролевой конфликтности, ролевой неопределенно сти.

 К организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным об разом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность характера руководства со стороны начальства содержанию работы и т. д.

Как отмечает В. И. Ковальчук, среди организационных факторов «выгоревшие» лица указывают на следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напря жения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; монотон ность работы вследствие слишком большого количества повторений; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положи тельной оценке; физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нор мального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; на пряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность ком муникации и др.

Показано наличие синдрома «эмоционального выгорания» у учителей, у врачей и медицинских сестер, у ученых, у управленцев. Таким образом, этот син дром, очевидно, довольно распространен среди многих профессий, в том числе и не исследованных психологами.

Ход занятия.

Вводная часть.

Упражнение «Имя – качество».

Участники сидят в кругу и, передавая друг другу мягкую игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или отчестве. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то, что все очень разные, нам предстоит совместная работа.

        Упражнение «Приветствие в зеркале».

Участники по кругу приветствуют группу словами и жестами. Все остальные представляют себя зеркалами, которые отражают увиденное.

Выработка правил группы:

  1. Конфиденциальность,
  2. Говорим только о собственных чувствах,
  3. Отсутствие оценочных суждений – не даем оценку личности других участников,
  4. Право на ошибку – на тренинге нет «правильного» или «неправильного»,
  5. Один говорит, другие молчат, не перебиваем друг друга,
  6. Добровольность – можно не участвовать в отдельных упражнениях,
  7. Ответственность – нельзя пропускать занятия.

Основная часть.

Упражнение «Дерево».

Участники в быстром темпе называют известные породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев (ствол, корень, крона). Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть…(кроной, стволом, корнем)». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор (можно дать общий ответ от всей группы, но если есть частные мнения, можно озвучить их). Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни (от корня питается дерево, ствол – проводник, держит на себе всю тяжесть, крона дает дереву дышать, творить и т.д.).

Заключительная часть.

Упражнение «Продолжи фразу».

Цель: развитие групповой сплоченности.

Ведущий предлагает участникам продолжить фразу «Я, как и все мы…»

Рефлексия упражнения. Что нас всех объединяет?

Упражнение «Комплимент».

Цель: позитивная обратная связь.

Ведущий напоминает, как приятно бывает получать комплименты. По кругу, передавая мягкую игрушку рядом сидящему говорит комплимент. Желательно, что бы каждый услышал о себе что-то приятное.

Упражнение «Цвет моего настроения».

Цель: осмысление своего эмоционального состояния.

Участники в кругу, передавая друг другу мягкую игрушку, говорят с каким цветом ассоциируется их теперешнее настроение. Обобщая высказывания, ведущий сообщает, что преобладание светлых и ярких тонов указывает на позитивное эмоциональное состояние участников.

Рефлексия занятия.

Как прошло занятие? Что было самым трудным (неприятным), что больше всего понравилось (запомнилось)? Ваши пожелания участникам группы, самому себе, ведущему.